Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:01, контрольная работа
Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной педагогики как важнейшей отрасли педагогической науки является Я.А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.
1. Рассмотрите предмет дошкольной педагогики, раскройте её основные категории.
2. Осветите вопрос о становлении и развитии дошкольной педагогики в трудах зарубежных педагогов – классиков (Коменский, Руссо, Песталоцци, Фребель, Монтессори), русских педагогов (Ушинский, Симонович, Водовозова, Лесгафт, Тихеева).
3. Раскройте направления и достижения научных исследований в области дошкольной педагогики в советский период.
4. Охарактеризуйте основные направления современных научных исследований педагогики детства в Республике Беларусь и странах СНГ.
Список использованной литературы
План
Список использованной литературы
1. Рассмотрите предмет дошкольной педагогики, раскройте её основные категории.
Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной педагогики как важнейшей отрасли педагогической науки является Я.А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.
Современная дошкольная педагогика изучает: во-первых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления. Во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Дошкольная педагогика несет на себе и прикладную функцию - занимается разработкой новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения. Будучи наукой социальной, она теснейшим образом связана с требованиями современного общества в области образования подрастающего поколения. Несомненна прогностическая роль дошкольной педагогики, поскольку она изучает тенденции и перспективы развития системы образования, организации воспитания. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования; изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и дошкольного учреждения, исследуются особенности образовательного процесса в дошкольных учреждениях разных видов, в том числе и альтернативных.[4; с.35].
Дошкольная педагогика правомерно использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения детей и организации в этих целях их самостоятельной деятельности. Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем педагогических задач, содержания воспитательно-образовательной работы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Педагогические методы по форме воздействия воспитателя на ребенка бывают словесными и наглядными.
Словесные методы в виде указаний и объяснений воспитателя, его рассказов об окружающем и т. п. играют важную роль в обучении и воспитании детей на всех ступенях дошкольного детства. Эффективность этих методов в значительной мере зависит от культуры речи воспитателя, ее образности и эмоциональной выразительности, доступности детскому пониманию. Однако только словесных воздействий для воспитания маленького ребенка недостаточно. Чтобы слово нужным образом повлияло на дошкольника, оно должно найти опору в его чувственном опыте. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами обучения и воспитания.
Наглядные методы так же разнообразны, как и методы словесные. Это и непосредственное ознакомление детей с окружающим, и показ им реальных предметов, картинок, диапозитивов, объемных моделей, а также схематических изображений тех или иных предметов, явлений или событий окружающей действительности и т. д. Наглядность в обучении заключается не только в зрительном и слуховом ознакомлении детей с окружающим, по и в осязательном (ощупывание, обследование предметов и т. д.), что особенно существенно для воспитания самых маленьких. Учитывая конкретный, образный характер мышления маленького ребенка, следует признать, что наглядные методы (в сочетании со словесными) особенно важны в дошкольном воспитании. Однако и этими методами не следует ограничиваться.
При усвоении нового материала детям необходимо для более глубокого познания действительности не только слушать педагога, наблюдать то, что он показывает, но самим практически действовать с предметами, обнаруживая их характерные свойства и особенности, выясняя некоторые связи и взаимоотношения между ними, в какой-то мере преобразуя их. Поэтому словесные и наглядные методы надо сочетать с практическими методами обучения и воспитания.
Говоря о руководстве детской практической деятельностью, рассмотрим проблему педагогических методов с иной стороны, имея в виду уже не форму воздействия воспитателя на ребенка (методы словесные, наглядные и т. д.), а особенности влияния методов на содержание и характер деятельности дошкольников в зависимости от того, насколько дети овладели предложенным материалом и в какой мере они могут самостоятельно справиться с решением поставленной задачи.
Как известно, воспитание не односторонний процесс воздействия педагога на ребенка. Воспитание и обучение неосуществимы без активности самого воспитанника, которую вызывает, организует и направляет педагог. Только при этом условии возможны эффективное усвоение ребенком новых знаний и умений, развитие его способностей, формирование нравственно-волевых качеств. Иначе говоря, воспитание происходит в процессе совместного общения педагога и ребенка. Характер общения каждого из них не остается неизменным.
На первых порах, когда ребенок только начинает знакомиться с неизвестной ему областью действительности и овладевает совершенно новыми для него знаниями и умениями, воспитатель вынужден (с помощью слова, наглядного показа, привлечения дошкольника к практическому действию) шаг за шагом руководить активностью, систематически организовывать его ориентировку па существенные признаки изучаемого предмета, последовательно, поэтапно формировать у пего новые способы действия и новые представления.
В дальнейшем, когда ребенок в какой-то мере овладеет новым материалом и приобретет некоторые познания в изучаемой области, возникает возможность предоставить ему большую самостоятельность в осуществлении той или иной деятельности, что на определенной ступени воспитания позволяет создать наиболее благоприятные условия для его всестороннего развития. И при такой организации педагогического процесса воспитатель продолжает играть в нем руководящую роль, однако методы педагогического воздействия на ребенка, на содержание и строение детской деятельности изменяются. Рассмотрим методы воздействия на детей в процессе воспитания и обучения.
Методы прямого воздействия. Воспитатель не только ставит перед ребенком задачу (нарисовать такой-то предмет, построить из кубиков постройку, решить арифметическую задачу, выполнить правило поведения и т. д.), но и дает ему (с помощью слова и наглядного показа) образец способа действия (изображения, конструирования, счета, вежливого обращения), добиваясь, чтобы ребенок в процессе упражнений овладел этим способом, усвоил определенные навыки, выработал привычки. Методы прямого воздействия наиболее часто и систематично используются на занятиях. Они особенно важны для умственного воспитания, но играют существенную роль и в эстетическом (обучение рисованию, пению, художественному рассказыванию), и в нравственном воспитании (формирование представлений детей о явлениях общественной жизни, воспитание культурного поведения, умения держать себя в обществе, в коллективе и т. д.).
Методы опосредованного
Методы проблемного воспитания и обучения. Ставя перед детьми задачу, воспитатель дает им возможность самим изыскивать средства. решения, используя ранее приобретенные знания и умения. Разновидность этого метода — создание ситуации с конкретными условиями действия, когда ребенку предлагают осмыслить стоящую перед ним задачу и найти подходящие способы решения. Например, воспитатель организует игру, по ходу которой для кукол, изображающих воспитанников детского сада, из другой комнаты нужно привезти на игрушечном автомобиле кроватки. Исходя из этих условий, ребенок должен осмыслить стоящую перед ним арифметическую задачу: предварительно пересчитать кукол и в соответствии с их числом отобрать определенное количество кроватей (чтобы всем хватило!). Педагогические ситуации можно создавать и в процессе нравственного воспитания. Они подводят ребенка к решению, как ему следует поступить в отношении товарищей, какую помощь он должен оказать при осуществлении общего дела и т. д.
Методы проблемного воспитания и обучения используются в детском саду на занятиях и при организации игр и трудовой деятельности детей, при общении их в быту. Эти методы активизируют мысль ребенка, приучают его к самостоятельности, развивают творческую инициативу.[7; с.42-45].
Итак, предметом дошкольной педагогики является изучение закономерностей воспитания детей от рождения до перехода их в школу. Она разрабатывает задачи, принципы, содержание, методы, формы и организацию воспитательно-образовательной работы в условиях общественного дошкольного воспитания, обеспечивая единство воспитательного воздействия дошкольных учреждений и семьи, преемственность в работе детского сада и школы, подготовку детей к обучению в школе.
Дошкольная педагогика разрабатывает
общетеоретические и
2. Осветите вопрос о становлении и развитии дошкольной педагогики в трудах зарубежных педагогов – классиков (Коменский, Руссо, Песталоцци, Фребель, Монтессори), русских педагогов (Ушинский, Симонович, Водовозова, Лесгафт, Тихеева).
Я.А. Коменский. История науки - это история людей и история идей. Становление научной педагогики связано с именем замечательного чешского мыслителя-гуманиста, педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Заслуга Я.А. Коменского перед человечеством заключается в том, что он привнес в педагогическую мысль кардинально новые идеи, оплодотворившие ее дальнейшее развитие. Что же это были за идеи?
Фундаментальной идеей педагогики Яна Амоса Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.
Я.А. Коменскому, великому гуманисту,
принадлежит оптимистическое
В трудах Я.А. Коменского представлен проект стройной системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, о классно-урочной системе.
Опираясь на то, что было добыто предшествующими поколениями, проанализирован практику подготовки детей к жизни, Я.А. Коменский пришел к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса, сформулировал законы, правила воспитания и обучения, имеющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное значение. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654)Я.А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении.
С научных трудов Я.А. Коменского начинается
бурный период развития классической
педагогической теории. Блестящая плеяда
последующих педагогов-
Ж.-Ж. Руссо. В когорте деятелей французского Просвещения, безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778). Философ, писатель, композитор, Ж.-Ж. Руссо "стоит в ряду великих педагогов.
Судьба не была снисходительной к Руссо. Сын часовщика из Женевы перепробовал множество профессий: ученика нотариуса, гравера, слуги, секретаря, домашнего учителя, преподавателя музыки, переписчика нот. Не получивший систематического образования, но обладавший неуемной страстью к самосовершенствованию, Ж.-Ж. Руссо стал одним из наиболее просвещенных людей своей эпохи.
В основе педагогических идей Ж.-Ж. Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистское мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие некоей внешней силы - творца всего сущего.
Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею естественной
свободы и равенства людей. Он
мечтал устранить социальную несправедливость
путем искоренения
У Ж.-Ж. Руссо органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет ему счастье. Центральный пункт педагогической программы Ж.-Ж. Руссо - естественное воспитание.
Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки