Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 06:23, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время в условиях развития
новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества.
Ситуация становления Российского информационного общества,
модернизационные процессы в системе высшего профессионального образования, вхождение в Болонский процесс, переход на двухступенчатую систему подготовки, компетентностный подход и ориентация на стандарты третьего поколения, заставляют научно-педагогическое сообщество сосредоточить внимание на вопросах качества образования, поиске актуальных способов, средств, методов и технологий оценивания результатов.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Компетентностный подход к проблеме контроля и способов оценки коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОС…………….6
2. К вопросу о коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОС……………………………………………………………………………..15
3. Анализ способа оценки коммуникативной компетенции как результатов обучения школьников в условиях ФГОС в современной образовательной практике………………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………31
Последний способ оценивания, который будет рассмотрен в нашей
работе - технология критериального оценивания. Введение критериального оценивания обеспечивает переход к деятельному подходу в организации учебного процесса, который ориентирован на развитие компетенций ученика. Оценка работы ученика должна быть стимулирующей и мотивирующей. Главный тезис: «Учение с увлечением!». В оценочной диагностике используются как стандартные тесты, проверочные
работы, диктанты, работы с глоссарием и т.п., так
нестандартные задания для повышения мотивации. К ним относятся:
эвристические задания, интеллектуальные и открытые задания, задачи на
составление опорных конспектов и вопросов разного уровня к тексту, диагностические олимпиады, нелогичные тексты. Кроме того, составление коллажей, написание эссе, рассказов, сказок, стихов, плакатов. Несомненно, активны методы обучения, пропагандируемые Д.Н.Кавтарадзе, – игровые методики. Одним из интересных методов критериального оценивания является метод проектов. В проектной деятельности формируются ключевые компетентности, развивается ученическая мотивация самостоятельного поиска, реализуется проблемно-эвристическое обучение. Четко прописанные критерии становятся основными элементами анализа работы ученика. В проектной работе оцениваются не только знания, но и коммуникативные умения, работа с информацией, личностные качества участников. Проект развивает очень важные компетенции – самоменеджмент и самооценку.
В заключении хотелось бы отметить, что все три вышеперечисленных
подхода к оцениванию, удовлетворяют основные требования компетентностного подхода. Также, есть возможность использовать их в комплексе. Например, все результаты критериального оценивания и тестового контроля могут быть отражены в портфолио ученика и анализированы им. Важно отметить, что потребность в объективной оценке результатов труда – необходимое условие успешности любой деятельности человека, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее оценить ее. Системе точного и качественного оценивания принадлежит ключевая роль в управлении образовательным процессом. Главной функцией оценочной деятельности является повышение качества образования, что и является основной задачей модернизации современного образования.
Рассматривая компетентностный подход в целом, можно выделить
следующие сферы оценивания деятельности учащихся, которые будут объединять сразу несколько компетенций, так как коммуникативная компетенция является неотделимой частью любой другой.
1. Нахождение информации
A. Целевое чтение.
Б. Выбор важной (уместной) информации (умение различать виды информации, связывать информацию с целью).
B. Собрание фактов, полученных в результате в результате изучения (умение найти цель изучения, умение спрашивать, умение суммировать информацию).
Г. Собрание фактов, полученных в результате опроса (умение начинать и заканчивать интервью, задавать вопросы, суммировать факты).
2. Организация информации
А. Выбор главной идеи.
Б. Выбор ответов.
B. Конспектирование.
Г. Классификация рисунков.
Д. Последовательное расположение фактов и событий.
Е. Суммирование информации.
3. Оценка информации
A. Различие между фактом и вымыслом.
Б. Различие между фактом и мнением.
B. Сравнение информации, поступившей из
двух и
более источников.
Г. Рассмотреть материал
и сделать вывод о его последов
Д. Сделать выводы.
Е. Обобщить факты.
Ж. Сделать приблизительное заключение на основе фактов.
4. Чтение - получение информации
A. Умение найти специфические факты.
Б. Умение читать различные материалы с целью получения ответа на вопрос.
B. Умение оценить прочитанное.
Г. Умение сделать выводы на основании визуального обзора.
5. Наблюдение и слушание с целью получения информации
A. Умение слушать и наблюдать.
Б. Умение сосредоточиться.
B. Умение собрать информацию.
Г. Умение суммировать факты.
6. Устная и письменная передача информации
A. Умение передать информацию
окружающим.
Б. Умение точно описать факты.
B. Умение творчески описать факты.
7. Понятие времени и хронологии
A. Умение выстраивать хронологический порядок вещей.
Б. Умение связывать прошлое и будущее.
B. Умение находить различия в периодах времени.
8. Решение проблем
А. Распознавание проблем.
Б. Определение проблемы.
В. Нахождение и сбор фактов, относящихся к проблеме.
Г. Умение делать выводы и заключения [1, с. 25-27].
Решая поставленную цель данного параграфа, мы определили специфику процесса оценивания, выделили сферы оценивания в рамках компетентностного подхода, рассмотрели три наиболее разработанных подхода к оцениванию коммуникативной компетенции. Говоря о результатах, которые будут получены в ходе оценивания, можно отметить следующее:
Воспитательным результатом
овладения коммуникативной
Наличие позитивных навыков общения в поликультурном,
полиэтническом и многоконфесси
Результатами обучения:
умение представить себя устно и письменно, написать анкету,
заявление, резюме, письмо, поздравление;
умение представлять свой класс, школу, страну в ситуациях
межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
владение способами
людьми и событиями;
умение выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос,
корректно вести учебный диалог;
владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог,
чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
владение способами совместной деятельности в группе, приемами
действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
Как мы уже говорили, формирование коммуникативной компетенции в
школе служит надежной базой, как для изучения языков, так и для умения успешно взаимодействовать с людьми в реальной жизни. В настоящее время, вопрос о том, как можно оценить уровень формирования этой компетенции остается нерешенным. Существует несколько основных разработок, таких как «языковой портфель», «тестирование» и «технология критериального оценивания». В данном параграфе, мы детально рассмотрели каждый из них и можем сделать вывод о том, что все три способа могут применяться комплексно.
Заключение
Компетентностный подход создает оптимальные условия для индивидуализации обучения, отвечает всестороннему развитию и информатизации нашей жизни, направляет образовательный процесс не на получение знаний, а на их применение. Таким образом, внедрение компетентностного подхода в нашу образовательную систему является неотъемлемой частью развития общества. Целью нашей работы являлся поиск и анализ существующих способов оценки сформированности компетенций, а именно коммуникативной компетенции школьников.
Решая первую задачу нашего исследования, мы рассмотрели компетентностный подход, его задачи и функции, и выяснили, какие компетенции являются ключевыми (базовыми) у разных научных исследователей. И выявили, что под «компетентностным подходом» следует понимать формирование и развитие у обучающегося компетентностей, которые в свою очередь, составляют необходимый набор знаний и умений для функционирования в определенной области. Ключевые - это те обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. Существует несколько классификаций ключевых (базовых) компетенций. Вот некоторые их них: учебно-познавательная, общекультурная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и др.
Решая вторую задачу нашего исследования, мы раскрыли сущность
понятия «коммуникативной компетенции школьников», охарактеризовали ее содержание и структуру. Таким образом, под «коммуникативной компетенцией» мы понимаем способность реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения, с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Само понятие «коммуникативной компетенции» включает в себя владение видами речевой деятельности на основе совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.
Решая третью задачу, мы рассмотрели сущность понятия «оценка», сферы оценивания при компетентностном подходе в образовании и выделили три основных способа оценки компетенций. Процесс оценивания – это систематический процесс, определяющий достоинства и ценность достигнутого. Функциями оценивания являются образовательная, стимулирующая, аналитико–корректирующая, воспитывающая, развивающая, контрольная функции. В нашей работе, мы выделили следующие способы оценки коммуникативной компетенции: «языковой портфель», «тестовый контроль» и « технология критериального оценивания».
Результаты проведённой работы позволяют сделать следующий вывод:
развитие коммуникативной компетентности школьников происходит, как правило, на занятиях русского и иностранного языка и оценивается не только умение грамотно излагать мысли и быть способным к общению, но и быть осведомленным в культуре стран изучаемого языка, расширяя при этом знания о культурном наследии родной страны. Ученик, обладающий развитой коммуникативной компетентностью, способен не только чувствовать себя комфортно при поддержании коммуникативного акта, но также, быть толерантным патриотом своей страны.
Список используемой литературы
Информация о работе Способы оценки коммуникативной компетенции школьников в условиях ФГОСА