Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа
Цель исследования - раскрытие значения концептуальных положений В.А.Сухомлинского о ценности семейного воспитания и выявление возможности их использования в современной теории и практике воспитания.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
ознакомиться с биографией педагога-гуманиста;
рассмотреть современную теорию семейного воспитания;
выявить критерии, по которым я буду рассматривать концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского;
разобраться в понятии слова «метод»;
рассмотреть концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского по выделенным критериям;
выявить методы семейного воспитания В.А. Сухомлинского.
В.А. Сухомлинский советует молодым людям вступаюдим в брак, что они должны быть в гораздо большей степени творцами своей любви, чем потребителями её радостей. В браке должно больше создаваться, чем потребляться. Без постоянного создания запаса духовных богатств на каждом этапе семейной жизни оказывается, что муж и жена полностью исчерпали себя, ничего уже не могут раскрыть перед любимым существом, что-нибудь дать для духовной жизни семьи. Тот, кто не умеет быть творцом в любви, быстро разочаровывается: человек, казавшийся красивым, становится постылым, общение с ним надоедает, приходит увлечение другим «предметом любви». А это не любовь, а распущенность, духовная убогость и пустота. Для того, чтобы быть верным любимому человеку всю жизнь, надо всю жизнь создавать, как бы восстанавливать его красоту, отдавая этому духовные силы, вкладывая свой ум, чувства, стремления.
Любовь, семья, дети – самая тонкая и самая нежная, самая гордая и самая ранимая, скрытая и самая открытая сфера человеческой свободы. Невежество, бескультурье, нравственная нечистоплотность в сфере любви и семьи унижают человека.
В наш век, когда с каждым днём появляются новые проблемы во взаимоотношениях между людьми, в жизни семьи и в воспитании детей, труды В.А. Сухомлинского вновь приобретают свою актуальность и значимость для общества.
2.5. Методы
родительского воспитания в
В настоящее время идет интенсивный процесс деградации человеческих отношений, среди них можно отметить:
- кризис семьи (на каждые 100 браков приходится более 50 разводов);
- остро стоит проблема безнравственности подрастающего поколения;
- увлечение алкоголем, никотином;
- рост преступности и насилия;
- процессы расслоения общества (на нашей планете более 1,3 млрд. человек живут менее чем на доллар в день).
Все эти процессы, происходящие в обществе, мешают созданию настоящей семьи, семья – ячейка общества – «первичная ячейка человеческих отношений – хозяйственных, нравственных, духовно психологических эстетических», – говорит В.А. Сухомлинский.
Также можно сказать, что
семья – основанная на браке или
кровном родстве малая
Семья должна выполнять следующие функции:
1) генеративная функция – деторождение;
2) психологической защиты;
3) хозяйственно-бытовая функция – организация быта;
4) воспитания и первичной социализации.
В основном в этом плане семейное воспитание сводится к половому воспитанию детей.
Цель – помочь детям
естественно расти и
А что же такое метод?«Метод» объясняется как совокупность одноцелевых и однотипных приемов.«Метод» – путь или способ достижения поставленной цели.
Метод воспитания:
• определяется целями и содержанием воспитания;
• сущность методов воспитания – организация их с помощью деятельности школьников по освоению содержания воспитания для формирования свойств личности, соответствующих целям (цели – организовывать целенаправленную деятельность школьника);
• методы проявляются в организующих целесообразную деятельность детей и подростков действиях педагогов и ученических коллективов (организаторы: воспитатели, ученический коллектив).
Методы семейного воспитания – приемы родительского воспитания, механизмы воздействия на детей; для взращивания из них достойных членов общества.
Можно выделить три группы методов семейного воспитания:
1 группа: Методы убеждения – личный пример родителей (если они имеют авторитет); поощрение, наказание за определённые верные или не верные поступки детей.
2 группа: Методы упражнения – поручения ребенку, даваемые на длительный срок, для воспитания ответственности.
3 группа: Методы косвенного воздействия – через интересы ребенка, через литературу, фильмы и т.п.
Итак, критерии исследования концепции В.А. Сухомлинского:
а) определение
б) Функция
в) методы воспитания
г) проблемы в семье
2. Воспитание «о семье»
а) методы
3) Воспитание родителей
а) цель
б) методы
Используя данную схему, можно провести анализ концепции Сухомлинского В.А. на основе его трудов. И самое важное – выявить методы на основе трёх групп:
Но для начала необходимо
увидеть целостную картину
«Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека».
Семья, по мнению Сухомлинского, первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных).
Ребенок считывает мотивы поведения для себя со своих родителей, как живут они, так будет жить и ребёнок. Если отец не уважает мать, то и ребенок – сын не станет уважать свою жену, а зачем тогда создавать семью, если ты сам не сможешь достойно прожить жизнь со своей второй половиной, достойно воспитать детей?
Все мысли В.А. Сухомлинского, в его произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. Важно понимать чего он хочет и что ему необходимо, различать это, не быть слепым, к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо» любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что малыш вырос не таким, каким хотели его родители.
Огромная ответственность в семейном воспитании лежит на родителях, на их взаимоотношениях.
Основная функция семьи – это, естественно, генеративная, но она накладывает на молодых родителей огромную ответственность. Отсюда можно выделить следующие функции:
1. Воспитание ребенка. Основной метод, по мнению СухомлинскогоВ.А. – воспитание взаимоотношениями, так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы. Любить жену – это значит уважать её и беречь, боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она– лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей… Хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы,– эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец.
Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи.
2. Следующая функция –
3. Еще одна функция семьи – функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.
Если говорить о проблемах в семье, то они обширны, счастливы все одинаково, а несчастны все по-своему, для каждой конкретной семьи существует своя проблема, для которой возможно и нет решения.
В «письмах к сыну» Сухомлинский
пишет своему ребенку, уехавшему
из отчего дома, чтобы получить образование
«…ты мало вспоминаешь о родительском
доме, о нас с матерью, и почти
не скучаешь по нам. Это придет позже,
когда ты узнаешь жизнь…». Но это
не слова убитого горем отца, нет,
это слова понимающего
Он сам на себе испытывал все то, что возможно испытает его сын, потому что он воспитывал его так же, как его воспитывал отец: в понимании, любви и т.п.
В «Родительской педагогике» Сухомлинский рассматривает различные проблемы в семьях Николая Петровича и Марии. У них была единственная дочь Оксана. Она встретила парня и полюбила его, когда однажды он пришел к ней, она подарила ему цветы из теплицы, отец, увидев эту картину, зашел в теплицу и сломал цветы… После чего Оксана ушла из дома… Или из письма матери из Донецка: «У неё был единственный сын, учился в девятом классе, она отдала ему всю свою жизнь и личное счастье не нашла. И все ради него, а он не оценил этого и бросил школу под предлогом «пойду работать, заработаю денег, отдам тебе все, что ты на меня потратила и больше знать тебя не хочу!»»
Говорить о конкретных проблемах в семьях нет смысла, нет единого алгоритма. По мнению Сухомлинского, основной метод семейного воспитания – взаимоотношения родителей (их взаимоуважение, любовь, терпимость друг к другу), ведь создать человека, не сложно, а вырастить и воспитать его нравственным, отзывчивым, чутким может не каждый, но стоит к этому стремиться.
В работе Сухомлинского
«Родительская педагогика»
И, по мнению Василия Александровича, действительно, в школе не учат жить. Важная мудрость жизни, которую должен постичь человек – человеческие взаимоотношения. Необходимо со школьной скамьи ввести такой предмет, на котором бы дети получали знания о семье, о том, как жить, как быть отцом и матерью. Но это лишь одна сторона, другая заключается в умении родителей взаимодействовать со школой и в умении учителя взаимодействовать с семьей.
Широко должен применяться метод беседы при занятиях со школьниками, причем педагог должен быть высоконравственным человеком, с богатым жизненным опытом.
3)Воспитание родителей
Педагогу очень важно знать семью обучаемого им ребенка.
В своей книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский описывал свою работу с родителями. Он изучал каждую семью в отдельности, все их проблемы и достижения. Изучал мир родителей, с точки зрения человеческих качеств: доброта, забота, отзывчивость и т.п. Ведь для успешного обучения и воспитания ребенка в школе необходим единый коллектив родителей с общими интересами. В своей статье «о педагогической пользе коллектива родителей» Сухомлинский писал: «Отсутствие родительского коллектива приводит и к отсутствию единого общественного мнения при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей». Но родители дома и учителя в школе не могут использовать одинаковые методы, хотя в чем-то они (методы) схожи. Для чего необходима работа с родителями? У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Сухомлинский рассказывает об используемых им методах:конференция родителей (решение учебных проблем детей);посещение семей (сравнение требований учителя и родителей к самостоятельной работе).
Очень важно, чтобы родители понимали детей, основное их непонимание еще в школьном возрасте происходит из-за неуспеваемости детей, вследствие чего родители могут применять «ременную педагогику» для «решения» (по их мнению) проблемы. Но этого допускать нельзя и необходимо объяснить это родителям. Но как? Поэтому Сухомлинский и говорит о работе с коллективом родителей. Для лучшего и более эффективного понимания родителями своих детей, Сухомлинский составил заповеди семейного воспитания. [Дополнение5]
Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение, здоровую психику. Это нужно не только детям, это нужно самим родителям.