Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:15, реферат
В 5-м классе начинать работу необходимо с самого понятия «ассоциации». Ассоциация это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. На простых примерах практически на любом уроке в начале изучения темы спрашивают детей, какие ассоциации вызывает у них слово. В ответ будет дан длинный ряд слов, понятий, имен. Поясняю, что все они так или иначе встретятся при изучении темы, а подробности о некоторых из них мы узнаем прямо сейчас. Например на первом же уроке в пятом классе ассоциации к слову история: «наука, ученые, археологи, прошлое, древность, раскопки, наскальные рисунки, иероглифы, камень, карта» и т.д. Наша задача – пополнить коллекцию знаний и представлений. Кроме того такое задание поможет выяснить базовые знания учащихся по вопросу.
Критическое мышление
Технология критического мышления.
Приемы работы на уроках истории в среднем
звене.
В 5-м классе начинать работу необходимо
с самого понятия «ассоциации». Ассоциация
это связь между отдельными представлениями,
при которой одно из представлений вызывает
другое. На простых примерах практически
на любом уроке в начале изучения темы
спрашивают детей, какие ассоциации вызывает
у них слово. В ответ будет дан длинный
ряд слов, понятий, имен. Поясняю, что все
они так или иначе встретятся при изучении
темы, а подробности о некоторых из них
мы узнаем прямо сейчас. Например на первом
же уроке в пятом классе ассоциации к слову
история: «наука, ученые, археологи, прошлое,
древность, раскопки, наскальные рисунки,
иероглифы, камень, карта» и т.д. Наша задача
– пополнить коллекцию знаний и представлений.
Кроме того такое задание поможет выяснить
базовые знания учащихся по вопросу. После
изучения темы можно вернуться к ассоциативному
ряду и сравнить, насколько изменился
список ассоциаций. Не стоит забывать
что пятиклассники обладают целостным
миропредставлением и своеобразным мироощущением.
Для детей мир един и целостен : цветок
на клумбе, бабочка на цветке, мама, склонившаяся
вместе с ним над цветком и бабочкой, и
дождь, вдруг спугнувший их всех – все
это один, огромный, звенящий, цветной
и пахнущий мир. Поэтому список ассоциаций
может удивить и потребовать дополнительного
разъяснения.
Приведем пример такой работы в 5 классе.
Учащимся предлагается выписать в столбик
слова-ассоциации к понятию «петроглифы»:
эпоха бронзы, Наскальные рисунки, исторические
памятники, Тамгалы, «Всемирное наследие».
Далее ребята могут составить рассказ,
используя ассоциации как опорные слова.
Еще один вариант работы - задание «убрать
лишнее слово». На самом деле такое задание
может быть не простым, как кажется на
первый взгляд: «Какое ремесло не получило
широкого распространения в городах средневекового
Казахстана? Кузнечное дело, гончарное
дело, резьба по кости, резьба по дереву,
стеклодувное дело, ювелирное дело и т.д.
В 6 и 7 классах при изучении нового материала
можно предложить ребятам составить ассоциативный
ряд, связанный с каким-либо конкретным
понятием. Например, на уроке № 19 в 7 классе
курс всемирной истории учащиеся составляют
ассоциативный ряд к слову «мануфактура».
После составления ряда ученики работают
с текстом, а затем анализируют, насколько
верными оказались их ассоциации. На следующем
уроке это же задание можно использовать
в качестве проверки домашнего задания
индивидуально. В 7 классе учащиеся справятся
с более трудной задачей - составить определение,
используя ассоциативные слова. В качестве
домашнего задания ребята составляют
ассоциативный ряд какого-либо понятия
или термина по мнению родителей. Начинать
работу по изучению нового материала можно
с работы с заголовками. Например, проанализировать
заголовок параграфа или пункта параграфа,
выделить в нем ключевые слова, наметить,
на какие вопросы надо получить ответ.
По изучению материала ученики могут предложить
свое название текста.
В 7 классе при изучении темы «Культура
народов Европы 15-17 веках» составление
ассоциативного ряда можно предложить
к названию темы «Эпоха Возрождения».
Тем более что в учебнике определение
понятия нет. Выход будет следующим:
• если ряд получился сравнительно правильным
и достаточным, дать задание составить
определение, используя записанные слова;
затем выслушать, сравнить со словарным
вариантом, можно добавить новые слова
в ассоциативный ряд;
• оставить запись на доске, объяснить
новую тему, в конце урока вернуться, что-либо
добавить или стереть.
Еще один прием работы по технологии критического
мышления составление синквейна. Прием
достаточно сложный, используется в старших
классах. Синквейн это стихотворение из
пяти строк, в котором автор выражает свое
отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее
содержание ;
2 строка – два прилагательных, характеризующих
ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия
понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором
отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное,
через которое автор выражает свои чувства
и ассоциации, связанные с понятием.
Подготовка к такому виду работы проводится
уже в 6 классе. Повторение понятий «прилагательное»,
«глагол», «предложение» - межпредметная
связь с курсом русского языка. Составление
синквейна следует начинать конечно не
в стихотворной форме. Кроме того, синквейн
– индивидуальная работа, но для начала
нужно составить его всем классом. Можно
включить синквейн и в домашнее задание,
тогда при проверке учитель оценит, насколько
верно поняли учащиеся смысл изученного
материала. Четверостишие может быть в
шуточной форме. Пример работы, которую
выполнили учащиеся шестого класса при
изучении темы «Зарождение в Афинах демократического
строя» :
1 строка -- демократия, 2 строка -- первая
древняя 3 строка -- избирать, судить, править,
4 строка -- А потом пришел Солон, жизнь
народу облегчил конечно он. 5 строка --
прогресс.
Пример работы, которую выполнили учащиеся
седьмого класса при изучении темы «Крестьяне
в средние века.» :
1 строка -- крестьяне, 2 строка -- зависимые
и вольные, 3 строка -- отрабатывать , платить,
пахать, 4 строка -- Феодалы в те века часто
били мужика. 5 строка -- выживание.
Так как синквейн достаточно не простой
вид заданий, на этом этапе урока важно
заинтересовать детей, может даже заинтриговать.
Тогда у детей появляется потребность
что-то понять, их мышление начинает работать
с проблемы, вопроса, с удивления или недоумения.