Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:13, реферат
Реализация компетентностного подхода становится актуальной задачей высшего профессионального образования в отношении формирования у будущего специалиста знаний, навыков и умений, способностей к эффективному межкультурному взаимодействию. Для современного специалиста овладение иной культурой не должно ограничиваться на уровне знаний-представлений, а должно быть представлено компетенцией межкультурного взаимодействия, т.е. умениями ориентироваться в социальных ситуациях общения с другими культурами и ценностями, умениями правильно определить этнопсихологические особенности и стереотипы поведения людей других национальностей, а также умениями выбирать адекватные способы общения и реализовывать их в процессе межэтнического взаимодействия на профессиональном и личностном уровнях.
Технология формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой деятельности
Актуальность исследования. В настоящее время, в эпоху глобализации, в условиях устойчивого развития многообразия культур и их взаимовлияния в казахстанском обществе особо актуальна проблема формирования профессионально компетентной личности с позитивным отношением к иным культурам, к потребностям различных этнических групп.
Реализация компетентностного подхода становится актуальной задачей высшего профессионального образования в отношении формирования у будущего специалиста знаний, навыков и умений, способностей к эффективному межкультурному взаимодействию. Для современного специалиста овладение иной культурой не должно ограничиваться на уровне знаний-представлений, а должно быть представлено компетенцией межкультурного взаимодействия, т.е. умениями ориентироваться в социальных ситуациях общения с другими культурами и ценностями, умениями правильно определить этнопсихологические особенности и стереотипы поведения людей других национальностей, а также умениями выбирать адекватные способы общения и реализовывать их в процессе межэтнического взаимодействия на профессиональном и личностном уровнях.
К основным направлениям воспитания в организациях образования Республики Казахстан относится «формирование поликультурной личности, обладающей патриотизмом, гражданственностью, интернационализмом, высокой моралью и нравственностью, а также развитие разносторонних интересов и способностей обучающих и воспитанников» [1]. Следовательно, для современного выпускника высшего профессионального учебного заведения должно быть характерно наличие таких личностных качеств, как профессиональная и межкультурная компетентность.
В условиях современности основополагающими для нашей работы явились исследования философов А.Н.Нысанбаева, А.К.Абдильдина, Г.Есим и др.; в области методологии педагогики – Б.М.Кедрова, Б.С.Гершунского и др.; в этносоциальном плане – Л.Н.Гумилева, Ю.В.Бромлея и др.; в социальном – Б.И.Мукановой, В.В.Трифонова, З.У.Кенесариной, А.Д. Кайдаровой и др.; в психолого-педагогическом аспекте – Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Маслоу, С.Л.Рубинштейна, Г.Н.Волкова, Ж.Ж.Наурызбая, А.Н.Джуринского, М.Г.Тайчинова, К.Б.Жарикбаева, М.М.Муканова, Т.Т.Тажибаева, В.А.Ким, Ж.И.Намазбаевой, Р.А.Дюсуповой, С.К.Калиева, С.А.Узакбаевой, А.Кубесова, К.К.Кожахметовой и др.
В своем исследовании мы опирались на компетентностный подход (В.Я.Ляудис, И.А.Зимняя, А.А.Вербицкий, Т.А.Платонов, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, И.И.Ильясов, Ж.Т.Таубаевой и др.), который становится реальностью образовательной политики государства, педагогического процесса учебных заведений.
В этой связи особое значение приобретают работы ведущих ученых, раскрывающих концептуальные основы формирования профессиональной компетентности современного специалиста: А.Л.Андреева, А.И.Савенкова, Т.Д. Закирова, М.В. Семенова, Сластенин В.А.
В то же время многие отечественные и зарубежные авторы (Л.С.Выготский, Р.С.Аппатова, Э.Берн, Г.К.Крюкова, М.Л.Мухарова, Н.Ю.Посталюк, В.М.Филтова, С.С.Часнока и др.) особо отмечают преимущества интерактивного обучениия, дидактических игр как уникальной организационной формы обучения и воспитания, в которой одновременно реализуются три фактора развития творческого стиля деятельности обучающегося: проблематизация, рефлексия и диалог.
В аспекте нашего исследования большой интерес представляют работы казахстанских исследователей, рассматривающих вопросы теории и концепции профессиональной подготовки и воспитания педагога (Н.Д.Хмель, А.А.Калыбекова, А.П.Cейтешев, М.А.Кудайкулов, К.С.Мусин, К.А.Дуйсенбаев, А.Б.Нурлыбекова, Б.С.Тлеубаева, Б.А.Жекибаева и др.)
Несмотря на значительное количество работ по различным аспектам рассматриваемой проблемы, вопросы формирования межкультурной компетенции студентов вуза на основе игрового, интерактивного обучения не нашли должного освещения в психолого-педагогических исследованиях и остаются малоизученными.
Таким образом, существует противоречие между объективной потребностью казахстанского общества в формировании личностных и профессиональных качеств будущего специалиста, характеризующих его как субъекта этноса, жителя региона и мира, и отсутствием технологии формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой учебной деятельности.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке технологии формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой учебной деятельности (на примере освоения дисциплин языкового цикла).
В соответствии с выдвинутой целью исследования предстоит решить следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование сущности понятия «межкультурная компетенция», определить содержание межкультурной компетенции.
2. На теоретико-методологическом
уровне выявить возможности формирован
3. Теоретически обосновать и разработать модель формирования межкультурной компетенции студентов вуза на основе интерактивного обучения и определить психолого-педагогические условия ее реализации.
4. Разработать технологию формирования межкультурной компетенции студентов в процессе игрового обучения языковым дисциплинам и экспериментально проверить ее эффективность.
Объект исследования: процесс формирования межкультурной компетенции студентов вуза.
Предмет исследования: процесс технологизации формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой учебной деятельности (на примере освоения дисциплин языкового цикла).
Гипотеза исследования: Если процесс обучения языковых дисциплин в вузе осуществляется на основе технологии с игровой учебной деятельностью, создавая тем самым дидактическую среду, обеспечивающую диалог культур путем введения в контекст обучения лингвокультурологического материала, то она выступает важнейшим средством формирования межкультурной компетенции студентов, так как при этом создаются предпосылки для осуществления коммуникативной направленности вузовских учебных курсов и эффективной реализации их дидактических возможностей в моделировании и использовании разнообразных форм межкультурного взаимодействия на основе технологического подхода.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- уточнена сущность понятия «межкультурная компетенция», определены особенности формирования межкультурной компетенции студентов вуза;
- теоретически обоснованы
и определены возможности
- теоретически обоснована модель формирования межкультурной компетенции студентов вуза на основе игровой учебной деятельности и определены педагогические условия ее реализации;
- разработана и
экспериментально проверена
технология формирования
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные новые знания дают возможность на основе научно-обоснованных рекомендаций использовать результаты исследования в формировании межкультурной компетентности будущих специалистов в педагогическом процессе вуза. Полученные в ходе исследования результаты могут найти применение в практической деятельности вузов, колледжей, на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров высшей школы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы исследования: изучение и анализ философской, педагогической, лингвокультурологической, научно-методической литературы по проблеме формирования межкультурной компетенции студентов; наблюдение, беседы, анкетирование, изучение и обобщение передового опыта, анализ продуктов деятельности студентов, организация и проведение педагогического эксперимента; статистические методы обработки результатов исследования.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, четырех приложений, содержит пять рисунков и двенадцать таблиц.
В русле решения первой задачи исследования хотим отметить следующие результаты.
Одни авторы [5] под межкультурной компетенцией понимают “позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольную адаптацию социальных и политических институтов общества к потребностям различных культурных групп”; другие авторы [6] понятие межкультурной компетенции связывают с таким широкомасштабным процессом, как межкультурная коммуникация, которую авторы рассматривают как “совокупность разнообразных форм отношения и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам”.
Но объединяет мнение исследователей то, что механизм формирования компетенций существенно отличается от механизма формирования традиционного знания, которое просто должно запоминаться и воспроизводиться. Компетенция, кроме знаний, мировоззренческого и ценностного результата обучения предполагает включение знаний в определенный вид отношений, общения.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что межкультурная компетенция предполагает не только овладение знаниями о быте, традициях, верованиях страны изучаемого языка, но и умение рассказать о своей культуре, своем образе жизни, стиле поведения и выделить общее в культурах, а также умение общаться. Иначе говоря, межкультурная компетенция состоит из многочисленных компетенций, обладание которыми подразумевает владение межкультурной компетентностью.
Так, исследование Г.В.Елизаровой посвящено разработке межкультурного подхода в обучении иностранному языку [8]. Согласно ее мнению межкультурная компетентность – это способность языковой личности выйти за пределы собственной культуры и приобрести качества медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности.
Можно сказать что “межкультурная компетенция” определенным образом коррелирует с понятием “международная компетенция” по следующим характеристикам:
Очевидно, общее понятие “межкультурная компетенция” связано и с таким понятием, как “межкультурное взаимодействие”. В системе образования межкультурное взаимодействие выступает способом постижения картины мира. Наиболее адекватным понятием картины мира представляется определение ее как исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека. “Отпечатки” картины мира можно обнаружить в языке, жестах, культовом и светском изобразительном искусстве и музыке, ритуалах, вещах, этикете, мимике, модах, способах ведения хозяйства, технологии вещей, построенных с учетом «логики» вещевого мира, вычлененной и запечатленной в различного рода социокультурных стереотипах поведения людей и т.д. [23].
Как правило, индивидуальная картина мира синтезирует в себе единство “личного” и “народного”. Поскольку картины мира различных людей имеют общее ядро, которое по сути своей “народно”, они являются соизмеримыми величинами.
Межкультурное взаимодействие понимается сегодня и как соприкосновение, влияние, воздействие специалистов, принадлежащих к разным культурам, друг на друга в профессиональной деятельности, в социальных системах [24, 25]. Идейной основой такого взаимодействия являются: речевая культура; культура общения; культура поведения; профессиональная культура; культура труда и быта; культура самореализации; культура потребления; нравственная культура; правовая культура; политическая культура; научно-техническая культура; культура решений конфликтов и пр.
Как отмечает подавляющее
большинство современных