Становление дошкольной педагогики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной педагогики как важнейшей отрасли педагогической науки является Я.А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.

Содержание работы

1. Рассмотрите предмет дошкольной педагогики, раскройте её основные категории.
2. Осветите вопрос о становлении и развитии дошкольной педагогики в трудах зарубежных педагогов – классиков (Коменский, Руссо, Песталоцци, Фребель, Монтессори), русских педагогов (Ушинский, Симонович, Водовозова, Лесгафт, Тихеева).
3. Раскройте направления и достижения научных исследований в области дошкольной педагогики в советский период.
4. Охарактеризуйте основные направления современных научных исследований педагогики детства в Республике Беларусь и странах СНГ.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Становление дошкольной педагогики как науки.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

С точки зрения возрастной периодизации Лесгафт делит физическое образование  в школе на три периода: 1) элементарный (для детей 7—12 лет), 2) средний (для  детей 12—15 лет), 3) старший (для детей 15—18 лет) Для учащихся каждой возрастной группы разработано определенное содержание физического образования. Современная методика физического воспитания учащихся рекомендует более дифференцированные и насыщенные учебные задачи, составленные для каждого класса с учетом анатомо-физиологического развития мальчиков и девочек. Однако идеи и принципы системы физического воспитания, разработанные Лесгафтом, не потеряли своего значения и в наши дни.

Одной из особенностей теории физического  воспитания Лесгафта является требование проводить каждое физическое упражнение по словесной конструкции преподавателя, без предварительного показа. И только в том случае, когда дети не поняли, как следует выполнять то или иное упражнение, может быть показано его выполнение. Подобная методика проведения физических упражнений преследовала своей целью развитие памяти, воображения и мышления детей, так как, для того чтобы выполнять конкретное упражнение по словесной инструкции преподавателя, необходимо запомнить порядок движений, представить характер действий, осмыслить их назначение. Это требование послужило поводом для обвинения Лесгафта в излишнем рационализме, в сухости самой методики. С этим нельзя не согласиться, тем более применительно к физическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Одним из средств физического развития детей Лесгафт считал ручной труд. Как учебный предмет он должен включать практические и лабораторные работы, изготовление приборов и наглядных  пособий, столярное дело. Ручной труд должен быть средством физического, умственного и нравственного воспитания. П. Ф. Лесгафт указывал при этом на гигиеническое значение физического труда.

В систему физического воспитания детей Лесгафт включал подвижные  игры. Они приучают детей к движениям, необходимым в физических упражнениях, способствуют формированию волевых качеств, изощряют физические и умственные силы. «Детская игра — это не забава»,— повторял Лесгафт. В игре детей он видел своеобразную форму деятельности, при посредстве которой ребенок готовится к жизни, приобретает определенные привычки и навыки, усваивает социальный опыт, формирует в себе черты будущего характера. Детская игра — это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности». Лесгафт обращал внимание на необходимость использования детских игр в педагогических целях.

Игра детей дошкольного возраста имеет свои психологические особенности, она носит подражательный характер. Ребенок-дошкольник в процессе игры имитирует речь, привычки, поведение взрослых. В игре ребенка отражаются нравы и обычаи различных народов и стран. «Можно сказать, что все первое свое образование в семье ребенок получает при посредстве имитационных игр, в которых он повторяет все то из окружающей его жизни, что оставляет в нем наиболее глубокий след и что более соответствует его умению».

Дети дошкольного возраста в  силу любознательности разбирают, разламывают, разбивают игрушки. Но у детей  есть стремление не только к разрушению игрушек, к своеобразному их анализу, у них есть стремление и к изготовлению игрушек и различных предметов в целях удовлетворения потребности в самодеятельности. Очень важно приучитьребенка к ручному труду, дать возможность испытать радость творчества.

Значение Лесгафта в истории  русской педагогики состоит в том, что он разработал теорию и методику физического образования, создал теорию физического воспитания детей школьного возраста, научно обосновал его необходимость как органической части гармонического развития личности.[8; с.232-237].

Е.И. Тихеева. Тихеева Елизавета Ивановна (1866—1944) – талантливый русский педагог, деятель по дошкольному воспитанию. В 80-е гг. работала на Кавказе в бесплатной школе, где руководствовалась методическими указаниями Ушинского. В 1905 г. вышел в свет её букварь «Русская грамота».[3; с.68]. В 1913-1917 годах была вице-президентом Петербургского общества содействия дошкольного воспитания, председателем его школьной комиссии, разрабатывавшей методику начального обучения.[11; с.484]. Деятельность этого общества была разнообразной: большая научно–теоретическая работа; создание детских садов, яслей и других воспитательно-образовательных учреждений; организация лекций; устройство педагогических библиотек, музеев, выставок; издание книг и журналов для детей, родителей и воспитателей и т.п. Популярность Петербургского общества и его плодотворная деятельность по пропаганде идей дошкольного общественного воспитания способствовали организации подобных обществ в Челябинске, Нижнем Новгороде, Тамбове, Иванове-Вознесенском и других российских городах. Активно сотрудничает Тихеева в прогрессивном журнале XIX-начало XX в. «Воспитание и обучение», где публикуется серия её статей о развитии речи детей, о привлечении их к труду. [8; с.168]. Тихеева отрицательно относилась к теории «свободного воспитания» и системе дошкольного воспитания М. Монтессори. В советский период работала преподавателем Института дошкольного образования, а затем педагогического института имени Герцена, участвовала в методической работе НКП РСФСР по дошкольному воспитанию.[11; с.484].

3. Раскройте направления и достижения научных исследований в области дошкольной педагогики в советский период.

Развитие системы общественного  дошкольного воспитания ставило  перед дошкольной педагогикой новые  проблемы, требующие теоретического и практического решения. Проблема обучения в детском саду буквально с первых лет установления Советской власти волновала ученых-педагогов, ставших на марксистские позиции, практических работников. Осуществлялись поиски содержания, форм и методов обучения, в которых бы наилучшим образом могли реализоваться основные идеи и принципы коммунистического воспитания детей начиная с раннего возраста. На основе марксистско-ленинских положений о воспитании, обучении и развитии шло становление советской детской психологии. Однако в теории и практике советского дошкольного воспитания вплоть до конца 50-х гг. так или иначе были в ходу идеи «свободного воспитания». Это можно объяснить тем обстоятельством, что наука о маленьких детях не имела еще необходимых экспериментальных данных, которые могли бы научно обосновать всю систему воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Особенно это сказывалось па понимании решающей роли педагога и всего педагогического процесса в целом в организации обучения детой. В принципе никто не оспаривал необходимости «установленных» или «обязательных» обучающих занятий в детском саду, но проводились они по типу свободной деятельности детей. Роль же воспитателя сводилась лишь к постановке самых общих задач.

Подобные недостатки можно обнаружить в научно-методической и учебной литературе того времени, посвященной общим вопросам дошкольного воспитания. В целом она отражала поступательное движение советской науки и практики, однако не была лишена типичных ошибок, вытекающих из теории «свободного воспитания».

Так, в книге «Работа советского детского сада» (1929) рекомендовалось  воспитывать детей по системе  определенных заданий. Суть ее сводилась  к следующему. Воспитанникам сообщали, что надо делать, и лишь в самых  общих чертах указывали, как делать, т. е. не раскрывали путей реализации поставленной задачи. Считалось, что ребенок должен свободно проявить свою индивидуальность, осуществить самостоятельный поиск. Сама по себе задача развития активности, самостоятельности весьма важна. Однако, как показывают современные исследования в области умственного, эстетического, нравственного воспитания, проявить ценную для развития личности активность, творчество ребенок дошкольного возраста может лишь при условии овладения с помощью взрослого знаниями, умениями, отношениями и, что особенно необходимо, способами деятельности — умственной, изобразительной и др.

В программном документе детского сада (1934), в руководствах для воспитателя  детского сада (1938, 1945) образовательные  задачи дошкольного обучения не выделялись. Таким образом, не обеспечивалась возможность усвоения каждым ребенком на обязательных для всей группы занятиях наиболее сложного и представленного в определенной системе учебного материала, необходимого для всестороннего физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания, формирования предпосылок учебной деятельности.

В этих документах не могла также  найти реализацию проблема полноценного использования разных видов деятельности ребенка в целях коммунистического воспитания; не вычленялся в нужной мере вопрос определения в программных задачах особой педагогической нагрузки каждой конкретной деятельности.

Обучение подменялось в значительной мере самообучением. Педагогический процесс  становился стихийным, малоуправляемым, эффективность занятий резко снижалась.

В разработке проблемы обучения в  детском саду большую роль сыграли  исследования научных сотрудников  сектора дошкольного воспитания Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, проводимые в 40—60-е гг. под руководством А. П. Усовой (работы Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской, Р. И. Жуковской), а также научных сотрудников других институтов АПН РСФСР (П. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Е. Г. Леви-Гори-невской и др.), преподавателей кафедр дошкольной педагогики пединститутов (А. М. Леушиной, П. Г. Саморуковой, А. И. Сорокиной, М. М. Кониной) и научных работников Центрального дошкольного научно-методического кабинета Министерства просвещения РСФСР (О. И. Соловьевой и др.). На основе теоретических положений была осуществлена экспериментальная проверка содержания и методов обучения в базовых детских садах. Полученные данные уточнены в опытной работе с участием большой группы педагогов-практиков.

Активно велись исследования и по другим проблемам дошкольной педагогики. Так, в 1956 г. издана монография Е. А. Флериной «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста». Разрабатывались проблемы игры, трудового и нравственного воспитания (Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, А. П. Усова, З. М. Богуславская, А. В. Суровцева, В. Г. Нечаева, Ф. С. Левин-Щирипа).

Исследования возрастных психофизиологических особенностей детей, условий и закономерностей  их развития, влияния различных факторов на формирование детской личности проводились  такими видными учеными, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. Г. Натадзе, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконин и др., в различных научных подразделениях страны. В 1959 г. вышла книга А. Н. Леонтьева «Развитие психики» (удостоена Ленинской премии), в которой обобщены результаты проведенных в течение ряда лет исследований.

В Академии медицинских паук СССР под руководством проф. Н. М. Щелованова велась интенсивная разработка проблем  воспитания детей раннего возраста.

Результаты проведенных исследований и передовая педагогическая практика изменили ранее существовавшее представление  о том, что дети до двух - трехлетнего  возраста нуждаются главным образом  только в уходе, в определенных санитарно-гигиенических условиях жизни (воздух, свет, чистота и т. д.). Оказалось, что всего этого недостаточно для полноценного нервно-психического развития. Дети развиваются лишь при активном их воспитании и обучении, когда обеспечено общение их со взрослыми, проводятся специальные занятия по развитию движений, сенсорики, эмоциональные игры и т. д. Эти исследования (Н. М. Аксариной, Е. Г. Бибановой, М. Ю. Кистяковской, Г. М. Ляминой) имеют важное значение, так как в зарубежной педагогике до сих пор широко распространена опровергнутая советскими учеными точка зрения, что детям для их развития необходим лишь нормальный уход, что систематическое воспитание не обязательно.

Позднее, в 1961 г., проблемы воспитания и обучения детей этого возраста начали интенсивно разрабатываться в системе АПН РСФСР (Е. П. Радиной и др.). Новым явилось усиление дидактических компонентов и играх и занятиях и целях наиболее аффективного умственного, речевого и художественного развития детей.

Рост сети дошкольных учреждений, развитие интереса широких кругов населения к проблемам дошкольного воспитания остро поставили проблемы дальнейшего развития педагогических и психологических исследований. К этому обязывало и принятое в мае 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста».

В ноябре 1960 г. по решению Совета Министров  РСФСР в системе Академии педагогических наук был создан Институт дошкольного  воспитания, в составе которого — лаборатории воспитания детей раннего возраста, воспитания детей дошкольного возраста, экспериментальной дидактики, возрастной психофизиологии, эстетического воспитания, физического воспитания.

Создание такого института —  единственного в мире — важная веха в истории развития советской дошкольной педагогики. Предстояло в первую очередь обобщить накопленный педагогический опыт, дать ему научное обоснование и дальнейшее развитие. Различные стороны воспитательного процесса нуждались в тщательном научном изучении и создании на этой основе новых эффективных путей и методов воспитания и обучения детей.

Переход к школьному обучению завершает  дошкольный период развития ребенка. Подготовка к школе, изучение проблем, связанных  с безболезненным переходом к школьному обучению, с тем чтобы обеспечить детям возможность успешного обучения,— одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольной педагогикой. С самого начала институт создавался как комплексное научное учреждение. В его состав вошли педагоги, психологи, физиологи, представители медицины.

Институт дошкольного воспитания решал следующие задачи:

1. Проведение разносторонних психолого-педагогических  исследований, направленных на изучение  условий и закономерностей воспитания  и развития маленьких детей.

2. Разработку новых, более эффективных  программ и методик дошкольного  воспитания.

3. Изучение и обобщение передового  педагогического опыта.

Являясь научным центром всех дошкольных учреждений страны, Институт дошкольного  воспитания осуществлял постоянную связь теории и практики. Так, все новые научные достижения института находят свое практическое применение сначала в экспериментальных, а затем и в государственных программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Особо следует отметить координирующую роль института, которую он выполняет, объединяя, анализируя и оценивая всю научную работу по проблемам дошкольного детства в стране.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров  СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» поставило перед учеными в области дошкольной педагогики задачу создать комплексную программу воспитательной работы с детьми от раннего возраста до поступления их в школу. С этой целью была создана объединенная комиссия Академии педагогических наук РСФСР и Академии медицинских наук СССР во главе с проф. А. П. Усовой (председатель) и проф. Н. М. Щеловановым (заместитель председателя).

Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки