Технология критического мышления. Приемы работы на уроках истории в среднем звене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:15, реферат

Описание работы

В 5-м классе начинать работу необходимо с самого понятия «ассоциации». Ассоциация это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. На простых примерах практически на любом уроке в начале изучения темы спрашивают детей, какие ассоциации вызывает у них слово. В ответ будет дан длинный ряд слов, понятий, имен. Поясняю, что все они так или иначе встретятся при изучении темы, а подробности о некоторых из них мы узнаем прямо сейчас. Например на первом же уроке в пятом классе ассоциации к слову история: «наука, ученые, археологи, прошлое, древность, раскопки, наскальные рисунки, иероглифы, камень, карта» и т.д. Наша задача – пополнить коллекцию знаний и представлений. Кроме того такое задание поможет выяснить базовые знания учащихся по вопросу.

Файлы: 1 файл

Критическое мышление.docx

— 15.03 Кб (Скачать файл)

Критическое мышление

Технология критического мышления. Приемы работы на уроках истории в среднем звене.  
В 5-м классе начинать работу необходимо с самого понятия «ассоциации». Ассоциация это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. На простых примерах практически на любом уроке в начале изучения темы спрашивают детей, какие ассоциации вызывает у них слово. В ответ будет дан длинный ряд слов, понятий, имен. Поясняю, что все они так или иначе встретятся при изучении темы, а подробности о некоторых из них мы узнаем прямо сейчас. Например на первом же уроке в пятом классе ассоциации к слову история: «наука, ученые, археологи, прошлое, древность, раскопки, наскальные рисунки, иероглифы, камень, карта» и т.д. Наша задача – пополнить коллекцию знаний и представлений. Кроме того такое задание поможет выяснить базовые знания учащихся по вопросу. После изучения темы можно вернуться к ассоциативному ряду и сравнить, насколько изменился список ассоциаций. Не стоит забывать что пятиклассники обладают целостным миропредставлением и своеобразным мироощущением. Для детей мир един и целостен : цветок на клумбе, бабочка на цветке, мама, склонившаяся вместе с ним над цветком и бабочкой, и дождь, вдруг спугнувший их всех – все это один, огромный, звенящий, цветной и пахнущий мир. Поэтому список ассоциаций может удивить и потребовать дополнительного разъяснения.  
Приведем пример такой работы в 5 классе. Учащимся предлагается выписать в столбик слова-ассоциации к понятию «петроглифы»: эпоха бронзы, Наскальные рисунки, исторические памятники, Тамгалы, «Всемирное наследие». Далее ребята могут составить рассказ, используя ассоциации как опорные слова. Еще один вариант работы - задание «убрать лишнее слово». На самом деле такое задание может быть не простым, как кажется на первый взгляд: «Какое ремесло не получило широкого распространения в городах средневекового Казахстана? Кузнечное дело, гончарное дело, резьба по кости, резьба по дереву, стеклодувное дело, ювелирное дело и т.д.  
В 6 и 7 классах при изучении нового материала можно предложить ребятам составить ассоциативный ряд, связанный с каким-либо конкретным понятием. Например, на уроке № 19 в 7 классе курс всемирной истории учащиеся составляют ассоциативный ряд к слову «мануфактура». После составления ряда ученики работают с текстом, а затем анализируют, насколько верными оказались их ассоциации. На следующем уроке это же задание можно использовать в качестве проверки домашнего задания индивидуально. В 7 классе учащиеся справятся с более трудной задачей - составить определение, используя ассоциативные слова. В качестве домашнего задания ребята составляют ассоциативный ряд какого-либо понятия или термина по мнению родителей. Начинать работу по изучению нового материала можно с работы с заголовками. Например, проанализировать заголовок параграфа или пункта параграфа, выделить в нем ключевые слова, наметить, на какие вопросы надо получить ответ. По изучению материала ученики могут предложить свое название текста.  
В 7 классе при изучении темы «Культура народов Европы 15-17 веках» составление ассоциативного ряда можно предложить к названию темы «Эпоха Возрождения». Тем более что в учебнике определение понятия нет. Выход будет следующим:  
• если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;  
• оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.  
Еще один прием работы по технологии критического мышления составление синквейна. Прием достаточно сложный, используется в старших классах. Синквейн это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:  
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание ;  
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;  
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;  
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;  
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.  
Подготовка к такому виду работы проводится уже в 6 классе. Повторение понятий «прилагательное», «глагол», «предложение» - межпредметная связь с курсом русского языка. Составление синквейна следует начинать конечно не в стихотворной форме. Кроме того, синквейн – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала. Четверостишие может быть в шуточной форме. Пример работы, которую выполнили учащиеся шестого класса при изучении темы «Зарождение в Афинах демократического строя» :  
1 строка -- демократия, 2 строка -- первая древняя 3 строка -- избирать, судить, править, 4 строка -- А потом пришел Солон, жизнь народу облегчил конечно он. 5 строка -- прогресс.  
Пример работы, которую выполнили учащиеся седьмого класса при изучении темы «Крестьяне в средние века.» :  
1 строка -- крестьяне, 2 строка -- зависимые и вольные, 3 строка -- отрабатывать , платить, пахать, 4 строка -- Феодалы в те века часто били мужика. 5 строка -- выживание.  
Так как синквейн достаточно не простой вид заданий, на этом этапе урока важно заинтересовать детей, может даже заинтриговать. Тогда у детей появляется потребность что-то понять, их мышление начинает работать с проблемы, вопроса, с удивления или недоумения.  


Информация о работе Технология критического мышления. Приемы работы на уроках истории в среднем звене