Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 09:41, курсовая работа
Цель исследования: определить роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования личности младших школьников через трудовое воспитание и обучение посредством организации экскурсии.
Предмет исследования: роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников
Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними.
Особая роль экскурсий в формировании представлений младших школьников о мире труда и профессий состоит в том, что они наиболее доступны учащимся, в процессе их осуществления реализуется принцип наглядности, имеющий особое значение в обучении детей данного возраста. У младших школьников преобладает наглядное мышление и память, а в процессе экскурсии они могут наглядно познакомиться с различными производствами, техникой, увидеть воочию, как трудятся люди.
Экскурсии выполняют следующие функции:
· реализация принципа наглядности обучения.
· повышение уровня научности обучения и укрепления его связи с жизнью, практикой.
· знакомство учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и в сельском хозяйстве.
· профессиональная ориентация учащихся.
Для того чтобы экскурсия
стала действенным средством
в формировании представлений
младших школьников о мире
труда и профессий, необходимо
учитывать ряд условий. Многие
педагоги, организуя экскурсию, используют
в ее содержании занимательный
материал, стихи, загадки, пословицы, что
делает экскурсию более
За годы обучения
в начальной школе учащиеся
должны побывать на
Научить детей трудиться, приобрести трудовые навыки поможет метод целевых экскурсий. Наблюдая различные трудовые процессы в естественных условиях, дети приобретают знания и навыки труда.
При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с правилами трудового поведения. [17, С. 103-104].
В сельской местности детей знакомят с аграрным трудом, организуя для них встречи с хлеборобами, овощеводами, животноводами (чаще всего это родители учащихся). На таких занятиях учитель опирается на наблюдения учащихся, на их практический опыт. Дети рассказывают, какие животные у них в хозяйстве, как они помогают родителям ухаживать за ними и т. д.
В городских условиях проводятся
заочные экскурсии–беседы с использованием
диапозитивов, таблиц и других средств
наглядности.
Принимая участие в уходе за комнатными
растениями и домашними животными, работая
на пришкольном участке, в саду, на огороде,
дети на практике познают, что все живое
нуждается в воде, тепле, свете, они понимают,
какое значение для человека имеют растения
и животные, как человек заботится о них.
Конкретные представления о
предметах и явлениях окружающей природы,
о труде людей уточняются и закрепляются
в ходе дидактических и сюжетно-ролевых
игр, требующих узнавания, классификации,
соотнесения.
Эффективным приемом формирования нравственного
отношения к труду является постановка
проблемных ситуаций и во время экскурсий,
и в ходе занятий в классе, на пришкольном
участке, во время игры.
Познавательные ситуации чаще предлагаются
учителем. Например, он показывает картину:
уборка зерновых культур. Ставятся вопросы:
как вы считаете, трудная ли это профессия
хлебороб? Тяжело или легко растить хлеб?
К ответу дети подготовлены, так как на
предыдущих занятиях они получили необходимые
знания.
Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от учащихся решения той или иной нравственной задачи. Например: Выходя на экскурсию в природу вы привлекаете детей к уборке от мусора лесополосы, берега реки, парка и т. д
Существуют различные виды экскурсий: обзорные и
ознакомительные; тематические; профессиографические; комплексные экскурсии (всестороннее последовательное ознакомление обучающихся с профессией и их постепенное вхождение в коллектив предприятия).
Для младших школьников целесообразно проводить обзорные и ознакомительные экскурсии с использованием элементов из тематических и
профессиографических экскурсий.
Основная цель – ознакомить школьников с ролью предприятия, организации, учреждения, учебного заведения в народном хозяйстве населенного пункта, района, города, республики; историей и перспективой их развития, с условиями и характером работы.
Участие детей в
обзорных и ознакомительных
Для того, чтобы не вызвать негативных эмоций, следует избегать информационной перегрузки обучающихся. Новизна обстановки сама по себе дает большой объем информации. Комментарии во время осмотра объектов должны быть емкими и краткими, а общая продолжительность экскурсии не должна превышать 45 минут.
Тематические экскурсии знакомят детей с конкретной профессией непосредственно в производственных условиях. Школа разрабатывает тематический цикл экскурсий в соответствии со школьной программой в целях всестороннего ознакомления и пропаганды отдельных профессий среди школьников. В тематике экскурсий должно учитываться изучение отдельных тем школьных предметов.
Профессиографическая экскурсия – это форма организации познавательной деятельности учащихся, направленная на получение и анализ профессиографической информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности. В ходе экскурсии раскрывается содержание профессии. Ребята учатся самостоятельно проводить анализ профессий, знакомятся не только с содержанием и характером труда, но и со средствами, орудиями и условиями труда, с требованиями, предъявляемыми профессией к личным качествам человека. [15, С. 62-63].
Очень важно предварить профессиографическую экскурсию консультацией. Перед экскурсией учебная группа разбивается на подгруппы с учетом интересов, склонностей, способностей. Желательно, чтобы число учащихся не превышало 15 человек. Проведение экскурсии требует от экскурсовода тщательной подготовки, знаний в области педагогики, психологии труда, организации производства.
Экскурсии занимают важное место в общей системе работы учителя. Они позволяют обогащать изучение различных предметов наблюдениями, приучают школьников подходить к рассмотрению явлений, как с различных сторон, так и воспринимать их целостно. Кроме того, экскурсия является одним из эффективных методов профориентационной работы в школе, в том числе в начальной школе. Экскурсии позволяют формировать представления младших школьников о мире труда и профессий, исходя из принципа наглядности.
В процессе экскурсии при ознакомлении с различными видами производства, с различными орудиями труда, материалами интенсивно развиваются такие психические процессы, как память, произвольное внимание и наглядно-образное мышление, которые лежат в основе познавательной деятельности школьников. [13, С. 50-58].
Экскурсии выполняют следующие функции:
- реализуют принцип наглядности обучения и воспитания;
- повышают уровень научности обучения и воспитания, укрепляют его связи с жизнью, практикой;
- знакомят обучающихся с производством, с применением научных знаний в
промышленности и в сельском хозяйстве;
- осуществляют профессиональную ориентацию школьников.
Для
того чтобы экскурсия стала
действенным средством в
На всех этапах развития ребенка, начиная с младшего школьного возраста и
заканчивая полным завершением становления личности юношей и девушек (10 – 11 класс), очень важен процесс пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности.
В начальной школе (1 – 4 класс) начинается формирование профессиональных интересов детей. На этом этапе важно знакомить их с различными видами трудовой деятельности, формировать интерес к профессиям, воспитывать уважение к людям труда.
Необходимо также формировать у них элементарные представления о культуре труда: подчеркивать важность выстраивания положительных взаимоотношений в коллективе, формировать привычку содержать в порядке свое рабочее место, развивать умение бережно относиться к материалам и инструментам. Все это должно определить специфику профориентационных экскурсий для младших школьников.
2.2. Методика
организации и проведения экскурсии
Общие правила проведения экскурсий
Родители обучающихся должны быть подробно осведомлены о планируемой экскурсии.
Во время экскурсии необходимо соблюдать общие правила ее проведения. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с группой 20 – 25 человек, но если шумно и установлены повышенные требования к безопасности, число участников экскурсии не должно превышать 10-15 человек.
Во вступительной беседе экскурсовод должен предложить общий план осмотра объекта, остановиться на поведении учащихся в цехах, отделах, учебных кабинетах, познакомить с правилами техники безопасности, выяснить, что знают учащиеся об объекте, с которым они знакомятся. Вступительная беседа не должна быть слишком продолжительной.
Экскурсию следует проводить в заранее намеченных безопасных местах, позволяющих хорошо видеть объекты. Не следует обращать внимание школьников на работу сразу всей организации. Важно акцентировать внимание на работе участков и бригад, отделов, отдельных небольших коллективов. Познакомить с достижениями новаторов, рационализаторов, изобретателей, пользуясь при этом средствами наглядной агитации: плакатами, стендами, фотографиями передовиков производства. Именно такое преподнесение материала экскурсии и будет воспитанием не на каких-то отвлеченных, оторванных от жизни моментах, а на конкретных примерах трудовой деятельности. [23, С. 62].
От экскурсий у школьников остаются, как правило, яркие впечатления. Но не всегда они могут их самостоятельно обобщить и проанализировать, сделать из этих наблюдений выводы. Рекомендуется в заключение провести итоговую беседу, в ходе которой экскурсовод направляет своими вопросами рассуждения детей, помогает разобраться в том, что они увидели и услышали, сделать правильные выводы. [18, С. 65-68].
Для закрепления и обобщения наиболее важных фактов и наблюдений, сделанных на экскурсии, школьники могут оформить небольшие стенды, фотоальбомы. Можно также провести различные конкурсы, например, на лучший рассказ об экскурсии и т.д.
Подготовка экскурсии включает в себя:
- выбор нужного объекта (место проведения экскурсии),
- подготовка учителя к проведению экскурсии (разработка плана и содержания экскурсии, предварительный осмотр объекта экскурсии),
- подготовка специалиста предприятия (организации) к проведению экскурсии, подготовка обучающихся к восприятию нового материала,
- разработка форм подведения итогов экскурсии.
Каждая экскурсия включает в себя следующие этапы:
1.Подготовка:
- составление списка обучающихся – участников;
- разработка плана, содержания и маршрутов экскурсии;
- расчет времени;
- подбор и назначение экскурсовода
- распределение вопросов и заданий, по которым необходимо в ходе подготовки и проведения экскурсии собрать материал;
2. Проведение экскурсии:
- вступительная беседа;
- практический показ с пояснением (демонстрация объектов, орудия труда);
- заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы;
3. Подведение итогов:
- беседа по содержанию экскурсии, обобщение знаний, полученных на экскурсии (оформление стенда, альбома; фотовыставки; выпуск стенгазеты; рисунки детей и т.д.)
Прежде чем провести экскурсию, учитель предварительно сам знакомится с объектом, составляет план экскурсии, договаривается о встрече с конкретным специалистом. Проведение экскурсии начинается со знакомства обучающихся с расположением предприятия. Их можно провести по территории, осмотреть с ними объекты экскурсии. Вторая часть экскурсии – встреча с представителем профессии.
Учитель остается организатором и руководителем познавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии. Он следит за рассказом, выясняет степень понимания речи экскурсовода детьми, правильность и полноту восприятия, подводит ее итоги [10, С. 57-59].
Большая затрата труда на подготовку экскурсии окупается ее результатами.
Экскурсовод должен составить краткий план экскурсии: тема, цель, задачи, основные разделы экскурсии, обобщение полученной информации.
Экскурсовод должен помнить, что мыслительная деятельность активизируется, если обучающиеся во время экскурсии решают какую-либо проблему, преодолевают какое-то затруднение. Поэтому обучающимся заранее предлагается проблемная ситуация, способ решения которой должен быть в тех знаниях, которые им предстоит усвоить во время экскурсии. Это повышает интерес к экскурсии, и она приобретает практический смысл.