Сухомлинский о родительской педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - раскрытие значения концептуальных положений В.А.Сухомлинского о ценности семейного воспитания и выявление возможности их использования в современной теории и практике воспитания.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
ознакомиться с биографией педагога-гуманиста;
рассмотреть современную теорию семейного воспитания;
выявить критерии, по которым я буду рассматривать концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского;
разобраться в понятии слова «метод»;
рассмотреть концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского по выделенным критериям;
выявить методы семейного воспитания В.А. Сухомлинского.

Файлы: 1 файл

курсовая все.docx

— 963.67 Кб (Скачать файл)

В.А. Сухомлинский советует молодым людям вступаюдим в брак, что они должны быть в гораздо  большей степени творцами своей  любви, чем потребителями её радостей. В браке должно больше создаваться, чем потребляться. Без постоянного создания запаса духовных богатств на каждом этапе семейной жизни оказывается, что муж и жена полностью исчерпали себя, ничего уже не могут раскрыть перед любимым существом, что-нибудь дать для духовной жизни семьи. Тот, кто не умеет быть творцом в любви, быстро разочаровывается: человек, казавшийся красивым, становится постылым, общение с ним надоедает, приходит увлечение другим «предметом любви». А это не любовь, а распущенность, духовная убогость и пустота. Для того, чтобы быть верным любимому человеку всю жизнь, надо всю жизнь создавать, как бы восстанавливать его красоту, отдавая этому духовные силы, вкладывая свой ум, чувства, стремления.

Любовь, семья, дети – самая  тонкая и самая нежная, самая гордая и самая ранимая, скрытая и самая открытая сфера человеческой свободы. Невежество, бескультурье, нравственная нечистоплотность в сфере любви и семьи унижают человека.

В наш век, когда с каждым днём появляются новые проблемы во взаимоотношениях между людьми, в  жизни семьи и в воспитании детей, труды В.А. Сухомлинского вновь  приобретают свою актуальность и значимость для общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Методы  родительского воспитания в концепции   Сухомлинского

В настоящее время идет интенсивный процесс деградации человеческих отношений, среди них можно отметить:

- кризис семьи (на каждые 100 браков приходится более 50 разводов);

- остро стоит проблема безнравственности подрастающего поколения;

- увлечение алкоголем, никотином;

- рост преступности и насилия;

- процессы расслоения общества (на нашей планете более 1,3 млрд. человек живут менее чем на доллар в день).

Все эти процессы, происходящие в обществе, мешают созданию настоящей  семьи, семья – ячейка общества –  «первичная ячейка человеческих отношений  – хозяйственных, нравственных, духовно психологических эстетических», – говорит В.А. Сухомлинский.

Также можно сказать, что  семья – основанная на браке или  кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны  общностью быта, психологической  совместимостью и взаимоответственностью.

Семья должна выполнять следующие  функции:

1) генеративная функция – деторождение;

2) психологической защиты;

3) хозяйственно-бытовая функция – организация быта;

4) воспитания и первичной социализации.

В основном в этом плане  семейное воспитание сводится к половому воспитанию детей.

Цель – помочь детям  естественно расти и развиваться  так, чтобы они могли подготовиться  к супружеству и родительству.

А что же такое метод?«Метод» объясняется как совокупность одноцелевых и однотипных приемов.«Метод» – путь или способ достижения поставленной цели.

Метод воспитания:

•  определяется целями и содержанием воспитания;

• сущность методов воспитания – организация их с помощью деятельности школьников по освоению содержания воспитания для формирования свойств личности, соответствующих целям (цели – организовывать целенаправленную деятельность школьника);

• методы проявляются в организующих целесообразную деятельность детей и подростков действиях педагогов и ученических коллективов (организаторы: воспитатели, ученический коллектив).

Методы семейного воспитания – приемы родительского воспитания, механизмы воздействия на детей; для взращивания из них достойных  членов общества.

Можно выделить три группы методов семейного воспитания:

1 группа: Методы убеждения – личный пример родителей (если они имеют авторитет); поощрение, наказание за определённые верные или не верные поступки детей.

2 группа: Методы упражнения – поручения ребенку, даваемые на длительный срок, для воспитания ответственности.

3 группа: Методы косвенного воздействия – через интересы ребенка, через литературу, фильмы и т.п.

Итак, критерии исследования концепции В.А. Сухомлинского:

  1. Воспитание в семье

а) определение

б) Функция

в) методы воспитания

г) проблемы в семье

2. Воспитание «о семье»

а) методы

3) Воспитание родителей

а) цель

б) методы

Используя данную схему, можно провести анализ концепции Сухомлинского В.А. на основе его трудов. И самое важное – выявить методы на основе трёх групп:

  1. Методы воспитания в семье
  2. Методы воспитания «о семье»
  3. Методы воспитания родителей.

Но для начала необходимо увидеть целостную картину концепции  семейного воспитания В.А. Сухомлинского.

  1. Воспитание ребенка в семье:

«Воспитание детей –  это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью –  любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство  и красоту человека».

Семья, по мнению Сухомлинского, первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных).

Ребенок считывает мотивы поведения для себя со своих родителей, как живут они, так будет жить и ребёнок. Если отец не уважает мать, то и ребенок – сын не станет уважать свою жену, а зачем тогда  создавать семью, если ты сам не сможешь  достойно прожить жизнь со своей  второй половиной, достойно воспитать  детей?

Все мысли В.А. Сухомлинского, в его произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. Важно понимать чего он хочет и что ему необходимо, различать это, не быть слепым, к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо» любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что малыш вырос не таким, каким хотели его родители.

Огромная ответственность  в семейном воспитании лежит на родителях, на их взаимоотношениях.

Основная функция семьи  – это, естественно, генеративная, но она накладывает на молодых родителей огромную ответственность. Отсюда можно выделить следующие функции:

1. Воспитание ребенка. Основной метод, по мнению СухомлинскогоВ.А. – воспитание взаимоотношениями, так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы. Любить жену – это значит уважать её и беречь, боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она– лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей… Хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы,– эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец.

Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой  или какой мамой, – это функция  социализации семьи.

2. Следующая функция – хозяйственно-бытовая. Она заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств. В книге В.А.Сухомлинского «Родительская педагогика» описан случай из жизни Ивана Филипповича – комбайнера, который с женой любили сына и удовлетворяли все прихоти Ивасика,  как они его называли. Все закончилось тем, что сын оказался неблагодарным и чувствовал безнаказанность за все поступки, а когда отец «воспитал» его ремнем, он сделал отцу пакость. Важно знать меру.

3. Еще одна функция семьи –  функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.

Если говорить о проблемах  в семье, то они обширны, счастливы  все одинаково, а несчастны все  по-своему, для каждой конкретной семьи  существует своя проблема, для которой  возможно и нет решения.

В «письмах к сыну» Сухомлинский пишет своему ребенку, уехавшему  из отчего дома, чтобы получить образование  «…ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью, и почти  не скучаешь по нам. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь…». Но это  не слова убитого горем отца, нет, это слова понимающего человека, проверившего это на своем опыте, ни в коем случае не укоряющие, а  написанные с любовью.

Он сам на себе испытывал  все то, что возможно испытает его  сын, потому что он воспитывал его  так же, как его воспитывал отец: в понимании, любви и т.п.

В «Родительской педагогике»  Сухомлинский рассматривает различные  проблемы в семьях Николая Петровича  и Марии. У них была единственная дочь Оксана. Она встретила парня  и полюбила его, когда однажды  он пришел к ней, она подарила ему  цветы из теплицы, отец, увидев эту  картину, зашел в теплицу и  сломал цветы… После чего Оксана ушла из дома… Или из письма матери из Донецка: «У неё был единственный сын, учился в девятом классе, она  отдала ему всю свою жизнь и личное счастье не нашла. И все ради него, а он не оценил этого и бросил школу под предлогом «пойду работать, заработаю денег, отдам тебе все, что ты на меня потратила и больше знать тебя не хочу!»»

Говорить о конкретных проблемах в семьях нет смысла, нет единого алгоритма. По мнению Сухомлинского, основной метод семейного  воспитания – взаимоотношения родителей (их взаимоуважение, любовь, терпимость друг к другу), ведь создать человека, не сложно, а вырастить и воспитать  его нравственным, отзывчивым, чутким может не каждый, но стоит к этому  стремиться.

 

 

  1. Воспитание знаний «о семье»

В работе Сухомлинского  «Родительская педагогика» описан один рассказ. Молодая девушка пришла записывать своего ребенка в школу, и Василий Александрович её вспомнил, узнал. Эта девушка была радостью школы, на отлично сдала все экзамены и рассказала Сухомлинскому о  своей жизни. Она поступила в  институт, окончила два курса, училась  очень хорошо, но вышла замуж, родила ребенка. У мужа работа была связана  с переездами и поэтому, пришлось бросить институт. Но с мужем она  прожила полгода, потом они разошлись. И сказала эта молодая женщина: «Я в большой обиде на тех, кто  воспитывал нас в годы юности. Не учили жить. Ведь разошлись мы с  мужем не из-за какого-то разочарования  друг в друге, не из-за того, что, как  привыкли говорить, «не сошлись характерами». Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем  быть мужем и женой. Ни он, ни я. Не умеем любить друг друга. О, как это  важно уметь дорожить жизнью!».

И, по мнению Василия Александровича, действительно, в школе не учат жить. Важная мудрость жизни, которую должен постичь человек – человеческие взаимоотношения. Необходимо со школьной скамьи ввести такой предмет, на котором  бы дети получали знания о семье, о  том, как жить, как быть отцом и  матерью. Но это лишь одна сторона, другая заключается в умении родителей  взаимодействовать со школой и в  умении учителя взаимодействовать  с семьей.

Широко должен применяться  метод беседы при занятиях со школьниками, причем педагог должен быть высоконравственным человеком, с богатым жизненным  опытом.

3)Воспитание родителей

Педагогу очень важно  знать семью обучаемого им ребенка.

В своей книге «Сердце  отдаю детям» В.А. Сухомлинский описывал свою работу с родителями. Он изучал каждую семью в отдельности, все их проблемы и достижения. Изучал мир родителей, с точки зрения человеческих качеств: доброта, забота, отзывчивость и т.п. Ведь для успешного обучения и воспитания ребенка в школе необходим единый коллектив родителей с общими интересами. В своей статье «о педагогической пользе коллектива родителей» Сухомлинский писал: «Отсутствие родительского коллектива приводит и к отсутствию единого общественного мнения при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей». Но родители дома и учителя в школе не могут использовать одинаковые методы, хотя в чем-то они (методы) схожи. Для чего необходима работа с родителями? У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Сухомлинский рассказывает об используемых им методах:конференция родителей (решение учебных проблем детей);посещение семей (сравнение требований учителя и родителей к самостоятельной работе).

Очень важно, чтобы родители понимали детей, основное их непонимание  еще в школьном возрасте происходит из-за неуспеваемости детей, вследствие чего родители могут применять «ременную  педагогику» для «решения» (по их мнению) проблемы. Но этого допускать  нельзя и необходимо объяснить это  родителям. Но как? Поэтому Сухомлинский и говорит о работе с коллективом  родителей. Для лучшего и более эффективного понимания родителями своих детей, Сухомлинский составил заповеди семейного воспитания. [Дополнение5]

Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они  способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих  ребенка в различные периоды  его жизни, чтобы понять, как нужно  действовать, чтобы сохранить его  доброту, уважение, здоровую психику. Это  нужно не только детям, это нужно самим родителям.

Информация о работе Сухомлинский о родительской педагогике