Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа
Цель исследования - раскрытие значения концептуальных положений В.А.Сухомлинского о ценности семейного воспитания и выявление возможности их использования в современной теории и практике воспитания.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
ознакомиться с биографией педагога-гуманиста;
рассмотреть современную теорию семейного воспитания;
выявить критерии, по которым я буду рассматривать концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского;
разобраться в понятии слова «метод»;
рассмотреть концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского по выделенным критериям;
выявить методы семейного воспитания В.А. Сухомлинского.
Учеба и воспитание детей
с высокими умственными способностями
не вызывает особенные трудности. А
что делать с детьми, которые имеют
сниженную способность к учебе?
Как учить и воспитывать таких
детей? Справиться с этим заданием можно,
по мнению В.А.Сухомлинского, лишь при
условии использования для
Раскрывая суть
Воспитывается желание быть хорошим многими способами: красотой, человечностью, добротой, чуткостью; на примере педагогов и родителей; правдой; наставлением; через преодоление трудностей и др. Но в первую очередь радостью... «Жизненный путь от детства к отрочеству должен быть путем радости, бодрости – пишет В.А. Сухомлинский в труде «Духовный путь школьника». Радость – это позитивные чувства.
Переживание как позитивных, так и негативных интеллектуальных чувств отражается на всей духовной жизни ребенка. Отсюда – следующий, седьмой принцип личностно-ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип получения позитивных чувств от учебы. У талантливых детей успехи в учебе могут порождать чувство головокружения от успехов, важничанье. Чтобы предотвратить эти нежелательные явления, - пишет Сухомлинский, – следует умело вести подростка путем преодоления трудностей. Это требование можно сформулировать как восьмой принцип ориентированной личностной учебы – принцип учебы через преодоление трудностей. «Учеба – это тяжелый умственный труд, и чтобы этот труд был успешным, она должна быть интересной, желаемой для учеников. Причем интересным может быть не только предмет, но и способ познания. Одним из самых эффективных способов познания, пишет В.А.Сухомлинский в статье «Умственный труд и связь школы с жизнью», является исследовательский подход к предмету изучения». Следовательно, девятым принципом личностно-ориентированного подхода к учебе и воспитанию можно считать принцип исследовательского подхода к предмету изучения. Школьной жизни необходимо придавать огромное значение. Отсюда выплывает десятый принцип личностно-ориентированной учебы –принцип обязательности самостоятельного умственного труда учеников у процессов учебы. Важным фактором эффективности учебы В.А.Сухомлинский считал человечность, любовь, доброту, чуткость, сердечность, тактичность относительно учеников.
Одиннадцатый принцип, который выплывает из этого положения, можно сформулировать как принцип человечности, чуткости и тактичности по отношению к ученикам. С этим положением непосредственно связано следующее положение В.А.Сухомлинского о понимании оценки как инструмента воспитание, а не наказание. Отсюда – двенадцатый принцип личностно-ориентированной учебы – принцип понимания оценки знаний учеников как инструмента воспитания. Положение о взаимозависимости личности и коллектива как совокупности личностей можно сформулировать как тринадцатый принцип личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса – принцип взаимозависимости коллектива и личности в учебе. Положение о необходимости высоких личных качеств учителя, разработанное Сухомлинским, может рассматриваться как четырнадцатый принцип личностно-ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип зависимости личности ученика от личности учителя.
Положение В.А.Сухомлинского
о наличии исчисления сложных
взаимосвязей между отдельными составными
частями учебно-
Теоретические обобщения В.А.Сухомлинского содержат положения, которые могут рассматриваться, как принципы личностно ориентированного подхода к учебе и воспитанию и могут быть положены в его фундамент.
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
В целостном виде взгляды
Сухомлинского представлены в «Этюдах
о коммунистическом воспитании» (1967)
и других произведениях. Его идеи
воплощены в практике многих школ.
Были созданы Международная
Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
До самой смерти (33 года) проработал Сухомлинский директором Павлышской школы и назвал эти годы «большим, ни с чем несравнимым счастьем».
«Здесь мне хотелось увидеть свои убеждения в живом творческом деле. Уже в первые годы педагогической работы, — писал В.А. Сухомлинский, — мне стало ясно, что подлинная школа — это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение — очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Чем ближе я присматривался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений». [Дополнение 4]
В школе Сухомлинского
была создана «Комната мысли», где
собраны «самые умные» книги. Она
располагалась в тихом уголке
школьного сада. Здесь учитель
читал детям стихотворения, и
у них возникало желание
В Павлишской школе ученический труд подкреплялся внеучебными занятиями в кружках (их число достигало 80), в них изучались химия, металлургия, электротехника, автоматика и др., а возникающий интерес, увлечение школьника переключалось и на учебные занятия.
Ребята в этой школе постоянно строили и мастерили. Многое в школе было создано руками школьников — от зданий мастерской до станков и инструментов. Здесь было соединение физического и умственного труда, работая в кружках, школьник испытывал радость успеха, что сказывалось и на его.учебе. Сухомлинский при этом вел своих учеников не к мелкому, а к почти невозможному.
Развивал Василий
Чтобы достичь ожидаемых результатов в обучении детей, Сухомлинский В.А. составил собственные требования к учителю:
Большое значение игре придавал
В.А. Сухомлинский. Без игры нет, и
не может быть полноценного умственного
развития. Игра - это огромное светлое
окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается
В своих работах ВА. Сухомлинский рассмотрел наиболее актуальные вопросы учебно-воспитательной деятельности советской школы. В.А.Сухомлинский настойчиво подчеркивал, что воспитание детей должно быть проникнуто духом гуманизма, горячей любви к детям, уважения к личности ребенка, сердечной заботой о его всестороннем развитии. Без чуткого и заботливого отношения, воспитателей к чести и достоинству своих воспитанников, без искренней, непритворной и вместе с тем мудрой, а следовательно, и строгой любви к детям в семье и в школе не может быть разумного и эффективного воспитания, считал В. А. Сухомлинский. Любовь к детям требует знания их психологии. Давая советы начинающим директорам школ, Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» писал: «Знать ребенка — это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики, где сходятся все нити педагогического руководства школьным коллективом».
Много внимания уделял Сухомлинский
вопросам формирования у школьников
гражданской зрелости, их идейно-политическому
воспитанию, деятельности ученического
коллектива совместно с педагогами,
направленной на решение этих важных
задач. В советской педагогической
литературе немало монографий, посвященных
опыту учебно-воспитательной деятельности
передовых школ. Следуя этой традиции,
Сухомлинский запечатлел в своей
книге «Павлышская средняя
РАЗДЕЛ ІІ. Специфика семейного воспитания
2.1. Семейное воспитание в педагогике
Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позво лило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.