Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа
Цель исследования - раскрытие значения концептуальных положений В.А.Сухомлинского о ценности семейного воспитания и выявление возможности их использования в современной теории и практике воспитания.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
ознакомиться с биографией педагога-гуманиста;
рассмотреть современную теорию семейного воспитания;
выявить критерии, по которым я буду рассматривать концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского;
разобраться в понятии слова «метод»;
рассмотреть концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского по выделенным критериям;
выявить методы семейного воспитания В.А. Сухомлинского.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема «отцов и детей» во все времена, во все эпохи стояла особо остро. Взаимоотношениями поколений всегда интересовались педагоги, поэтому в современной теории воспитания существует раздел – семейное воспитание. В своей работе я хотела бы рассмотреть теорию семейного воспитания и найти взаимосвязи и решения различных проблем в концепции педагога-гуманиста Василия Александровича Сухомлинского.
Объектом исследования является педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.
Предмет исследования - ценность семейного воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.
Цель исследования - раскрытие значения концептуальных положений В.А.Сухомлинского о ценности семейного воспитания и выявление возможности их использования в современной теории и практике воспитания.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
Я считаю, что данная тема актуальна не только в наше время. Эта тема говорит сама за себя.
Актуальность исследования данной темы обусловили непреходящая ценность семейного воспитания для становления и развития человека, понимание важности семьи в жизни государства и обеспечении общественной стабильности и прогресса. Семья - это важнейший институт социализации, первый социальный мир ребенка, в котором он получает опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.
Проблема представлена в качестве объекта изучения следствием ситуации, в которую попадает подросток. С одной стороны, учителя в школах, родители, пенсионеры и другие взрослые люди жалуются на разнузданность, агрессивность, сексуальную распущенность, девиантность поведения подростков и молодых людей. Их обвиняют в непослушании взрослым, в инфантильности, в неумении и нежелании искать свое место в обществе. Но, с другой стороны, сами подростки и старшеклассники часто испытывают неуверенность, одиночество, тревогу, они дезориентированы в огромном потоке требований и ценностей, исходящем из средств массовой информации и от каждого взрослого в отдельности. А современные родители, к сожалению, не могут оградить их от этого, так как заняты чем угодно – рутинной работой, личной жизнью, но никак не воспитанием ребенка. Большинство родителей видят свой долг перед ребенком только в том, чтобы обеспечить его материально, опуская все остальные составные компоненты семейного воспитания (физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и т.д.).
В жизни мы сталкиваемся с вечным конфликтом отцов и детей, и взрослеющий человек, не найдя понимания в семье, идет на улицу к преступлениям, наркотикам, беспорядочной половой жизни, насилию.С каждым годом сокращается количество семей, увеличивается число неблагополучных и неполных семей, что приводит к деформации ее ценностных ориентаций, снижению социального статуса. Сложившиеся обстоятельства требуют переосмысления ценностных оснований семейного воспитания, объединения усилий семьи, школы и педагогической науки в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.
Решение этих проблем связано с обращением к системе ценностных ориентаций, которые раскрывают содержательную сторону направленности личности и выступают важным фактором, определяющим мотивацию действий человека.
Теоретические методы исследования:
- изучение тематической литературы;
- анализ и синтез собранного материала;
- сравнения, обобщения результатов работы.
Теоретическая значимость исследования:
- расширены и обогащены
имеющиеся представления и
- описан развивающий и
воспитывающий потенциал
- доказана актуальность
идей В.А. Сухомлинского о
Теоретико-методологическую основу исследования составилинаучно-педагогические исследования, в которых нашли отражение различные аспекты педагогического наследия В.А. Сухомлинского (Азаров Ю. П., Джуринский А.Н., БогуславскийM.B., Мезенцев С.Д., Мухин М.И., Тартаковский Б.С.и др.)
Практическая значимость исследования заключается в обобщении опыта теоретического и практического решения изучаемой проблемы, который может быть использован при изучении соответствующих разделов теории и истории педагогики; для расширения и усовершенствования современных представлений и взглядов о семье, как ячейке общества и семейном воспитании. Представленный педагогический опыт В.А.Сухомлинского дает возможность его широкого применения в совместной работе семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения.
РАЗДЕЛ І. Василий Александрович Сухомлинский и его вклад в историю педагогики
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) - член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968) родился 28 сентября на Украине, возле села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье.[Дополнение1]
До Октябрьской революции
отец Василия Александровича - Александр
Емельянович Сухомлинский - работал
по найму как плотник и столяр
в помещичьих экономиях и сдельно
- в крестьянских хозяйствах. В советское
время Александр Емельянович
стал одним из передовых людей
села - был общественником активистом,
принимал участие в руководстве
потребительской кооперацией и
колхозом, выступал в газетах как
селькор, заведовал колхозной избой-
Василий Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926-1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году прервать учёбу в вузе.
17-летним юношей начал
Василий Александрович
Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем - преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год. С тёплым чувством вспоминал он двухгодичный период обучения в Полтаве. «Мне, - писал Василий Александрович, - выпало счастье два года учиться в Полтавском педагогическом институте... Говорю - выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний. Я с гордостью называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер...».
12 июля 1974 года на торжественном
собрании представителей
В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. С сентября 1939 по июнь 1941 года работал учителем украинского языка и литературы в школе Онуфриевки Онуфриевского района Кировоградской области.
Участник Великой
С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования.
В 1947 г. вернулся в родные края и стал директором Павлышской средней сельской школы. Здесь Сухомлинским было написано 38 книг и десятки неопубликованный рукописей. Это «школа радости», «остров чудес», «уголок красоты» — так называл ее Сухомлинский.
С 1948 года до последнего дня
своей жизни работал директором
средней школы посёлка Павлыш
Онуфриевского района Кировоградской
области Украинской ССР. В 1955 году защитил
кандидатскую диссертацию на тему:
«Директор школы — организатор
учебно-воспитательного
Основные даты жизни и педагогической деятельности:
1918 — Василий Александрович Сухомлинский родился.
1939 — окончил Полтавский педагогический институт.
1947—1970 — директор Павлышской школы.
1958 — защитил кандидатскую диссертацию.
1968 — избран членом-
1970 — Василий Александрович Сухомлинский скончался.
Основные работы:
1956 — «Воспитание коллективизма у учеников».
1961 — «Духовный мир школьника».
1969 — «Сердце отдаю детям».
1969 — «Павлышская средняя школа».
1971 — «Рождение гражданина».
На корпусе № 1 Полтавского
педагогического института (сейчас
университет) по ул. Остроградского, 2 —
Сухомлинскому установлена
В честь В.А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет.[Дополнение 3]
Одним из самых эффективных
подходов к реформированию
Однако работа относительно
разработки теории и методики личностно
ориентированного образования пока
еще вдалеке от завершения и в
первую очередь это касается ее концептуальной
основы. В трудах классиков украинской
педагогики К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко
и В.A.Сухомлинского содержатся все
или почти все положения, которые
могут быть положены в основе современной
концепции личностно
Большинство трудов Сухомлинского в той или другой степени посвящено вопросам личностного, индивидуального подхода к ученикам и в сущности решает проблемы его перестройки. Главной целью учебно-воспитательного процесса В.A.Сухомлинский считал всестороннее развитие личности.
Одним из основных положений
в системе взглядов В.А.Сухомлинского
на сущность учебно-воспитательного
процесса есть положение о неповторимости
каждого ребенка. Положение о
неповторимости каждого ребенка
есть словно краеугольным камнем, на котором
построена вся система взглядов
В.А. Сухомлинского на проблемы учебы
и воспитания. Такое же важное значение
оно имеет и для концепции
личностно ориентированного подхода,
поскольку именно из него выплывает
положение о ребенке как
С положением о неповторимости
каждого ребенка
С положением об отсутствии
неспособных, бездарных и ленивых
детей в свою очередь связано
положение о неравенстве