Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 06:23, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время в условиях развития
новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества.
Ситуация становления Российского информационного общества,
модернизационные процессы в системе высшего профессионального образования, вхождение в Болонский процесс, переход на двухступенчатую систему подготовки, компетентностный подход и ориентация на стандарты третьего поколения, заставляют научно-педагогическое сообщество сосредоточить внимание на вопросах качества образования, поиске актуальных способов, средств, методов и технологий оценивания результатов.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Компетентностный подход к проблеме контроля и способов оценки коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОС…………….6
2. К вопросу о коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОС……………………………………………………………………………..15
3. Анализ способа оценки коммуникативной компетенции как результатов обучения школьников в условиях ФГОС в современной образовательной практике………………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………31
Применительно к иностранному языку в материалах Совета Европы рассматривается два вида компетенций в области иностранного языка: общие компетенции (General competences) и коммуникативную языковую компетенцию (Communicative language competence).
Изучение научной литературы показывает,
что теорий и вариантов о составе
коммуникативной компетенции
Грамматическая или формальная (grammatical competence) или лингвистическая (linguistic) компетенция - систематическое знание грамматических правил, словарных единиц и фонологии, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание;
Социолингвистическая
Дискурсивная компетенция (discourse competence) - способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании; предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания;
Данная концепция стала
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что при всем разнообразии подходов к изучению структуры коммуникативной компетенции, наиболее общими компонентами являются:
Важно заметить, что в исследованиях последних лет многие российские методисты (Л.Е. Алексеева, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова и др.) предлагают привести перечень компонентов предметного содержания иноязычной коммуникативной компетенции в соответствие с общеевропейскими компетенциями. Решение этого вопроса представляется нам важным в связи с Болонскими соглашениями, которые подписала и Россия. Таким образом, предлагаемая на сегодняшний день структура коммуникативной компетенции не является исчерпывающей, и нуждается в доработке и уточнении.
Внимания заслуживает
Подводя итог, необходимо отметить, что развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Само понятие «коммуникативной компетенции» включает в себя владение видами речевой деятельности на основе совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.
3. Анализ способа оценки коммуникативной компетенции как результата обучения школьников в условиях ФГОС в современной образовательной практике
Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развивающего обучения вновь обращают внимание учёных и педагогов – практиков на проблему оценивание учащихся.
Задача данного параграфа
проанализировать основные, существующие на данный момент в образовании, способы оценки коммуникативной компетенции как результата обучения школьников в условиях ФГОС в современной образовательной практике.
Поскольку, организовать любую деятельность, в том числе учебно-
познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности, данная проблема является весьма актуальной в рамках компетентностного подхода.
Прежде всего, необходимо определить что такое «оценивание», и
каковы функции оценивания в образовательном процессе. В разных источниках можно найти различные определения понятия «оценивание»:
Оценивание - это контроль качества образования.
Оценивание - это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
Оценивание - это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Наиболее общим определение оценки, на наш взгляд, является
следующее:
Оценивание - систематический процесс, определяющий достоинства и
ценность достигнутого.
Очевидно, что «оценивание», как и все процессы, имеет свои функции. Ими являются образовательная, стимулирующая, аналитико–корректирующая, воспитывающая, развивающая, контрольная функции.
Также, существуют два ключевых принципа в оценивании:
Так как оценивание является процессом, то оценка - его результатом. При этом отметка является формализованной количественной (балльной) или качественной (уровневой) характеристикой оценки. Оценке подлежит как процесс, так и результаты. Можно выделить два вида оценки: промежуточная оценка — подведение итогов сделанного на определенном этапе и внесение изменений в ходе процесса; итоговая оценка — по завершении процесса.
Традиционная система оценивани
Таким образом, на современном этапе обучения требуется новый подход к оцениванию результатов достижений обучающегося. В нашей работе мы рассмотрим следующие способы оценки сформированности компетенций:
«языковой портфель»
«тестовый контроль»
«технология критериального оценивания».
Рассмотрим форму портфолио, как один из новых подходов к оцениванию достижений обучающегося. В середине 80-х годов в зарубежной и отечественной лингвистике и лингводидактике укреплялся личностно-ориентированный подход к обучению. Главной целью такого обучения является развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников для того, чтобы выпускник школы был готов к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений
Речь идет о смещении акцента в процессе обучения иностранным языкам с преподавательской деятельности на деятельность учащегося. Для этого у школьников должна быть сформирована способность к объективной самооценке, рефлексии. Понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания, возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он смог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности. Формированию необходимых навыков в рефлексии эффективно помогает российский вариант европейского языкового портфеля, в основу которого положены такие документы Совета Европы, как Общеевропейские концепции владения иностранным языком, Европейский языковой портфель, который выполняет наряду с педагогической также и социальную функцию.
По мнению Н.Д. Гальсковой, «языковой портфель – это документ, в котором ученик фиксирует свои достижения и опыт в овладении неродными языками». Наиболее точное определение языкового портфеля находим у Н. Ф. Коряковцевой: «Языковой портфель - пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной результат учебной деятельности обучающегося по овладению иностранным языком, дающий обучающемуся и преподавателю возможность самостоятельно или совместно проанализировать и оценивать объем работы и спектр достижений обучающегося в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах» [6, с. 6-11]. Итак, языковой портфель − это инструмент самооценки и собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов самостоятельных работ учащегося, состоящий из трех частей: паспорта, языковой биографии его пользователя и досье. По общему мнению преподавателей и учащихся, языковой портфель повышает мотивацию учащихся, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения школьников к процессу обучения и его результатам.
Следующий подход к оцениванию, который мы рассматриваем, это тестовый контроль, автором которого является Н.Ф. Ефремова. Система независимого тестирования, вошедшая в отечественную образовательную практику с середины 90–х годов прошлого столетия, стала одним из направлений модернизации контрольно–оценочного процесса, повышения качества обучения, стандартизации требований на входе–выходе на разных уровнях обучения, обеспечения доступности профессионального образования для наиболее подготовленной молодежи, оценки эффективности всей системы образования. За последние годы в этом направлении в стране были проведены серьезные изменения, особенно на стадии школа—вуз в результате перехода к единому государственному экзамену (ЕГЭ), обеспечившему создание между общеобразовательными и высшими учебными заведениями связующего и регулирующего звена, делающего всю
систему образования прозрачной для общества в сфере оценки результатов учебного труда. В новой концептуальной модели контроля речь идет о квали–метрических подходах к измерению уровня подготовленности обучающихся педагогическими измерителями, получившими в отечественной практике название контрольных измерительных материалов
(КИМ). Несмотря на расширяющуюся
практику массового
Информация о работе Способы оценки коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОСА