Специфические ошибки письменной речи у младших школьников с разным уровнем сформированности навыков языкового анализа и синтеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

адших классов.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
1. Проанализировать соответствующую педагогическую, психологическую и логопедическую литературу по данной теме;
2. Раскрыть сущность понятия "дисграфия" в общем аспекте и рассмотреть конкретно особенности дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
3. Провести исследование детей для определения состояния процесса письма и выявления уровней сформированности навыков языкового анализа и синтеза;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… ..3-5
Глава 1. Современные представления о процессе письме и его нарушениях
1.1. Психофизиологическая структура процесса письма, операции процесса письма……..……………………………………………………………………..6-7
1.2. Характеристика ошибок письменной речи у младших школьников..........9
1.3. Ошибки письменной речи, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза………………………………………………...13-14
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей письменной речи у младших школьников
2.1. Организация и методика исследования………………………………..15-20
2.2. Описание, анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования ……............................................................................................21-25
Заключение…………………………………………………………………..26-28
Библиографический список……………………………………………….29-31
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.54 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Камчатский государственный  университет имени Витуса Беринга»

                                                                                          2011 – 2012  учебный год

 

 

«Кафедра общей и специальной  психологии»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Логопедия»

 

Тема: Специфические ошибки письменной речи у младших школьников с разным уровнем сформированности навыков языкового анализа и синтеза

 

 

 

                                                                                 Выполнила студент(ка)

психолого-педагогического  факультета

направления подготовки (специальности)

Логопедия

заочной  формы обучения

4 курс,Л (з)080 группа

Смолина Светлана Юрьевна

                                                                                 Научный руководитель:

ассистент кафедры общей  и специальной психологии

                                                                                 Верес Татьяна Владимировна

 

Петропавловск-Камчатский

2012

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………… ..3-5

Глава 1. Современные представления о процессе письме и его нарушениях

1.1. Психофизиологическая структура процесса письма, операции процесса письма……..……………………………………………………………………..6-7

1.2. Характеристика ошибок письменной речи у младших школьников..........9

1.3. Ошибки письменной речи, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза………………………………………………...13-14

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей письменной речи  у младших школьников

2.1. Организация и методика исследования………………………………..15-20

2.2. Описание, анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования ……............................................................................................21-25

Заключение…………………………………………………………………..26-28

Библиографический список……………………………………………….29-31

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Актуальность. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению распространенности нарушений письменной речи у младших школьников. Нарушение письма является одной из самых распространенных форм речевой патологии у учащихся начальной школы. Ошибки письма носят у младших школьников стойкий характер, не соответствуют длительности  обучения детей и усилиям, затрачиваемым на их ликвидацию, как со стороны педагога, так и самих учеников. Данные ошибки требуют их анализа в каждом конкретном случае и индивидуального подхода на основе этого анализа.

     По данным  Р.И. Лалаевой  нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза, являются наиболее распространенным видом нарушения письма у младших школьников. Установлено, что на «эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. "Узловым образованием", связывающим разные формы речевой деятельности — звукопроизношение, чтение, письмо, — является звукослоговой анализ и синтез. Осознание звукослоговой структуры слова — необходимая предпосылка обучения грамоте. Языковой анализ и синтез предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, т. е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове. Без умения чётко дифференцировать фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукослогового анализа и синтеза, усваивать грамоту» [11,205с]. В школьном возрасте возникающие трудности овладения звукослоговым анализом и синтезом слов часто приводят к дисграфии.

  В процессе школьного обучения письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Нарушения в овладении письмом вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в  связи с этим трудностей в поведении.

     Всё изложенное выше позволяет говорить об актуальности темы данного исследования. 

     Объект исследования – процесс письма у младших школьников.

    Предмет исследования – ошибки  письменной речи у младших школьников, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза.

     Гипотеза исследования: мы предполагаем, что характер ошибок в письменной речи учащихся начальных классов определяется особенностями сформированности  навыков языкового анализа и синтеза.

     Цель исследования: выявить взаимосвязь между уровнем сформированности навыков языкового анализа и синтеза и качеством письменной речи учащихся младших классов.

      В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:

1. Проанализировать соответствующую педагогическую, психологическую и логопедическую литературу по данной теме;

2. Раскрыть сущность понятия  "дисграфия" в общем аспекте  и рассмотреть конкретно особенности  дисграфии на почве нарушения  языкового анализа и синтеза;

3. Провести исследование детей для определения состояния процесса письма и выявления уровней сформированности навыков языкового анализа и синтеза;

4. Обработать, качественно и количественно, проанализировать результаты исследования и сделать выводы.

     Методы исследования:

    • теоретический (анализ психолого-педагогической, логопедической литературы);
  • эмпирический (констатирующий эксперимент);
  • интерпретационный (количественный и качественный анализ данных).

     Практическая значимость работы заключается в следующем: представленные  методики  исследования письменной речи и выявления уровней сформированности языкового анализа и синтеза могут быть использованы логопедами-практиками в своей работе с учащимися младших классов.

    Объём и структура  работы: курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Объём работы – 31 страница. Библиографический  список включает 25 источников. В  приложении представлены результаты  исследования в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Современные представления о письме и его нарушениях

1.1.Психофизиологическая структура процесса письма, операции процесса письма

      «Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, тесно связанную с процессом устной речи, и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития. По сути, основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь» [2,98c.] .

     Для овладения  письменной речью  имеет большое   значение степень сформированности  всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения,  фонематического и лексико-граммматического  развития находят отражение в  письме. В процесс письма активно  включаются глаз и рука, поэтому  взаимодействие слухового, зрительного,  двигательного и речедвигательного  компонентов письма приобретают  особую важность. Письмо может  быть рассмотрено и как двигательный  акт, в котором различают его   двигательный состав и смысловую  структуру. Начальный этап  обучения  грамоте должен иметь целью  формирование сложного единства, включающего представления об  акустическом, артикуляторном, оптическом, кинетическом и смысловом образе  слова.

     Процесс письма  имеет многоуровневую систему,  включает большое количество  операций.

     Одной из  сложнейших операций процесса  письма является анализ звуковой  структуры слова. Чтобы правильно  написать слово важно определить  его звуковую структуру, последовательность  и место каждого звука. Звуковой  анализ слова осуществляется  совместной деятельностью речедвигательного  и речеслухового анализаторов.

     Следующая  операция – соотнесение выделенной  из слова фонемы с определённым  зрительным образом буквы, которая  должна быть отдифференцирована  от всех  других, особенно от  сходных графически. Для различения  графически сходных букв необходим  достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

     Далее следует  моторная операция процесса письма  – воспроизведение с помощью  движений руки зрительного образа  буквы. Одновременно с движением  руки осуществляется кинестетический  контроль. По мере написания букв, слогов, слов кинестетический контроль  подкрепляется зрительным контролем,  чтением написанного.

     Процесс письма  в норме осуществляется на  основе достаточного уровня сформированности  определённых речевых и неречевых  функций: слуховой дифференциации  звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза,  сформированности лексико-грамматической  стороны речи, зрительного анализа  и синтеза, пространственных представлений.  Несформированность какой – либо  их указанных функций может  вызвать нарушение процесса овладения  письмом.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Характеристика ошибок письменной речи  у младших школьников

      И.Н. Садовникова разработала классификацию специфических ошибок письменной речи. Выделяют три группы специфических ошибок.

     Первая группа  специфических ошибок письма  – это шибки на уровне буквы  и слога.

     Среди наиболее  типичных ошибок в письме младших  школьников – пропуск букв  и слогов. Он свидетельствует  о том, что ученик не вычленяет  в составе слова всех его  звуковых компонентов. Пропуск  двух и более букв – следствие  более грубого нарушения звукового  анализа, приводящего к искажению  и упрощению структуры слова.  Замены букв указывают на то, что учащийся выделил в составе  слова определённый звук, но для  его обозначения выбрал не  соответствующую ему букву. Часто  наблюдается смешение букв, когда  один и тот же звук обозначается  на письме то верно, то ошибочно. Встречаются смешения букв по  трём типам сходства: акустическому,  артикуляционному и кинетическому.

     Вторая группа  ошибок - ошибки на уровне слова.

     Если в устной речи слова в синтагме произносятся слитно, на одном выдохе, то в письменной речи слова предстают обособленно. Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в начальное обучение письму. Написание обнаруживает такой дефект анализа и синтеза слышимой речи, как нарушение индивидуализации слов: ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова.

     Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях: 1) когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение. Здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи; 2) при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова.

     Слитно обычно пишутся служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом. Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более.

     Своеобразны ошибки смещения границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них.

     Третья группа  специфических ошибок на письме - ошибки на уровне предложения.

     «На начальном этапе обучения дети с трудом усваивают членимость речевых единиц, что отражается в отсутствии обозначения границ предложений – заглавных букв и точек.

      Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в аграмматизмах, т.е. в нарушении связи слов: согласования и управления. Недостаточный уровень языковых обобщений затрудняет детям определение категориальных различий частей речи. Определённые трудности представляет оперирование однородными членами предложения. Так же особенно многочисленны ошибки в употреблении норм управления, трудности с употреблением предлогов, так как их могут опускать, заменять, реже удваивать» [18, 74c.].

     Для обозначения нарушений письма в основном используют термины: «дисграфия», «аграфия» и «дизорфография».

     Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма,  проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

     Классификации  дисграфии  осуществлялись  на  основе  различных  критериев. Наиболее  обоснованной  является  классификация дисграфий, разработанная сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена, в основе  которой лежит учёт несформированности определенных операций  процесса  письма. 

Информация о работе Специфические ошибки письменной речи у младших школьников с разным уровнем сформированности навыков языкового анализа и синтеза