Становление дошкольной педагогики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной педагогики как важнейшей отрасли педагогической науки является Я.А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.

Содержание работы

1. Рассмотрите предмет дошкольной педагогики, раскройте её основные категории.
2. Осветите вопрос о становлении и развитии дошкольной педагогики в трудах зарубежных педагогов – классиков (Коменский, Руссо, Песталоцци, Фребель, Монтессори), русских педагогов (Ушинский, Симонович, Водовозова, Лесгафт, Тихеева).
3. Раскройте направления и достижения научных исследований в области дошкольной педагогики в советский период.
4. Охарактеризуйте основные направления современных научных исследований педагогики детства в Республике Беларусь и странах СНГ.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Становление дошкольной педагогики как науки.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Ушинский  составил две учебные книги для  начального обучения: «Родное слово» предназначалось для первоначального  обучения, начиная с букваря, в котором главное внимание обращено на русский язык; «Детский мир» — для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии. Обе эти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка и методики.

Своей деятельностью К.Д. Ушинский значительно  расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую  раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег внес много нового относительно развития активности и деятельности детей.[5; 235-237].

А.С. Симонович. Симонович Аделаида Семеновна (1840— 1933) – видный деятель по дошкольному воспитанию в России. Работой в Петербургском и Тифлисском детских садах, а также своими теоретическими трудами способствовала развитию русской дошкольной педагогики. Основной труд Симонович — «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей» изданный в 1874 г., в дальнейшем издававшийся под названием «Детский сад» (с 1907 года).[11; с.343]. В 1866 г. Симонович открыла в Петербурге платный детский сад, который просуществовал до 1869 г. В этот же период времени она участвовала в работе Комиссии детских садов, а в 1870 г. переезжает на Кавказ, и открывает детский сад в Тифлисе. В 1874 году выходит её книга «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей», где излагаются её педагогические взгляды по вопросам семейного воспитания, роль матери, единства процесса воспитания и обучения, значения наследственности и т. п.[3; с.60].

Под редакцией Симонович в 1866 году начал издаваться в России первый специальный журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад», предназначенный для родителей, наставников и воспитателей. Материалы журнала знакомили педагогов и родителей с системой Ф. Фребеля, с опытом воспитания детей дошкольного возраста в семье и в детском саду. Спустя четыре года журнал «Детский сад» превратился в общепедагогический орган, отводивший вопросам дошкольного воспитания сравнительно мало места. В 1867 году он был реорганизован в журнал «Воспитание и обучение», который освещал и распространял идеи дошкольного воспитания, методику работы детского сада.[8; с.169].

Е.Н. Водовозова. Водовозова Елизавета Николаевна (1844-1923) – русский педагог, ученица и последовательница Ушинского, писательница, автор известного труда по дошкольному воспитанию «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста», который был издан в 1871 году, а также популярных книг для детей и юношества: «Жизнь европейских народов», в трёх томах (1875-1889), «Из русской жизни и природы» (1871).[10; с.175].

Педагогические взгляды Водовозовой  оказали влияние на развитие воспитания детей дошкольного возраста. Основная идея – воспитать человека –  будущего общественного деятеля  и гражданина своей родины. Для  этого нужно создавать необходимую среду гуманного отношения к детям. Необходимо воспитание начинать с колыбели, а в основе семейного и общественного воспитания должна лежать идея народности. В процессе обучения и воспитания ребёнок должен получать всестороннее развитие. Большое значение Водовозова придавала физическому воспитанию ребёнка, развитию моторики, играм. Естественные движения должны являться средством физвоспитания детей. Водовозова являлась противницей телесного наказания. Она считала, что трудовое воспитание это есть одна из сторон нравственного воспитания.[3; с.61-62].

Большой педагогический интерес, связанный  с именем Ушинского, имеют воспоминания Водовозовой «На заре жизни», изданные в 1911 году.[10; с.175].

П.Ф. Лесгафт. Лесгафт Пётр Францевич родился в Петербурге в семье ювелира в 1837 г. В 1861 г. окончил Медико-хирургическую академию и в 1865 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины, а через 3 года защитил вторую диссертацию — на степень доктора хирургии. И.П. Павлов назвал Лесгафта выдающимся ученым и страстным учителем. Как медик, П. Ф. Лесгафт — основоположник функционального направления в анатомии, создатель учебных пособий по анатомии и биомеханике физических упражнений. Он заложил основы гигиены физических упражнений и лечебной гимнастики, был одним из лучших врачей, признанным специалистом по лечению заболеваний костно-мышечной системы. Он создал оригинальную систему физического воспитания, был организатором первого в России высшего учебного заведения по физическому воспитанию.

П. Ф. Лесгафт как одним из первых попытался дать естественнонаучное обоснование развития и воспитания личности ребенка. Применяя антропологический принцип в педагогике, он стремился подойти к решению проблем формирования личности с естественнонаучных позиций. В статье «Антропология и педагогика» резко критиковалась позиция педагогов, видевших суть воспитания и обучения в методике учебно-воспитательного процесса. Формирование личности рассматривалось сторонниками методического направления упрощенно, их подход был примитивен и однобок, так как они брали только внешнюю сторону педагогического процесса. Внутренняя сторона, т. е. психологический механизм становления личности, ими игнорировалась. Не учитывалось и влияние социальной среды. Подобный подход к проблеме формирования личности П. Ф. Лесгафт не считал научным. «Без изучения и понимания общих истин, лежащих в основании постройки и отправлений молодого организма, немыслимо воспитание; а всякая истина, добытая при этом изучении, непременно явится самым драгоценным вкладом в педагогику и будет содействовать уменьшению произвола и большей неприкосновенности личности ребенка» — писал Лесгафт в статье «Антропология и педагогика».

Ученый возлагал на естественные науки  о человеке большие надежды. Он даже переоценивал их значение для педагогики, считая, что только они помогут выяснить законы становления личности.

Являясь сторонником учения Ж.Б. Ламарка  о влиянии функционирования органов  на наследственную природу организмов, Лесгафт положил в основу педагогической теории идеи о том, что совершенствование живых организмов, в том числе и человека, зависит от системы постепенно усложняющихся упражнений: «Все, что упражнением постоянно увеличивает свою деятельность, то совершенствуется; что бездействует, то изменяется, распадается и даже исчезает».

Лесгафт выступил против теории наследственной обреченности, против метафизических и идеалистических толкований неизменного  и непознаваемого носителя свойств, непрерывно передающегося от поколения  к поколению. Возражая А. Вейсману и  другим защитникам идеи наследственного фатума, он писал: «Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде, он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянным поощрением, отличиями и восхищением его действиями и способностями. То же самое приходится сказать и относительно влияния на него различных мер и угнетающих его условий. Предупреждая все действия ребенка, отстраняя от него всякое влияние окружающей его среды, его можно сделать слабоумным, как бы развиты и талантливы ни были его родители».

Воздействие условий утробной жизни  ребенка имеет огромное значение для последующего его развития никотин  и алкоголь, фармакологические средства, повышенная радиация, болезни и психические  расстройства матери — все это так или иначе рано или поздно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка.

Первостепенную роль в формировании личности Лесгафт отводил воспитанию и самовоспитанию В ряде его сочинений  проводится мысль, что только благодаря  разумному воспитанию ребенок становится полноценной личностью «Испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста — результат системы воспитания, за которую расплачивается всетаки один воспитанник Не прирожденная тупость ребенка, а педагогические ошибки взрослых подготовляют ребенку горькую будущность.

Личность не безразлична к внешним  организованным и неорганизованным влияниям Она избирательно к ним  относится по мере развития и становления  личности усиливается не только ее активность, но и избирательность, педагогическое мастерство, опыт и знания старших должны прийти на помощь формирующейся личности ребенка. Следовательно, взрослые должны так организовать жизнь детей, чтобы они были деятельны как в физическом, так и в умственном и нравственном отношении.

Воспитание деятельной личности требует, чтобы деятельность ребенка была разнообразной, так как всякое однообразие быстро утомляет его, угнетает и убивает в нем самостоятельность Чем меньше ребенок, тем он подвижнее, тем чаще он должен переходить от одного занятия к другому, от одного вида деятельности к другому. Ни в коем случае нельзя освободить ребенка от посильного труда, от преодоления трудностей в работе, его деятельность должна постепенно усложняться. Только при этом условии можно оживать развития и укрепления его физических и духовных сил.

Активность личности неотделима от самостоятельности. Исполнительная активность — это, по существу, лишь расторопность  Предоставление самостоятельности  должно быть органически связано  с формированием чувства ответственности.

С проблемой воспитания активности и самостоятельности неразрывно связана проблема самовоспитания. С  ранних лет следует приучать ребенка  к тому, чтобы он мог потребовать  от себя отчета за прожитый день, за совершенный  поступок. Вот почему «необходимо  приучить ребенка к тому, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основание своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе человека».

Влияние организованных и неорганизованных, положительных и отрицательных факторов, воздействующих на ребенка в дошкольные годы, настолько сильно, что к 7—8 годам уже складывается, по мнению Лесгафта, определенный тип школьника: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забито-мягкий, забито-злостный, угнетенный, идеально-моральный. Предложенная типология не бесспорна, однако сама идея типологии учащихся заслуживает внимания психологов и педагогов.

Цель воспитания Лесгафт видел  в гармоническом, всестороннем развитии личности, в подготовке ее к постоянному самоусовершенствованию. Об этом он писал в статьях «Антропология и педагогика» (1899), «О преподавании естественных наук в средних учебных заведениях» (1909). В книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» цель воспитания раскрыта наиболее полно, а именно «содействовать развитию разумного человека». Под «разумным человеком» Лесгафт понимал человека критически мыслящего, высоконравственного, физически здорового, трудолюбивого, стремящегося к всестороннему совершенству.

Идея о всестороннем, гармоническом  развитии личности — это одна из основных идей прогрессивной русской  педагогики. Лесгафт от нее не отходит, не суживает содержание понятия «всестороннее  гармоническое развитие» по сравнению  с революционными демократами. В отличие от них он исходил не из идеи воспитания революционера-борца, а из отвлеченной этической идеи о мудрости человека, которая должна показать ему узость личной жизни, указать на значение общественной деятельности.

Стержнем педагогической концепции Лесгафта является его учение о физическом образовании и воспитании детей. Разработанная им система физического воспитания известна под названием русской (лесгафтовской) системы воспитания. Демократизм, связь с наукой и педагогической практикой, народный и прогрессивный характер — характерные особенности этой системы. Она строилась на анатомо-физиологических, гигиенических и психологических основах, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Задачу физического образования Лесгафт не ограничивал оздоровлением и укреплением организма или выработкой спортивных навыков. Физическое образование и воспитание органически связывались с задачами умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Эта взаимосвязь вытекала из трактовки общей цели воспитания: гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма. Рассматривая физическое образование и воспитание как составную часть гармонического развития личности, Лесгафт доказывал, что между умственным и физическим развитием существует органическая связь. Поэтому «всякое одностороннее развитие непременно разрушит гармонию в образовании и не создаст условий для развития цельного человека».

Всестороннее развитие личности требует  систематических, постоянно усложняющихся физических и умственных упражнений, которые, по мнению Лесгафта, автоматически повлекут за собой нравственную и эстетическую воспитанность личности.

В системе физического развития, образования и воспитания основная роль принадлежит физическим упражнениям. Ходьба, бег, прыжки, метание, преодоление различных естественных препятствий, прогулки в природу, катание на коньках и на лыжах, плавание — все это с учетом возраста, времени года, конкретных условий должно быть использовано как в семье, так и в детском саду.

Впервые в истории физического  воспитания П. Ф. Лесгафт систематизировал физические упражнения на основе педагогических задач: простые упражнения; сложные  упражнения с увеличивающимся напряжением; изучение пространственных отношений  и распределение упражнений во времени; систематические упражнения в виде сложных действий; эпизодические необязательные занятия ручным трудом.

В работах П. Ф. Лесгафта раскрывается такая система физического образования  и воспитания, в которой четко  намечены ее главные звенья, а именно: период семейного воспитания детей грудного, предшкольного, дошкольного возрастов; школьный период воспитания (младшего, среднего и старшего школьного возрастов); период физического воспитания взрослых, в котором особенно выделялась подготовка к службе в армии; врачебная (корригирующая) гимнастика.

Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки