Специфика воспитания, его содержание и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:59, реферат

Описание работы

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
Оно предполагает:
• развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;
• формирование культуры учебного и интеллектуального труда;
• стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;
• а также развитие личностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Содержание работы

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ……..3

Виды воспитания………………………………………………………………………………………………..3
Уровни воспитания……………………………………………………………………..………………………7

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ…...8

2.1 Понятие о методах и средствах воспитания………………………………………………8
2.2. Классификация методов воспитания………………………………………………………..13
2.3. Выбор методов воспитания……………..………………………………………………………..14
2.4. Методы организации деятельности……………………………………………….……......18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.47 Кб (Скачать файл)

 

 

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

                                                                                          Кафедра психологии

 

РЕФЕРАТ

по предмету «Педагогика»

Специфика воспитания, его  содержание и методы.

 

Выполнила: студентка

психологического факультета

3 курса, з/о.

Пономаренко Е.Г.

 

Проверила:

                                                                                              Лоскутова Э.А. кандидат     

                                                                                                  психологических наук             

                                                                   

 

                                                           

Г.Йошкар-Ола 

 

 

2012г.

  СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ……..3

 

    1.  Виды воспитания………………………………………………………………………………………………..3
    2. Уровни воспитания……………………………………………………………………..………………………7

 

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ…...8

 

2.1       Понятие о методах и средствах воспитания………………………………………………8

2.2.      Классификация методов воспитания………………………………………………………..13

2.3.       Выбор методов воспитания……………..………………………………………………………..14

2.4.     Методы организации деятельности……………………………………………….……......18

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..29

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ

 

1.1.Виды воспитания

 

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления  воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

• развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий  познавательного и образовательного процессов;

• формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

• стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными  технологиями;

• а также развитие личностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую  основу нравственного воспитания.

Задачи и содержание нравственного  воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного  поведения человека были представлены в Библии и Коране.

В качестве основных задач  этического воспитания выделяют:

• накопление нравственного  опыта и знаний о правилах общественного  поведения (в семье, на улице, в школе  и других общественных местах);

• разумное использование  свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного  и заботливого отношения к  людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения  к национальному достоянию.

В повседневной жизни можно  наблюдать факты отклонения человека от морально-нравственных принципов.                          

Например, герой «Записок из подполья» Ф. М. Достоевского хочет  по своей, по глупой воле пожить; и поэтому, пусть хоть рушится весь мир, а  он будет чайком баловаться. В психологии человека «из подполья» Достоевский  увидел разрастающееся явление общественного  «нигилизма».

Основными критериями нравственного  человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

В данном контексте уместно  вспомнить идею Л. Н. Толстого относительно приумножения «зла» в мире.

В рассказе «Фальшивый купон» гимназист обманывает лавочника; тот, в свою очередь, платит крестьянину  за дрова фальшивыми деньгами. Из-за дальнейшего стечения обстоятельств  крестьянин становится разбойником. Л. Н. Толстой концентрирует внимание читателя на действенности в повседневной жизни древнего постулата — «не делай другому того, чего себе не желаешь».

В процессе нравственного  воспитания широко применяются такие  методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный  отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание  достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так  и возможность дисциплинарных и  отсроченных наказаний.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.                                   

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и  средства:

• организацию совместного  труда воспитателя и воспитанника;

• объяснение значимости определенного  вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

• материальное и моральное  поощрение производительного труда  и проявления творчества;

• знакомство с трудовыми  традициями семьи, коллектива, страны;

• кружковые формы организации  труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии); 

• упражнения по выработке  трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

• творческие конкурсы и  соревнования, выставки творческих работ  и оценка их качества;

• временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных  обязанностей в трудовых бригадах;

• систематическое участие  в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации  профессиональной деятельности;

• контроль за экономией  времени и электроэнергии, ресурсами;

• учет и оценка результатов  труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

• специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение  предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может  проявляться не только по отношению  к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное  рукою человеческого гения, мы приобщаемся  к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана  мы постигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах. (Кант И. Критика способности суждения. М. 1994.)

Благодаря способности к  восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь  и жизнь окружающих, в быт, в  профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в «чистый эстетизм».

В рассказе «Снежная королева»  современного петербургского прозаика    В.Шпакова героиня стремится свести жизнь к существованию в прекрасной сфере классической музыки. Стремление к классике — само по себе похвально, но беда в том, что по пути к ней презирается и отбрасывается «грубая» повседневность, в которой все мы живем. И повседневность мстит, сводя героиню с ума. (Шпаков В. Клоун на велосипеде. СПб. 1998.)

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

Воспитательное значение имеет эстетическая организация  труда привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных  учреждений, художественный вкус, проявляющийся  в стилистике одежды учеников, студентов  и преподавателей. Это относится  и к социальному ландшафту  повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического  воспитания осуществляется посредством  занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие  контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных  игр, туристических походов и  спортивных соревнований) и врачебно-медицинской  профилактики заболеваний подрастающего  поколения.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств — бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

 

 

 

 

 

1.2. Уровни воспитания

Воспитательный процесс  в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать  или организовывать на нескольких уровнях (В. И. Гинецинский).

1., так называемый социетарный уровень дает представление о воспитании как постоянной функции общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, а именно такой стороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех ее формах и проявлениях молодому поколению. В России воспитательные цели этого уровня определены в законе «Об образовании», в Конституции, в Международной Конвенции о правах человека и других государственно-политических документах, в которых выражена образовательно-воспитательная политика нашей страны и всего международного сообщества.

2., институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. То есть организаций и учреждений, которые специально создаются для этого. Такими организациями являются детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития.

3., социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, ассоциация бизнесменов—на своих коллег, ассоциация женщин-матерей погибших воинов, выступая против войны, — на государственные органы, ассоциация педагогов — на развитие творческого потенциала педагогов.

4., межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут послужить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога в работе с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы.

Информация о работе Специфика воспитания, его содержание и методы