Технологическое образование школьников в зарубежной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть зарубежное образование в целом и конкретно на уроках труда и технологии Объект исследования: Зарубежное технологическое образование в школах
Предмет исследования: уроки технологии в зарубежных школах
Задачи исследования:
изучить зарубежные уроки технологии и технологическое образование в целом
2) проанализировать учебные программы по технологии за рубежом

Содержание работы

Введение………………...................…………………………..........................…....3
Глава I Становление и развитие зарубежного образования и школы 1.1 Общие сведения о развитии образования за рубежомXIXвека………………………………….…………………………………….4 1.2 Современная школа и педагогика за рубежом……………………………………17 1.3 Вывод по главе………………………………………………………………………24 Глава II Школьное технологическое образование за рубежом (на примере стран Европы)………………………………………………………………………………..…252.1 Вальдорфская школа в Германии…………………………………….……………………………………….…..252.2 Школа Швеции и уроки труда в ней……………………………………………….27 2.3 Вывол по главе………………………………………………………………………28 Заключение………………………………………………………………………………29 Список Литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 62.43 Кб (Скачать файл)

На фоне ослабления планетарного политико-идеологического противостояния на первый план выходят проблемы воспитания, связанные с усилением проявлений национализма, этноцентризма и расизма в отдельных регионах и странах. Вновь приобрело актуальность интернациональное воспитание, в основе которого лежит потребность в изучении и освоении культуры других народов. В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли как общего дома человечества.

Наряду с интернациональным  воспитанием приобрел злободневность учет культурных и воспитательных интересов  национальных и этнических меньшинств (поликулътурное воспитание). Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует. Поликультурное воспитание и интернациональное воспитание имеют сходство и отличия. Как и интернациональное воспитание, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирование чувства солидарности, взаимопонимания; противостоит дискриминации, национализму и расизму. Вместе с тем, в отличие от интернационального воспитания, оно фокусировано на освоении культурно-образовательных ценностей, на взаимодействии различных культур в ситуации плюралистической культурной среды, на адаптации к иным культурным ценностям. Соответственно в поликультурном воспитании учет этнических и национальных особенностей более важен. Актуализация поликультурного воспитания вызвана процессом интеграции, а также политическими и экономическими процессами, происходящими в современном мире. Поликультурное воспитание призвано поддержать существование больших и малых наций в условиях интеграции.

Ведущие страны мира относятся  к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в этих странах толерантное сосуществование  больших и малых этносов порождает  потребность поликультурного воспитания как инструмента и принципа школьной политики. Поликультурное воспитание должно снимать противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств с другой. Оно способствует адаптации друг к другу этнических групп при отказе этнического большинства от культурно-образовательной монополии.

Серьезные проблемы в воспитании возникли на фоне процессов, урбанизации и  экологического кризиса. Сокращаются  масштабы детских контактов. Жизнь  школьников все более регламентируется рутиной учебных занятий. Все  эти и другие факторы препятствуют гуманному воспитанию подрастающего  поколения.

Современная цивилизация  порождает среди молодежи пессимизм, антигуманизм, снижает этический и нравственный уровень. Мир переживает вспышку наркомании, алкоголизма, проституции, преступности среди подростков. Изъяны в духовном развитии молодежи - результат множества факторов. Среди них следует назвать и пробелы в воспитании.

В центре внимания педагогических и общественных кругов в ведущих  странах мира находится проблема демократизации образования. Существуют два различных подхода к этой проблеме. Один основан на идее эгалитаризма (эгалитаризм - всеобщая уравнительность) и единообразия общего образования. Другой исходит из необходимости  диверсификации (дифференциации) образования  сообразно индивидуальным способностям, склонностям и интересам.

Идея демократической  системы образования предполагает прежде всего доступность образования, автономию учебных заведений, преемственность  ступеней школы, такую организацию  учебного процесса, при которой формируется  творчески и свободно мыслящий и  действующий человек.

Одна из серьезных общественных проблем - проблема гарантии права на образование. Равные шансы на образование  означают доступ к учебным заведениям любых типов и возможность  для каждого человека использовать свои склонности в той или иной образовательной подготовке.

Реализация права на образование  остается актуальной из-за социального  неравенства, ограничивающего для  многих возможность обучения. Современная  эпоха породила противоречие между  относительным демократизмом школьных систем и социальными факторами  получения образования. Мировое  сообщество поставлено перед необходимостью посредством социальных и педагогических мер разрешить это противоречие, порожденное различиями в общественном и имущественном статусе.

Существенная проблема в  современном мире - проблема обеспечения  обязательного обучения. Непосещаемость школы особенно распространена в тех странах, население которых находится в неблагоприятных экономических условиях.

Больной вопрос - снижение средних  показателей качества образования. Большинство педагогов убеждено, что существуют пути организации  массового качественного обучения. Одним из наиболее эффективных называется путь диверсификации (дифференциации) образования. Он предполагает широкий  спектр учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества.

Школьные системы

Во второй половине 1900-х  гг. в ведущих зарубежных странах  прокатилась волна реформ, в результате которых системы образования  претерпели важные изменения. Увеличились  сроки обязательного бесплатного  образования, действует промежуточная  ступень между начальной и  полной средней школами. По завершении начального и неполного среднего образования учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа, которая  ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе; профессиональные учебные заведения.

Для школьных систем характерно наличие частных учебных заведений. Они, как правило, платные, и часть  из них дорогие и привилегированные. Сосуществование частных и общественных учебных заведений тесно связано  с вопросом светскости обучения, со взаимоотношениями школы с церковью. На Западе почти все частные школы  принадлежат конгрегациям различных  церквей. В большинстве ведущих  стран мира общественные учебные  заведения отделены от церкви и религии (США, Франция, Япония). В этих странах  обучение религии - частное дело граждан. Но в Англии и Германии богословие включено в стандартные программы  общего образования. В отношениях церкви и государства, касающихся школьной сферы, наметился отказ от конфронтации или прочного союза и переход  к лояльному сотрудничеству.

Важные тенденции проявляются  при реформировании управления школой. Обозначились стремления создать компромисс между жесткой централизацией и  широкой автономией при управлении школьным делом.

Почти во всех ведущих странах  мира школа - приоритетный объект финансирования. Школьные ассигнования в этих странах  во второй половине 1900-х гг., утвердившись как одна из основных статей бюджета, росли быстрее, чем национальный доход в целом.

Практика школьного  обучения и воспитания

Поддержание школьного обучения на достаточно высоком уровне - важное условие для динамичного развития общества. Зарубежные высокоразвитые индустриальные государства достигли впечатляющих успехов в школьном деле. В них неуклонно поднимается среднестатистический (медианный) уровень образования. Так, в Западной Европе к началу 1990-х гг. 95 % взрослого населения имело как минимум девятилетнее школьное образование.

Успехи в  школьном образовании отнюдь не безоговорочны. Они сопровождаются снижением качества подготовки учащихся. Подъем планки минимального образования породил развитие нового явления - функциональной неграмотности. Функционально неграмотным считается  человек, который прошел курс обязательного  школьного обучения, но не владеет  навыками чтения, письма, счета в  той мере, в которой это необходимо для решения проблем повседневной жизни.

Постоянным изменениям и  корректировкам подвергаются школьные программы. Ядро школьных программ достаточно устойчиво. Вместе с тем имеется  потребность в постоянном их обновлении. Пример этого - включение в школьные программы экологической тематики.

В общеобразовательной школе  сосуществуют несколько типов учебных  программ. Традиционный тип – обязательные программы. Обязательных курсов в общеобразовательной  школе насчитывается не более  десяти. Куда многочисленнее специальные  программы, адресованные той или  иной части учащихся: факультативы, элективные курсы, программы особых учебных заведений. Отдельные программы  могут переходить из обязательных в  специальные в зависимости от назначения и ступеней образования, например, программы трудового обучения. Специальные курсы могут быть углубленными и облегченными.

Наряду с традиционными  обязательными и специальными программами  в мировой школе все большее  распространение получают так называемые интегративные программы. Классический пример интегративного курса - программа  естествознания в элементарной школе, куда включены начала различных знаний. Задача интегративной программы -ознакомить с основными явлениями и закономерностями тех или иных наук и видов деятельности в их взаимосвязи.

Во второй половине XX в. мировая  школа приступила к реформам программ образования. При сохранении известного консерватизма в вопросах содержания программ эти реформы направлены на то, чтобы сделать обучение более  гибким, способным к обновлению, придать ему иной баланс обязательности и элективности, общего и дифференцированного. Изменения в школьных программах производились двумя путями: экстенсивным и интенсивным. Первый путь - традиционный. Он предусматривает дробное предметное обучение. Разрастаясь количественно (продлеваются сроки, увеличивается объем), качественно такое обучение одинаково для всех учебных дисциплин. Интенсивный путь - создание программ, иных по целям, структуре и содержанию. Программы интенсивного типа ориентированы прежде всего на полноту переживания, осознавания и осмысления учебного материала.

"Школьный взрыв" (появление  в ведущих странах мира массовой  средней школы) подтолкнул к  развитию и созданию качественно  иной системы дифференциации (диверсификации) образования и обучения. Основной  формой дифференциации является  распределение по разным типам  учебных заведений, а также  на профили и потоки внутри  одной школы, на группировки  в классе.

Дифференциация осуществляется неоднозначно и противоречиво. Она  нередко превращается в механизм социального отбора, инструментами  которого оказываются платное обучение и система экзаменов.

В мировой школе заметно  возрос интерес к обучению одаренных, талантливых детей и подростков. Появились особые школы для одаренных. В них учат по более насыщенным программам. Обучение призвано раскрыть юное дарование, помочь проявить способности. Кроме того, для талантливых детей  в обычных школах порой организуют так называемые продвинутые классы.

Политика целенаправленного  выявления и обучения талантливых  школьников объективно необходима, поскольку  она способствует формированию будущего цвета нации. По подсчетам ученых, от 3 до 8 % представителей каждой возрастной группы обладают выдающимися способностями, но далеко не всегда могут их проявить.

Все больше внимания уделяется  вопросам обучения детей-инвалидов  и детей с отрицательными отклонениями в умственном развитии. Это важное направление деятельности современной  школы.

Следует также сказать  о компенсирующем обучении. Оно было организовано для ликвидации неуспеваемости, неудовлетворительной подготовки учащихся. Практика компенсирующего обучения предполагает сотрудничество школы  и семьи, привлечение специалистов по психологии и ориентации, индивидуальный подход. Особенности такого обучения - дополнительные занятия, малая наполняемость  классов, наличие классов адаптации, повторное обучение в одном классе и пр.

Основой воспитания в современной  школе является духовное, нравственное формирование личности. Но этот процесс  достаточно противоречив. С одной  стороны, в школе сохраняются  традиции авторитарного воспитания, с другой - получают распространение  тенденции, связанные с развитием  самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, гуманной и культурной сторон личности.

Современные школы Запада и не только стремятся завладеть  самым лучшем оборудованием и  инновационными технологиями, что, по мнению многих, делает процесс обучения более простым интересным и качественным.

 

1.3 Вывод по  Главе

Зарубежные школы, а именно школы запада (Европы), прошли очень длительный и длинный путь формирования через революции, реформы влияния религий и государства. В течение XIX – XX века, зарубежные школы сделали переход к более самостоятельной структуре чем были когда – то. Этот путь дал множество нового. Сейчас школы Европы очень разнообразны и быстро развивающиеся и совершенствующиеся. В данный момент наши Российские школы немного отстают от Европейских стандартов, но у нас протекал другой путь развития системы образования, поэтому наше образование не должно полностью опираться на Запад. Мы должны найти свой путь развития и вывести нашу школу на первое место по начальному и среднему образованию в мире, оно должны быть более качественным, чем в остальных странах мира. Некоторые элементы образования были позаимствованы нами у Запада, так как они являются общими для всего образования в мире, и лучшими. Теперь после того как была приведена выше общая структура образования зарубежных школ и их небольшой исторический путь мы можем перейти к урокам технологии и труда в этих школах и подробно рассмотреть их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Школьное технологическое  образование за рубежом (на примере стран Европы)

Информация о работе Технологическое образование школьников в зарубежной школе