Современный подход к организации трудового обучения и воспитания младших школьников в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования личности младших школьников через трудовое воспитание и обучение посредством организации экскурсии.
Предмет исследования: роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.33 Кб (Скачать файл)

Кроме того, экскурсоводу следует наметить пути эмоционального воздействия на обучающихся. Например, рассказать интересную историю или случай из профессиональной жизни различных людей.

Экскурсовод должен определить содержание информационного материала, четко выделить самое существенное во всем объеме информации, не перегружая внимание обучающихся второстепенными подробностями, учесть их мнения и интересы, ответить на их вопросы [6, С. 33-37]. 

Учителю необходимо выделять незнакомые для школьников понятия и продумать способы их объяснения. Помимо этого, учителю важно помнить о способах управления вниманием детей. С этой целью надо ставить перед обучающимися определенные задачи, разъяснять детали, давать ориентиры, отправные точки наблюдения.

 Требования к личности  экскурсовода:

-  Умение грамотно, доходчиво, эмоционально и логично излагать  свои мысли.

-  Доброжелательное отношение  к детям, умение заинтересовать  их.

-  Гибкость в подаче  материала.

-  Умение  привлечь  участников  экскурсии к важным  аспектам деятельности 

специалиста.

-  Тактичность и внимание.

-  Умение доходчиво  излагать материал с учетом  возрастных особенностей 

младших школьников.

  1.Знакомство с профессией  и ее значение.

  История развития  профессии. Потребность в профессии. Значение ее  в наши дни.

Связь этой профессии с другими профессиями. 

  2.Содержание труда  по специальности.

  Внешнее содержание  трудового процесса: задание, материал, сырье, с которым

работают, средства, ход, распределение и результат труда. Внутреннее содержание

процесса: знания, навыки. Характер и условия труда: под открытым небом, в помещении,

с животными, с техникой, требуют большого физического напряжения и т.д.

    Предварительная  разработка  экскурсии даст возможность   учителю  проводить экскурсию плавно,  целенаправленно,  с учетом  не только  психологических особенностей  младших школьников, но и условий безопасности.

  Успех проведения экскурсий для  младших школьников  во многом зависит от творчества учителя, от его умения доступно и содержательно представить детям необходимую информацию [8, С. 237-241].

1 класс

Цели и задачи трудового воспитания в 1 классе состоят в формировании у школьников общих представлений о роли труда в жизни людей; в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике; в воспитании уважения к людям труда.

Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с первого класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными  профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.

 

Примерные виды и формы работы в 1 классе:

Сентябрь - Экскурсия на школьный участок. Беседа «Труд людей осенью».


Октябрь - Экскурсия в школьный кабинет  технологии  (библиотеку, медицинский кабинет, и др.). Проведение беседы по материалам экскурсии.


Ноябрь -  Экскурсия «Построй дом своей мечты». Встреча со строителями.


Февраль -Экскурсия в школьные учебные  мастерские. Беседа по материалам экскурсии.


Март - Экскурсия в теплицы «Выращивание растений».


Апрель – Экскурсия  «Знакомьтесь! Профессия - водитель».


Май - Экскурсия  на школьный участок, огород, поле.


 

2 класс

    Цели и задачи  трудового воспитания во 2 классе:  знакомство школьников с профессиями окружающих людей (родителей, знакомых), расширение их представлений о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности. 

  Какие нужны способности  для выполнения того или иного  вида труда? Например, парикмахеру? Фантазия, аккуратность, внимательность, доброжелательность, позитивное общение с клиентом.  А хирургу  –  знание анатомии и физиологии человека, хорошее зрение, мелкая моторика рук. Спортсмену  –  режим, здоровый образ жизни, усердие, наследственные задатки. А какими способностями обладаете вы?

  Такими вопросами  можно начинать работу по профессиональной  ориентации во втором классе.  Главной  идеей такой работы должно стать желание дать ученикам представление о различных профессиях; обогатить знания детей о современных профессиях; развивать кругозор, активизировать речь детей, расширить словарный запас; воспитать уважение к людям различных профессий.

 

  Примерные виды и формы работы  во 2 классе 

Сентябрь – Экскурсия «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофера, овощевода.


Октябрь -  Экскурсия «Лес. Работники лесничества».


Ноябрь –Экскурсия  «Повар – мастер приготовления блюд».


Декабрь - Экскурсия на предприятие пищевой промышленности (столовая,


молокозавод, хлебозавод, пекарня и др.).


Январь – Экскурсия «Будь внимателен на улице».


Апрель - Экскурсия  на предприятие сферы обслуживания (в парикмахерскую, в швейную мастерскую, в магазин и т.д.). 


Май – Экскурсия на пришкольный участок


 

3 класс

Цели и задачи  трудового воспитания в 3 классе: продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков; знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями; выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей.

У школьников формируется  активность и инициативность, способствующие в дальнейшем  поиску  полезных дел. Кроме того, у них формируется  чувство ответственности за качество выполняемой работы.

 

Примерные виды и формы работы в 3 классе 

Сентябрь – Экскурсия «Все профессии нужны, все профессии важны». 


Декабрь - Экскурсия на почту. Знакомство с работой почтового отделения.


Январь -  Экскурсия в редакцию газеты


Апрель – Экскурсия «Профессия-пожарный».


Май - Экскурсия на пришкольный участок


 

4 класс

     Цели и задачи трудового воспитания в 4 классе: обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к  труду, уважение к людям труда; расширять и углублять представления о различных профессиях. 

 

Примерные виды и формы работы в 4 классе 

Декабрь – Экскурсия  «Профессия-библиотекарь».


Январь - Экскурсия  «Профессия-парикмахер».


Февраль - Экскурсия  «Профессия-портной».


Март - Экскурсия в поликлинику. Знакомство с медицинскими профессиями.


Апрель –Экскурсия  «Профессия-продавец».


Май - Экскурсия на пришкольный участок


 

Экскурсия  играет важную роль в решении  целей и задач трудового  воспитания  и обучения.

  Грамотно организованная  экскурсия в начальном звене  способствует  формированию  в сознании  школьников  разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает  у них бережное отношение к результатам труда,  а также  понимание  значимости  труда  специалистов  для  жизни и  развития  общества, отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной  деятельности.  В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, включая  такую форму организации  учебно-воспитательной деятельности, как экскурсия, которая позволяет эффективно выстраивать трудовое воспитание и обучение на  первом уровне образования.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь школьникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни. 
Задача воспитания трудолюбия и бучение трудовым навыкам – одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Трудовое воспитание и обучение охватывает те аспекты образовательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования. Труд в процессе воспитания и обучения выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания. [12, С.102-104].

Таким образом, исследованный материал позволил сделать вывод, что труд младших школьников должен правильно, педагогически целесообразно организован. 
          В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества.        

 В ходе исследования  была определена роль экскурсии в трудовом обучении и воспитании  младших школьников. Выяснилось, что экскурсия  формирует представление младших школьников о мире труда и профессий, представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса трудового воспитания  и  обучения. Представлен практический  опыт организации экскурсии (См. приложение № 1,2,3,4) в воспитательно-образовательном процессе.      Анализ путей  и средств формирования личности младших школьников в процессе трудового воспитания обучения позволил выявить, что данный процесс у младших школьников будет значимым, если осуществляется комплексный подход,  используются разнообразные  методы  и средства, где наиболее эффективным и действенным является  экскурсия. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Актуальные вопросы  трудового воспитания младших  школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ, 2000.-32с.

2. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? //Педагогика, 1991, №12 с. 34-39

3. Бакулин В.М. Экскурсии  как способ активизации учебно-познавательной  деятельности детей // Начальная  школа Плюс Минус. -2001. - № 5. - С.12-17.

3. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. – М.: Педагогика, 1981 с. 68-78, с. 103-120.

4. Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика. - М., 2004.

5. Догадкина Н.Р. Растения зимой. Окружающий мир. I класс // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С.95-98.

6. Егорова Г.В., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок // Начальная школа. - 2001. - № 3. - С.33-37.

7. К вопросу о формировании  мотивов трудовой деятельности  младших школьников // Оценка эффективности  образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.- практ. конф. Ч. И - Славянск - н/К, 2000. - С. 95-96. Соавт.:Е.А. Мозговой, Т.С. Юрьева.

8. К вопросу о методах  трудового воспитания младших  школьников // Проблемы и перспективы реализации базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации: Сб. науч. тр. - Славянск-н/К, 2000. - С. 237 - 241. Соавт.: Е.А. Мозговой,Т.С. Юрьева.

9. Козина Е.Ф., Степанян  Е.Н. Методика преподавания естествознания. - М.: Академия, 2004.

10. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.57-59.

11. Миронов А.В. Методика  изучения окружающего мира в  начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

12. О трудовом воспитании  в младшем школьном возрасте//Оценка  эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.-прак. конф. Ч. II - Славянск - н/К, 2000. - С.-102-104. 
13. Окружающий мир.2 класс.: Поурочные плены по учебнику А.А. Вахрушева / Авт. - сост. Н.В. Кийко, Н.А. Порунова. - Волгоград: Учитель, 2005. – С. 50-58.

14. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 2003. – С. 25-32.

15. Педагогический энциклопедический  словарь / Глав. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2002. – С. 26-35.

16. Перспективы профессионально-педагогической  подготовки учителя к трудовому  воспитанию младших школьников //Технология 2000: Теория и практика преподавания  технологии в школе: Сб. тр. VI Международной  конф. - Самара, 2000. - С. 200-202

Информация о работе Современный подход к организации трудового обучения и воспитания младших школьников в начальной школе