Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 09:41, курсовая работа
Цель исследования: определить роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования личности младших школьников через трудовое воспитание и обучение посредством организации экскурсии.
Предмет исследования: роль экскурсий в трудовом воспитании и обучении младших школьников
В результате возникающих отношений младших школьников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Возникающее в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у младших школьников уверенность в себе, ответственность. Труд дает возможность проверить и получить объективное отражение существующих у учащихся возможностей, осознать значимость процесса самовоспитания в формировании личностных качеств. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей учащихся, формирует их сознание и самосознание, выступая при этом важнейшим фактором становления «я» личности ребенка.
В трудовой деятельности можно выделить целый ряд воздействий: личности на личность; личности на коллектив; коллектива на личность; коллектива на коллектив. Межличностные отношения, возникающие в трудовой деятельности учащихся начальных классов, способствуют осуществлению процесса социализации личности. В коллективной трудовой деятельности у школьников появляется необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия связывать с усилиями других участников совместного труда. Возникает зависимость между личными интересами и общественными, в результате этого воедино связываются общественные цели деятельности и направленность личности, коллективное управление деятельностью и самоуправление поведением, организация коллективной трудовой деятельности и самоорганизация, содержание трудовой деятельности и личный трудовой опыт, становление коллектива и воспитание в нем личности.
Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение на высшем, доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный человек приобретает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд. [15, С. 26-35].
Акцент в новой технологии трудового
воспитания делается на практическом
применении школьниками теоретических
знаний. Изменяется и структура трудового
образования. Она становится комплексной,
включает представления о технике и технологии,
умения решить практические задачи, достигать
качественных результатов. Особенно высоко
должен быть оценен творческий подход
в решении нестандартных задач, стремление
повысить технико-экономические и социальные
показатели производства.
Творческую активность школьников повышают
смотры, выставки, конкурсы на изготовление
лучшей модели, прибора, наглядного пособия
Дать школьникам трудовые навыки и умения
– это еще не значит подготовить их к жизни,
к труду.
Последнее достигается благодаря включению школьников в разнообразные виды коллективного общественно полезного, в том числе производительного труда, который при педагогически правильной подготовке является главным средством трудового воспитания.
Изменения в классно-урочной
деятельности по трудовому воспитанию
обусловливают перестройку внеклассной
и внеурочной воспитательной деятельности.
Она становится личностно-ориентированной,
максимально полезной человеку и обществу.
В практику работы классных руководителей
проникают активные воспитательные дела
трудовой направленности, вызванные к
жизни социально-экономическими процессами.
Среди трудовых воспитательных дел есть
традиционные и новые формы: вахта труда,
праздник труда, выставка поделок, генеральная
уборка, гуманитарная помощь, озеленение
и благоустройство школы, турнир умельцев
(помощниц мам, членов кружка «Умелые руки»),
неделя добрых дел, город веселых мастеров,
косметический ремонт школы, акт добровольцев,
шефская помощь, зоны заботы, разведка
полезных дел, трудовой десант, ремонтная
школьная бригада.
Система трудового воспитания
должна использовать все формы и методы,
которые обеспечивают сознательное, целеустремленное
выполнение общественно полезного труда,
дисциплину и организованность, ответственность
за личный вклад коллектива в развитии
общественного богатства, выработку отношений
товарищества и взаимопомощи, непримиримость
к тунеядству. Основательно вопросы
выбора профессии интересуют старшего
подростка (14-16лет), когда он задумывается
о личностном смысле в профессиональном
труде, выборе специальности, учебного
заведения, в котором он будет её осваивать.
Но база к профессиональному самоопределению
должна закладываться на стадии конкретно-
наглядных представлений о мире профессий
задолго до подросткового возраста.
Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Поэтому ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях и направлена на определение специализированного класса (математический и др.) или дополнительных занятий по интересам. [2, С. 34-39].
Чем обусловлена необходимость организации работы по трудовому воспитанию обучающихся уже в начальной школе?
В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника). На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.
Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана. Таким образом, основной задачей трудового воспитания в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым.
Формами трудового воспитания являются:
1) средства морального и материального поощрения;
2) представление широких
возможностей для повышения
3) подготовка молодого
поколения к труду методами
семейного воспитания и в
4) использование средств массовой информации в целях трудового воспитания
5) организация экскурсий.
6) оформление портфолио и др.
Харламов И.Ф. дает новые обновляющие формы трудовой деятельности. В воспитание потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими являются следующие:
а) создание ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Это могут быть постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например, для оформления школьного здания к наступающему празднику, для совместной работы с шефами;
б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе "Праздник труда" или праздник "В подарок школе", когда ученики изготавливают учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников;
в) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями.
Таким образом, в посильной трудовой деятельности младших школьников заложены существенные возможности нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития. [24, С. 363-405].
При организации трудового воспитания и обучения в начальной школе важно учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии обучающихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности.
Целью трудового воспитания в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.
Учитель знакомит младших школьников с профессиями родителей, с наиболее распространенными профессиями в процессе изучения предметов, чтения художественной литературы, экскурсий, профориентационных игр. При этом необходимо постепенно формировать у детей понимание слова «профессия».
В младшем школьном возрасте трудовое воспитание в основном направлено на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.
Задачи трудового воспитания для младших школьников:
- дать общие сведения о трудовой деятельности;
- о содержании труда
самых распространенных
- о правилах поведения
в процессе трудовой
- сформировать мотивацию
и интерес к трудовой и
стремление к коллективному общественно-полезному труду;
- воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в
доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего труда.
Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно организованное среди них трудовое воспитание должно стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.
Трудовое воспитание в этот период заключается в основном в проведении профессионального просвещения детей и пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности. Обучающихся необходимо постепенно вводить в огромный мир профессий, учить их ориентироваться в этом мире и учитывать, что ими пока запоминается только самое яркое, впечатляющее, броское. Представления младшего возраста о труде взрослых могут расширяться за счет организации экскурсионной работы на предприятия и организации города, района.
Речь идет не только о крупных предприятиях и организациях. О наблюдении за деятельностью специалиста на рабочем месте можно договориться с руководителем ближайшей от школы фирмы, малого предприятия и т.д. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику». Для целей профориентации важно показать
существенные характеристики профессии.
Для того, чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно попросить их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Рисуночные методики уместны для учеников 1-2 классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия можно попросить детей (можно в паре) – в левой части листа А4 – в течение 4-5 минут изобразить, как они себе
представляют эту профессию; в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия.
К 3 - 4 классу ребенок должен владеть информацией о мире профессий, уметь самостоятельно подготовить развернутое описание профессии либо синквейн (сжатое объяснение понятия, темы в рамках знаний о профессиях). [21, С. 45-48].
Из всего сказанного можно сделать вывод, что трудовое воспитание и обучение школьников – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.
Научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение детей, которое возможно при использовании такой формы, как экскурсия. Именно эта форма способствует воспитанию трудовой активности и предполагает приучение школьников к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Воспитание у школьников трудовой активности лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности в учебно-воспитательной деятельности.
1.2.Возрастные особенности развития младших школьников
Содержание и структура трудового воспитания и обучения в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников.
К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику суждений, уметь аргументировать свою точку зрения. Первоклассники при работе с понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?).
Младшим школьникам еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта».
Нельзя забывать и о внимании. Внимание еще неустойчиво. Дети в первом классе (особенно в первые четыре месяца обучения) легко отвлекаются, быстро утомляются.
Во втором – четвертом классах возрастные особенности младшего школьника уже не столь сильно связаны с дошкольным периодом, поэтому рассмотрим их отдельно.