Задания,содержание и методика семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим мы ставим своей целью исследования: выявить характер семейного воспитания в различных ситуациях и исследовать методики семейного воспитания.
Для достижения этой цели данной работы решались следующие задачи:
Изучение основ семейного воспитания.
Изучение опыта воспитания детей с различными особенностями.
Исследование методик семейного воспитания.
Изучение литературы по данной проблеме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. Семенное воспитание………………………………………………..7
1.1. Основные подходы к воспитанию ребенка в семье…………...…………...7
1.2. Особенности и теории воспитания одарённых детей в семье……………13
1.3. Особенности воспитания детей с нервными нарушениями……………...18
1.4. Типичные ошибки родителей в воспитании ребенка…………………….21
1.5. Конфликты, возникающие в процессе воспитания……………….………24
1.6. Основы организации сотрудничества школы и семьи……………………27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ………………………………………….30
РАЗДЕЛ 2. Семейное право……………………………………………………..31
2.1. Беседа, объяснение …………………………………………………………31
2.2. Личный пример родителей…………………………………………………32
2.3. Контроль. Требование……………………………………...........................34
2.4. Наказание. Поощрение……………………………………………………...39
ВЫВОДЫ ПВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47

Файлы: 1 файл

ЗАДАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМЕНИ М.П. ДРАГОМАНОВА

Крымский гуманитарный факультет

 

Кафедра гуманитарных и  социально- экономических дисциплин

 

ЗАДАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Общая педагогика»

специальность 6.01020101 Физическое воспитание

 

 

Выполнил:

__________2ФВПП____________

_______________подпись

 

Научный руководитель:

 

_______________подпись

 

 

 

 

Допущено к защите: Работа защищена:

«____»___________________ «____»_________________

Зав. кафедрой_____________       с оценкой______________

 

 

 

Гурзуф 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

РАЗДЕЛ 1. Семенное воспитание………………………………………………..7

1.1. Основные подходы к воспитанию ребенка в семье…………...…………...7

1.2. Особенности и теории воспитания одарённых детей в семье……………13

1.3. Особенности воспитания детей с нервными нарушениями……………...18

1.4. Типичные ошибки родителей в воспитании ребенка…………………….21

1.5. Конфликты, возникающие в процессе воспитания……………….………24

1.6. Основы организации сотрудничества  школы и семьи……………………27

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ………………………………………….30

РАЗДЕЛ 2. Семейное право……………………………………………………..31

2.1. Беседа, объяснение …………………………………………………………31

2.2. Личный пример родителей…………………………………………………32

2.3. Контроль. Требование……………………………………...........................34

2.4. Наказание. Поощрение……………………………………………………...39

ВЫВОДЫ ПВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………………….44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Воспитание детей — конституционная обязанность родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать к учению и осознанному выбору профессии.

Влияние семьи на развитие и формирование детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы, личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека

Значение воспитательной деятельности семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дети цементируют семью, вносят в нее дух согласия и здорового сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем более успешно происходит их личностное развитие, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.

Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых умеют поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат примером трудолюбия, доброжелательности

Если родители пользуются у детей авторитетом, показывают им прим1ер нравственной культуры и постоянной работы над собой, в таких случаях их слова и дела имеют большой вес и побуждают учащихся к добросовестному выполнению своих школьных обязанностей. Те же школьники, в семьях которых нет согласия между родителями и царит обстановка недоброжелательности и нервозности, часто приходят в школу с плохим настроением, с трудом сосредоточиваются на восприятии изучаемого материала, не имеют нормальных условий для домашней учебы.

Задача родителей —  развивать у учащихся здоровые духовные потребности и интересы. В этом смысле большое значение имеет нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей превалируют «вещные интересы» и заботы о поисках материальных выгод, если личный расчет заслоняет гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на воспитании детей.

Высокий эффект в семейном воспитании дает умелое использование принципа требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям. Как уже отмечалось в главах о детском коллективе и методах воспитания, требовательность не имеет ничего общего с окриками родителей и постоянным понуждением детей к тем или иным формам поведения. Главное в ней — установить рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи. Нужно, например, детям разъяснять, когда они должны утром вставать, каким должен быть режим их работы и отдыха, в каком порядке они должны содержать свои вещи и рабочее место, как относиться к родителям и другим членам семьи и путем побуждения (просьб, напоминаний, указаний на допускаемые недостатки, одобрения хороших поступков и т.д.) к соблюдению этих требований формировать соответствующие привычки поведения. Если же дети не знают своих обязанностей в семье и не приучены к их выполнению, родителям то и дело приходится понуждать их к той или иной работе, что нередко порождает сопротивление и конфликты.

Требования должны сочетаться с проявлением уважительного отношения к детям. Окрики и различного рода угрозы плохо действуют на детей, травмируют их психику и нередко приводят к неврозам. Задача школы — ориентировать родителей на ласковое и внимательное отношение к детям, учитывать их запросы и интересы, связанные с чтением книг, посещением кинотеатров, а также с участием в художественно-эстетических и спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Действенным стимулирующим фактором личностного развития учащихся является создание трудовой атмосферы в семье. Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором дети вносят свой посильный вклад в создание материального благополучия и умеют соизмерять свои потребности с материальным достатком. А.С.Макаренко насчитывал, как уже отмечалось, более 20 видов труда детей в семье. Дети могут убирать свою постель, содержать в порядке свой стол и рабочий уголок, чистить обувь и одежду, ухаживать за цветами, складывать в определенном месте получаемые газеты и журналы, ухаживать за младшими братьями и сестрами, помогать родителям в уборке квартиры, приготовлении пищи и т.д. Лучшим средством стимулирования детей к труду в семье Макаренко считал умение родителей ставить трудовые задачи, давать трудовые поручения, а также совместно выполнять намеченную работу. Вместе с тем родителям необходимо помнить, что в народе всегда стремились приохотить, а не принуждать детей к труду. На опыте люди убеждались: охота пуще неволи. Неумение некоторых родителей стимулировать и расширять сферу применения сил детей в практических делах (особенно это относится к подросткам и старшим школьникам) приводит к тому, что они не приучаются ценить труд и формируют у себя иждивенческие настроения.

Немаловажную роль в  побуждении учащихся к выработке  и совершенствованию своих личностных качеств играет контроль семьи за их поведением. Родительский контроль помогает учащимся более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей и преодолевать влияние отрицательных соблазнов. Родителям нужно следить за выполнением учащимися режима дня, знать, с кем они дружат, где проводят свой досуг, побуждать к аккуратному выполнению школьных заданий.

 

 

Объект: семейное воспитание в современном обществе.

Предмет: содержание и особенности проявления семейного воспитания в современной семье.

В связи с этим мы ставим своей целью исследования: выявить характер семейного воспитания в различных ситуациях и исследовать методики семейного воспитания.

Для достижения этой цели данной работы решались следующие задачи:

  1. Изучение основ семейного воспитания.
  2. Изучение опыта воспитания детей с различными особенностями.
  3. Исследование методик семейного воспитания.
  4. Изучение литературы по данной проблеме.

 

                                          РАЗДЕЛ 1

                         СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

    1. Основные подходы к воспитанию ребенка в семье

В обществе традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность.

Семья для ребенка  является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Также она может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети, честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно  в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.

Конфликтная ситуация между родителями – различные  подходы к воспитанию детей:

Первая  задача родителей – найти общее  решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая  задача – сделать так, чтобы ребёнок  не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы  лучше без него. Воспитание ребёнка  состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их ожиданиям. Когда хорошо учится и ведет себя. Но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

Будущие родители задумываются о том, как  лучше сформулировать для самих  себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека – все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребёнке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

Информация о работе Задания,содержание и методика семейного воспитания