Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:28, дипломная работа
Данная работа посвящена изучению некоторых узловых особенностей, встречающихся в методике преподавания литературы, в частности при рассмотрении вопроса, касающегося изучения современного урока литературы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью более определенно обозначить типологии современного урока литературы и назвать наиболее эффективные классификации. Целью дипломной работы является представление доминирующих концепций и классификаций современного урока литературы как основной формы обучения.
Введение
1 Теоретические основы содержания и технологий урока литературы: психолого-педагогический аспект
1.1 Урок как основная форма организации учебного процесса: педагогический аспект
1.2 Психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы
1.3 Воспитательная функция современного урока литературы
2. Урок литературы в современной школе: концепции, классификации, типологии, содержание и методика проведения
2.1 Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы
2.2 Инновационные типы уроков литературы
2.3 Методические возможности Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними на уроке литературы
2.4 Использование информационно компьютерных технологий на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету (из опыта работы учителя-словесника Ивановой Юлии Вениаминовны)
Заключение
Список использованных источников
В 6 классе при изучении повести А.С. Пушкина "Метель" и обращении к теме человеческого счастья, тайны брака и супружества очень важно использовать возможность ознакомить детей с такими базовыми понятиями, как таинства, храм, супруги, счастье, которые помогут постичь всю глубину и таинственность пушкинской прозы.
В 8 классе при изучении повести Пушкина "Станционный смотритель" возвращаемся к Библии, к притчам Иисуса Христа. Подробно останавливаемся на притче о блудном сыне, а также на нравственных понятиях: прощение, покаяние.
В 8 классе также можно провести урок "Влияние Оптиной пустыни на духовную жизнь", на котором говорим об истории возникновения пустыни, старчестве, изучаем "Мудрость Оптинских старцев", рассматриваем вопрос о влиянии Оптиной пустыни на жизнь Достоевского, Гоголя, Толстого. Следующий урок - "Письмо Преподобного Оптинского старца Амвросия". Одному из учащихся 10 класса можно предложить работу над рефератом "Влияние Оптиной пустыни на творчество писателей 19 века". Самым интересным и результативным является обращения к духовно-нравственным понятиям в период изучения в 9 классе повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Появляется возможность их рассмотрения с противоположных сторон: любовь и ненависть, честь и бесчестие, верность и предательство, жестокость и милость. Разбираются понятия с одним корнем: милость, милостыня, милосердие. Говорим о понятии страсти, которые являются причиной грехопадения. В 9 классе изучаем не только "Пресвятую Богородицу" Иеромонаха Романа, но и знакомимся с его жизнью, а также другими его стихотворениями. Будет целесообразным в 9 классе на последних уроках провести читательскую конференцию, к которой учащиеся готовятся в течение месяца. Используя за основу словарь нравственных категорий, они готовят выступление по самостоятельно прочитанному произведению, рассматривая те духовно-нравственные понятия, которые затрагиваются в произведении. Дополняют свои выступления высказываниями великих людей по данному вопросу. При изучении творчества поэтов как 19 века, так 20 века необходимо включать стихотворения на библейские сюжеты (В. Брюсов, А. Ахматова, Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин и др.). Также можно проводить уроки сопоставительного анализа (притча о сеятеле и стихотворения на данный сюжет Некрасова, Брюсова). Большая проблема состоит в том, что учителя литературы порой не в силах дать оценку произведения с точки зрения православия, часто это уже сформировавшееся в советское время мнение. Помочь в этом могут книги М.М. Дунаева "В горниле сомнений", "Православие и русская литература" в 5-ти томах, о. Иоанна Маслова "Симфония", написанная по произведениям Тихона Задонского, и др. книги, в которых рассматриваются проблемы духовной жизни человека, в том числе проблемы культуры в целом. В настоящее время, когда перед учителями ставятся порой жесткие рамки, - следовать неотступно программам, по которым работают, по программам, которые часто расходятся с их морально, духовно-этическими нормами - важно, хотя бы те 30%, отданные на откуп учителю, использовать с максимальной пользой для развития духовно-нравственного воспитания учащихся.
Литература как искусство
В методике преподавания литературы исследованы классификация, содержание, структура урока, его нравственное и эстетическое воздействие на учащихся, роль в нем проблемной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, специфика урока литературы, его творческий, эмоциональный характер, возможности интеграции предметов, формы урока: урок-лекция, урок-беседа, урок-семинар, урок-диспут, урок-практикум и т.д.
В методике преподавания литературы поставлены как теоретические проблемы урока (типология, классификация, структура урока, его воспитательная направленность, роль в нем учебной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, взаимодействие методов обучения на уроке), так и задачи конкретной реализации положений педагогической науки. В первую очередь следует назвать труды В.В. Голубкова и Н.И. Кудряшева. Кроме того, эта проблема нашла отражение в работах Н.А. Станчек, Н.К. Силкина, в учебных трудах под редакцией Н.О. Корста, Т.Ф. Курдюмовой, В.В. Трофимовой, Н.А. Демидовой, О.Ю. Богдановой, в работах Г.И. Беленького, Л.Н. Лесохиной, Л.С. Айзермана, Т.С. Зепаловой, Н.Я. Мещеряковой, Е.Н. Ильина и других.
В методике преподавания литературы типология с определением места урока в системе уроков по изучению темы, раздела была разработана В.В. Голубковым. Это вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ произведения, итоговые уроки. Классификация В.В. Голубкова несет в себе не один признак, ибо заключает в себе также способы организации урока. Н.И. Кудряшев разработал классификацию уроков литературы, исходя из специфики самого предмета: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи.
Но, естественно, многообразие целей, содержания и методов изучения литературы требует дальнейшего уточнения классификации уроков. В каждом типе уроков теория и практика преподавания различает много разных видов уроков, а каждый вид в практике содержит разнообразные варианты уроков одного типа и вида.
Типы уроков с их различными видами и вариантами составляют систему уроков, которые в своей совокупности должны охватить все многообразие целей, содержания, методов и приемов обучения.
Рассмотрим различные типы и виды уроков. Конкретные примеры уроков приводятся на основе практики школ, получившей отражение в печати, а также из учительской и методической практики.
Уроки изучения художественных произведений
Уроки этого типа основной своей целью имеют развитие художественного восприятия эстетических и нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащения их сознания художественными образами, нравственное, эстетическое, общественно-политическое воспитание, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством, развитие умений самостоятельно разбираться в книгах, высказывать своё отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги.
В соответствии с этими целями и содержанием этих уроков основной ведущий метод обучения - творческое чтение, а также различные сочетания этого метода с репродуктивным, эвристическим и исследовательским.
Уроки первого типа при всем их разнообразии бывают в основном трёх видов:
а. Уроки художественного восприятия произведения.
"Нравственные проблемы в произведениях В. Распутина (стилистический комментарий к эпизодам повести "Прощание с Матёрой": "Сцена на кладбище", "Прощание Дарьи с избой", "Последний сенокос на Матёре")".
б. Уроки углубленной работы над произведением.
"Обломов - коренной народный наш тип". Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти".
в. Уроки, обобщающие работу над произведением.
"Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература".
Рассмотрим конкретные примеры указанных видов.
Уроки художественного восприятия произведения.
Задача этих уроков - непосредственное общение с произведениями искусства, целостные, глубоко эмоциональные впечатления от них, затрагивающие личностные переживания; развитие культуры художественного восприятия, умения слушать или читать художественное произведение; развитие художественной зоркости; воспитание культуры эстетических и нравственных чувств, влияющих и на всё поведение учащихся.
Остановимся на нескольких из многих возможных вариантов подобных уроков.
Первый вариант
В кратком вступительном слове учитель отмечает исключительную популярность Пушкина и всенародную любовь к нему как поэту и замечательной личности и ставит проблемный вопрос: "Чем же вызывается любовь к поэзии Пушкина все новых и новых поколений, в чем секрет её неувядаемой красоты и величия?" Выслушав несколько ответов учащихся, учитель поддерживает мнения школьников, но оставляет вопрос открытым, говоря, что вернется к нему в конце изучения темы.
А сейчас вспомним, что уже читали раньше, прочитаем новые произведения.
После короткой беседы учитель читает наизусть стихотворение "Цветок засохший, безуханный" или "Эхо" и в краткой характеристике стихотворения ведёт учащихся к мысли Белинского о том, как самый, казалось бы, обыденный факт жизни превращается у Пушкина в поэтическую картину, проникнутую глубоким и гуманным чувством. Учитель предлагает учащимся по их выбору читать на этом и последующих уроках стихи поэта, включает (в записях) чтение мастеров художественного слова. Если учащиеся с интересом и волнением слушали произведения поэта, прикоснулись к мысли о Пушкине как поэте действительности, мысли, которая будет развиваться в дальнейшем, и уходят с желанием читать Пушкина, урок достиг цели.
Второй вариант.
Задача его в основном та же - возбуждение интереса к поэзии Пушкина, но отправным пунктом могут быть впечатления от дорогих памятных мест, связанных с жизнью и творчеством поэта. Это может быть кинофильм о Михайловском, диапозитивы "Пушкинский заповедник", так называемая "воображаемая" экскурсия по пушкинским местам (Михайловское, Тригорское, Пушкинские горы), сопровождаемая чтением стихов поэта, беседой с учащимися о его произведениях и с тем же заданием: подготовить по своему выбору выразительное чтение стихов, отрывков из крупных произведений.
Третий вариант.
Заранее подготовленные во внеурочное время ученики выступают с чтением отрывков из сказок, поэм, "Евгения Онегина", небольших фрагментов из "Бориса Годунова" или "маленьких трагедий", из прозы Пушкина. Цель: на первом же уроке показать богатство жанров, тем, образов творчества поэта. Если двое или трое учащихся читают одно и то же стихотворение, отрывок, главное внимание надо уделять оттенкам в понимании текста (логическое ударение, интонация, передача чувств), а не примитивной оценке: кто прочитал лучше и кто хуже. Такое сопоставление оттенков понимания текста имеет большое значение в развитии художественной чуткости учащихся. Чтение, следовательно, сопровождается небольшими замечаниями слушателей и учителя. Задание для дальнейших занятий то же, что и на уроках, описанных выше.
Четвёртый вариант.
Непосредственное
Пятый вариант.
Урок художественного чтения, или, как иногда его называют, урок-концерт. Последний термин отражает сущность такого вида урока в том отношении, что школьники выступают с продуманным чтением произведений на основе предшествующего их изучения и что главная задача: художественное восприятие, более глубокое, чем первоначальное. Но термин "концерт" несколько снижает обучающую функцию урока, которая должна быть выдержана везде. В этом отличие урока-концерта от литературного утренника или вечера. Задача такого вида заключительного урока многообразна: это возвращение к прочитанному ранее с высоты приобретенных знаний и опыта чтения; это развитие умений выразительного чтения текста; это и обращение к новому материалу.
Первые три варианта целесообразно проводить в начале изучения темы, четвёртый - в середине, пятый - в конце. Для всех этих уроков характерен метод творческого чтения в сочетании с эвристическим.
Уроки углубленной работы над текстом.
Для того, чтобы школьники стали внимательными, чуткими к художественной литературе читателями, чтобы они испытывали благотворное нравственное и общекультурное влияние художественных произведений, чтобы вырабатывали эстетический вкус, их надо учить понимать сущность данного вида искусства, его специфический язык. Но этим общим языком искусства слова каждый писатель пользуется своеобразно. Надо учить школьников все более основательно и сознательно следить за мыслями писателя, за логикой его образов, понимать произведение как художественное единство. Это очень сложные умения, требующие размышлений, сопоставления, анализа и синтеза.
Обучение этим умениям связано с рассказом учителя, показом способа действия, самостоятельной работой учащихся нередко сначала по образцу, затем по усвоенному методу работы. Наиболее характерные методы для этого вида уроков - эвристический в сочетании с репродуктивным и частично с исследовательским.
Приведем некоторые типичные варианты уроков над текстом произведения.
Первый вариант.
При изучении большой, многочасовой темы учащиеся должны ясно представлять общий ход ее изучения, виды учебной деятельности - общие и индивидуальные, их сроки. Многие учителя сообщают план изучения темы, распределяют работу для всего класса, для отдельных групп, дают индивидуальные задания. Это очень нужный вид урока в старших классах, ориентирующий учеников, приучающий их к точности, требовательности к себе. Так, изучение темы "А.С. Пушкин - родоначальник русской классической повести" нередко начинается (с 1-го или 2-го урока) обстоятельными указаниями учителя, что и к какому сроку надо прочитать. Даются списки дополнительной литературы, групповые и индивидуальные задания на ряд уроков вперед и на тему в целом. При этом учитель конкретно указывает, как проводить самостоятельную работу. Организация занятий на несколько недель - главное содержание такого вида уроков.
Информация о работе Современный урок литературы: классификации, концепции