Сухомлинский о родительской педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - раскрытие значения концептуальных положений В.А.Сухомлинского о ценности семейного воспитания и выявление возможности их использования в современной теории и практике воспитания.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
ознакомиться с биографией педагога-гуманиста;
рассмотреть современную теорию семейного воспитания;
выявить критерии, по которым я буду рассматривать концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского;
разобраться в понятии слова «метод»;
рассмотреть концепцию семейного воспитания В.А. Сухомлинского по выделенным критериям;
выявить методы семейного воспитания В.А. Сухомлинского.

Файлы: 1 файл

курсовая все.docx

— 963.67 Кб (Скачать файл)

5.Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, а временные 
пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не 
приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ 
жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное.Дети изтаких семей обычно берутся под опеку государства.

Что происходит в таких семьях, нетрудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не умеют или не считают нужным подавлять их всебе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке.

Острые конфликты  могут возникнуть и из-за эмоциональной глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, непонятных взрослым. Непонимание и непринятие их переживаний взрослыми ведет к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

На фоне новых  возможностей самореализации личности в условиях демократических свобод современные подростки и старшеклассники пристальнее оценивают масштабы личности своих родителей, отцов — в частности. Сегодня «кризис отцовства» остро проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешенности отца от семьи. Есть на то объективные, субъективные причины, но детям от них не легче.

В современной  практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и либеральное отношение родителей к своим детям.

1. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

2.Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, 
терпимость в отношениях с детьми. Источником его является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.

3.Демократический стиль характеризуется гибкостью. 
Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважающих позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Составные компоненты семейного воспитания. Методы воспитания детей в семье

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Физическое  воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается — приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.

Интеллектуальное  воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное  воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание4 непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем не важно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мораль, этические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

Эстетическое  воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Трудовое  воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень  опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени.

Но для этого  нужно долго и упорно трудиться  на ниве воспитания. Для родителей семейное воспитание — процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье — это прежде всего самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.

Методы  воспитания детей в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности; выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.

Всеми родителями используются общие методы семейного  воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны  средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств: слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвиии т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитанияопираются на ряд общих условий.

1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д.

2.Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.

Педагогическая  культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка... В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от... элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал В.А. Сухомлинский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Семья в понимании Сухомлинского

 

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого обшества.

А.Адлер

Человек рождается не для  того, чтобы бесследно исчезнуть  никому не известной пылинкой. Он рождается  для того, чтобы оставить после  себя значительный след.

Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом его  бессмертие. В этом высшее счастье  и смысл жизни. Желание иметь  и воспитывать детей безусловно дополняет готовность человека создать  семью. Ведь семья без детей – это неполноценная семья.

Изучение семейных проблем  и взаимоотношений в семье  всегда в центре внимания многих педагогов, психологов, социологов. Не обошёл эту  проблему стороной и известный советский  педагог В.А. Сухомлинский.

Особое внимание он обратил  на подготовку юношей и девушек к  семейной жизни. В.А.Сухомлинский говорил, что юноши и девушки, вступая  в брак, берут на себя не только юридические, материальные, но и духовные обязательства. От характера отношений в семье  зависит духовное богатство общества.

Перед тем как создать  семью, человек должен проверить  готов ли он к этому: умеет ли быть преданным, верным человеку; нет ли у него лени, эгоизма, бессердечности; умеет ли он повелевать своими желаниями. В.А.Сухомлинский рекомендует молодым людям посоветоваться с родителями. Их жизненная мудрость должна помочь сделать правильный шаг.

Смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Если человек отгоняет эту мысль, значит он собирается в далёкое путешествие, не зная ни сил своих, ни дороги, по которой ему идти.

Семейная жизнь никогда  не бывает сплошным праздником. В ней  больше тревог, волнений, забот, чем  чистой радости. Радость семейной жизни  – это постижение той высокой  цели, во имя которой человек испытывает тревоги, волнения, заботы. Сгорать, чтобы  освещать путь, по которому ведёшь за собой  любимого человека, – это и есть смысл семейной жизни.

По мнению В.А Сухомлинского  в браке ни на минуту не должно прекращаться взаимное воспитание и самовоспитание. Одна из граней счастья в браке  в том и заключается, что муж  и жена становятся духовно богаче; переживание духовного совершенствования  доставляет большую радость и  полноту жизни.

Воспитание детей –  важнейшая задача семьи. Каждый может  достичь в этом деле вершины совершенства – стать настоящим мастером. Мудрость отцовства и материнства –  бесценное нравственное богатство  всего общества. Родители воспитывают  детей каждым своим шагом, каждым поступком. Они – первое наглядное  представление о человеке, открывающееся  перед ребёнком, когда он начинает познавать мир. С первым криком ребёнка  родители встречаются с его желаниями. Мудро властвовать желаниями  – материнская и отцовская  мудрость. Ребёнок должен понять, что  есть три вещи: можно, нельзя и надо. Большую, иногда роковую, ошибку допускают  родители, не умеющие правильно чередовать эти три вещи. Хорошие или плохие дети – это зеркало морали родителей, их гражданского долга, поведения, культуры.

Информация о работе Сухомлинский о родительской педагогике