Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:01, контрольная работа
Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной педагогики как важнейшей отрасли педагогической науки является Я.А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.
1. Рассмотрите предмет дошкольной педагогики, раскройте её основные категории.
2. Осветите вопрос о становлении и развитии дошкольной педагогики в трудах зарубежных педагогов – классиков (Коменский, Руссо, Песталоцци, Фребель, Монтессори), русских педагогов (Ушинский, Симонович, Водовозова, Лесгафт, Тихеева).
3. Раскройте направления и достижения научных исследований в области дошкольной педагогики в советский период.
4. Охарактеризуйте основные направления современных научных исследований педагогики детства в Республике Беларусь и странах СНГ.
Список использованной литературы
Ушинский
составил две учебные книги для
начального обучения: «Родное слово»
предназначалось для
Своей деятельностью К.Д. Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег внес много нового относительно развития активности и деятельности детей.[5; 235-237].
А.С. Симонович. Симонович Аделаида Семеновна (1840— 1933) – видный деятель по дошкольному воспитанию в России. Работой в Петербургском и Тифлисском детских садах, а также своими теоретическими трудами способствовала развитию русской дошкольной педагогики. Основной труд Симонович — «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей» изданный в 1874 г., в дальнейшем издававшийся под названием «Детский сад» (с 1907 года).[11; с.343]. В 1866 г. Симонович открыла в Петербурге платный детский сад, который просуществовал до 1869 г. В этот же период времени она участвовала в работе Комиссии детских садов, а в 1870 г. переезжает на Кавказ, и открывает детский сад в Тифлисе. В 1874 году выходит её книга «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей», где излагаются её педагогические взгляды по вопросам семейного воспитания, роль матери, единства процесса воспитания и обучения, значения наследственности и т. п.[3; с.60].
Под редакцией Симонович в 1866 году начал издаваться в России первый специальный журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад», предназначенный для родителей, наставников и воспитателей. Материалы журнала знакомили педагогов и родителей с системой Ф. Фребеля, с опытом воспитания детей дошкольного возраста в семье и в детском саду. Спустя четыре года журнал «Детский сад» превратился в общепедагогический орган, отводивший вопросам дошкольного воспитания сравнительно мало места. В 1867 году он был реорганизован в журнал «Воспитание и обучение», который освещал и распространял идеи дошкольного воспитания, методику работы детского сада.[8; с.169].
Е.Н. Водовозова. Водовозова Елизавета Николаевна (1844-1923) – русский педагог, ученица и последовательница Ушинского, писательница, автор известного труда по дошкольному воспитанию «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста», который был издан в 1871 году, а также популярных книг для детей и юношества: «Жизнь европейских народов», в трёх томах (1875-1889), «Из русской жизни и природы» (1871).[10; с.175].
Педагогические взгляды
Большой педагогический интерес, связанный с именем Ушинского, имеют воспоминания Водовозовой «На заре жизни», изданные в 1911 году.[10; с.175].
П.Ф. Лесгафт. Лесгафт Пётр Францевич родился в Петербурге в семье ювелира в 1837 г. В 1861 г. окончил Медико-хирургическую академию и в 1865 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины, а через 3 года защитил вторую диссертацию — на степень доктора хирургии. И.П. Павлов назвал Лесгафта выдающимся ученым и страстным учителем. Как медик, П. Ф. Лесгафт — основоположник функционального направления в анатомии, создатель учебных пособий по анатомии и биомеханике физических упражнений. Он заложил основы гигиены физических упражнений и лечебной гимнастики, был одним из лучших врачей, признанным специалистом по лечению заболеваний костно-мышечной системы. Он создал оригинальную систему физического воспитания, был организатором первого в России высшего учебного заведения по физическому воспитанию.
П. Ф. Лесгафт как одним из первых попытался дать естественнонаучное обоснование развития и воспитания личности ребенка. Применяя антропологический принцип в педагогике, он стремился подойти к решению проблем формирования личности с естественнонаучных позиций. В статье «Антропология и педагогика» резко критиковалась позиция педагогов, видевших суть воспитания и обучения в методике учебно-воспитательного процесса. Формирование личности рассматривалось сторонниками методического направления упрощенно, их подход был примитивен и однобок, так как они брали только внешнюю сторону педагогического процесса. Внутренняя сторона, т. е. психологический механизм становления личности, ими игнорировалась. Не учитывалось и влияние социальной среды. Подобный подход к проблеме формирования личности П. Ф. Лесгафт не считал научным. «Без изучения и понимания общих истин, лежащих в основании постройки и отправлений молодого организма, немыслимо воспитание; а всякая истина, добытая при этом изучении, непременно явится самым драгоценным вкладом в педагогику и будет содействовать уменьшению произвола и большей неприкосновенности личности ребенка» — писал Лесгафт в статье «Антропология и педагогика».
Ученый возлагал на естественные науки о человеке большие надежды. Он даже переоценивал их значение для педагогики, считая, что только они помогут выяснить законы становления личности.
Являясь сторонником учения Ж.Б. Ламарка о влиянии функционирования органов на наследственную природу организмов, Лесгафт положил в основу педагогической теории идеи о том, что совершенствование живых организмов, в том числе и человека, зависит от системы постепенно усложняющихся упражнений: «Все, что упражнением постоянно увеличивает свою деятельность, то совершенствуется; что бездействует, то изменяется, распадается и даже исчезает».
Лесгафт выступил против теории наследственной обреченности, против метафизических и идеалистических толкований неизменного и непознаваемого носителя свойств, непрерывно передающегося от поколения к поколению. Возражая А. Вейсману и другим защитникам идеи наследственного фатума, он писал: «Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде, он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянным поощрением, отличиями и восхищением его действиями и способностями. То же самое приходится сказать и относительно влияния на него различных мер и угнетающих его условий. Предупреждая все действия ребенка, отстраняя от него всякое влияние окружающей его среды, его можно сделать слабоумным, как бы развиты и талантливы ни были его родители».
Воздействие условий утробной жизни ребенка имеет огромное значение для последующего его развития никотин и алкоголь, фармакологические средства, повышенная радиация, болезни и психические расстройства матери — все это так или иначе рано или поздно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка.
Первостепенную роль в формировании личности Лесгафт отводил воспитанию и самовоспитанию В ряде его сочинений проводится мысль, что только благодаря разумному воспитанию ребенок становится полноценной личностью «Испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста — результат системы воспитания, за которую расплачивается всетаки один воспитанник Не прирожденная тупость ребенка, а педагогические ошибки взрослых подготовляют ребенку горькую будущность.
Личность не безразлична к внешним организованным и неорганизованным влияниям Она избирательно к ним относится по мере развития и становления личности усиливается не только ее активность, но и избирательность, педагогическое мастерство, опыт и знания старших должны прийти на помощь формирующейся личности ребенка. Следовательно, взрослые должны так организовать жизнь детей, чтобы они были деятельны как в физическом, так и в умственном и нравственном отношении.
Воспитание деятельной личности требует, чтобы деятельность ребенка была разнообразной, так как всякое однообразие быстро утомляет его, угнетает и убивает в нем самостоятельность Чем меньше ребенок, тем он подвижнее, тем чаще он должен переходить от одного занятия к другому, от одного вида деятельности к другому. Ни в коем случае нельзя освободить ребенка от посильного труда, от преодоления трудностей в работе, его деятельность должна постепенно усложняться. Только при этом условии можно оживать развития и укрепления его физических и духовных сил.
Активность личности неотделима от
самостоятельности. Исполнительная активность
— это, по существу, лишь расторопность
Предоставление самостоятельности
должно быть органически связано
с формированием чувства
С проблемой воспитания активности и самостоятельности неразрывно связана проблема самовоспитания. С ранних лет следует приучать ребенка к тому, чтобы он мог потребовать от себя отчета за прожитый день, за совершенный поступок. Вот почему «необходимо приучить ребенка к тому, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основание своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе человека».
Влияние организованных и неорганизованных, положительных и отрицательных факторов, воздействующих на ребенка в дошкольные годы, настолько сильно, что к 7—8 годам уже складывается, по мнению Лесгафта, определенный тип школьника: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забито-мягкий, забито-злостный, угнетенный, идеально-моральный. Предложенная типология не бесспорна, однако сама идея типологии учащихся заслуживает внимания психологов и педагогов.
Цель воспитания Лесгафт видел в гармоническом, всестороннем развитии личности, в подготовке ее к постоянному самоусовершенствованию. Об этом он писал в статьях «Антропология и педагогика» (1899), «О преподавании естественных наук в средних учебных заведениях» (1909). В книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» цель воспитания раскрыта наиболее полно, а именно «содействовать развитию разумного человека». Под «разумным человеком» Лесгафт понимал человека критически мыслящего, высоконравственного, физически здорового, трудолюбивого, стремящегося к всестороннему совершенству.
Идея о всестороннем, гармоническом развитии личности — это одна из основных идей прогрессивной русской педагогики. Лесгафт от нее не отходит, не суживает содержание понятия «всестороннее гармоническое развитие» по сравнению с революционными демократами. В отличие от них он исходил не из идеи воспитания революционера-борца, а из отвлеченной этической идеи о мудрости человека, которая должна показать ему узость личной жизни, указать на значение общественной деятельности.
Стержнем педагогической концепции Лесгафта является его учение о физическом образовании и воспитании детей. Разработанная им система физического воспитания известна под названием русской (лесгафтовской) системы воспитания. Демократизм, связь с наукой и педагогической практикой, народный и прогрессивный характер — характерные особенности этой системы. Она строилась на анатомо-физиологических, гигиенических и психологических основах, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Задачу физического образования Лесгафт не ограничивал оздоровлением и укреплением организма или выработкой спортивных навыков. Физическое образование и воспитание органически связывались с задачами умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Эта взаимосвязь вытекала из трактовки общей цели воспитания: гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма. Рассматривая физическое образование и воспитание как составную часть гармонического развития личности, Лесгафт доказывал, что между умственным и физическим развитием существует органическая связь. Поэтому «всякое одностороннее развитие непременно разрушит гармонию в образовании и не создаст условий для развития цельного человека».
Всестороннее развитие личности требует систематических, постоянно усложняющихся физических и умственных упражнений, которые, по мнению Лесгафта, автоматически повлекут за собой нравственную и эстетическую воспитанность личности.
В системе физического развития, образования и воспитания основная роль принадлежит физическим упражнениям. Ходьба, бег, прыжки, метание, преодоление различных естественных препятствий, прогулки в природу, катание на коньках и на лыжах, плавание — все это с учетом возраста, времени года, конкретных условий должно быть использовано как в семье, так и в детском саду.
Впервые в истории физического воспитания П. Ф. Лесгафт систематизировал физические упражнения на основе педагогических задач: простые упражнения; сложные упражнения с увеличивающимся напряжением; изучение пространственных отношений и распределение упражнений во времени; систематические упражнения в виде сложных действий; эпизодические необязательные занятия ручным трудом.
В работах П. Ф. Лесгафта раскрывается
такая система физического
Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки