Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть зарубежное образование в целом и конкретно на уроках труда и технологии Объект исследования: Зарубежное технологическое образование в школах
Предмет исследования: уроки технологии в зарубежных школах
Задачи исследования:
изучить зарубежные уроки технологии и технологическое образование в целом
2) проанализировать учебные программы по технологии за рубежом
Введение………………...................…………………………..........................…....3
Глава I Становление и развитие зарубежного образования и школы 1.1 Общие сведения о развитии образования за рубежомXIXвека………………………………….…………………………………….4 1.2 Современная школа и педагогика за рубежом……………………………………17 1.3 Вывод по главе………………………………………………………………………24 Глава II Школьное технологическое образование за рубежом (на примере стран Европы)………………………………………………………………………………..…252.1 Вальдорфская школа в Германии…………………………………….……………………………………….…..252.2 Школа Швеции и уроки труда в ней……………………………………………….27 2.3 Вывол по главе………………………………………………………………………28 Заключение………………………………………………………………………………29 Список Литературы…………
2.1 Вальдорфская школа в Германии
Чтобы рассмотреть технологическое образование школьников за рубежом я выбрал Вальдорфскую школу в Германии, потому что технология там является одним из основных предметов в школе.
Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штейнер, австрийский мыслитель, философ и педагог (1861-1925 гг.), воплотивший в этой системе образования разработанное им философское учение — антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 г. в Германии, в городе Штутгарте на деньги владельца сигаретной фабрики Вальдорф-Астория, это и обусловило выбор названия школы.
Концептуальные положения вальдорфской педагогики заключаются в следующем: природо-сообразность — развитие происходит по генетически заданной программе, идет впереди обучения и определяет его, спонтанность свободного развития природных задатков, обучение «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей; свободное воспитание и обучение — все без при-
В отличие от наших ребят, которые активно вовлекаются в творческий процесс по составлению эскизов, проектов, своих будущих изделий, здесь дети работают по готовым шаблонам, чертежам и образцам, предложенным учителем.
Вальдорфская педагогика — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которые понадобятся ему во взрослой жизни. Весь процесс обучения нацелен не только на передачу знаний, но и на развитие природных способностей человека, на то, чтобы ребенок «знал и любил этот мир» и всех его обитателей.
Учебный день разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (решение творческих задач: лепка, рисование, вырезание из дерева, шитье, вязание, занятие садоводством и т. д. ). Учебный материал подается блоками. Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас изучается.
В вальдорфской школе нет централизованного управления (директора), каждая школа административно независима, это частная, платная школа. Руководство школой осуществляет совет, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Ответственность за учебный процесс несут учителя. Уроки начинаются в 7.45 утра. Главный урок в классах идет 2 часа без перерыва, учителя обычно приветствуют своих учеников здороваясь за руку.
Предметы, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: музыка, технология, физическая культура, садоводство. В течение учебного дня идет плавный переход от умственной деятельности к физической. После обеда занимаются практической деятельностью: ручной труд, ремесло, садоводство и другие предметы, требующие физической нагрузки. Надо заметить, что на уроках ручного труда девочки и мальчики занимаются вместе. Класс делится на три группы: одни идут в теплицу, другие — в кабинет домоводства (учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, швейному делу, работают с разными мягкими материалами), третьи идут в столярные мастерские. Учащиеся старших классов занимаются в кузнице, где размещены 2 горна и необходимые инструменты для художественной ковки. Придя в кузницу, все ребята надевают кожаные фартуки, защитные очки и наушники. Для обучения технике выколотки имеются металлические верстаки с выдвижными ящиками для хранения различных инструментов и приспособлений, а также газовые паяльные лампы, предназначенные для отпуска металла методом нагрева. Из листовой латуни и меди толщиной 2-3 мм старшеклассники делают красивые и изящные цилиндрической, шаровидной и конусообразной формы изделия для кухни, а также кованые декоративные подсвечники, топорики, дверные петли с красивыми завитками и т.д.
Станки, отвечающие современным требованиям, установлены в отдельной комнате. Рейсмус, фрезерный станок, стационарная ленточная пила, на которой распиливают толстые заготовки, мастерски используются учителем. Ко всем станкам подведены гофрированные трубы — вытяжки для удаления стружек, опилок, пыли.
Следующее большое помещение — складское. Вдоль стен расположены стеллажи и полки с различной древесиной: липа, клен, дуб, береза, красное дерево, у каждой заготовки свое предназначение. Доски, бруски, круглая древесина с успехом применяются ребятами при изготовлении различных изделий из дерева: подвесные книжные полки, небольшие объемные фигурки медведей, слоников, овечек, модели парусника и т.п.
Столярные мастерские (их в школе две) оборудованы большими массивными верстаками, с мощными передними и задними винтовыми зажимами. Каждое рабочее место оснащено набором стамесок ручной работы, выкованных финскими кузнецами. О таком наборе можно только мечтать, стамески режут древесину, словно масло, работать ими не только удобно, но и приятно. В шкафах ровными рядами расставлены рубанки и стамески, ножовки находятся в специальных ячейках, измерительные инструменты и угольники аккуратно развешаны и разложены по своим местам.
Девочки наравне с мальчиками грамотно, умело, и качественно выполняли технологические операции по изготовлению деревянной модели парусника. Методически с большой точностью нанося удары киянкой по стамеске, ребята аккуратно срезали древесину до линии разметки, оставляя при этом небольшой припуск для последующей отделки напильником. После окончания урока каждый ученик привел в порядок свое рабочее место, подмел и убрал мусор. На уроках никто из учеников спецодежду не надевает, видимо, это у них не принято. Готовые изделия, учащиеся за определенную плату забирают себе домой.
В конце каждой четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Самые красивые тетради, вязаные, вышитые и сшитые на уроках рукоделия вещи, мягкие игрушки, поделки из дерева и металла, вылепленная из глины посуда и многое другое демонстрируются на выставке, организуемой в вестибюле школы.
Обучение в школе
не является состязательным, здесь
не выставляют оценок: в конце каждого
года учитель пишет подробный
детальный отчет —
“Подводя итог, отмечаю
хорошее оснащение учебных
Изготавливаемые на уроках изделия отличаются высоким качеством исполнения, тщательной отделкой, красотой и изяществом, видно, что дети работают с большим умением и с душой. Не видел ни одной испорченной заготовки или незавершенной работы, дети научены работать вдумчиво и завершать начатую работу, в этом вижу большую заслугу учителя. Реализация готовой продукции дает школе дополнительные денежные средства для улучшения материально-технической базы учебных мастерских, главным образом, на приобретение различных материалов для уроков ручного труда.”
(Автор статьи А.В. Яковлев,
учитель технологии МОУ «Гимназия № 39», канд. лед. наук, заслуженный учитель РБ, г. Уфа, Республика Башкортостан.)(Статья взята из журнала “Школа и производство” 2012г №1 стр. 57, название статьи: Башкирский лицей и Вальдорфская школа в Германии: Обмен Опытом)
2.2 Школа в Швеции и уроки труда в ней.
На протяжении последних десятилетий в Швеции был проведен ряд реформ общеобразовательной школы. Основными предпосылками реформирования школьного образования являются политические и социально-экономические процессы, происходящие в стране. Так, перемены в политической сфере вносят определенные изменения в школьную политику, в теорию и практику управления школьным образованием. В годы правления социал-демократов появились тенденции социального равенства, которые проявились в том, что были устранены организационные барьеры, возводимые во имя «отбора и пестования интеллектуальной элиты». С приходом к власти консерваторов акценты в школьной политике переносятся на раскрытие «внутренних резервов» учащегося, его ответственность за «самодвижение», школьную и профессиональную карьеру. В этой связи термин «воспитание» в официальных документах уступает место термину «развитие».
За последние несколько лет в Швеции на парламентском и правительственном уровнях принят ряд постановлений, существенно улучшающих систему управления школой. Внешние функции управления школами правительство передало властям местных коммун. В настоящее время коммунальные власти несут основные расходы по обеспечению учащихся всем необходимым для учебы: учебными пособиями, питанием в школе, транспортировкой детей, медицинским обслуживанием. Государство оплачивает только труд директора и учителей.
Следует отметить, что коммунальные власти организуют и обучение взрослых на базе школы как на дневных, так и на вечерних занятиях. Организуется также и производственное обучение взрослых, заказное образование для персонала частных предприятий, организаций, государственных и коммунальных властей.
Другой важной предпосылкой проведения реформы школы является социально-экономическая ситуация в стране. В 1960-х и в начале 1970-х гг. Швеция нуждалась в трудовых ресурсах в промышленном секторе. В этой связи шведские компании обратились к таким странам, как Финляндия, Италия, Югославия, Греция, Турция, с призывом прислать квалифицированных рабочих для проживания и работы в стране. Возникла острая конкуренция за рабочие места между местным населением и иммигрантами. Однако отсутствие знания языка и низкая квалификация промышленных рабочих-иммигрантов в значительной мере способствовали повышению уровня безработицы в стране. Многие иммигранты не смогли найти место на рынке труда, а работодатели, несмотря на законы, осуществляли дискриминацию в отношении их при приеме на работу. Среди молодежи, которая не нашла место на рынке труда, образовались маргинальные группы, в которых высок уровень преступности. Кроме того, в этих группах существуют крайне правое крыло и расистские организации, которые постоянно привлекают новых членов. Образовались «группы риска», к которым относятся, в частности, дети из бедных семей, причем не только иммигрантских, но и шведских.
Существенной предпосылкой реформирования школы является также вступление Швеции в Европейский союз. В объединенной Европе реформы образования.имеют много аспектов. Они предусматривают структурную перестройку системы образования, обновление всех ее звеньев — от детских садов до университетов, модернизацию содержания и методов учебной и воспитательной работы, установление новых форм связи между образованием и миром труда. В контексте реформирования образования значительное место занимают поиски эффективных форм и методов управления, организации и деятельности всех звеньев образовательной системы, от которых зависят реальные успехи образовательных реформ. Одна из самых актуальных задач в этой области — адекватное определение роли центральных, региональных и местных властей. В условиях глубоких количественных и качественных изменений в развитии образования становится все более очевидной необходимость по-новому разграничить функции между разными субъектами управления школьным образованием. Эта проблема существует во всех странах Европейского союза.
В связи с этим в образовательные программы в Швеции введен дошкольный не обязательный класс , но как показывает статистика многие родители отдают детей в такие классы, там их начанают развивать уча языку, рисованию и прочим предметам для детсадовцев , занятия проходят по 3 часа в день, соблюдая при этом все условия детского садика и не задают домашних работ.
В Швеции очень остро стоит проблема по проф. Ориентации школьников по этому с 1 класса у них есть уроки труда , где они созидают , развивают своё творчество , изучают различные профессии и прочее.
Содержание образовательной программы по профориентации содержит следующие направления:
• индивидуальная консультационная работа с учащимися, направленная на уточнение и корректировку персонального выбора. Индивидуальная работа предполагает также сотрудничество педагога с родителями учащегося по вопросам подготовки его к выбору профессии.
Такая система профессиональной ориентации позволяет педагогу своевременно активизировать процесс профессионального самоопределения учащихся. Приобретая необходимые знания и умения, они должны самостоятельно принять решение о выборе профессии. К окончанию школы им также необходимо иметь представление о возможностях, которые предоставляет рынок труда, и перспективах профессионального роста в избираемой профессии. Накопленный опыт позволит выпускнику самостоятельно «выстраивать» свою профессиональную карьеру с учетом требований рынка труда.
2.3 Вывод по второй главе
Исходя из рассмотренных школ и общепринятых Западных (Европейских) стандартов можно выявить то что на Уроках Труда и Технологии у школьников очень много выделяется времени для созидания, практических занятий и уроков по профессиональной ориентации. Так как и у нас в Европе стоит очень остро проблема безработицы и вопрос об национальном достоянии и моральных норм. Во многих школах Европы для того чтобы добиться успехов на уроках труда стоит новейшее оборудование, учителя предметники все высоко квалифицированные специалисты, которые знают не только теорию обучения, но и спокойно могут показать как надо и что надо делать правильно, с точки зрения безопасности и с точки зрения качества. На уроках труда и технологии ученикам дано больше свободы выбора чем у нас.
Заключение
Достигнув своих целей и задач я хотел бы сделать заключение общий вывод о зарубежных школах и проводимых в них уроков труда и технологии.
Проследив историю развития педагогики в Европе можно говорить о том что она прошла не легкий путь через множество реформ и революций от религиозных школ до современных и т.д. Со времен 19 века было выпущенно много законов об образование и множество стандартов и они менялись постоянно так как требования и знания постоянно растут. Касаемо уроков труда и технологии в Европе им отводится не мало времени как на сами уроки так и на внеурочные занятия, материальная база в школах намного лушче чем материальная база в школах России, там присутствуют новейшие станки и инструменты, современное оборудование для видения уроков и современные меры безопасности. Эти уроки труда проходят у них в более свободной форме нежели в России – это для того чтобы человек учился определяться со своим проектом и не только, в школах Европы часто рассматривается вопрос о профессиональной пригодности, и в программу уроков труда включены разные проекты, абсолютно любой тематике, в Европе более глубоко на уроках труда изучают основы бизнеса и экономики и преподаватели в основном высококвалифицированные.
Информация о работе Технологическое образование школьников в зарубежной школе