Сухомлинский о родительской педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - раскрытие значения концептуальных положений В.А.Сухомлинского о ценности семейного воспитания и выявление возможности их использования в современной теории и практике воспитания.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
ознакомиться с биографией педагога-гуманиста;
рассмотреть современную теорию семейного воспитания;
выявить критерии, по которым я буду рассматривать концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского;
разобраться в понятии слова «метод»;
рассмотреть концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского по выделенным критериям;
выявить методы семейного воспитания В.А. Сухомлинского.

Файлы: 1 файл

курсовая все.docx

— 963.67 Кб (Скачать файл)

Учеба и воспитание детей  с высокими умственными способностями  не вызывает особенные трудности. А  что делать с детьми, которые имеют  сниженную способность к учебе? Как учить и воспитывать таких  детей? Справиться с этим заданием можно, по мнению В.А.Сухомлинского, лишь при  условии использования для учебы  и воспитания таких детей особенных  мероприятий, тонкого и деликатного  индивидуального подхода. Отсюда выплывает  четвертый принцип личностно-ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип индивидуализации учебно-воспитательного процесса. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса – это, по сути, учеба и воспитание каждого ученика по индивидуальному плану. «Опыт  убеждает, - пишет В.А.Сухомлинский в статье «Народный учитель», - если в школе, скажем, шестьсот учеников, то это значит, нужно искать шестьсот индивидуальных тропинок». Естественные задатки, наклоны, одаренность составляют содержание индивидуальных особенностей учеников, а их выявление – содержание пятого принципа личностно-ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принципу учета индивидуальных особенностей учеников.

 Раскрывая суть индивидуального,  дифференцированного подхода к  учебе и воспитанию учеников, В.А.Сухомлинский постоянно использует  понятие личность ребенка. Следовательно  шестым принципом личностно-ориентированного  подхода к учебе и воспитанию,  что выплывает из педагогических  идей   Сухомлинского, есть принцип определения каждого ученика личностью. Главным заданием относительно реализации этого принципа является сохранение и развитие у ребенка чувства человеческого достоинства. Это задание В.А. Сухомлинский считал одним из самых тяжелых и самых тонких заданий педагога и, судя по тому, как часто встречается понятие человеческое достоинство в его трудах, представляется   значимым. Почтенное отношение к человеческому достоинству, человеческой личности ученика есть, говоря словами В.А.Сухомлинского, важнейшим педагогическим инструментом, поскольку дает возможность сохранить все красивые человеческие качества, которые были заложены у ребенка от роду, – доброту, человечность, неугомонность, и не дает возможность развиться плохим свойствам – безвольной и молчаливой покорности, бессердечию, жестокости.  «Конечной целью такого подхода есть, по словам  Сухомлинского, творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем был вчера».

Воспитывается желание быть хорошим многими способами: красотой, человечностью, добротой, чуткостью; на примере педагогов и родителей; правдой; наставлением; через преодоление  трудностей и др. Но в первую очередь радостью...  «Жизненный путь от детства к отрочеству должен быть путем радости, бодрости – пишет В.А. Сухомлинский в труде «Духовный путь школьника». Радость – это позитивные чувства.

Переживание как позитивных, так и негативных интеллектуальных чувств отражается на всей духовной жизни  ребенка. Отсюда – следующий, седьмой принцип личностно-ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип получения позитивных чувств от учебы. У талантливых детей успехи в учебе могут порождать чувство головокружения от успехов, важничанье. Чтобы предотвратить эти нежелательные явления, - пишет   Сухомлинский, – следует умело вести подростка путем преодоления трудностей. Это требование можно сформулировать как восьмой принцип ориентированной личностной учебы – принцип учебы через преодоление трудностей. «Учеба – это тяжелый умственный труд, и чтобы этот труд был успешным, она должна быть интересной, желаемой для учеников. Причем интересным может быть не только предмет, но и способ познания. Одним из самых эффективных способов познания, пишет В.А.Сухомлинский в статье «Умственный труд и связь школы с жизнью», является исследовательский подход к предмету изучения». Следовательно, девятым принципом личностно-ориентированного подхода к учебе и воспитанию можно считать принцип исследовательского подхода к предмету изучения. Школьной жизни необходимо  придавать огромное значение. Отсюда выплывает десятый принцип личностно-ориентированной учебы –принцип обязательности самостоятельного умственного труда учеников у процессов учебы. Важным фактором эффективности учебы В.А.Сухомлинский считал человечность, любовь, доброту, чуткость, сердечность, тактичность относительно учеников.

Одиннадцатый принцип, который  выплывает из этого положения, можно сформулировать как принцип человечности, чуткости и тактичности по отношению к ученикам. С этим положением непосредственно связано следующее положение В.А.Сухомлинского о понимании оценки как инструмента воспитание, а не наказание. Отсюда – двенадцатый принцип личностно-ориентированной учебы – принцип понимания оценки знаний учеников как инструмента воспитания. Положение о взаимозависимости личности и коллектива как совокупности личностей можно сформулировать как тринадцатый принцип личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса – принцип взаимозависимости коллектива и личности в учебе. Положение о необходимости высоких личных качеств учителя, разработанное Сухомлинским, может рассматриваться как четырнадцатый принцип личностно-ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип зависимости личности ученика от личности учителя.

Положение В.А.Сухомлинского  о наличии исчисления сложных  взаимосвязей между отдельными составными частями учебно-воспитательного  процесса может быть сформулировано как пятнадцатый принцип личностно-ориентированного подхода к учебе и воспитание – принцип рассмотрения учебно-воспитательного процесса как сложной системы.

Теоретические обобщения  В.А.Сухомлинского содержат положения, которые могут рассматриваться, как принципы личностно ориентированного подхода к учебе и воспитанию и могут быть положены в его фундамент.

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании  личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы  процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного  коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики  коммунистического воспитания Сухомлинского  заключалась в том, что воспитатель  верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического  идеала, измеряет свой труд критерием  и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс  обучения как радостный труд; большое  внимание он уделял формированию мировоззрения  учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному  стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу  «воспитания красотой». В советской  педагогике своего времени стал разрабатывать  гуманистические традиции отечественной  и мировой педагогической мысли.

В целостном виде взгляды  Сухомлинского представлены в «Этюдах  о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное  объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского  в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский — автор  около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых  воспитанию и обучению молодёжи. Книга  его жизни — «Сердце отдаю  детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь —  воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к  окружающей действительности, понимание  своего дела и ответственности перед  родными, товарищами и обществом  и, что главное, перед собственной  совестью.

До самой смерти (33 года) проработал Сухомлинский директором Павлышской школы и назвал эти годы «большим, ни с чем несравнимым счастьем».

«Здесь мне хотелось увидеть  свои убеждения в живом творческом деле. Уже в первые годы педагогической работы, — писал В.А. Сухомлинский, — мне стало ясно, что подлинная школа — это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение — очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Чем ближе я присматривался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений». [Дополнение 4]

В школе Сухомлинского  была создана «Комната мысли», где  собраны «самые умные» книги. Она  располагалась в тихом уголке школьного сада. Здесь учитель  читал детям стихотворения, и  у них возникало желание выучить  их и самим, в результате школьники  знали их много. В «Уголке мечты» читали «с продолжением» — любимый  вид чтения для подростков. Несколько  недель читали «Приключения Тома Сойера»  Марка Твена, «Малахитовую шкатулку»  Бажова и другие книги. Среди подростков появилось много поэтов, это стало  возможным потому, что педагог  открыл перед детьми красоту окружающего  мира и красоту слова.

В Павлишской школе ученический труд подкреплялся внеучебными занятиями в кружках (их число достигало 80), в них изучались химия, металлургия, электротехника, автоматика и др., а возникающий интерес, увлечение школьника переключалось и на учебные занятия.

Ребята в этой школе  постоянно строили и мастерили. Многое в школе было создано руками школьников — от зданий мастерской до станков и инструментов. Здесь  было соединение физического и умственного  труда, работая в кружках, школьник испытывал радость успеха, что  сказывалось и на его.учебе. Сухомлинский при этом вел своих учеников не к мелкому, а к почти невозможному.

Развивал Василий Александрович  и творческие способности детей. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Без этого он, по выражению Сухомлинского, — «засушенный цветок». «Учитель в ходе изложения должен быть щедрым, на факты и скупым на обобщения». Излагая факты, учитель предлагает мысленно проанализировать их, а ученик приходит сам к обобщающим выводам, и этот процесс — победа и торжество  ученика.

Чтобы достичь ожидаемых  результатов в обучении детей, Сухомлинский В.А. составил собственные требования к учителю:

  • дружеские, доверительные отношения с детьми;
  • образованность учителя;
  • знание педагогики и психологии;
  • имеет хобби в какой-то другой деятельности, мастер своего дела;
  • постоянное совершенствование педагогического мастерства;
  • воспитание детей не только на уроках, но и любой другой деятельности;
  • сотрудничество и помощь другим педагогам;
  • любовь к детям.

Большое значение игре придавал В.А. Сухомлинский. Без игры нет, и  не может быть полноценного умственного  развития. Игра - это огромное светлое  окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный  поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В своих работах ВА. Сухомлинский рассмотрел наиболее актуальные вопросы  учебно-воспитательной деятельности советской школы. В.А.Сухомлинский настойчиво подчеркивал, что воспитание детей должно быть проникнуто духом гуманизма, горячей любви к детям, уважения к личности ребенка, сердечной заботой о его всестороннем развитии. Без чуткого и заботливого отношения, воспитателей к чести и достоинству своих воспитанников, без искренней, непритворной и вместе с тем мудрой, а следовательно, и строгой любви к детям в семье и в школе не может быть разумного и эффективного воспитания, считал В. А. Сухомлинский. Любовь к детям требует знания их психологии. Давая советы начинающим директорам школ, Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» писал: «Знать ребенка — это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики, где сходятся все нити педагогического руководства школьным коллективом».

Много внимания уделял Сухомлинский вопросам формирования у школьников гражданской зрелости, их идейно-политическому  воспитанию, деятельности ученического коллектива совместно с педагогами, направленной на решение этих важных задач. В советской педагогической литературе немало монографий, посвященных  опыту учебно-воспитательной деятельности передовых школ. Следуя этой традиции, Сухомлинский запечатлел в своей  книге «Павлышская средняя школа» длительную деятельность школы в  украинском селе Павлыт. Под руководством автора- директора школа добилась больших успехов в решении острых и сложных вопросов воспитания будущих сельских тружеников, успехов, прославивших эту школу и у нас, и в других социалистических странах, а также в среде прогрессивных педагогов капиталистических стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ ІІ. Специфика семейного воспитания

 

2.1. Семейное  воспитание в педагогике

Семейное  воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.

Определяющая  роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позво лило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Информация о работе Сухомлинский о родительской педагогике