Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:41, курсовая работа
Эффективность работы и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью педагога и обучающихся, что в свою очередь зависит от подготовки их к занятиям. Как показывает практика, перед педагогами, особенно начинающими свою профессиональную деятельность, стоит проблема подбора таких форм и методов работы. Среди различных приемов повышения качества учебно-методической деятельности педагога выделяется разработка и использование опорного конспекта, помогающего систематизировать учебный материал, выделить существенные связи, обеспечить представление учащимся целостной картины изучаемого предмета.
Введение…………………………………………………………………….…
1 Теоретические аспекты форм наглядного представления учебной информации………………..………………………………………….……….
1.1 Наглядные средства технического знания……………………….
1.2 Техника графического моделирования учебной информации………………..………………………………………………......
2 Сущность применения опорных конспектов по дисциплине: «Оборудование продукции общественного питания», на примере изучения темы: «Мармиты»……...…………………………………………...
2.1 Разработка системы опорных конспектов, на примере изучения темы: «Мармиты»……………………………………………………..............
2.2 Психологическое восприятие опорного конспекта…………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...
Реферат
Курсовая работа выполнена на 37 страницах печатного текста формата А4, содержит 4 таблицы, 14 источников литературы, а также 3 приложения.
Объект - процесс подготовки квалифицированных кадров.
Предмет - разработка опорного конспекта.
Целью курсовой работы является разработка системы опорных конспектов, на примере изучения темы: «Мармиты».
Согласно цели ставятся и решаются следующие задачи:
1. Анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме.
2. Рассмотрение техники графического моделирования учебной информации.
3. Обоснование восприятия опорного конспекта с точки зрения психологии.
4. Разработка системы опорных конспектов, на примере изучения темы: «Мармиты».
В курсовой работе разработана рабочая тетрадь по дисциплине технология продукции общественного питания на тему «Мармиты».
Содержание
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Теоретические аспекты форм
наглядного представления учебной информации………………..……………………………… |
7 |
1.1 Наглядные средства технического знания………………………. |
7 |
1.2 Техника графического моделирования
учебной информации………………..……………………………… |
10 |
2 Сущность применения опорных
конспектов по дисциплине: «Оборудование
продукции общественного питания», на
примере изучения темы: «Мармиты»……...………………………………………… |
23 |
2.1 Разработка системы опорных
конспектов, на примере изучения темы:
«Мармиты»……………………………………………………. |
23 |
2.2 Психологическое восприятие опорного конспекта………………… |
29 |
Заключение…………………………………………………… |
35 |
Список использованных источников………………………………………... |
37 |
Приложения |
Введение
В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к обучению.
Информационная
насыщенность современного мира требует
специальной подготовки учебного материала
перед его предъявлением
В последние десятилетия в области передачи визуальной информации произошли почти революционные изменения:
Одним из средств улучшения профессиональной подготовки будущих учителей, способных к педагогическим инновациям, к разработке технологий проектирования эффективной учебной деятельности школьника в условиях доминирования визуальной среды, считается формирование у них особых умений визуализации учебной информации.
Эффективность работы и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью педагога и обучающихся, что в свою очередь зависит от подготовки их к занятиям. Как показывает практика, перед педагогами, особенно начинающими свою профессиональную деятельность, стоит проблема подбора таких форм и методов работы. Среди различных приемов повышения качества учебно-методической деятельности педагога выделяется разработка и использование опорного конспекта, помогающего систематизировать учебный материал, выделить существенные связи, обеспечить представление учащимся целостной картины изучаемого предмета. Все это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины, обеспечить качество его усвоения.
1 Теоретические аспекты форм наглядного представления учебной информации
1.1 Наглядные средства технического знания
Проблема наглядного представления специально отобранного технического знания рождает особый язык – язык методической деятельности. Еще не так давно считалось, что слово педагога является универсальным средством обучения. Однако в процессе обучение словесное описание технической идеи обнаруживает свою невыразительность и громоздкость. Слово не обладает наглядностью, поэтому педагог не может в объяснении одновременно охватить все элементы конструкции и подробно раскрыть физический принцип действия устройства. В силу этих и других причин в обучении применяют различные наглядные формы представления сущности технической идеи и редуцирования учебной информации.
Наиболее широко при изучении технических дисциплин используются чертежи, схемы, диаграммы, графики. Рассмотрим обучающее значение этих видов наглядного представления технического знания.
Выбирая чертеж в качестве средства наглядного отображения технического замысла, преподаватель заостряет внимание на дидактических функциях чертежа. Чертеж в обучении осуществляет декомпозицию отображаемого объекта. В силу этого, изучаемый технический объект может быть представлен как ряд относительно самостоятельных предметов, сконструированных с помощью геометрических построений. С помощью чертежа происходит осмысление механизма взаимодействия физических сил, что служит основой для расчета формы деталей и т.д. Поэтому обучающая роль чертежа проявляется не только в наглядном изображении внешних форм деталей машин, узлов и механизмов.
Наиболее распространенными наглядными средствами при изучении электротехники и специальной технологии являются разнообразные схемы. В зависимости от основного назначения они подразделяются на следующие типы: блок-схемы (функциональные), принципиальные и монтажные. Каждая схема выполняет определенную функцию в изучении технической практики. Выбирая блок-схему в качестве средства отбора и представления содержания учебной информации, преподаватель выделяет основные части прибора, их назначение и взаимосвязь между ними. Этими характеристиками объектов часто пользуются для ознакомления учащихся с принципом работы устройства на начальном этапе формирования у них технических понятий и представлений.
Принципиальная схема устройства, применяемая как средство наглядности, должна содержать условные обозначения элементов, при этом необходимо соблюдать требования ГОСТов.
Другим видом наглядных средств, которые разработаны в технике и могут широко применяться в методиках обучения электротехнике, являются диаграммы. Трудно представить объяснение сложных функциональных зависимостей между параметрами электрических цепей без рассмотрения потенциальных, временных и векторных диаграмм.
В основе построения диаграмм лежит метод измерений, посредством которого определяется тот или иной параметр электрической цепи. Отражая количественную сторону параметров сигналов, диаграмма позволяет сравнивать их между собой, выявлять закономерности и делать выводы. Временные и векторные диаграммы являются формами целостного представления сущности явлений и процессов в электротехнических устройствах. Эти виды языковых средств дополняют друг друга. Отражая один и тот же физический процесс, временные и векторные диаграммы дают информацию о разных значениях одного и того же параметра.
1.2 Техника графического моделирования учебной информации
Одной из центральных дидактических задач в процессе обучения выступает развитие интеллекта будущего специалиста. Вербальный интеллект характеризуется эрудицией, концентрированностью внимания, обобщенностью мышления, развитой памятью, и обширным словарным запасом обучаемого. Процесс свертки/ развертки получаемой учебной информации происходит на основе моделирования, которое следует рассматривать как особую деятельность по построению моделей.
Модель - любой образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления.
Все модели традиционно делятся на два класса: материальные, т.е. вещественные и, реальные, и идеальные.
К материальным моделям относят такие, которые построены из каких- либо вещественных предметов: металла, дерева, стекла и других металлов. К ним также относят и живые вещества, используемые для изучения некоторых явлений и процессов. Все эти предметы могут быть непосредственно чувственно познаны, ибо они существуют реально, объективно. Они представляют собой вещественный продукт человеческой деятельности.
К динамическим (действующим) моделям относят такие, которые воспроизводят какие то процессы, явления. Они могут быть подобны оригиналам и воспроизводить моделируемые явления в определенном масштабе. Например, модель будущей плотины или корабля.
К образным моделям относят разного рода рисунки, чертежи, схемы, передающие в образной форме структуру или другие особенности моделируемых предметов или явлений.
Знаково-символические модели представляют собой запись структуры или некоторых особенностей моделируемых объектов с помощью знаков-символов какого – либо искусственного языка. Например, математические уравнения, химические формулы(1, с. 134).
Мысленные, или
умственные, воображаемые модели –
наши представления о каком-либо
явлении, процессе или предмете, выражающие
теоретическую схему
Разнообразные модели, используемые в науке, технике обыденной жизни и обучении, базируется на принципе наглядности.
Объекты познания
являются наглядными, т.е. очевидно выразительными,
если они непосредственно
Образы восприятия объектов окружающего мира возникают у человека при непосредственном воздействии в данный момент этих объектов на органы чувств. Однако в создании образа восприятия участвуют не только ощущения предмета, но и память, прошлый опыт, элементы мышления. Создание образа восприятия - это решение человеком определенной познавательной задачи. В процессе создания образа человек выдвигает гипотезы, проверяет их, осмысливает, понимает создаваемый образ предмета. При этом человек не только созерцает, но и активно действует. Чтобы создать образ восприятия, человек должен выполнить ряд особых действий по активному отражению познаваемого предмета. (3, с. 154).
Образы представления - это образы нашей памяти. Они отличаются по отчетливости, яркости, устойчивости.
Образы воображения
– это образы таких объектов,
которые человек никогда
Построение наглядной модели, как уже отмечалось выше, происходит путем моделирования. Моделирование – это метод исследования объектов различной природы на их аналогах для определения или уточнения характеристик существующих или вновь конструируемых объектов.
Виды графического моделирования учебной информации: граф - схемы, опорные конспекты, опорные схемы-модели.
Граф - схема - это графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами учебного материала. На граф-схеме нет ни определения, ни формул, а представлены только текстовые субъекты и наглядно показаны логические связи между ними: часть-целое, род-вид.
Разновидностью граф-схемы выступает учебная таблица, которая представляет собой материальное средство обучения, содержащее в наглядной и лаконичной форме адаптированную научную информацию об изучаемых объектах и явлениях, их строении, свойствах, приемах и способах выполнения различных действий и операций, необходимых при формировании определенных понятий, умений, навыков.
Существует несколько видов таблиц. По способам отображения информации они разделяются на объектно-композиционные, в которых изображение объектов осуществляется с помощью рисунков, фотографий в определенной композиции; графические, данные в виде чертежей, графиков, диаграмм; знаковые, т.е. символические, в виде формул. По информационно-содержательному признаку выделяют таблицы для формирования основных понятий, способов деятельности, общеучебных и специальных умений.
Более сложную конструкцию представляет собой опорный конспект - система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта - наглядной формы, замещающей систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. (5, с. 126).
Опорный конспект можно представить в виде системы опорных сигналов, т. е. системы ассоциативных символов: знаков, слов, схем, рисунков. В этой наглядной схеме закодировано основное содержание подлежащего изучению учебного материала в его существенных связях и взаимоотношениях. Это компактная графическая схема, относительно быстро воспроизводимая, легко запечатлеваемая и одномоментно обозримая.
Информация о работе Теоретические аспекты форм наглядного представления учебной информации