Специфические ошибки письменной речи у младших школьников с разным уровнем сформированности навыков языкового анализа и синтеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

адших классов.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
1. Проанализировать соответствующую педагогическую, психологическую и логопедическую литературу по данной теме;
2. Раскрыть сущность понятия "дисграфия" в общем аспекте и рассмотреть конкретно особенности дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
3. Провести исследование детей для определения состояния процесса письма и выявления уровней сформированности навыков языкового анализа и синтеза;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… ..3-5
Глава 1. Современные представления о процессе письме и его нарушениях
1.1. Психофизиологическая структура процесса письма, операции процесса письма……..……………………………………………………………………..6-7
1.2. Характеристика ошибок письменной речи у младших школьников..........9
1.3. Ошибки письменной речи, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза………………………………………………...13-14
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей письменной речи у младших школьников
2.1. Организация и методика исследования………………………………..15-20
2.2. Описание, анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования ……............................................................................................21-25
Заключение…………………………………………………………………..26-28
Библиографический список……………………………………………….29-31
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.54 Кб (Скачать файл)

 

    Вывод:    учащиеся, не допустившие ни одной  ошибки – I уровень,

                     учащиеся, допустившие 1-2 ошибки  – II уровень,

                     учащиеся, допустившие 3-4 ошибки  – III уровень.

     Итак, наша  гипотеза практически полностью  подтвердилась. Чем выше у ребёнка  уровень сформированности навыков  языкового  анализа и синтеза,  тем меньше ошибок в письменной  речи он допускает.

     Но есть  одно исключение, учащийся под  номером 9 допустил в диктанте 4 ошибки, но уровень сформированности  навыков языкового  анализа  и синтеза у него II. Это говорит о том, что с этим ребёнком надо провести повторное, более тщательное,  обследование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Проблема формирования  у младших школьников  языкового анализа и синтеза занимает важнейшее место в логопедии.

     С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Такие затруднения чаще всего становятся следствием частичного   нарушения письма, обусловленного несформированностью языкового анализа и синтеза. Данное нарушение отличается стойкостью и с трудом поддается коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, приводит к школьной дезадаптации, затрудняет процесс обучения и снижает его эффективность.

     В курсовой  работе было сделано предположение  о том, что на качество письменной  речи учащихся младших классов  влияют уровни сформированности  навыков языкового анализа и  синтеза. На основе анализа научно-методической литературы, а так же проведения экспериментального исследования были сделаны выводы о том, что в письменных работах младших школьников преобладают ошибки, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза. После выявления уровней сформированности навыков языкового анализа и синтеза учащихся и сопоставления преобладающих ошибок в диктантах наша гипотеза полностью подтвердилась. Таким образом, поставленные нами цели и задачи были в процессе исследования реализованы.

     Практическая значимость проделанной работы заключается в том, что представленные  методики  исследования письменной речи и выявления уровней сформированности языкового анализа и синтеза могут быть использованы логопедами-практиками в своей работе с учащимися младших классов. Перспектива данной работы исследования не является законченной и абсолютной. В дальнейшем хотелось бы заниматься данной проблемой на практике с детьми всей начальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Ахутина, Т.В. Нарушение письма: диагностика и коррекция / Т.В. Ахутина. - Спб., 2004. – 130с.

2. Грушевская, М.С. Дисграфия у младших школьников / М.С. Грушевская. -  М.: Просвещение, 1982.- 224с.

3. Ефименкова,Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 335с.

4. Жукова, Н.С. Учимся писать без ошибок / Н.С.Жукова. - М.: ЭКСИМО – Пресс, 2001. – 80 с.

5. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева.  – М.: Просвещение, 1990. – 49с.

6. Карпенко, Н.П. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недоразвитием речи /  Н.П. Карпенко, А.И.Подольский. - М.: Вестник, 1980. – 196с.

7. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. - Спб., - 1995. – 275с.

8. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н.Корнев, - М.: Просвещение, 1997. – 252с.

9. Кукушкина, О.И. Новые средства развития письменной речи детей. / О.И. Кукушкина // Дефектология.  2004. - №1. – 80с.

10.Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева, - М.: ВЛАДОС, 1999. – 221с.

11. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В.Венидиктова. - Ростов н/Д: "Феникс", Спб: "Союз", 2004. – 204с.

12. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2004. – 580с.

13. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда / Р.И.Лалаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224с.

14. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

15. Лоскутова, Е.В. Использование слоговых таблиц в коррекции нарушений письменной речи младших школьников / Е.В.Лоскутова. // Школьный логопед.  2005. - №2.- 67-77с.

16. Лурия А. Р. Язык сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов – на Дону, 1998. - 245 с.

17. Мазанова, Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Тетрадь №1/ Е.В.Мазанова. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.

18. Мазанова, Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. Тетрадь №3 / Е.В.Мазанова. - М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.

19. Мазанова, Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №4 / Е.В.Мазанова. - М.: ООО "АКВАРИУМ БУК", 2004. – 40с.

20. Мазанова, Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Тетрадь №5/ Е.В.Мазанова. - М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 70с.

21. Микфельд, Я.О. Анализ трудностей формирования письменной речи младших школьников / Я.О. Микфельд // Практическая психология и логопедия. – 2005 – №2.- 5-8с.

22. Микфельд, Я.О. Диагностика и коррекция предпосылок оптической дисграфии и дислексии у детей от 5 до 7 лет / Я.О.Микфельд // Логопедия. – 2004. - №3. – 39 – 46с.

23.Микфельд, Я.О. Система коррекционно-развивающих упражнений, направленных на устранение предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников / Я.О.Микфельд // Логопедия. – 2004. - №4. – 42-53с.

24. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей / Л.Г.Милостивенко. - С. – Петербург: Стройлеспечать, 1990. – 84с.

25. Новикова, М.Л. Нарушения письменной речи учащихся начальной школы / М.Л.Новикова // Дефектология. – 1995. -  №3. – 16-19с.

 


Информация о работе Специфические ошибки письменной речи у младших школьников с разным уровнем сформированности навыков языкового анализа и синтеза