Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:31, курсовая работа
адших классов.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
1. Проанализировать соответствующую педагогическую, психологическую и логопедическую литературу по данной теме;
2. Раскрыть сущность понятия "дисграфия" в общем аспекте и рассмотреть конкретно особенности дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
3. Провести исследование детей для определения состояния процесса письма и выявления уровней сформированности навыков языкового анализа и синтеза;
Введение……………………………………………………………………… ..3-5
Глава 1. Современные представления о процессе письме и его нарушениях
1.1. Психофизиологическая структура процесса письма, операции процесса письма……..……………………………………………………………………..6-7
1.2. Характеристика ошибок письменной речи у младших школьников..........9
1.3. Ошибки письменной речи, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза………………………………………………...13-14
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей письменной речи у младших школьников
2.1. Организация и методика исследования………………………………..15-20
2.2. Описание, анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования ……............................................................................................21-25
Заключение…………………………………………………………………..26-28
Библиографический список……………………………………………….29-31
Приложения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»
«Кафедра общей и специальной психологии»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Логопедия»
Тема: Специфические ошибки письменной речи у младших школьников с разным уровнем сформированности навыков языкового анализа и синтеза
психолого-педагогического факультета
направления подготовки (специальности)
Логопедия
заочной формы обучения
4 курс,Л (з)080 группа
Смолина Светлана Юрьевна
ассистент кафедры общей и специальной психологии
Петропавловск-Камчатский
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Современные представления о процессе письме и его нарушениях
1.1. Психофизиологическая структура
процесса письма, операции процесса письма……..……………………………………………………
1.2. Характеристика ошибок письменной речи у младших школьников..........9
1.3. Ошибки письменной речи, обусловленные
несформированностью языкового анализа
и синтеза………………………………………………...
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей письменной речи у младших школьников
2.1. Организация и методика исследования………………………………..15-
2.2. Описание, анализ и интерпретация
результатов, полученных в ходе исследования
……............................
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………….29-31
Приложения
Введение
Актуальность. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению распространенности нарушений письменной речи у младших школьников. Нарушение письма является одной из самых распространенных форм речевой патологии у учащихся начальной школы. Ошибки письма носят у младших школьников стойкий характер, не соответствуют длительности обучения детей и усилиям, затрачиваемым на их ликвидацию, как со стороны педагога, так и самих учеников. Данные ошибки требуют их анализа в каждом конкретном случае и индивидуального подхода на основе этого анализа.
По данным Р.И. Лалаевой нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза, являются наиболее распространенным видом нарушения письма у младших школьников. Установлено, что на «эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. "Узловым образованием", связывающим разные формы речевой деятельности — звукопроизношение, чтение, письмо, — является звукослоговой анализ и синтез. Осознание звукослоговой структуры слова — необходимая предпосылка обучения грамоте. Языковой анализ и синтез предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, т. е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове. Без умения чётко дифференцировать фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукослогового анализа и синтеза, усваивать грамоту» [11,205с]. В школьном возрасте возникающие трудности овладения звукослоговым анализом и синтезом слов часто приводят к дисграфии.
В процессе школьного обучения письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Нарушения в овладении письмом вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении.
Всё изложенное выше позволяет говорить об актуальности темы данного исследования.
Объект исследования – процесс письма у младших школьников.
Предмет исследования – ошибки письменной речи у младших школьников, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что характер ошибок в письменной речи учащихся начальных классов определяется особенностями сформированности навыков языкового анализа и синтеза.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между уровнем сформированности навыков языкового анализа и синтеза и качеством письменной речи учащихся младших классов.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
1. Проанализировать соответствующую педагогическую, психологическую и логопедическую литературу по данной теме;
2. Раскрыть сущность понятия
"дисграфия" в общем аспекте
и рассмотреть конкретно
3. Провести исследование детей для определения состояния процесса письма и выявления уровней сформированности навыков языкового анализа и синтеза;
4. Обработать, качественно и количественно, проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Методы исследования:
Практическая значимость работы заключается в следующем: представленные методики исследования письменной речи и выявления уровней сформированности языкового анализа и синтеза могут быть использованы логопедами-практиками в своей работе с учащимися младших классов.
Объём и структура
работы: курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения,
библиографического списка, приложения.
Объём работы – 31 страница. Библиографический
список включает 25 источников. В
приложении представлены
Глава 1. Современные представления о письме и его нарушениях
1.1.Психофизиологическая структура процесса письма, операции процесса письма
«Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, тесно связанную с процессом устной речи, и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития. По сути, основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь» [2,98c.] .
Для овладения
письменной речью имеет
Процесс письма имеет многоуровневую систему, включает большое количество операций.
Одной из
сложнейших операций процесса
письма является анализ
Следующая
операция – соотнесение
Далее следует
моторная операция процесса
Процесс письма
в норме осуществляется на
основе достаточного уровня
1.2. Характеристика ошибок письменной речи у младших школьников
И.Н. Садовникова разработала классификацию специфических ошибок письменной речи. Выделяют три группы специфических ошибок.
Первая группа специфических ошибок письма – это шибки на уровне буквы и слога.
Среди наиболее
типичных ошибок в письме
Вторая группа ошибок - ошибки на уровне слова.
Если в устной речи слова в синтагме произносятся слитно, на одном выдохе, то в письменной речи слова предстают обособленно. Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в начальное обучение письму. Написание обнаруживает такой дефект анализа и синтеза слышимой речи, как нарушение индивидуализации слов: ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова.
Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях: 1) когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение. Здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи; 2) при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова.
Слитно обычно пишутся служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом. Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более.
Своеобразны ошибки смещения границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них.
Третья группа специфических ошибок на письме - ошибки на уровне предложения.
«На начальном этапе обучения дети с трудом усваивают членимость речевых единиц, что отражается в отсутствии обозначения границ предложений – заглавных букв и точек.
Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в аграмматизмах, т.е. в нарушении связи слов: согласования и управления. Недостаточный уровень языковых обобщений затрудняет детям определение категориальных различий частей речи. Определённые трудности представляет оперирование однородными членами предложения. Так же особенно многочисленны ошибки в употреблении норм управления, трудности с употреблением предлогов, так как их могут опускать, заменять, реже удваивать» [18, 74c.].
Для обозначения нарушений письма в основном используют термины: «дисграфия», «аграфия» и «дизорфография».
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Классификации дисграфии осуществлялись на основе различных критериев. Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, разработанная сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена, в основе которой лежит учёт несформированности определенных операций процесса письма.