Сущность и содержание процесса общения. Многообразие форм человеческого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Без общения, как без воздуха, человек не может существовать.
Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли.
Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях.
Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

Содержание работы

Сущность и содержание процесса общения............……………………3
Многообразие форм человеческого общения .......................………….8
Какой вид общения непосредственно связан с психическим
состоянием человека и служит его выражением?.................................15
Список использованной литературы……………………………………16

Файлы: 1 файл

Контрольная работа № 1 по психологии. курс 1..docx

— 41.43 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

Кафедра  Философии и социологии

 

Факультет_______________________

Специальность___________________

(направление)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №___

 

по дисциплине ______________________________________

____________________________________________________

 

                                                   Студент_______________________________

       (Ф.И.О.)

                                                   Курс_____________   № группы __________

                                                   Номер зачетной книжки_________________

                                                   Преподаватель _________________________

                                                                         (Ф.И.О.)

 

Москва – 2012 г.

 

План работы

Сущность и содержание процесса общения............……………………3

Многообразие форм человеческого  общения .......................………….8

    Какой вид общения непосредственно связан с психическим

  состоянием человека и служит его выражением?.................................15

        Список использованной литературы……………………………………16

 

 

Сущность и  содержание процесса общения.

 

Без общения, как без воздуха, человек  не может существовать.

Способность общаться с другими  людьми позволила человеку достичь  высокой цивилизации, прорваться в  космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли.

Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах  и падениях.

Общение для человека – его среда  обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его  воспитание, развитие интеллекта.

Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

 

Как только не именовали человека: и homo faber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий), и homo sapiens (человек разумный). Думается, что с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans - человек общающийся.

 

Потребность в общении, как  считают психологи, относится к  числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как  базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение  людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные  (жизненные) потребности». Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

Хочу отметить, что источником потребности в общении является коллективистская, социальная природа человека, свойственная ему потребность не только к индивидуальной, но и к совместной деятельности. Именно эта данная человеку природой родовая особенность и помогла ему выжить и утвердиться среди других более физически сильных, чем человек, животных.

Признается, что одной  из национальных особенностей русских  людей является как раз высокий  уровень развития у них этого  качества. Русские мыслители называли его общинностью, соборностью, дружинностью, братством (А.С. Хомяков, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др.). Именно эта национальная черта русского духа помогала России устоять в самые трагические моменты ее истории. В этом духе коллективизма видели деятели русской культуры одно из главных отличий русского самосознания от западной культуры, основой которой является дух индивидуализма.

 

Социальные контакты между  людьми представлены деятельностью  и общением.

Между общением и деятельностью  как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является создание какого-либо материального  или идеального продукта. Результатом  же общения становится взаимное влияние  людей друг на друга. Деятельность и  общение, несмотря на их различия, являются взаимосвязанными сторонами социальной активности человека. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Общение же представляет собой специфический вид человеческой деятельности. В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.

Содержание категории общения многообразно — это не только определенный вид человеческой деятельности, но и многогранный процесс, включающий в себя:

  • формирование определенных образцов и моделей поведения;
  • взаимодействие людей;
  • взаимное влияние людей друг на друга;
  • обмен информацией;
  • формирование отношений между людьми;
  • взаимное переживание и понимание друг друга;
  • формирование образа внутреннего «Я» человека.

 

В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

При исследовании общения  в нем выделяют: содержание, цель, средства, структуру, функции и формы  общения.

 

Также, общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как сопереживания и взаимного понимания друг друга. Субъектами общения являются живые существа, в том числе и люди, но только на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и не вербальными актами. В его процессе формируются социально-психологические связи, которые оказывают влияние на физиологическое, психологическое развитие и социально-психологическое становление личности. Вне его - становление личности не возможно.

Содержание общения - это та информация, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Хотя человеческое общение многопредметно и носит самый разнообразный характер, по своему содержанию оно может быть представлено как:

  • материальное - обмен продуктами и предметами деятельности;
  • когнитивное - обмен знаниями;
  • деятельное - обмен действиями, операциями, умениями;
  • кондиционное - обмен психологическими или физиологическими состояниями;
  • мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

Цель общения отвечает на вопрос, ради чего субъекты вступают в общение. У животных цели общения  не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма разнообразными и являть собой  средство удовлетворения социальных, культурных, творческих, эстетических и других потребностей. Средства общения - это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передаётся в процессе общения. Люди передают информацию с помощью  органов чувств, речи, знаковых систем, технических средств записи и  хранения информации. Структура общения  состоит из трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной; интерактивной; перцептивной.

 

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между отдельными людьми и их группами. Этот процесс порождается потребностями людей в совместной деятельности, которая многократно умножает их силы. В общении выделяются три составляющие:

  • коммуникативная сторона или обмен информацией.
  • интеракции или обмен действиями.
  • взаимная перцепция или восприятие и оценка партнера.

 

Все три стороны общения  способствуют оптимизации совместной деятельности людей, ведут к сближению, а также развитию и совершенствованию  их личных качеств.

Однако это сближение  имеет свои пределы, границы. Оно  не может быть беспредельным, потому что как бы ни сближались люди друг с другом в процессе их взаимодействия, они тем не менее всегда остаются отдельными системами и по своим  интересам, и по формам поведения.

Каждая личность, в каком  бы тесном контакте с другими людьми она ни находилась, сохраняет свою физическую и духовную автономию, самобытность, оставаясь, как говорили древние «микрокосмосом» т.е. целым миром уникальных мыслей, чувств, интересов.

Поэтому любые контакты, общение людей редко протекают  без трудностей, проблем, конфликтов. Эти проблемы возникают как в  малых социальных группах, семье, в  трудовых коллективах, так и на уровне общества в целом, между большими социальными группами, классами и  этносами. И разрешаются эти проблемы и трудности опять-таки только в  процессе того же общения, в котором могут участвовать и управленческие структуры различного уровня.

 

Многообразие  форм человеческого общения.

 

В связи с множеством трудностей и конфликтов, возникающих в ходе взаимодействий людей, формы человеческого  общения оказываются бесконечно многообразными.

Формы общения классифицируются на основе разных критериев. Так, если за основу классификации взять критерий направленности общения, то его можно подразделить на два вида:

 

  • общение по вертикали, например между родителями и детьми, начальником и подчиненными;
  • общение по горизонтали, примером которого может служить общение братьев, близких по возрасту; общение коллег по работе, равных по статусу.

 

Если же за базу классификации  видов общения взять характер его целей, то в качестве его форм можно выделить:

 

  • общение как самоцель, например, общение между друзьями, родственниками;
  • общение как средство достижения какой-то внешней по отношению к нему цели: именно таким является любое деловое, в том числе управленческое, педагогическое общение. Здесь цель находится за пределами самого процесса общения: она состоит в достижении целей организации, предприятия, учебного заведения и т.д.

 

И наконец, можно выделить разновидности общения и по критерию состава его участников.

           Тогда основные типы общения будут выглядеть следующим образом:

  • общение по схеме «человек-природа», примером которого могут быть такие занятия, как охота, рыбалка, туризм, отдых на даче, общение с домашними животными и т.п.
  • общение по схеме «человек-вещь», характерными примерами которого является исполнительская деятельность в сфере материального производства, торговли, такие занятия, как коллекционирование; эта форма общения может принимать болезненные формы в виде чрезмерной страсти к приобретению и накоплению вещей, так называемый «вещизм»:
  • общение по схеме «человек-человек», являющееся наиболее психологически насыщенным и сложным. Поскольку эта форма общения отличается особой одухотворенностью, динамизмом, живостью, о ней иногда говорят как о высшей роскоши, доступной человеку. Но с этой же формой общения связаны и наибольшие сложности общения.

 

Множество разнообразных  проблем возникает в процессе семейного общения, а также в  ходе взаимоотношений людей в  трудовых коллективах Известно, что  «сквозной» функцией руководителей  трудовых коллективов является психологическое  воздействие на отдельных работников и группу в целом, их побуждение к  активной деятельности по достижению целей организации в процессе постоянного и многообразного управленческого  общения с людьми.

Особенности семейного  общения.

Мир и благополучие в семье  зависят в первую очередь от взаимоотношений  между всеми ее членами, а вовсе  не от материальной обеспеченности или  бытового комфорта. Общение между  супругами, а также между родителями и детьми всегда должно строиться  на взаимоуважении и доверии. Конечно, атмосфера и отношения внутри семьи не могут оставаться неизменными на протяжении многих лет. Полностью избежать разногласий и конфликтов не удается, наверное, никому. Главное, чтобы выяснение отношений на повышенных тонах не становилось обычным делом, не было единственным путем решения проблем.  
 
Причина неизбежных трений кроется, как правило, в том, что семью образуют два человека, воспитанных в разных условиях, что непосредственно сказывается на жизненных взглядах каждого. Осознанно или неосознанно дети стараются воплотить в своей семейной жизни то, к чему они привыкли в доме родителей. Только вежливость и взаимоуважение в силах смягчить эти различия.  
 
Гармония отношений в семье создается и за счет терпимости, умения уступать друг другу. Чувство такта всегда указывает предел, переступать который вежливый человек не станет. Например, нельзя срывать на домашних плохое настроение, причинами которого являются неудачи на работе. Грубость чаще всего порождает ответную грубость, и конфликт разрастается как снежный ком. Поэтому, чтобы жить в мире и согласии, нужно владеть собой и уметь сдерживаться.  
 
Внимание и предупредительность не должны исчезать из отношений супругов после первых лет семейной жизни, как это иногда бывает. Хороший муж помнит о том, что жене необходимо оказывать знаки внимания, говорить комплименты, например, если она изменила прическу или купила что-то новое из одежды. А женщина, желающая сохранить хорошие отношения в семье, никогда не станет критиковать мужа, особенно в присутствии посторонних, вмешиваться в его отношения с друзьями и будет стараться чаще спрашивать его совета, например в домашних делах.  
 
Гармония семейного общения строится еще и на уверенности супругов в том, что, вступая в брак, каждый из них сделал правильный выбор. Важно не только понимать это, но и выражать не на словах, а на деле. Конфликты часто возникают из-за стремления «перевоспитать» супруга, взрослого человека со своими сложившимися взглядами на жизнь. Обычно это лишь провоцирует постоянное столкновение характеров, которое не делает семейную жизнь приятнее.  
 
Жестокая борьба с недостатками, как правило, себя не оправдывает: изменить человека постоянными упреками и психическим «давлением» вряд ли удастся, зато он может измениться сам, если поймет, что это необходимо для сохранения гармонии в отношениях. Ни один из членов семьи не должен считать себя жертвой или, наоборот, благодетелем, которому все остальные обязаны своим счастьем. В таких моральных установках проявляются отнюдь не лучшие черты характера. Глупо постоянно корить себя, например, из-за неудач в домашних делах, меньшей образованности или низкой зарплаты.  
 
В семейном общении необычайно важна интонация и форма, в которую облекается любая фраза. Никогда не следует забывать об элементарных словах вежливости и о том, что любому человеку приятно, когда к нему обращаются ласково, называют по имени. Повелительный тон и форма приказа неуместны в семейной обстановке. Замечено, что ссоры часто происходят не столько из-за поступков, сколько из-за слов. Этого не произойдет, если семейное общение будет строиться на вежливости, взаимном уважении, понимании и доверии.

Информация о работе Сущность и содержание процесса общения. Многообразие форм человеческого общения