Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:28, дипломная работа
Данная работа посвящена изучению некоторых узловых особенностей, встречающихся в методике преподавания литературы, в частности при рассмотрении вопроса, касающегося изучения современного урока литературы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью более определенно обозначить типологии современного урока литературы и назвать наиболее эффективные классификации. Целью дипломной работы является представление доминирующих концепций и классификаций современного урока литературы как основной формы обучения.
Введение
1 Теоретические основы содержания и технологий урока литературы: психолого-педагогический аспект
1.1 Урок как основная форма организации учебного процесса: педагогический аспект
1.2 Психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы
1.3 Воспитательная функция современного урока литературы
2. Урок литературы в современной школе: концепции, классификации, типологии, содержание и методика проведения
2.1 Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы
2.2 Инновационные типы уроков литературы
2.3 Методические возможности Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними на уроке литературы
2.4 Использование информационно компьютерных технологий на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету (из опыта работы учителя-словесника Ивановой Юлии Вениаминовны)
Заключение
Список использованных источников
Действительно, все названные вами цели сливаются в одну - создание эмоционального переживания, психологизма произведения.
СЛАЙД 10
Словарная работа.
Психологизм - углублённое изображение психических, душевных переживаний.
Послушайте задание: откройте файл №2. Перед вами текст на основе эпизода романа. Прочитайте его.
Узнали ли вы эпизод? (Смерть Свидригайлова)
Чувствуете ли вы эмоциональное напряжение эпизода? (Нет)
Попробуем восстановить текст писателя, расставив все элементы из "Справки" на свои места.
Выполнение задания №3.
Прочитайте получившийся текст. Что изменилось после вашей работы? Какое настроение создаёт отрывок?
Вывод по уроку. Сегодня мы ещё раз обратились к миру героев Достоевского, глубже постигли их страдания. Проследили, как с помощью средств языка автор добивается того, чтобы герои ожили. Итак, что же хотел сказать Достоевский своим романом? Обратимся к эпиграфу.
11
"Все его романы - одна огненная река его собственных переживаний… постоянное стремление заразить, убедить, потрясти читателя, исповедуя перед ним свою веру".
Что хотел сказать своим романом писатель? О какой "вере" идёт речь? (О вере в человека, о любви к нему)
Заключительное слово учителя. Гуманистическая идея Достоевского о необходимости любви ко всем: падшим, заблудшим, отступившим от законов морали и нравственности - вот стержень романа, его вечная актуальность. Своим романом Достоевский говорит о надежде на возрождение человека, в нём всё пропитано верой в воскрешение души, мечтой о возвращении из тьмы к свету.
Урок литературы в современной школе… Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методике его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) - обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок литературы был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала, использовать в своей практике нестандартные приемы и инновационные технологии.
Вместе с тем не перестает быть актуальным и вопрос о необходимости формирования творческой личности учащегося. В современных психолого-педагогической и методических науках эта проблема решается в разных направлениях: исследованиями развития познавательной деятельности, образного мышления и интеллектуальной активности школьников. Эти аспекты широки и многогранны и, безусловно, заслуживают внимания. Из стандартно мыслящего ученика может вырасти талант в том случае, если его учителями будут педагоги с творческим потенциалом.
Литература - главный, если не единственный школьный предмет, который целиком и полностью должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование души. Не игнорируя интеллектуальную сторону духовной жизни, литература остается стержневой учебной дисциплиной, которая последовательна в развитии эмоционального мира ребенка. Литературные произведения дополняют в образовательном процессе функцию не столько объекта изучения, сколько субъекта - инструмента воздействия на "тайное тайных", на душу читателя.
В работе рассматривались психолого-
В качестве примера во второй главе дипломной работы был представлен один из таких уроков: "В безжалостном и светлом мире".
В ходе работы нами была достигнута цель исследования: рассмотреть концепции и классификации, касающиеся современного урока литературы как основной формы обучения.
Исходя из цели исследования, были решены следующие задачи:
1) выявлены теоретические основы содержания и технологии урока литературы;
2) определены концепции, классификации, типологии и методика проведения современного урока литературы;
3) рассмотрен урок как основная форма организации учебного процесса;
4) исследованы психолого-педагогические основы урока литературы;
5) охарактеризована воспитательная функция современного урока литературы;
6) рассмотрены инновационные формы и виды уроков литературы;
7) определены методические возможности Интернет-ресурсов и приемы работы с ними на уроке литературы;
8) представлен опыт работы учителя-словесника Ивановой Юлии Вениаминовны по использованию информационно компьютерных технологий на уроке литературы и во внеклассной работе по предмету.
В результате проделанной работы пришли к выводам:
1. В дидактике и частных методиках нет единого принципа классификации типов уроков.
2. При определении содержания и структуры современного урока литературы, на наш взгляд, важно его психологическое наполнение. Нужно обратить внимание на память, восприятие, мышление, эмоциональную сферу учащихся и внимание.
3. Литература как искусство построена на диалоге, в основе которого разные точки зрения на одно художественное явление. Замечательно, если учитель проводит интегрированные уроки с искусством, историей, музыкой, факультативными курсами, например, "Православие и русская культура", МХК.
4. На совершенствование типологии уроков оказывает влияние уточнение целей, содержания и методов преподавания литературы в средней школе.
5. Опыт работы словесника Ю.В. Ивановой доказывает необходимость и эффективность использования при организации урока литературы и определении его содержания Интернет-ресурсов, мультимедиаматериалов.
Таким образом, современный урок литературы является не только звеном в учебном процессе, но превращается в высокотехнологический процесс.
Мы не делали установки на исчерпывающий и окончательный анализ методики проведения уроков литературы всех типов. На наш взгляд, предложенные формы проведения уроков являются необходимыми в системе современного обучения литературе. Обозначенная типология урока имеет принципиальное значение для изучения современной русской литературы с ее эстетическими, философскими, нравственными проблемами, близкими и понятными современному школьнику. Именно на таком материале достигается наибольший методический эффект всех форм и видов современного урока литературы.
Информация о работе Современный урок литературы: классификации, концепции