Технология формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Реализация компетентностного подхода становится актуальной задачей высшего профессионального образования в отношении формирования у будущего специалиста знаний, навыков и умений, способностей к эффективному межкультурному взаимодействию. Для современного специалиста овладение иной культурой не должно ограничиваться на уровне знаний-представлений, а должно быть представлено компетенцией межкультурного взаимодействия, т.е. умениями ориентироваться в социальных ситуациях общения с другими культурами и ценностями, умениями правильно определить этнопсихологические особенности и стереотипы поведения людей других национальностей, а также умениями выбирать адекватные способы общения и реализовывать их в процессе межэтнического взаимодействия на профессиональном и личностном уровнях.

Файлы: 1 файл

доклад межкультурная клмпетенция.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Технология  формирования межкультурной компетенции  студентов на основе игровой деятельности

Актуальность  исследования. В настоящее время, в эпоху глобализации, в условиях  устойчивого развития многообразия культур и их взаимовлияния в казахстанском обществе особо актуальна проблема формирования профессионально компетентной личности с позитивным отношением к иным культурам, к потребностям различных этнических групп.

Реализация компетентностного  подхода становится актуальной задачей  высшего профессионального образования в отношении формирования у будущего специалиста знаний, навыков и умений, способностей к эффективному межкультурному взаимодействию. Для современного специалиста овладение  иной культурой не должно ограничиваться на уровне знаний-представлений, а должно быть представлено компетенцией межкультурного взаимодействия, т.е. умениями ориентироваться в социальных ситуациях общения с другими культурами и ценностями, умениями правильно определить этнопсихологические особенности и стереотипы поведения людей других национальностей, а также умениями выбирать адекватные способы общения и реализовывать их в процессе межэтнического взаимодействия на профессиональном и личностном уровнях.   

К основным направлениям воспитания в организациях образования Республики Казахстан относится «формирование поликультурной личности, обладающей патриотизмом, гражданственностью, интернационализмом, высокой моралью и нравственностью, а также развитие разносторонних интересов и способностей обучающих и воспитанников» [1]. Следовательно, для современного выпускника высшего профессионального учебного заведения должно  быть характерно наличие таких личностных качеств, как профессиональная и межкультурная компетентность.

 В условиях современности основополагающими для нашей работы явились исследования философов А.Н.Нысанбаева, А.К.Абдильдина, Г.Есим и др.; в области методологии педагогики – Б.М.Кедрова, Б.С.Гершунского и др.; в этносоциальном плане – Л.Н.Гумилева, Ю.В.Бромлея и др.; в социальном – Б.И.Мукановой, В.В.Трифонова, З.У.Кенесариной, А.Д. Кайдаровой и др.; в  психолого-педагогическом аспекте – Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Маслоу, С.Л.Рубинштейна, Г.Н.Волкова, Ж.Ж.Наурызбая, А.Н.Джуринского, М.Г.Тайчинова, К.Б.Жарикбаева, М.М.Муканова, Т.Т.Тажибаева, В.А.Ким, Ж.И.Намазбаевой, Р.А.Дюсуповой, С.К.Калиева, С.А.Узакбаевой, А.Кубесова, К.К.Кожахметовой и др.

В своем исследовании мы опирались на компетентностный подход  (В.Я.Ляудис, И.А.Зимняя, А.А.Вербицкий, Т.А.Платонов, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, И.И.Ильясов, Ж.Т.Таубаевой и др.), который становится реальностью образовательной политики государства, педагогического процесса учебных заведений.

В этой связи особое значение  приобретают работы  ведущих ученых, раскрывающих концептуальные основы формирования профессиональной компетентности современного специалиста: А.Л.Андреева, А.И.Савенкова, Т.Д. Закирова, М.В. Семенова, Сластенин В.А.

В то же время многие отечественные и зарубежные авторы (Л.С.Выготский, Р.С.Аппатова, Э.Берн, Г.К.Крюкова, М.Л.Мухарова, Н.Ю.Посталюк, В.М.Филтова, С.С.Часнока и др.) особо отмечают преимущества интерактивного обучениия, дидактических игр как уникальной организационной формы обучения и воспитания, в которой одновременно реализуются три фактора развития творческого стиля деятельности обучающегося: проблематизация, рефлексия и диалог.

В аспекте нашего исследования большой интерес представляют работы казахстанских исследователей, рассматривающих вопросы теории и концепции профессиональной подготовки и воспитания педагога (Н.Д.Хмель, А.А.Калыбекова, А.П.Cейтешев, М.А.Кудайкулов, К.С.Мусин, К.А.Дуйсенбаев, А.Б.Нурлыбекова, Б.С.Тлеубаева, Б.А.Жекибаева и др.)

Несмотря на значительное количество работ по различным аспектам  рассматриваемой проблемы, вопросы формирования межкультурной компетенции студентов вуза на основе игрового, интерактивного обучения не нашли должного освещения в психолого-педагогических исследованиях и остаются малоизученными.

Таким образом, существует противоречие между объективной потребностью казахстанского общества в формировании личностных и профессиональных качеств будущего специалиста, характеризующих его как субъекта этноса, жителя региона и мира, и отсутствием технологии формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой учебной деятельности.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке технологии формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой учебной деятельности (на примере освоения дисциплин языкового цикла).

В соответствии с выдвинутой целью исследования предстоит решить следующие задачи: 

1. Дать теоретическое  обоснование сущности понятия  «межкультурная компетенция», определить  содержание межкультурной компетенции.

2. На теоретико-методологическом  уровне  выявить возможности формирования коммуникативной компетенции студентов вуза при организации игрового, интерактивного обучения.

3. Теоретически обосновать  и разработать модель формирования межкультурной компетенции студентов вуза на основе интерактивного обучения и определить психолого-педагогические условия ее реализации.

4. Разработать технологию формирования межкультурной компетенции студентов в процессе игрового обучения языковым дисциплинам и  экспериментально проверить ее эффективность.

Объект исследования: процесс формирования межкультурной компетенции студентов вуза.

Предмет исследования: процесс технологизации формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой учебной деятельности (на примере освоения дисциплин языкового цикла).

Гипотеза исследования: Если процесс обучения языковых дисциплин в вузе осуществляется на основе технологии с игровой учебной деятельностью, создавая тем самым дидактическую среду, обеспечивающую диалог культур путем введения в контекст обучения лингвокультурологического материала, то она выступает важнейшим средством формирования межкультурной компетенции студентов, так как при этом создаются предпосылки для осуществления коммуникативной направленности вузовских учебных курсов и эффективной реализации их дидактических возможностей в моделировании и использовании  разнообразных форм межкультурного взаимодействия на основе технологического подхода.

Научная новизна  и теоретическая значимость исследования:

-  уточнена сущность понятия «межкультурная компетенция», определены особенности формирования межкультурной компетенции студентов вуза;

- теоретически обоснованы  и определены возможности формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам на основе игровой учебной деятельности;

- теоретически обоснована модель формирования межкультурной компетенции студентов вуза на основе игровой учебной деятельности и определены педагогические условия ее реализации;

- разработана  и  экспериментально проверена   технология формирования межкультурной  компетенции студентов на основе игровой учебной деятельности в процессе обучения языковым дисциплинам в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные новые знания дают возможность на основе научно-обоснованных рекомендаций использовать результаты исследования в формировании межкультурной компетентности будущих специалистов в педагогическом  процессе вуза. Полученные в ходе исследования результаты могут найти применение в практической деятельности вузов, колледжей, на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров высшей школы.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы исследования: изучение и анализ философской, педагогической, лингвокультурологической, научно-методической литературы по проблеме формирования межкультурной компетенции студентов; наблюдение, беседы, анкетирование, изучение и обобщение передового опыта, анализ продуктов деятельности студентов, организация и проведение педагогического эксперимента; статистические методы обработки результатов исследования.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, четырех приложений, содержит пять рисунков и двенадцать таблиц.

В русле решения первой задачи исследования хотим отметить следующие результаты.

Одни авторы [5] под межкультурной компетенцией понимают “позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольную адаптацию социальных и политических институтов общества к потребностям различных культурных групп”; другие авторы  [6] понятие межкультурной компетенции связывают с таким широкомасштабным процессом, как межкультурная коммуникация, которую авторы рассматривают как “совокупность разнообразных форм отношения и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам”.

Но объединяет мнение исследователей то, что механизм формирования компетенций существенно отличается от механизма формирования традиционного знания, которое просто должно запоминаться и воспроизводиться. Компетенция, кроме знаний, мировоззренческого и ценностного результата обучения предполагает включение знаний в определенный вид отношений, общения.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что межкультурная компетенция предполагает не только овладение знаниями о быте, традициях, верованиях страны изучаемого языка, но и умение рассказать о своей культуре, своем образе жизни, стиле поведения и выделить общее в культурах, а также умение общаться. Иначе говоря, межкультурная компетенция состоит из  многочисленных компетенций, обладание которыми подразумевает владение межкультурной  компетентностью.

Так, исследование Г.В.Елизаровой посвящено разработке межкультурного подхода в обучении иностранному языку [8]. Согласно ее мнению межкультурная компетентность – это способность языковой личности выйти за пределы собственной культуры и приобрести качества медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности.

 

Можно сказать что “межкультурная компетенция” определенным образом коррелирует с понятием “международная компетенция” по следующим характеристикам:

        • ощущение идентичности на уровне нации, трудового коллектива, 
          особенно в плане человеческого поведения и признанных ценностей;
        • знание культуры, которое позволяет взглянуть на ее представителей изнутри и применить определенный набор правил этикета в соответствии с национальными или местными традициями, нормами, привычками;
  • культурные нормы и принципы, которые важны для анализа культуры труда в исчезающем индивидуальном и нарождающемся постиндустриальном мире;
  • владение инструментами и методами культуры;
  • осознание многочисленных потребностей рынка труда и   улучшение методов работы с национальными меньшинствами и этническими группами в своей стране и за рубежом; 
  • участие в работе международных организаций и др.

Очевидно, общее понятие “межкультурная компетенция” связано и с таким понятием, как “межкультурное взаимодействие”. В системе образования межкультурное взаимодействие выступает способом постижения картины мира. Наиболее адекватным понятием картины мира представляется определение ее как исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека. “Отпечатки” картины мира можно обнаружить в языке, жестах, культовом и светском изобразительном искусстве и музыке, ритуалах, вещах, этикете, мимике, модах, способах ведения хозяйства, технологии вещей, построенных с учетом «логики» вещевого мира, вычлененной и запечатленной в различного рода социокультурных стереотипах поведения людей и т.д. [23].

Как правило, индивидуальная картина мира синтезирует в себе единство “личного” и “народного”. Поскольку картины мира различных людей имеют общее ядро, которое по сути своей “народно”, они являются соизмеримыми величинами.

Межкультурное взаимодействие понимается сегодня и как соприкосновение, влияние, воздействие специалистов, принадлежащих к разным культурам, друг на друга в профессиональной деятельности, в социальных системах [24, 25]. Идейной основой такого взаимодействия являются: речевая культура; культура общения; культура поведения; профессиональная культура; культура труда и быта; культура самореализации; культура потребления; нравственная культура; правовая культура; политическая культура; научно-техническая культура; культура решений конфликтов и пр.

Как отмечает подавляющее  большинство современных исследователей, процесс воспитания и образования сегодня должен быть ориентирован на особенности развития человечества – расширение взаимосвязей разных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни, что выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными личностями. Расширение взаимодействия культур делает весьма актуальным вопрос о культурной самобытности народов и их культурных различиях. Становясь участниками межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, так или иначе отличающихся друг от друга – в языках, нормах общественного поведения и т.п. – это делает контакты трудными, а иногда невозможными. Авторы отмечают, что главным препятствием успешного решения проблемы является то, что мы воспринимаем другие культуры через призму собственной.

Информация о работе Технология формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой деятельности