Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:31, курсовая работа
адших классов.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
1. Проанализировать соответствующую педагогическую, психологическую и логопедическую литературу по данной теме;
2. Раскрыть сущность понятия "дисграфия" в общем аспекте и рассмотреть конкретно особенности дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
3. Провести исследование детей для определения состояния процесса письма и выявления уровней сформированности навыков языкового анализа и синтеза;
Введение……………………………………………………………………… ..3-5
Глава 1. Современные представления о процессе письме и его нарушениях
1.1. Психофизиологическая структура процесса письма, операции процесса письма……..……………………………………………………………………..6-7
1.2. Характеристика ошибок письменной речи у младших школьников..........9
1.3. Ошибки письменной речи, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза………………………………………………...13-14
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей письменной речи у младших школьников
2.1. Организация и методика исследования………………………………..15-20
2.2. Описание, анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования ……............................................................................................21-25
Заключение…………………………………………………………………..26-28
Библиографический список……………………………………………….29-31
Приложения
Выделяют следующие виды дисграфии:
В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Артикуляторно – акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера.
2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). Иначе – акустическая дисграфия. Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам.
При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – т'; ч – щ; ц – т; ц – с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначения мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных. Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении: о – у, е – и.
3. Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых. В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.
4. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м); зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные элементы.
5. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Остановимся более подробно на ошибках письменной речи, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза.
1.3. Ошибки письменной
речи, обусловленные
Нарушения письма вследствие несформированности языкового анализа и синтеза широко представлены в работах Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Д.И. Орловой, Г.В. Чиркиной.
«Обучение грамоте осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока: деление предложения на слова, слов на слоги и слов на звуки, - самым сложным для детей является последний - фонематический анализ слов.
Под полным
фонематическим анализом слова
подразумевается умение
Под фонематическим
синтезом понимается умение
Только при
условии свободной
Ошибки письменной
речи, обусловленные
Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это:
Эти ошибки
носят стойкий характер и
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей письменной речи младших школьников
2.1. Организация и методика исследования
Настоящее экспериментальное исследование детей младшего школьного возраста проводилось с 4.04.2012г. по 14.04.2012г. на базе МОУ СОШ №17 имени В.С.Завойко г. Петропавловска-Камчатского. За это время было обследовано 16 учащихся 2-х классов. Возрастные границы: 8-9 лет, 7 мальчиков и 9девочек.
Анализ научно-теоретических предпосылок позволил обозначить цель проведения констатирующего эксперимента: определить состояние процесса письма и сформированности навыков языкового анализа и синтеза у учащихся второго класса общеобразовательной школы.
Все учащиеся обучаются во вторых классах, до поступления в школу все дети посещали детский сад. Двое учащихся посещают школьный логопедический пункт с диагнозом – дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза. Для удобства подсчета результатов каждому учащемуся был присвоен свой порядковый номер. Дети, посещающие школьный логопункт, будут закодированы под номером со звёздочкой.
Исследование
состояния языкового анализа
и синтеза у младших
На первом
этапе было проведено
Текст:
Наступил
тёплый апрель. С крыш падает
частая капель. На деревьях надулись
почки. Весело бежит звонкий
ручей. У Никиты в руках
Второй этап - это выявление уровней сформированности навыков языкового анализа и синтеза. В методике использованы речевые пробы, предложенные И. В. Прищеповой. Для оценки успешности выполнения заданий нами была применена балльная система.
Структура методики состоит из трёх серий:
Серия 1. Выявление сформированности фонематического анализа и синтеза.
Данная серия включает пять заданий:
1) Выделение звука на фоне слова.
Материал: слова, из которых ребенок по заданию должен выделить данный звук,
Звук «С» из слов: сода, луна, коса, гром, стол, весна, трава, клумба, посуда, абрикос.
Звук «Ш» из слов: шары, рана, каша, кошка, карман, мешок, помидор, малыши, карандаш.
Звук «Р» из слов: вата, рана, дубок, сурок, сахар, чайник, марка, стул, брат, сарафан.
Звук «Л» из слов: лапа, лужа, очки, палка, мост, волк, душ, пол, клумба, стол.
Процедура: ребенку предлагается ряд слов, из которых он по заданию должен выделить заданный звук.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду называть слова. Если ты услышишь в слове звук "С" (Ш Р Л) подними руку».
Критерии оценки:
5баллов – быстрое и безошибочное выполнение задания;
4 балла – единичные ошибки, которые исправляются, если на них указывает педагог;
3 балла – наличие ошибок в наиболее сложных по звукослоговой структуре словах, активная помощь логопеда;
2 балла – стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;
1 балл – неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.
2) Выделение первого и последнего звука в слове.
Речевой материал: шар, рама, кошка, самолет, шарфик.
Процедура: ребенку называется слово и предлагается определить 1-ый и последний звук.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, какой 1-ый (последний) звук в слове?
Критерии оценки: см. п. 2.1. 1)
3) Определение количества звуков в слове.
Речевой материал: дом, ваза, кошка, повар, паркет.
Процедура:
ребенку называлось слово,
Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, сколько всего звуков в этом слове?».
Критерии оценки: см. п. 2.1. 1)
4) Определение местоположения звука по отношению к другим звукам.
Речевой материал: сыр, куст, шапка, кошка, карандаш.
Инструкция: «Слушай внимательно, Я назову слова. Скажи, где слышится звук «Ш» в слове?»
Критерии оценки: см. п. 2. 1. 1)
5)Придумывание слов, состоящих из определённого количества звуков.
Материал – карточки с цифрами 2, 3, 5.
Процедура и инструкция: придумать слово, состоящее из того количества звуков, которое указано на карточке.
Критерии оценки: за каждое придуманное слово – 1 балл. Наибольшее количество 3 балла.
Серия 2. Выявление сформированности слогового анализа и синтеза.
Речевой материал: рак, машина, кнопка, фиалка, картофель.
Процедура и инструкция: внимательно прослушать слова и определить количество слогов в каждом слове.
Критерии оценки:
5 баллов – правильное и самостоятельное выполнение задания;
4 балла – для определения
количества слогов ученику
3 балла – ошибки отмечаются
в большей половине из
2 балла – стойкие ошибки,
правильное определение
1балл – задание не
выполнено, помощь
Речевой материал: картинки со следующими изображениями: мяч, лодка, берёза, книга, парта.