Теоретические аспекты форм наглядного представления учебной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Эффективность работы и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью педагога и обучающихся, что в свою очередь зависит от подготовки их к занятиям. Как показывает практика, перед педагогами, особенно начинающими свою профессиональную деятельность, стоит проблема подбора таких форм и методов работы. Среди различных приемов повышения качества учебно-методической деятельности педагога выделяется разработка и использование опорного конспекта, помогающего систематизировать учебный материал, выделить существенные связи, обеспечить представление учащимся целостной картины изучаемого предмета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…
1 Теоретические аспекты форм наглядного представления учебной информации………………..………………………………………….……….
1.1 Наглядные средства технического знания……………………….
1.2 Техника графического моделирования учебной информации………………..………………………………………………......
2 Сущность применения опорных конспектов по дисциплине: «Оборудование продукции общественного питания», на примере изучения темы: «Мармиты»……...…………………………………………...
2.1 Разработка системы опорных конспектов, на примере изучения темы: «Мармиты»……………………………………………………..............
2.2 Психологическое восприятие опорного конспекта…………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 503гр Хамитова.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, находясь в роли координатора учебного процесса, а не основной «тягловой силы»  по усвоению студентами новых знаний, преподаватель получает возможность не только дать студентам ясное представление о своем предмете, но и привить им навыки надсистемного мышления, позволяющего воспринимать этот предмет не только как учебную дисциплину, органично сочетающуюся в учебном плане с другими дисциплинами, но и как комплекс знаний, неразрывно связанных с требованиями современной жизни. Учитывая небольшой объем отведенного на это учебного времени, роль навыков самоорганизации студентов значительно возрастает.

Обучение студентов  таким навыкам возможно непосредственно в процессе изложения учебного материала. Практика показывает, что при формировании основного конспекта лекций возможно параллельное составление опорного конспекта, содержащего понятийный аппарат изученной темы. Составление опорного конспекта (при наличии необходимой для этого материально-технической базы) может осуществляться преподавателем и выдаваться студентам как раздаточный материал, содержащий основные термины и понятия изучаемой темы. Простота этого варианта обусловлена тем, что творческую (основную) компоненту составления опорных конспектов выполняет преподаватель, а студентам остается лишь продуктивно использовать результаты его труда.(7, с. 66)

Для развития навыков  активного восприятия с элементами творчества представляется предпочтительным вариант, при котором студенты самостоятельно составляют опорный конспект на базе учебного материала, полученного не только на лекциях, но и почерпнутого из учебной литературы при самостоятельной подготовке. Тогда опорный конспект может включать в себя те понятия из учебного курса, без которых студент-составитель считает усвоение всего учебного материала невозможным (либо неполным).

В этом случае представляется интересным для преподавателя, а  также создает дополнительный стимул к совершенствованию в самоорганизации студентов, проведение конкурсов опорных конспектов по критерию самого полного или краткого, усложненного или наиболее доступного к пониманию, с оттенком юмора, наиболее иллюстрированного примерами и т.д. Наличие элемента игры при этом позволяет задействовать в процессе обучения и тех студентов, кто относится скептически (в силу сложившихся стереотипов восприятия непрофилирующих предметов) к рассматриваемой учебной дисциплине, и тех, кто в силу индивидуальных особенностей (или по иным причинам) привык осваивать тот объем учебного материала, которой  достаточен лишь для сдачи экзамена (зачета).

Эффективность использования опорных конспектов в определенной степени зависит  от наличия у студентов навыков  его составления. Исходя из некоторого личного опыта, представляется целесообразным предложить методику, согласно которой обучаемому предлагается круг вопросов по текущей теме курса либо по определенной проблеме. Руководствуясь предложенным кругом вопросов, обучаемый составляет план ответа на них. В рамках составленного плана ответа определяется перечень понятий, которыми необходимо оперировать как при ответе на поставленные вопросы, так и в процессе проведения дискуссий.

Нужно отметить, что на начальном этапе рассматриваемый  прием активизации процесса обучения вызывает у части обучаемых, привыкших к академическим методам преподавания, удивление и воспринимается в качестве дополнительной нагрузки. Свою роль при этом играет и новизна учебного материала. Впрочем, практика показывает, что элементы неприятия вызваны скорее субъективными факторами психологического характера, нежели трудоемкостью рассматриваемого приема либо неудобством использования результатов его применения. В целях предотвращения либо нейтрализации элементов неприятия рассматриваемого приема оказывается достаточным дать его развернутую характеристику (как приема, направленного на оптимизацию процесса обучения с точки зрения самих обучаемых). Раскрыв перед студентом все плюсы составления опорного конспекта, преподаватель вместо оппонента, занимающего пассивную позицию в учебном процессе, получает заинтересованного союзника, стремящегося к участию в активных формах обучения, и способного к самостоятельной работе.(11, с. 89)

В чем очевидные  преимущества использования опорного конспекта в учебном процессе? Не претендуя на составление исчерпывающего перечня таких преимуществ, выделим некоторые из них.

1. Составление  опорного конспекта (параллельно  основному конспекту) стимулирует  закрепление студентом полученных  знаний одновременно с усвоением нового для него учебного материала, что приобретает особое значение в случаях, когда понимание каждой последующей учебной темы зиждется на основах предыдущей темы. При этом студент уже в самом процессе обучения воспринимает учебный предмет как стройную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, что принципиально необходимо для успешного обучения.

Закрепление полученных знаний обеспечивается многократностью  обращения к опорному конспекту  в течение всего периода обучения. Стимулировать такие обращения возможно проведением частых мини-опросов, требующих знаний в определении нескольких (до десяти) уже изученных понятий. Свободное владение понятийным аппаратом, обеспеченное проработкой опорного конспекта, значительно упрощает и делает более увлекательной подготовку кратких тематических сообщений на семинарских занятиях, составление рефератов, выполнение контрольных работ.

2. Краткость  в изложении и емкость содержания  опорного конспекта позволяют  без особых усилий обращаться  к нему много раз в течение всего периода обучения. Коэффициент полезного действия работы с опорным конспектом повышается «эффектом записной книжки», когда по одному или нескольким терминам из понятийного аппарата определенной учебной темы возможно восстановление в памяти основного объема материала, изученного по этой теме. Для этого от обучаемого не требуется специальных затрат труда и времени, на недостаток которого в равной степени ссылаются, пытаясь оправдать свою неподготовленность, студенты как дневных, так и заочных отделений.

3. Не менее  важным представляется и то, что  применение в процессе обучения  студентами понятийного аппарата (объем которого постепенно, по  мере изложения нового материала,  увеличивается) позволяет наладить  общение студентов с преподавателем, а также друг с другом на уровне осмысленного использования полученных знаний уже на втором, третьем и последующих занятиях. Такой уровень общения становится, в свою очередь, необходимым и в определенной степени достаточным условием для эффективного осуществления учебно-исследовательской деятельности студентов и в коллективной, и индивидуальной формах. Обеспеченный таким образом уровень общения позволяет проводить практические и семинарские занятия не только и не столько в форме опросов и решения задач, но чаще – в форме дискуссий (темы для которых выбирают на началах равенства преподаватель и студенты), в разрешении проблемных ситуаций с применением приемов методологии изучаемой дисциплины, постановкой открытых вопросов и продуктивного поиска вариантов ответов на них, а также в иных формах, требующих активного применения полученных знаний.(9, с. 126)

Таким образом, применяя в организации учебного процесса методы активизации обучения (в частности, составление опорного конспекта), представляется возможным  не только повышение эффективности процесса обучения путем привлечения студентов к активной учебной и учебно-исследовательской деятельности, но и  влияние на формирование творческих личностей с активной жизненной позицией.

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены технологии визуализации учебной информации, которые позволяют вариативно и рационально использовать различные схемно-знаковые модели представления знаний; устранить несбалансированность текстового и иллюстративного зрительного ряда, «забитость» текстом; повысить выразительность визуального языка и символики, приобретающих особую значимость в век информационных технологий; оптимизировать затраты времени на восприятие и усвоение информации и тем самым повысить эффективность учебно-познавательной деятельности. По данным психологов новая информация усваивается и запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти, следовательно представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий, способы действий.

Визуализация  учебного материала открывает возможность  не только собрать воедино все  теоретические выкладки, что позволит быстро воспроизвести материал, но и применять схемы для оценивания степени усвоения изучаемой темы(5, ст 36).

Также в этой работе раскрывается тема о технологии визуализации учебной информации, которые позволяют вариативно и рационально использовать различные схемно-знаковые модели представления знаний; устранить несбалансированность текстового и иллюстративного зрительного ряда, «забитость» текстом; повысить выразительность визуального языка и символики, приобретающих особую значимость в век информационных технологий; оптимизировать затраты времени на восприятие и усвоение информации и тем самым повысить эффективность учебно-познавательной деятельности. Опорный конспект основан на ассоциациях и служит для облегчения запоминания и вспоминания материала. Конспект нужен для учащегося, чтобы научиться перерабатывать и «сворачивать» любую информацию; выделять в информации самое необходимое и главное для решения учебной задачи; упростить, облегчить запоминание насыщенного специальной терминологией текста; сохранить логическую связь сложного материала для дальнейшего его использования(5, ст 77).

Опорный конспект содержит только основное в изучаемом  материале и подает его в целостном  виде (в виде рисунков, ключевых слов, букв-символов, схем, шифровой информации с указанием логической взаимосвязи  между ними).

Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности учащихся, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.

По данным психологов новая информация усваивается и  запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в  системе визуально-пространственной памяти, следовательно, представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий, способы действий.

Визуализация  учебного материала открывает возможность  не только собрать воедино все  теоретические выкладки, что позволит быстро воспроизвести материал, но и применять схемы для оценивания степени усвоения изучаемой темы(3, ст 56).

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования [Текст]: Учеб. пособие / Е.П.Белозерцев; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368с.

2. Жуков, Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики [Текст]: учебное пособие / Г.Н.Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.

3. Казаков, А.Г. Организация самостоятельной работы студентов [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. / Под ред. А.Г.Казакова - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

5. Самородский П.С. Методика профессионального обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / П.С. Самородский; под ред. В.Д. Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 90 с.

7. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие / Эрганова Н. Е. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2004. - 150 с.

8. Золин В.П. Технологическое оборудование предприятий общественного питания. – М.: ИРПО; Академия, 2000.

9. Гуляев В.А., Иваненко В.П., Исаев Н.И. и др. Оборудование предприятий торговли и общественного питания. Полный курс: Учебник. /Под ред. проф. В.А. Гуляева/ - М.: ИНФРА, 2002.

10. Елхина В.Д., Журин А.А., Приничкина Л.П., Богачев М.К. Оборудование предприятий общественного питания. Том. 1. Механическое оборудование. 2-е изд. – М.: Экономика, 1987.

11. Черевко А.И., Попов Л.Н. Оборудование предприятий общественного питания. Том. 2. Торгово-технологическое оборудование. – М.: Экономика, 1988.

12. Улейский Н.Т., Улейская Р.И. Механическое и тепловое оборудование предприятий общественного питания. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

13. Гуляев В.А., Исаев Н.И., Крысин А.Г., Пеленко В.В. Оборудование предприятий торговли. Учебное пособие в 4-х частях. (ТЭИ СПб). 1994.

14. Улейский Н.Т., Улейская Р.И. Оборудование торговых предприятий. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

Мармит  стационарный для первых блюд МСЭСМ-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

Мармит  стационарный электрический секционный модулированный МСЭСМ - 50

1-мармитница; 2-ножка; 3-основание; 4-дверца; 5-шнель управления; 6-вентиль подвода воды; 7 – розетка  У94–0; 8-сигнальная лампа с красным светофильтром; 9-выключатель пакетный ПВЗ-25; 10-сигнальная лампа с зеленым светофильтром; 11-переключатель ТПКП.

 

Приложение В

Мармит  для первых блюд КИЙ-В М 1Б-2

 

 

Имеет две –  три прямоугольные или круглые  конфорки. Прямоугольные конфорки позволяют использовать посуду большого диаметра и объема.

Информация о работе Теоретические аспекты форм наглядного представления учебной информации