Теоретические аспекты форм наглядного представления учебной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Эффективность работы и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью педагога и обучающихся, что в свою очередь зависит от подготовки их к занятиям. Как показывает практика, перед педагогами, особенно начинающими свою профессиональную деятельность, стоит проблема подбора таких форм и методов работы. Среди различных приемов повышения качества учебно-методической деятельности педагога выделяется разработка и использование опорного конспекта, помогающего систематизировать учебный материал, выделить существенные связи, обеспечить представление учащимся целостной картины изучаемого предмета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…
1 Теоретические аспекты форм наглядного представления учебной информации………………..………………………………………….……….
1.1 Наглядные средства технического знания……………………….
1.2 Техника графического моделирования учебной информации………………..………………………………………………......
2 Сущность применения опорных конспектов по дисциплине: «Оборудование продукции общественного питания», на примере изучения темы: «Мармиты»……...…………………………………………...
2.1 Разработка системы опорных конспектов, на примере изучения темы: «Мармиты»……………………………………………………..............
2.2 Психологическое восприятие опорного конспекта…………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 503гр Хамитова.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

Основные задачи опорного конспекта:

  • представление основного содержания учебного материала в ходе его изучения как целостного, логически завершенного образа;
  • активизация познавательной деятельности обучаемых путем создания благоприятных условий для эффективного протекания процессов восприятия, запоминания и мышления;
  • создание условий, способствующих удержанию в сознании человека в нужный момент большого по объему и целостного по своему характеру учебного материала.

Содержание  учебного предмета раскрывается в учебнике, учебном пособии или конспекте  лекций, поэтому опорные сигналы  могут даваться в виде линейной последовательности, которая определяется, как правило, логикой излагаемого в них материала. (5, с. 123).

Система опор представлена ключевыми словами и фразами, разнообразной аббревиатурой, рисунками, графиками, чертежами, формулами, условными  знаками и другими способами  кодирования.

В связи с  психологическими особенностями восприятия наглядного материала количество содержащихся в опорных сигналах знаков должно отвечать определенным требованиям: доступности усвоения, оригинальности оформления, эмоциональной насыщенности.

Опорные сигналы  позволяют наилучшим образом  реализовать в обучении принцип крупноблочного введения теоретических знаний. Опорные схемы должны соответствовать также принципу компактности, предполагающему графическое отображение изучаемой темы при значительно небольшом числе опорных сигналов, и принципу системности, предполагающему упорядочение знаний учащихся на основе материальных (т. е. предметных) и формальных (т.е. логических) систем. Материально-предметные системы существуют независимо от познающего их человека. Это весь объем предметов и явлений, их составные части, а также отношения и связи между ними, причем любой фрагмент этой действительности может быть рассмотрен как система. Логические же системы рассматриваются в абстрактной плоскости. Связи между элементами, которые здесь имеют место, касаются взаимных логических зависимостей, проявляющихся между отдельными частями предложения, законами и научными теориями.

Поэтому алгоритм структурирования учебного материала  для построения опорной схемы-модели предполагает следующие процедуры:

  • выделение ведущих знаний дисциплины вместе с их логическими взаимосвязями;
  • моделирование ведущих знаний в символьной, графической или другой форме;
  • преобразование модели с целью выявления общих системных понятий и взаимосвязей;
  • формирование общих способов познавательной деятельности, характерных для данной области научных знаний;
  • построение системы частных задач, решаемых общими способами;
  • оценивание усвоения обучающимися общего способа решения данного класса познавательных задач.

Рассмотрим  процедуру проектирования учебных  таблиц.

Отбор и объем содержания таблицы определяются учебной целью.

Устанавливаются информационно-содержательные параметры, заложенные в таблицу: объем, глубина, адекватность отображаемому объекту, явлению, способу деятельности.

В таблице реализуется  принцип «табличности материала», т. е. все содержание должно отвечать именно этому носителю информации.

Необходимо  продумать оптимальные средства визуализации информации, доступные  восприятию и пониманию обучаемых.

Визуализация  содержания реализуется через форму, пространство и протекает в три этапа: определение визуальной идеи, т.е. замысла; конструирование содержания в виде наброска, образа, эскиза; художественное исполнение рисунка с помощью выбранных средств.

Следует разработать  структуру таблицы: расположение объектов, построение зрительного ряда. Здесь учитываются следующие закономерности восприятия:

  • наиболее видимым полем таблицы является левое верхнее, а наименее - правое нижнее;
  • остальные поля слабого восприятия усиливаются за счет использования цветовой рамки, увеличения размера объекта, заключения контрастного поля в черную рамку;
  • эффективность использования таблицы снижают так называемые «белые поля».

При построении таблицы используется прием символического, абстрактного изображения.

Таблица может  быть представлена на бумажных, картонажных, пластиковых, пленочных, компьютерных носителях.

Рассмотрим  особенности составления опорных  конспектов (ОК). Основное требование к  ОК - это отражение в содержании учебного материала системы связей.

Должна быть осуществлена связь между общей конечной целью и совокупностью частных взаимосвязанных целей, ведущих к ее достижению.

Должна быть определена внутренняя логика отражаемого  содержания через его формально-логические и дидактические связи и отношения, которые, в свою очередь, представляют собой выявление и анализ противоречий, формулирование и разрешение проблем.

Этапы создания ОК. целесообразно осуществлять в  такой последовательности:

  • определить дидактическую задачу и тот учебный материал, который будет подлежать изучению с помощью опорного конспекта. Затем выделить последовательность изучения материала и его структуру. Содержанием конспекта могут стать отдельный вопрос темы, тема, раздел, часть курса или материал учебной дисциплины в целом. Логика построения ОК основана на реализации следующей формулы: матрица-граф-лист основного содержания (ЛОС) - ОК, где матрица - это система внутрипредметных и межпредметных связей, граф учитывает в обобщенном виде целевую, логико-гносеологическую, процессуальную стороны обучения, ЛОС отражает структуру учебного материала учебной дисциплины;
  • выделить смысловые блоки. Их отличительная характеристика - логическая завершенность теоретического материала или полнота алгоритма, на основании которого могут быть выполнены операция, действие или деятельность. Смысловые блоки темы строятся на основе вопросов плана изложения учебного материала. Смысловые блоки раздела предполагают объединение двух, а иногда и большего числа тем. Схема выстраивания смысловых блоков - линейная, как наиболее полно отражающая логику изложения учебного материала;
  • установить систему связей между выделенными смысловыми блоками. Первоочередное внимание здесь следует уделить смысловым связям. Для этого в ЛОС с достаточной полнотой должна быть отражена структура графа. Сам же граф построен на основе тщательной обработки учебного материала: определены цели его изучения, система требований к знаниям, умениям и навыкам студентов; выделены главные идеи дисциплины и всех ее структурных составляющих; показана система проблем, которые подлежат решению с помощью содержания данного учебного курса; четко представлен понятийный аппарат дисциплины; вскрыта взаимозависимость учебных элементов и более крупных единиц информации: раздел-тема-подтема-вопрос конкретного пункта плана. Такая взаимосвязь должна отражать общую логику развития учебного материала в направлении достижения заявленной конечной цели. Построить эскиз ОК и изготовить на этой основе оригинал, пригодный для использования и тиражирования. При этом отрабатываются следующие требования:

а) эскиз ОК отражает полный охват выделенных смысловых блоков и закодированных в них положений;

б) в нем представлена система основных связей между отобранными  смысловыми единицами учебной информации;

в) следует сочетать компактность расположения материала  с его высокой зрительной наглядностью - обозримостью и доступностью для восприятия, обеспечить соединение простоты графических форм кодирования информации с возможностью вызова через них адекватных ассоциаций;

г) в своем  композиционном построении эскиз должен быть составлен так, чтобы у преподавателя была возможность относительно быстрого технического его воспроизведения. Поэтому эскиз ОК следует изготовлять, как правило, на одном листе бумаги определенного формата, позволяющего сделать копировальные работы.

Правильно составленный ОК будет отвечать принципу многоцелевого применения, когда ОК используются в разнообразных педагогических ситуациях для интенсивности обучения.

Рисунок 1 - Опорный конспект

Условно опорный  конспект представлен на рисунке 1. Рассмотрим варианты работы с опорными схемами-моделями на учебном занятии.

Для работы с  опорными схемами преподаватель  должен иметь:

  • серию опорных схем по основным темам курса, которые используются как для опроса, так и в процессе изложения нового материала;
  • все блоки схемы по каждой теме, написанные на отдельных листах;
  • схемы с пояснениями для каждого студента (желательно).

Существует  несколько методик работы со студентами над опорными схемами. Предлагается следующий алгоритм. Схема, состоящая  из нескольких блоков, приводится обычно на первом занятии по теме. Усвоение содержания блоков схемы происходит по-разному. Самый распространенный вариант - это проговаривание преподавателем содержания, обычно - дважды. Другой вариант - расшифровка учащимися содержания, закодированного в блоках схемы. Он применяется в том случае, когда в схеме много уже известных учащимся обозначений, а также тогда, когда материал изложен кратко и ясно, в той же последовательности, что и в учебнике или хрестоматии по педагогике. Еще один вариант: в схеме остаются «белые пятна», т.е. она составлена не до конца, учащимся предстоит ее закончить, используя учебник. Полностью самостоятельное составление учащимися схем представляется целесообразным применять редко, не более двух раз за учебный год.

Работу по формированию навыков графического моделирования можно осуществлять на основе сверток учебной информации через систему вербально-графического взаимодействия. (3, с. 164).

Эта система  обучения представлена следующими блоками. Первый - операциональный. Здесь происходит аналитическое структурирование учебной информации в виде ключевой идеи и тезисов изучаемой темы. Второй блок - знаково-символический. Здесь осуществляется преобразование структуры учебного материала в процессе совместной теоретической работы преподавателя со студентами во время лекции. Свертывание вербального содержания структуры происходит за счет выделения ключевой идеи и ее тезисов в форме ядра, информационных орбит. Третий блок - вербально-графическое преобразование информации, осуществляемое студентами самостоятельно. Четвертый блок - управление учебной деятельностью, выполняемое с помощью алгоритмов функционирования. Формой организации учебной деятельности студентов служат творческие микрогруппы. Возможные варианты заданий студентам: создание собственных моделей или заполнение недостающих блоков и защита своих моделей на практическом занятии.

Кроме опорных  схем, используемых как средство обучения, конспект учебного занятия тоже можно  представить как схему. Он получил  авторское название «Тематически акцентированный конспект». (рисунок 2).

Рисунок 2 - Тематически акцентированный конспект

Рассмотрим  составные части такого конспекта.

Необходимо  сформулировать тему, которая фиксируется  в центре страницы. Записать тезис, раскрывающий основную идею предполагаемой учебной информации. Эту центральную мысль нужно будет доказывать на протяжении всего учебного занятия. Выбрать метод доказательства: индуктивный (от частного к общему) - если тема сложная, и дедуктивный (от общего к частному) - если у обучаемых есть определенный запас знаний или представлений, позволяющих им осознать выдвинутый тезис.

Запись материала  в каждом блоке осуществляется словами, общепринятыми символами, аббревиатурами. При составлении конспекта обратить внимание на цветовое оформление. Цвет отражает узловые понятия, противоречия, им очерчивается отдельный блок и сигнал. Каждый новый сигнал, написанный слева направо, пишется на новой строчке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Сущность применения опорных конспектов по дисциплине: «Оборудования продукции общественного питания», на примере изучения темы: «Мармиты»

 

2.1 Разработка  системы опорных конспектов, на  примере изучения темы: «Мармиты»

 

Оборудование  для раздачи пищи на предприятиях общественного питания  предназначено  для кратковременного хранения и демонстрации продукции, хранении столовой посуды, комплектации обедов и их отпуска потребителям. Разнообразие вырабатываемой продукции (первые, вторые блюда, закуски, напитки) различия их по форме, размерам, физическим свойствам, температуре отпуска и способам подачи требуют при комплектации обедов большого количества разнообразного оборудования.

С целью улучшения обслуживания посетителей, повышения производительности труда и экономии производственного  группируется, образуя линии комплектации  и раздачи обедов. Способы размещения оборудования в линиях раздачи обедов зависят от вида предприятия, его пропускной способности, а так же от  ассортимента реализуемой продукции.

Раздаточные линии  комплектуются из различных видов  оборудования: вспомогательного теплового, немеханического и транспортирующего. К вспомогательному тепловому оборудованию относятся мармиты, тепловые шкафы, тепловые стойки и термостаты. Главное их назначение – поддержание готовой  продукции в горячем  состояние и ее хранение. К немеханическому оборудованию относятся столы  для установки на них посуды, термостатов и контрольно-кассовых аппаратов. К транспортирующему оборудованию линий раздачи относятся передвижные тележки для посуды и приборов.

В настоящее  время выпускаются промышленностью или находятся в эксплуатации стационарные электрические мармиты следующих типов: МСЭСМ-3, МСЭ-3К предназначены для кратковременного хранения первых блюд, МСЭСМ-50 , МСЭСМ-50К. МСЭСМ-55, МСЭСМ-60, МСЭСМ 80, МСЭСМ 110 предназначены для кратковременного хранении вторых блюд в мармитницах и противней с несоусными блюдами в тепловом шкафу, МСЭ-84 предназначен для кратковременного хранения в горячем состоянии супов, соусов, соусных блюд и гарниров, МНЭ-22, МНЭ-45 предназначены для кратковременного хранения первых и вторых блюд.

Мармит стационарный для первых блюд КИЙ-В М 1Б-2, МСЭСМ-3 предназначен для кратковременного хранения в горячем состоянии первых блюд в наплитных котлах. Он состоит из сварной рамы, к которой крепятся каркас и два стола. Верхний стол имеет раздаточную полку, а нижний стол три круглые электрически конфорки. Включение мармита и регулирование мощности конфорок осуществляется четырехпозиционным аппаратом, установленном на панели управления.

Мармит устанавливается  на ножки, которые регулируются по высоте, и имеет полку, жестко укрепленную  на верхнем столе. На передней панели установлена розетка для подключения тепловых аппаратов (тележка с выжимным устройством для тарелок).

Таблица 1 - Техническая характеристика мармита МСЭСМ-3

Количество  конфорок, шт.

3

Диаметр конфорок, мм

318

Мощность, кВт

3.75

Напряжение, В

380/220

Ток

Трехфазный, 50 Гц

Время разогрева рабочей поверхности конфорок, мин.

40

Размеры, мм

 

длина

1680

ширина

800

высота

530

Масса, кг

165

Информация о работе Теоретические аспекты форм наглядного представления учебной информации