Сухомлинский о родительской педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - раскрытие значения концептуальных положений В.А.Сухомлинского о ценности семейного воспитания и выявление возможности их использования в современной теории и практике воспитания.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
ознакомиться с биографией педагога-гуманиста;
рассмотреть современную теорию семейного воспитания;
выявить критерии, по которым я буду рассматривать концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского;
разобраться в понятии слова «метод»;
рассмотреть концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского по выделенным критериям;
выявить методы семейного воспитания В.А. Сухомлинского.

Файлы: 1 файл

курсовая все.docx

— 963.67 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Проблема «отцов и детей» во все времена, во все эпохи стояла особо остро. Взаимоотношениями  поколений всегда интересовались педагоги, поэтому в современной теории воспитания существует раздел – семейное воспитание. В своей работе я хотела бы рассмотреть теорию семейного воспитания и найти взаимосвязи и решения различных проблем в концепции педагога-гуманиста Василия Александровича Сухомлинского.

Объектом исследования является педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.

Предмет исследования - ценность семейного воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.

Цель исследования - раскрытие значения концептуальных положений В.А.Сухомлинского о ценности семейного воспитания и выявление возможности их использования в современной теории и практике воспитания.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

  1. ознакомиться с биографией педагога-гуманиста;
  2. рассмотреть современную теорию семейного воспитания;
  3. выявить критерии, по которым я буду рассматривать концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского;
  4. разобраться в понятии слова «метод»;
  5. рассмотреть концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского по выделенным критериям;
  6. выявить методы семейного воспитания В.А. Сухомлинского.

Я считаю, что данная тема актуальна не только в наше время. Эта тема говорит сама за себя.

Актуальность исследования данной темы обусловили непреходящая ценность семейного воспитания для становления и развития человека, понимание важности семьи в жизни государства и обеспечении общественной стабильности и прогресса. Семья - это важнейший институт социализации, первый социальный мир ребенка, в котором он получает опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.

 Проблема представлена в качестве объекта изучения следствием ситуации, в которую попадает подросток. С одной стороны, учителя в школах, родители, пенсионеры и другие взрослые люди жалуются на разнузданность, агрессивность, сексуальную распущенность, девиантность поведения подростков и молодых людей. Их обвиняют в непослушании взрослым, в инфантильности, в неумении и нежелании искать свое место в обществе. Но, с другой стороны, сами подростки и старшеклассники часто испытывают неуверенность, одиночество, тревогу, они дезориентированы в огромном потоке требований и ценностей, исходящем из средств массовой информации и от каждого взрослого в отдельности. А современные родители, к сожалению,  не могут  оградить их от этого, так как заняты чем угодно – рутинной работой,  личной жизнью, но никак не воспитанием ребенка. Большинство родителей видят свой долг перед ребенком только в том, чтобы обеспечить его материально, опуская  все остальные составные компоненты семейного воспитания (физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание  и т.д.).

В жизни мы сталкиваемся с вечным конфликтом отцов и детей, и взрослеющий человек, не найдя понимания в семье, идет на улицу к преступлениям, наркотикам, беспорядочной половой жизни, насилию.С каждым годом сокращается количество семей, увеличивается число неблагополучных и неполных семей, что приводит к деформации ее ценностных ориентаций, снижению социального статуса. Сложившиеся обстоятельства требуют переосмысления ценностных оснований семейного воспитания, объединения усилий семьи, школы и педагогической науки в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

Решение этих проблем связано  с обращением к системе ценностных ориентаций, которые раскрывают содержательную сторону направленности личности и  выступают важным фактором, определяющим мотивацию действий человека.

Теоретические методы исследования:

- изучение тематической  литературы;

- анализ и синтез собранного  материала;

- сравнения, обобщения  результатов работы.

Теоретическая значимость исследования:

- расширены и обогащены  имеющиеся представления и знания  о ценности семейного воспитания  на основе научного осмысления  идей педагогической концепции  В.А. Сухомлинского; 

- описан развивающий и  воспитывающий потенциал концептуальных  положений В.А. Сухомлинского  о ценности семейного воспитания;

- доказана актуальность  идей В.А. Сухомлинского о ценности  семейного воспитания для современной  педагогической практики.

Теоретико-методологическую основу исследования составилинаучно-педагогические исследования, в которых нашли  отражение различные аспекты  педагогического наследия В.А. Сухомлинского (Азаров Ю. П., Джуринский А.Н., БогуславскийM.B., Мезенцев С.Д., Мухин М.И., Тартаковский Б.С.и др.)

Практическая  значимость исследования заключается в обобщении опыта теоретического и практического решения изучаемой проблемы, который может быть использован при изучении соответствующих разделов теории и истории педагогики; для расширения и усовершенствования современных представлений и взглядов о семье, как ячейке общества и семейном воспитании. Представленный педагогический опыт В.А.Сухомлинского дает возможность его широкого применения в совместной работе семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ І. Василий Александрович Сухомлинский и его вклад в историю педагогики

    1. Жизненный путь Василия  Александровича Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) - член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный  учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968)  родился 28 сентября на Украине, возле  села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье.[Дополнение1]

До Октябрьской революции  отец Василия Александровича - Александр  Емельянович Сухомлинский - работал  по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское  время Александр Емельянович  стал одним из передовых людей  села - был общественником активистом, принимал участие в руководстве  потребительской кооперацией и  колхозом, выступал в газетах как  селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым делом по деревообрабатывающему делу в семилетней школе. Мать В.А.Сухомлинского, Оксана Иудовна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.

Василий Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926-1933 гг.), где проявил себя как  один из самых способных учеников. Летом 1934 года он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году прервать учёбу в вузе.

17-летним юношей начал  Василий Александрович практическую  педагогическую работу. На протяжении 1935-1938 гг. он преподаёт украинский  язык и литературу в Васильевской  и Зыбковской семилетних школах  Онуфриевского района. В 1935 году  вступил в комсомол.

Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное  отделение), где получил сначала  квалификацию учителя украинского  языка и литературы неполной средней  школы, а затем - преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год. С тёплым чувством вспоминал он двухгодичный период обучения в Полтаве. «Мне, - писал  Василий Александрович, - выпало счастье  два года учиться в Полтавском педагогическом институте... Говорю - выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте  атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний. Я с гордостью  называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер...».

12 июля 1974 года на торжественном  собрании представителей советской  общественности, посвященном 800-летию  города Полтавы, член Политбюро  ЦК КПСС, первый секретарь ЦК  Компартии Украины В.В.Щербицкий,  называя имена выдающихся деятелей  культуры, творчество которых было  тесно связано с Полтавой, отметил, в частности, что "в Полтавском пединституте учились А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский".

В 1939 году с отличием окончил  Полтавский педагогический институт. С сентября 1939 по июнь 1941 года работал  учителем украинского языка и  литературы в школе Онуфриевки Онуфриевского  района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной  войны. В июле 1941 года был призван в Красную Армию. В звании младшего политрука Василий воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования.

В 1947 г. вернулся в родные края и стал директором Павлышской средней сельской школы. Здесь Сухомлинским было написано 38 книг и десятки неопубликованный рукописей. Это «школа радости», «остров чудес», «уголок красоты» — так называл ее Сухомлинский.

С 1948 года до последнего дня  своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил  кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор  учебно-воспитательного процесса».

Основные даты жизни и педагогической деятельности:

1918 — Василий Александрович  Сухомлинский родился.

1939 — окончил Полтавский  педагогический институт.

1947—1970 — директор Павлышской  школы.

1958 — защитил кандидатскую  диссертацию.

1968 — избран членом-корреспондентом  Академии педагогических наук  СССР.

1970 — Василий Александрович  Сухомлинский скончался.

 

Основные работы:

1956 — «Воспитание коллективизма  у учеников».

1961 — «Духовный мир  школьника».

1969 — «Сердце отдаю  детям».

1969 — «Павлышская средняя  школа».

1971 — «Рождение гражданина». 

На корпусе № 1 Полтавского  педагогического института (сейчас университет) по ул. Остроградского, 2 —  Сухомлинскому установлена мемориальная доска. [Дополнение 2 ]В самом университете находится музей В. А. Сухомлинского.

В честь В.А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет.[Дополнение 3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Педагогические взгляды В. А. Сухомлинского  как концептуальная основа личностно -  ориентированного подхода

 Одним из самых эффективных  подходов к реформированию современного  образования назван личностно  ориентированный подход.

Однако работа относительно разработки теории и методики личностно  ориентированного образования пока еще вдалеке от завершения и в  первую очередь это касается ее концептуальной основы. В трудах классиков украинской педагогики К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко  и  В.A.Сухомлинского содержатся все  или почти все положения, которые  могут быть положены в основе современной  концепции личностно ориентированной  учебы и воспитания.

Большинство трудов Сухомлинского в той или другой степени посвящено вопросам личностного, индивидуального подхода к ученикам и в сущности решает проблемы его перестройки. Главной целью учебно-воспитательного процесса В.A.Сухомлинский считал всестороннее развитие личности.

Одним из основных положений  в системе взглядов В.А.Сухомлинского  на сущность учебно-воспитательного  процесса есть положение о неповторимости каждого ребенка. Положение о  неповторимости каждого ребенка  есть словно краеугольным камнем, на котором  построена вся система взглядов В.А. Сухомлинского на проблемы учебы  и воспитания. Такое же важное значение оно имеет и для концепции  личностно ориентированного подхода, поскольку именно из него выплывает  положение о ребенке как наивысшей  ценности и, соответственно главного субъекта учебно-воспитательного процесса. Это  дает возможность сформулировать первый, фундаментальный принцип личностно-ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип неповторимости каждого ребенка.

С положением о неповторимости каждого ребенка непосредственно  связано следующее положение  В.А. Сухомлинского – об отсутствии неспособных, бездарных и ленивых  детей. Отсюда вытекает следующий, второй принцип личностно-ориентированного подхода к учебе и воспитанию–принцип признания отсутствия неспособных детей.

С положением об отсутствии неспособных, бездарных и ленивых  детей в свою очередь связано  положение о неравенстве умственных способностей детей, которое, на первый взгляд, ему противоречит. Однако противоречия здесь нет. Наличие такого неравенства обусловлено разными умственными задатками детей. Без учета этого нельзя представить современный учебно-воспитательный процесс. Следовательно, третьим принципом личностно - ориентированного подхода является принцип учета неравенства умственных способностей детей.

Информация о работе Сухомлинский о родительской педагогике