Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:28, дипломная работа
Данная работа посвящена изучению некоторых узловых особенностей, встречающихся в методике преподавания литературы, в частности при рассмотрении вопроса, касающегося изучения современного урока литературы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью более определенно обозначить типологии современного урока литературы и назвать наиболее эффективные классификации. Целью дипломной работы является представление доминирующих концепций и классификаций современного урока литературы как основной формы обучения.
Введение
1 Теоретические основы содержания и технологий урока литературы: психолого-педагогический аспект
1.1 Урок как основная форма организации учебного процесса: педагогический аспект
1.2 Психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы
1.3 Воспитательная функция современного урока литературы
2. Урок литературы в современной школе: концепции, классификации, типологии, содержание и методика проведения
2.1 Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы
2.2 Инновационные типы уроков литературы
2.3 Методические возможности Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними на уроке литературы
2.4 Использование информационно компьютерных технологий на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету (из опыта работы учителя-словесника Ивановой Юлии Вениаминовны)
Заключение
Список использованных источников
Ещё более существенно обучение устным докладам. Нередко учащиеся сначала пишут доклад, потом заучивают его наизусть и произносят по памяти. А надо учить свободному владению материалом, произнесению доклада по письменному плану, а потом лишь на основе ранее составленного плана без обращения к нему в процессе произнесения доклада.
Уроки анализа сочинений
Эти уроки также хорошо известны. Следует лишь обратить внимание на то, что и они должны носить обучающий характер. На анализе хороших и посредственных сочинений, имеющих достоинства и типичные недостатки, учитель показывает, каким должно быть сочинение не только по содержанию, но и по логике изложения, доказательности и по стилю. Не следует читать вслух совсем слабые сочинения: это травмирует авторов таких сочинений и ничего не дает классу.
Перечисленные виды уроков, естественно, могут иметь многие варианты в зависимости от конкретной цели, содержания, методов и приемов обучения.
Как видим, Н.И. Кудряшевым [Кудряшев, 1981: 56-70] создана стройная убедительная типология уроков литературы.
В работах М.М. Ильиной [Ильина, 1969: 123-125] урок рассматривается в свете "соотношения частей процесса обучения", учебного процесса и психологии обучения. За основу классификации М.М. Ильина берет два положения: дидактические цели и место урока в системе уроков. Г.Л. Кириллова особое внимание обращает на "связь между преподаванием и учением, на соотношение конкретного и обобщенного содержания урока, на сочетание практической и теоретической деятельности - и вычленяет следующие возможности в построении урока: приближение самостоятельной работы учащихся к началу изучения нового учебного материала, увеличение в работе учащихся элементов творчества, сокращение объема однотипной тренировочной работы" [Кириллова, 1976: 56].
В ряде работ приводятся веские доводы в пользу целесообразности постановки работы над новым материалом в первой половине урока, ибо именно первая треть урока перегружена учетом знаний.
М.А. Данилов [Данилов, 1957: 23], суммируя полемику по проблемам урока, ратует за обоснование различных его структур, а также за повышение значения перспективного планирования системы уроков как одной из важнейших областей творчества учителя.
Подчеркивая творческий характер урока литературы, Н.А. Станчек ищет в нем то, что определено логикой познания литературы, особенностями психологии ученика. Методист-словесник прямо говорит, что в современном уроке недостаточно ориентироваться на традиционные структурные элементы (опрос, объяснение нового, закрепление, задание на дом), и выдвигает вслед за рядом других исследователей учебную ситуацию как новую структурную единицу урока [Станчек, 1972: 85]. Н.А. Станчек считает учебную ситуацию клеточкой урока, в которой воплощается в единстве цели, содержание, характер современной деятельности учителя и ученика. На примере анализа двух уроков по пьесе А.С. Грибоедова Н.А. Станчек раскрывает значение организации урока в решении задач развивающего обучения.
Интересная типология уроков внеклассного чтения предложена Н.К. Силкиным: уроки вводного типа, уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произведений, уроки анализа, обобщающие. Ряд сборников, методических рекомендаций к работе по учебникам и учебным пособиям несут в системе уроков, в рекомендациях авторов идею развивающего обучения, дают образцы современного построения урока.
Важнейшие проблемы урока литературы нуждаются в дальнейших исследованиях. Назовем некоторые из них: место урока в системе развивающего обучения, роль урока литературы в развитии логического и образного мышления учащихся, в формировании их творческой самостоятельности, взаимосвязь коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке, особенности объяснения учителя и ученика на уроке литературы, развитие форм урока: урока-диспута, урока-панорамы, урока-концерта, урока-лекции и т.д.
Возможности использования не только "четырехчастной", но и "поэтапной" структуры урока в старших классах возрастает в связи с необходимостью увеличения творческого начала в усвоении учащимися новых знаний, активизацией процесса закрепления и применения знаний, ориентацией на многообразие видов деятельности на уроке и на сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы.
Предлагаемая типология уроков, как сказано выше, основывается прежде всего на структуре литературы как учебного предмета. Если в дальнейшем будет изменяться структура предмета, это неизбежно скажется и на типологии уроков. Естественно, что на совершенствование типологии уроков оказывает влияние уточнение целей, содержания и методов преподавания литературы в средней школе.
Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В основу их классификации кладется содержание литературного образования, методик проведения и этапы изучения произведений и тем. Взгляд на урок с современных позиций требует пересмотра традиционных типов форм организации занятий и их структуры. Все чаще предлагалось заменить традиционные уроки формами обучения, у которых нет строгой структуры, но они открывают простор для творческой фантазии учителя. Однако на практике это не привело к конкретным позитивным сдвигам в методике школьного обучения, поскольку на таких уроках нередко проявлялись хаотичность, бессистемность, несоответствие цели. При этом допускалось ошибочное понимание современной интерпретации урока. Хоть проблема заключается не в структуре, а в том, что между сущностью учебного познания и методическим инструментарием урока должна быть точность, соотнесенная с целью обучения. С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям; ситуация не улучшилась и сегодня. Отлучение учеников от познавательной работы педагоги пробовали остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, главной целью которых является пробуждение интереса школьников к учебной работе. Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру. Взгляды педагогов на нетрадиционные уроки различаются: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают эти шаги опасным нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов под натиском учеников, которые не хотят и не умеют серьезно работать.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков:
Урок-"погружение"
Урок-деловая игра
Урок-пресс-конференция
Урок-соревнование
Театрализованный урок
Урок с групповыми формами работы
Урок-взаимообучение учеников
Компьютерные игры
Урок-творчество
Урок-консультация
Урок-аукцион
Урок, который ведут школьники
Урок-зачет
Урок-сомнения
Урок-творческий отчет
Урок-формула
Урок-конкурс
Бинарный урок
Урок-обобщения
Урок-фантазия
Урок-игра
Урок-"суд"
Урок поиска правды
Урок-лекция "Парадоксы"
Урок-концерт
Урок-диалог
Урок - "следствие ведут знатоки"
Урок-ролевая игра
Урок-конференция
Урок-семинар
Интегральный урок
Урок - "круговая тренировка"
Межпредметные уроки
Урок-экскурсия
Урок-игра "Поле чудес", "Что? Где? Когда?"
Легко заметить, что в число нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в более ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы. Можно увидеть это по следующей схеме:
Таблица 1 - Формы обучения
Цель как основа типологии форм обучения |
Традиционные формы обучения |
Нетрадиционные формы обучения |
Изучение обзорных и монографических тем. Изучение литературно-критических статей. Начало изучения биографии и творчества писателя |
Вступительные занятия. Уроки изучения нового. |
Урок-лекция. Урок-исследование. Урок-устный журнал. Урок-прессконференция |
Анализ литературного произведения. Теория литературы. |
Общедидактические типы уроков с разными путями анализа. |
Урок-деловая игра. Урок-путешествие. Урок с групповыми формами работы. Урок-конкурс. Урок-суд. |
Развитие языка учеников. Контроль за знаниями, умениями и навыками. |
Уроки развития языка. Урок контроля и оценки знаний. |
Урок-зачет. Урок-семинар. Урок-творческий отчет. |
Нетрадиционные формы обучения, в первую очередь, требуют поисков учителя с целью разнообразить формы урока. Любые поиски нужно приветствовать, только нужно не забывать, что поиски без издержек бывают редко. Но в подготовке разных видов и типов уроков по изучению поэзии есть сложности. Особенного внимания, на наш взгляд, требует философская лирика, потому что правильно построенное обсуждение не только заставит учеников задуматься над проблемой, но и поможет становлению гуманистической, гражданской, жизненной позиции школьника. Под правильным управлением учителя на таком уроке вырабатываются моральные принципы подростка.
"Педагогическая деятельность - творческая деятельность: учитель при подготовке нетрадиционного урока волен в выборе методов, приемов и форм обучения, которые, по его разумению, обеспечивают эффективность дидактического процесса. Однако это не означает, что педагогическая деятельность не регламентирована определенными требованиями, правилами, нормами" [Гуляков, 2006: 89].
У каждого вида профессиональной деятельности есть своя технология. У педагогической работы тоже есть своя технология - правила организации нетрадиционного урока. Чтобы урок литературы был эффективным, нужно:
1. Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.
2. Обозначить значение урока в системе других, связать его с предыдущим и следующим.
3. Отобрать содержание учебного материала (определить его объем, установить связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и т.д.).
4. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнородные виды деятельности.
5. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
6. Обеспечить оптимальный темп урока и единую логику развертывания деятельности учителей и учеников.
7. На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологических принципов.
8. Установить демократический стиль управления учебой детей, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности учителя и ученика.
Пришло время, чтобы учитель включился в процесс создания индивидуальных программ, чтобы именно педагоги поднимали актуальные проблемы преподавания литературы в школе.
Считаем наиболее эффективным следующий тип урока литературы: урок-деловая игра. Педагогическое осмысление приводит к выводам о том, что подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В проект такого урока входят: цели обучения, развитие и воспитание учеников, формулировка изучаемой проблемы, план деловой игры, содержание деятельности членов игры, правила игры. Деловая игра включает следующие этапы:
актуализация базовых знаний, мотивация деятельности учеников, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
формирование творческих групп по 3-5 человек, презентация команд (обсуждение названия, девиза, эмблемы каждой команды). В каждой игровой группе выбираются ведущие (или ответственные);
создание проблемной ситуации, формулировка проблемы;
работа в творческих группах.
Каждая команда получает творческое задание и материалы, необходимые для его выполнения, и вырабатывает свою концепцию решения проблемы:
общее обсуждение проблемы: на данном этапе совершается коллективная выработка решения проблемы.
анализ деятельности каждой команды, выведение суммарных поощрений и штрафных баллов, оценка деятельности всех участников группы.
домашнее задание.
Методическое осмысление и рекомендации.
Урок в форме деловой игры в 7 классе по теме: "Сквозь столетия в будущее" (Сонеты Уильяма Шекспира, сонеты Александра Пушкина).
Цели:
познакомить учеников с такой классической формой литературы, как сонет, его разработками, структурой, формой на примере шекспировских и пушкинских сонетов;
развить навыки художественного чтения стихотворений, пересказа, усовершенствовать умение анализировать материал и делать самостоятельные заключения и выводы;
воспитывать гордость и уважение по
отношению к русской литературе
Подготовка: ученики делятся на три группы:
1) ученик-Шекспир, ученик-историк, ученик-литературовед, ученик-художник, два чтеца стихотворений.
2) ученик-Пушкин, ученик-историк, ученик-литературовед, ученик-художник, два чтеца стихотворений.
3) ученики-аналитики.
Группа аналитиков по ходу выступлений задает вопросы группам, готовится проанализировать материал и сделать выводы.
Возле двух "крыльев" доски стоят столы двух групп, остальные сидят напротив. План исследования определяется отдельно:
Представление эпохи (рисунок-эмблема группы и комментарий историка).
Рассказ о представителе группы.
Чтение произведений.
Выступление литературоведа.
Ход урока
Организационный момент.
Подготовка к восприятию
Про зрелость и развитость любой поэзии свидетельствует наличие в этой поэзии разнообразных жанров и видов стихотворений, которые вырабатывает национальное и мировое стихотворчество. Один с самых совершенных видов стихотворения, который выработала мировая поэзия, - сонет.
Возник он в Италии в 13 столетии, откуда и пошли во все языки и литературы мира форма и само название стихотворения (sonetto от sonare - звучать, звенеть).
Сонет состоит обычно из 14 строк, объединенных в два четырехстрочия и два трехстрочия. Построение сонета тесно связано с раскрытием в нем поэтического содержания. В четырехстрочии идет развитие темы, в трехстрочии - кульминация и развязка.
В кладовую всемирного сонетария наиболее значительный вклад внесли:
Данте Алигьери
Франческо Петрарка
Уильям Шекспир
Иоганн Вольфганг Гете
Александр Пушкин
Михаил Лермонтов
К тому времени, пока сонет пришел в русскую поэзию, всемирный сонетарий стал очень богатым. Сначала сонет был принадлежностью исключительно интимной лирики. Постепенно тематика и жанровые рамки его расширились. У Шекспира сонет наполнился философским содержанием.
Выступление первой группы.
Информация о работе Современный урок литературы: классификации, концепции