Современный подход к организации трудового обучения и воспитания младших школьников в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования личности младших школьников через трудовое воспитание и обучение посредством организации экскурсии.
Предмет исследования: роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.33 Кб (Скачать файл)

      Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов  и непосредственного ознакомления с ними.        

 Особая роль экскурсий  в формировании представлений  младших школьников о мире труда и профессий состоит в том, что они наиболее доступны учащимся, в процессе их осуществления реализуется принцип наглядности, имеющий особое значение в обучении детей данного возраста.  У младших школьников преобладает наглядное мышление и память, а в процессе экскурсии они могут  наглядно познакомиться с различными производствами, техникой, увидеть воочию, как трудятся люди.

Экскурсии выполняют следующие функции:

·   реализация принципа наглядности обучения.

·   повышение уровня научности обучения и укрепления его связи с жизнью, практикой.

·   знакомство учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и в сельском хозяйстве.

·   профессиональная ориентация учащихся.      

 Для того чтобы экскурсия  стала действенным средством  в формировании представлений  младших школьников о мире  труда и профессий, необходимо  учитывать ряд условий. Многие  педагоги, организуя экскурсию, используют  в ее содержании занимательный  материал, стихи, загадки, пословицы, что  делает экскурсию более увлекательной, эмоционально насыщенной. В процессе экскурсии необходимо организовывать встречи с людьми различных профессий, дать возможность учащимся, задать им вопросы. Учитель может дополнить информацию, данную людьми, работающими на данном предприятии, рассказать об тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий.       

 За годы обучения  в начальной школе учащиеся  должны побывать на расположенных недалеко от школы предприятиях района - на почте, в автобусном парке, на стройке, в библиотеке и т.д.

Научить детей трудиться, приобрести трудовые  навыки поможет метод целевых экскурсий. Наблюдая различные трудовые процессы в естественных условиях, дети приобретают знания и навыки  труда.

При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с  правилами  трудового поведения. [17, С. 103-104].

В сельской местности детей знакомят с аграрным трудом, организуя для них встречи с хлеборобами, овощеводами, животноводами (чаще всего это родители учащихся). На таких занятиях учитель опирается на наблюдения учащихся, на их практический опыт. Дети рассказывают, какие животные у них в хозяйстве, как они помогают родителям ухаживать за ними и т. д.

В городских условиях проводятся заочные экскурсии–беседы с использованием диапозитивов, таблиц и других средств наглядности.  
Принимая участие в уходе за комнатными растениями и домашними животными, работая на пришкольном участке, в саду, на огороде, дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.

Конкретные представления о предметах и явлениях окружающей природы, о труде людей уточняются и закрепляются в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр, требующих узнавания, классификации, соотнесения.  
Эффективным приемом формирования нравственного отношения к труду является постановка проблемных ситуаций и во время экскурсий, и в ходе занятий в классе, на пришкольном участке, во время игры.  
Познавательные ситуации чаще предлагаются учителем. Например, он показывает картину: уборка зерновых культур. Ставятся вопросы: как вы считаете, трудная ли это профессия хлебороб? Тяжело или легко растить хлеб?  К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания.

Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от учащихся решения той или иной нравственной задачи. Например: Выходя на экскурсию в природу вы привлекаете детей к  уборке от мусора лесополосы, берега реки, парка и т. д

Существуют различные виды экскурсий:  обзорные и

ознакомительные; тематические; профессиографические; комплексные экскурсии (всестороннее последовательное ознакомление обучающихся с профессией и их постепенное вхождение в коллектив предприятия). 

Для младших школьников целесообразно  проводить обзорные и ознакомительные экскурсии с использованием элементов из тематических и

профессиографических экскурсий.

         Основная цель  –  ознакомить школьников с  ролью  предприятия, организации, учреждения, учебного заведения в народном хозяйстве населенного пункта, района, города, республики; историей и перспективой их развития, с условиями и характером работы.

  Участие детей в  обзорных и ознакомительных экскурсиях  не только дает им общее  представление о предприятиях, организациях, учреждениях, учебных заведениях, но  и прививает эмоционально-положительное  отношение к ним.

          Для того, чтобы не вызвать негативных эмоций, следует избегать информационной перегрузки обучающихся.  Новизна обстановки сама по себе дает  большой объем информации. Комментарии во время осмотра объектов должны быть емкими и краткими, а общая продолжительность экскурсии не должна превышать 45 минут.

Тематические экскурсии  знакомят детей  с конкретной профессией непосредственно в производственных условиях. Школа разрабатывает тематический цикл экскурсий в соответствии со школьной программой в целях всестороннего ознакомления и пропаганды отдельных профессий среди школьников.  В тематике экскурсий должно учитываться изучение отдельных тем школьных предметов. 

Профессиографическая экскурсия  –  это форма организации познавательной деятельности учащихся, направленная на получение и анализ профессиографической информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности. В ходе экскурсии раскрывается содержание профессии. Ребята учатся самостоятельно проводить анализ профессий, знакомятся не только с содержанием и характером труда, но и со средствами, орудиями и условиями труда, с требованиями, предъявляемыми профессией к личным качествам человека. [15, С. 62-63].

Очень важно предварить профессиографическую экскурсию консультацией. Перед экскурсией учебная группа разбивается на подгруппы с учетом интересов, склонностей, способностей. Желательно, чтобы число учащихся не превышало 15 человек. Проведение экскурсии требует от экскурсовода тщательной  подготовки, знаний в области педагогики, психологии труда, организации производства.

Экскурсии занимают важное место в общей системе работы учителя.  Они позволяют обогащать изучение различных предметов наблюдениями, приучают школьников подходить к рассмотрению  явлений,  как с различных сторон, так и воспринимать  их  целостно. Кроме того, экскурсия является одним из эффективных методов профориентационной работы в школе, в том числе в начальной школе. Экскурсии позволяют формировать представления младших школьников о мире труда и профессий, исходя из принципа наглядности. 

В процессе экскурсии при ознакомлении с различными видами производства, с различными орудиями труда, материалами интенсивно развиваются такие психические процессы, как память, произвольное внимание и наглядно-образное мышление, которые лежат в основе познавательной деятельности школьников. [13, С. 50-58].

 Экскурсии выполняют следующие функции:

-  реализуют принцип  наглядности обучения и воспитания;

-  повышают уровень  научности обучения и воспитания, укрепляют его связи с жизнью, практикой;

-  знакомят  обучающихся  с производством, с применением  научных знаний в 

промышленности и в сельском хозяйстве;

-  осуществляют профессиональную  ориентацию школьников.

        Для  того чтобы экскурсия стала  действенным средством в формировании представлений младших школьников о мире труда и профессий, необходимо учитывать ряд условий. Во-первых, в процессе экскурсии рекомендуется использовать занимательный материал, стихи, загадки, пословицы,  что делает экскурсию более увлекательной, эмоционально насыщенной. Во-вторых, необходимо организовывать встречи с представителем конкретной профессии (в зависимости от организации), давать возможность обучающимся задавать им вопросы. В-третьих, учителю следует дополнить информацию о профессиях, представленную людьми, работающими на конкретном предприятии,  а именно: рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители профессий, ознакомить с условиями труда специалистов и т.д. 

  На всех этапах  развития ребенка, начиная с младшего  школьного возраста и 

заканчивая полным завершением становления личности юношей и девушек (10  –  11 класс), очень важен процесс пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности. 

  В начальной школе (1  –  4 класс) начинается формирование  профессиональных интересов детей. На этом этапе важно знакомить их с различными видами трудовой деятельности, формировать интерес к профессиям, воспитывать уважение к людям труда.

Необходимо также формировать у них элементарные представления о культуре труда: подчеркивать важность выстраивания  положительных  взаимоотношений  в коллективе, формировать  привычку содержать в порядке свое рабочее место, развивать умение бережно относиться к материалам и инструментам. Все это должно определить специфику профориентационных экскурсий для младших школьников.

 

 

2.2. Методика организации и проведения экскурсии                                                                                                  

 

 

Общие правила проведения экскурсий

Родители обучающихся должны быть подробно осведомлены о планируемой экскурсии.

Во время экскурсии необходимо соблюдать общие правила ее проведения. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с  группой 20  –  25 человек, но если шумно и установлены повышенные требования к безопасности, число участников экскурсии не должно превышать 10-15 человек.

Во вступительной беседе экскурсовод должен предложить общий план осмотра объекта, остановиться на поведении учащихся в цехах, отделах, учебных кабинетах, познакомить с правилами техники безопасности, выяснить, что знают учащиеся об объекте, с которым они знакомятся. Вступительная беседа не должна быть слишком продолжительной.

Экскурсию следует проводить в  заранее намеченных безопасных местах, позволяющих хорошо видеть объекты. Не следует обращать внимание школьников на работу сразу всей организации. Важно акцентировать внимание на работе участков и бригад, отделов, отдельных небольших коллективов. Познакомить с достижениями новаторов, рационализаторов, изобретателей, пользуясь при этом средствами наглядной агитации: плакатами, стендами, фотографиями передовиков производства. Именно такое преподнесение материала экскурсии и будет воспитанием не на каких-то отвлеченных, оторванных от жизни моментах, а на конкретных примерах трудовой деятельности. [23, С. 62]. 

От экскурсий у школьников остаются, как правило, яркие впечатления. Но не всегда они могут их самостоятельно обобщить и проанализировать, сделать из этих наблюдений  выводы. Рекомендуется в заключение провести итоговую беседу, в ходе которой экскурсовод направляет своими вопросами рассуждения детей, помогает разобраться в том, что они увидели и услышали, сделать правильные выводы. [18, С. 65-68].

Для закрепления и обобщения наиболее важных фактов и наблюдений, сделанных на экскурсии, школьники могут оформить небольшие стенды, фотоальбомы. Можно также провести различные конкурсы, например, на лучший рассказ об экскурсии и т.д. 

Подготовка  экскурсии включает в себя:

-  выбор нужного объекта (место проведения экскурсии), 

-  подготовка учителя  к проведению экскурсии (разработка  плана и содержания экскурсии, предварительный осмотр объекта экскурсии), 

-  подготовка специалиста  предприятия (организации) к проведению  экскурсии,   подготовка обучающихся к восприятию нового материала, 

-  разработка форм подведения  итогов экскурсии.

Каждая экскурсия включает в себя следующие этапы:

1.Подготовка:

-  составление списка  обучающихся – участников;

-  разработка плана, содержания  и маршрутов экскурсии; 

-  расчет времени;

-  подбор и назначение  экскурсовода 

-  распределение вопросов  и заданий, по которым необходимо  в ходе подготовки и проведения экскурсии собрать материал;

2. Проведение экскурсии:

-  вступительная беседа;

-  практический показ  с пояснением (демонстрация объектов, орудия труда);

-  заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на  вопросы;

3. Подведение итогов:

-  беседа по содержанию  экскурсии, обобщение знаний, полученных  на экскурсии (оформление стенда, альбома; фотовыставки; выпуск стенгазеты; рисунки детей и т.д.)

Прежде чем провести экскурсию, учитель предварительно сам знакомится с объектом, составляет план экскурсии, договаривается о встрече с конкретным специалистом. Проведение экскурсии начинается со знакомства обучающихся с расположением предприятия. Их можно провести по территории, осмотреть с ними объекты экскурсии. Вторая часть экскурсии  –  встреча с представителем профессии.

Учитель остается организатором и руководителем познавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии. Он следит за рассказом, выясняет степень понимания речи экскурсовода детьми, правильность и полноту восприятия, подводит ее итоги [10, С. 57-59]. 

Большая затрата труда на подготовку экскурсии окупается ее результатами.

Экскурсовод должен составить краткий план экскурсии: тема, цель, задачи, основные разделы экскурсии, обобщение полученной информации.

Экскурсовод должен помнить, что мыслительная деятельность активизируется, если обучающиеся во время экскурсии решают какую-либо проблему, преодолевают  какое-то затруднение. Поэтому обучающимся заранее предлагается проблемная ситуация,  способ решения которой должен быть в тех знаниях, которые им предстоит усвоить во время экскурсии. Это повышает интерес к экскурсии, и она приобретает практический смысл.

Информация о работе Современный подход к организации трудового обучения и воспитания младших школьников в начальной школе