Способы оценки коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОСА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 06:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время в условиях развития
новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества.
Ситуация становления Российского информационного общества,
модернизационные процессы в системе высшего профессионального образования, вхождение в Болонский процесс, переход на двухступенчатую систему подготовки, компетентностный подход и ориентация на стандарты третьего поколения, заставляют научно-педагогическое сообщество сосредоточить внимание на вопросах качества образования, поиске актуальных способов, средств, методов и технологий оценивания результатов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Компетентностный подход к проблеме контроля и способов оценки коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОС…………….6
2. К вопросу о коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОС……………………………………………………………………………..15
3. Анализ способа оценки коммуникативной компетенции как результатов обучения школьников в условиях ФГОС в современной образовательной практике………………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Гончарова А.А..doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

 

Минобрнауки России

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный лингвистический  университет»

 

Кафедра педагогики

 

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ коммуникативной компетенции

школьников В УСЛОВИЯХ ФГОС

Курсовая работа

 

 

Выполнила:

студентка группы ТМПА 1-09-01

факультета европейских языков

направления подготовки (специальности)

Теория и методика преподавания

                                                               Иностранных языков и культур

                                                               Гончарова Анастасия Андреевна

 

Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры педагогики

Григорьева И.В.

 

           

 

 

Иркутск 2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….….3

1. Компетентностный подход к проблеме контроля  и способов оценки коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОС…………….6

2. К вопросу о коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОС……………………………………………………………………………..15 

3. Анализ  способа оценки  коммуникативной компетенции как результатов обучения школьников в условиях ФГОС в современной образовательной практике………………………………………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………...30

Список использованной литературы…………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Актуальность исследования. В настоящее время в условиях развития

новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и  высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества.

Ситуация становления Российского  информационного общества,

модернизационные процессы в системе  высшего профессионального образования, вхождение в Болонский процесс, переход на двухступенчатую систему подготовки, компетентностный подход и ориентация на стандарты третьего поколения, заставляют научно-педагогическое сообщество сосредоточить внимание на вопросах  качества образования, поиске  актуальных способов, средств, методов и технологий оценивания результатов. Особенную актуальность приобретает аспект оценки профессиональной компетентности учителя. Подобный интерес обусловлен разобщённостью современных требований к образовательно-профессиональным результатам учителя и традиционными средствами их оценивания. Очевидно, что в этих обстоятельствах необходим поиск новых средств и методов оценивания профессиональной компетентности учителя, коррелирующих  с международными стандартами, базирующихся на инструментах информационно-технологического прогресса. 

Тема компетентностного  подхода стала активно обсуждаться  в отечественной педагогике после выхода в свет в 2001 году «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», где подчеркивалось, что общеобразовательная школа должна формировать так называемые ключевые компетенции учащихся, определяющие современное качество образования. «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» предписывает внедрение компетенции и компетентностного подхода, “формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современные ключевые компетенции”.

Стандарт нового поколения  призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

На сегодняшний день в России уже появились крупные научно-теоретические  и научно-методические работы, в  которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской). Разработкой данной проблемы занимаются российские исследователи: А.А. Вербицкий, В.И. Байденко, П.П. Борисов, В.А.Болотова, Н.С. Веселовская, Г.Б. Голуб, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е.Лебедев, Н.А. Переломова, Т.Б. Табарданова, Л.О. Филатова И.Д.Фрумин, Г.А. Цукерман и др., и зарубежные ученые: Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестера (Голландия).

Несмотря на достаточно полную разработанность теоретической базы компетентностного подхода в образовательном процессе, существует проблема создания и внедрения комплексной системы мониторинга и оценки компетенций школьников. В этой работе будут представлены различные подходы к дифференциации ключевых компетенций и возможные пути их оценивания, а именно оценивание коммуникативной компетенции.

Цель исследования - изучить теоретические основы проблемы поиска способов оценки коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОС.

Цель исследования обусловила постановку и последовательное решение следующих задач:

  1. Рассмотреть компетентностный подход как методологическую основу решения проблемы контроля  и способов оценки коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОС.
  2. Исследовать сущность понятия «коммуникативная  компетенция школьников», описать  её структуру.
  3. Провести анализ способов оценки коммуникативной  компетенции школьников как результат обучения в условиях ФГОС в современной образовательной практике.

Методы исследования определялись характером задач, решаемых на различных этапах исследования, и применялись комплексно. В ходе работы использовались следующие методы:

  •        теоретические (изучение и анализ нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы образовательной политики; педагогической, психологической и методической научной литературы по проблеме исследования; анализ понятийно-терминологической системы; сравнение);
  •        эмпирические (изучение и обобщения педагогического опыта).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Компетентностный подход к проблеме контроля  и способов оценки коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОС

 

       Задача данного  параграфа заключается в том,  чтобы рассмотреть компетентностный  подход как методологическую  основу решения проблемы контроля  и способов оценки коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОС.

Выдающийся мыслитель прошлого века Э.Тоффлер в одной из своих

работ высказал мысль о том, что  «если вчера грамотным человеком считался тот, кто умел читать, то завтра грамотным человеком будет

тот, кто умеет учиться» [12, с.45].

Так верно пишет И.И.Иванов в своей работе «Компетенции и  компетентный подход в современном  образовании»: «Основным результатом  деятельности образовательного учреждения  должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации» [5, с.56]. То есть, важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Прежде всего, рассмотрим, когда  зародилась идея компетентностного

подхода в педагогике и как исследователи в этой области определяют само понятие: «компетентностный подход в образовании».

В начале 80-х годов прошлого века, когда в журнале «Перспективы.

Вопросы образования» была опубликована статья В. де Ландшеер «Концепция «минимальной  компетентности». Первоначально речь шла не о подходе, а о компетентности, в том числе профессиональной, профессиональных компетенциях  личности как цели и результате образования. О.А. Игумнов отмечает, что: «компетентность в самом широком смысле в то время понималась как «углубленное знание предмета или освоенное умение». По мере освоения понятия происходило расширение его объема и содержания и уже  с конца прошлого века стали говорить о компетентностном подходе в образовании» [10, с.77].

   Анализ научной литературы  показал, что некоторые исследователи  не разделяют понятия компетентность  и компетенция, считают их синонимами, на наш взгляд, очевидно, что данные понятия представляют собой самостоятельные лингвистические единицы, поскольку имеют разные дефиниции: компетентность – необходимый набор знаний и умений для функционирования в определенной области; компетенция – определенная область реализации определенных знаний и умений.

А.В.Хуторской одним  из первых предложил следующие определения 

этих понятий:

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств 

личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

          Компетентность – владение, обладание  человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [21].

     Рассмотрим определения понятия «компетентность», предлагаемые исследователями разных отраслей науки, для определения его сущности в педагогическом аспекте.

           А.В.Баранников в работе посвященной проблемам компетентностного подхода рассматривает компетентность как «... самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики» [2, c.51].

       А.В.Хуторской считает, что понятие «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к  
определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [21]. В соответствии с данным определением компетенция это комплекс личностных характеристик, необходимый для функционирования в обществе, компетентность -  опыт в той или иной области.

В.В.Сериков определяет компетентность как «способ существования

знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире» [3, c.8].

Анализируя описанные выше определения, можно сделать следующий

вывод: под «компетентностным подходом» нужно понимать формирование и развитие у обучающегося компетентностей, которые в свою очередь,  составляют необходимый набор знаний и умений для функционирования в определенной области.

   Наряду с большим количеством определений компетентностного

подхода, исследователи выделяют также идеи данного подхода. С нашей точки зрения, наиболее точно их выделяет Л.О.Филатова:

  •        компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
  •        понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую;
  •        оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.;
  •        компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;
  •        в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата" ("стандарт на выходе");
  •        компетентностный подход включает в себя идентификацию основных умений;
  •        компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образования;
  •        понятие «компетенции» является понятием процессуальным, т.е. компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности;
  •        компетентностный подход возник из потребности в адаптации человека к часто меняющимся в производстве технологиям. Компетенция - это способность менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов определенной ситуации с сохранением некоторого ядра образования: целостное мировоззрение, ценности;
  •        компетенция описывает потенциал, который проявляется ситуативно, следовательно, может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов обучения [14, c.56].

Говоря о предполагаемом результате внедрения компетентностного 

подхода в образование, можно отметить следующее. Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.

       Модернизация образования на основе реализации компетентностного подхода приводят систему отечественного образования в соответствие с современными общеевропейскими требованиями. Оптимизация этого подхода должна способствовать преодолению традиционных ориентаций образования, актуализировать его деятельностную составляющую и привести к новому видению содержания, методов и технологий. Необходимость вхождения в него России отражена в целом ряде документов Минобразования и науки РФ, а также одним из первых его российских исследователей В.И. Байденко.

Информация о работе Способы оценки коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОСА