Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:31, курсовая работа
адших классов.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
1. Проанализировать соответствующую педагогическую, психологическую и логопедическую литературу по данной теме;
2. Раскрыть сущность понятия "дисграфия" в общем аспекте и рассмотреть конкретно особенности дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
3. Провести исследование детей для определения состояния процесса письма и выявления уровней сформированности навыков языкового анализа и синтеза;
Введение……………………………………………………………………… ..3-5
Глава 1. Современные представления о процессе письме и его нарушениях
1.1. Психофизиологическая структура процесса письма, операции процесса письма……..……………………………………………………………………..6-7
1.2. Характеристика ошибок письменной речи у младших школьников..........9
1.3. Ошибки письменной речи, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза………………………………………………...13-14
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей письменной речи у младших школьников
2.1. Организация и методика исследования………………………………..15-20
2.2. Описание, анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования ……............................................................................................21-25
Заключение…………………………………………………………………..26-28
Библиографический список……………………………………………….29-31
Приложения
Процедура
и инструкция: внимательно рассмотри
картинки и определи, сколько
слогов в названиях предметов,
изображённых на этих
Критерии оценки:
5 баллов – задание
выполнятся быстро и
4 балла – картинки
рассматриваются долго,
3 балла – для определения
количества слогов требуется
произнесение названия
2 балла – отмечаются
смешения понятия слога и
1 балл – все задания не выполняются.
Речевой материал: яблоко, стенка, пуговица.
Процедура и инструкция: внимательно послушай слово и назови 1-ый ( 2-ой, 3-ий) слог в этом слове.
Критерии оценки: за каждый правильный ответ – 1 балл. Наибольшее количество 3 балла.
Серия 3. Анализ состава предложений на слова и синтез слов в предложении.
Речевой материал: Дети сажают дерево. По дороге едет машина. Ребята собирают в лесу грибы.
Процедура
и инструкция. Логопед читает
вслух предложения и просит
ученика внимательно их
Критерии оценки:
5 баллов – правильное определение количества слов во всех предложениях;
4 балла – определение
слов требует неоднократного
повторения предложений,
3 балла – допускаются ошибки в 1 предложении, смешиваются такие понятия как приставка и предлог;
2 балла – задание выполняется
только с помощью учителя-
1 балл – задание не
выполняется, помощь не
Речевой материал: слова – в, грибы, собирать, лес, дети; на, ловить, мальчики, пруд, рыба.
Процедура
и инструкция: внимательно прослушай
слова, постарайся изменить
Критерии оценки:
5 баллов – правильное и самостоятельное выполнение задания;
4 балла – для правильного
выполнения задания ученик
3 балла – безошибочное
составление половины
2 балла – стойкие ошибки
в установлении смысловой и
синтаксической связи слов в
предложении, предложение
1 балл – задание не
выполняется даже при
Полное обследование на втором этапе включает 10 заданий. Каждое задание оценивается в отдельности, затем подсчитывается сумма баллов за все задания и выводится общий балл за выполнение всех заданий методики.
Максимальная оценка за успешное выполнение всех проб методики равна 46 баллам. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 46 баллов принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за выполнение всего теста на 100 и разделив полученный результат на 46. Такое процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из 4 выделенных нами уровней успешности:
I – высокий уровень – 100 – 80%;
II – средний уровень – 79,9 – 65%;
III – низкий уровень – 64,9 – 50%;
IV– очень низкий уровень – 49,9 и ниже.
2.2. Описание, анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования
После проведения экспериментального исследования нами были получены следующие результаты.
Рассмотрим результаты исследования навыков письма.
Таблица 1.
Учащийся № |
Диктант (ошибки языкового | |||||||
замена согл. |
замена глас. |
пропуск согл. |
добавление слога |
добавление гласн. |
слитное написание предлогов |
раздельное написание частей слова | ||
1. |
криш (крыш) |
коралик |
на-дулись | |||||
2. |
коравлик (кораблик) |
надились (надулись) |
корараблик |
скрыш |
||||
3. |
||||||||
4. |
спуси (спустил) |
|||||||
5. |
||||||||
6*. |
спуспил (спустил) дежит |
ричей (ручей) |
деревьеев |
скрыш |
||||
7. |
зовонкий |
уНикиты |
||||||
8. |
||||||||
9. |
тёпрый |
ричей |
зонкий |
скрыш |
||||
10. |
коравлик |
тёплуй (тёплый) кораблык |
зонкий |
скрыш |
||||
11. |
тёпрый |
спусил |
||||||
12. |
||||||||
13. |
прывёт (плывёт) |
деревьех (деревьях) |
||||||
14. |
||||||||
15. |
||||||||
16*. |
пёплый (тёплый) набулись (надулись) |
бистро |
какапель |
Как мы видим из Таблицы 1, полностью справились с заданием, не допустив ни одной ошибки, 6 человек. Наиболее характерными ошибками при выполнении письменного задания были:
Проанализировав и подсчитав допущенные специфические ошибки младшими школьникам, можно установить определенные закономерности и "приоритетность" одних ошибок над другими. Итак, мы видим, что пропуски и замены букв составляют большую долю из всех допущенных ошибок в письменных работах.
Рассмотрим результаты исследования по выявлению уровней сформированности навыков языкового анализа и синтеза (см. Приложение 1)
Выявление сформированности фонематического анализа и синтеза.
Наибольшее количество ошибок учащиеся допустили при определении последовательности и количества звуков в словах – 13 человек. При определении первого и последнего звука в слове многие учащиеся выделяли исключительно слоги. Например, в слове «кошка» дети называли последний звук «ка», в слове «рама» последний звук «ма». Это свидетельствует о несформированности у детей понятий "звук" и "слог". При выполнении заданий на исследование звукового анализа дети неверно определяли заданный звук (в начале, середине, и в конце слова). Полностью с заданиями по выявлению сформированности фонематического анализа и синтеза не справился ни один ребёнок.
При выявлении сформированности слогового анализа и синтеза наибольшие трудности вызвало определение количества слогов как в названиях предметов на картинках, так и в словах, названных экспериментатором. С данными заданиями не справились 12 учеников. Ученики допускали замены слов, обозначающих близкие по назначению и внешнему сходству предметы (берёзу дети называют деревом, фиалку – цветком), ошибочно выделяли в качестве слогов отдельные согласные (ло-д-ка, мя-ч). Большое затруднение вызвало определение слогов в трёхсложных словах. Учащиеся нуждались в неоднократном повторении слов, в дополнительной символизации (хлопками в ладоши).
При анализе
состава предложений
Подсчитав
общий балл у каждого
Учащийся № |
Общее кол-во в % |
Уровень сформированности навыков языкового анализа и синтеза |
1. |
63% |
3уровень |
2. |
63% |
3уровень |
3. |
95% |
1уровень |
4. |
78% |
2уровень |
5. |
87% |
1уровень |
6*. |
48% |
3уровень |
7. |
74% |
2уровень |
8. |
91% |
1уровень |
9. |
69% |
2уровень |
10. |
58% |
3уровень |
11. |
69% |
2уровень |
12. |
83% |
1уровень |
13. |
56% |
3уровень |
14. |
91% |
1уровень |
15. |
42% |
1уровень |
16*. |
50% |
3уровень |
Таким образом:
I уровень – 6 человек;
II уровень – 4 человека;
III уровень – 6 человек.
Обобщая результаты использования методики, можно сказать, что I уровень успешности (самой высокий) встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием.
Успешность II
уровня свидетельствует о
III уровень
успешности свидетельствует
о том, что существуют ошибки
звукослоговой структуры слова,
IV уровень успешности выполнения методики (самый низкий) о грубом нарушении фонетико-фонематической стороны речи: низкий уровень звукослогового анализа и синтеза, несформированность фонематического восприятия и звукослоговой структуры слова. Дети испытывают сложности при выполнении заданий, делают много ошибок или отказываются от выполнения.
Вспомним гипотезу
нашего исследования: мы предполагали,
что наличие ошибок в
Учащийся № |
Кол-во ошибок в диктанте |
Уровень успешности |
1. |
3 |
III |
2. |
4 |
III |
3. |
- |
I |
4. |
1 |
II |
5. |
- |
I |
6*. |
4 |
III |
7. |
2 |
II |
8. |
- |
I |
9. |
4 |
II |
10. |
4 |
III |
11. |
2 |
II |
12. |
- |
I |
13. |
2 |
III |
14. |
- |
I |
15. |
- |
I |
16*. |
3 |
III |