Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретическое обоснование и разработку содержания, организации и технологии по формированию социальной компетентности детей.
Реализация поставленной цели осуществлялась посредством решения следующих задач:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть структуру и содержание понятия «социальная компетентность» по отношения к детям дошкольного возраста.
3. Изучить критерии оценки параметров развития социальной компетентности дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»
1.1. Соотношение категорий «социализация», «социальная компетентность», «социальная компетенция»
1.2. Структура и содержание социальной компетентности дошкольника
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙКОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Особенности психического развития дошкольников
2.2. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников
ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего профессионального образования
Международный славянский институт
Курсовая работа №1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Петрозаводск, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»……………………………………..5
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙКОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ………………13
2.1. Особенности психического
развития дошкольников……………...
2.2. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников ………………………………………………………………….15
ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………33
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время, как в России,
так и за рубежом достаточно актуальной
для исследователей является проблема
развития социальной компетентности личности,
которая формируется и
Раскрытию сущности социальной компетентности посвящены работы таких авторов, как Г.Э. Белицкая, Н.И. Белоцерковец, А.В. Брушлинский, Е.В. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, У. Пфингстен, К. Рубин, Роуз-Крэснор, В.В. Цвет-ков и др. Рядом авторов предприняты попытки раскрыть сущность и содер-жание социальной компетентности относительно дошкольного возраста, ус-ловия их формирования и развития в системе дошкольного образования (Е.М. Алифанова, Н.И. Белоцерковец, М.В. Крулехт, Л.А. Парамонова, Е.Г. Юдина и др.). В работах Г.А. Берулава, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия.
По мнению исследователей, формирование социальной компетентности дошкольников происходит в условиях социального воспитания и является результатом их включения в различные виды деятельности, где осваивается социальный опыт, соответствующий их возрасту.
Объектом исследования выступают дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
Предмет исследования - процесс формирования социальной компетентности ребенка.
Цель исследования – изучить теоретическое обоснование и разработку содержания, организации и технологии по формированию социальной компетентности детей.
Реализация поставленной цели осуществлялась посредством решения следующих задач:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть структуру и содержание понятия «социальная компетентность» по отношения к детям дошкольного возраста.
3. Изучить критерии оценки параметров развития социальной компетентности дошкольников.
Методы исследования: для реализации поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического исследования (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблеме социальных компетенций в дошкольном возрасте).
В работе рассматривается проблема формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста, раскрываются механизмы и условия этого процесса, среди которых выделяются специально организованная деятельность образовательных учреждений, активное взаимодействие с социумом, реализация субъектной позиции дошкольника в доступных ему видах деятельности.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»
На сегодняшний день вопросы социализации личности ребенка становятся все актуальнее и изучаются специалистами из различных областей науки.
Несомненно, социализация – одно из важнейших и многогранных явлений в жизни каждого общества и человечества в целом, так как она подразумевает процесс становления личности индивида, его обучение, усвоение и активное воспроизводство им ценностей, социальных норм, образцов поведения, присущих каждому конкретному обществу.
Исследователи П. Бергер и Т. Лукман выделяют две основные формы социализации – первичную и вторичную1. Решающее значение имеет первичная социализация, происходящая в семье и ближайшем кругу родственников, где человек приобретает «базисный мир». Другой вид социализации обеспечивают многочисленные социальные институты, в том числе образование.
Термин «компетенция» заимствован из производственной сферы, где компетенция рассматривается как составная часть компетентности, определяемой как интегративное качество личности профессионала.
В результате анализа различных словарей (словарь иностранных слов, толковые словари под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Д.Н. Ушакова, Т.Ф. Ефремовой, словарь синонимов Н.Абрамова), выяснилось, что рассматриваемые понятия очень близки, но характеризуются различными семантическими оттенками: компетентность – обладание компетенцией.
Дифференцируя рассматриваемые понятия, Л.И. Новикова под компетенцией подразумевает «объединение знаний, умений и навыков обучаемого в некое интегративное единство, которое будет включать и мировоззренческий, ценностный результат обучения, а понятие компетентность позволит говорить о сложной интегративной способности человека действовать, решать образовательные, профессиональные и жизненные проблемы, основываясь на имеющихся компетенциях и собственном жизненном опыте»2.
В ряде работ (Е.М. Бабосов, Б.М. Бим-Бад, В.Г. Бочарова, В.М. Бочаров, Б.З. Вульфов, И.А.Зимняя и др.) авторы делают акцент на необходимость усиления внимания к формированию социальной компетенции как одной из ключевых компетенций, поскольку она представляет собой обобщенное качество личности, способствующее успешному выполнению ею определенных социальных ролей.
Н.А. Рототаева социальную компетенцию/компетентность рассматривает как общее собирательное понятие, свидетельствующее об уровне социализации человека3.
Е.И. Власова определяет социальную компетенцию как умение вступать в коммуникативные отношения другими людьми, которое требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею4.
В.Г. Ромек рассматривает социальную компетентность «… как результат особого стиля уверенного поведения, при котором навыки уверенности автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекста»5.
Социальная компетентность - определенный уровень адаптации (социализации, социальной зрелости) человека, позволяющей ему эффективно выполнять заданную социальную роль; для ребенка — это определенный уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые предъявляет ему общество6.
При всей разности источников и используемых
формулировок, достаточно явно прослеживается
повторяемость основных структурных
элементов этого понятия. Появляется
возможность проанализировать данные
элементы на предмет выявления наиболее
часто упоминаемых актуальных характеристик
социально компетентного
Показатели социальной компетентности:
Вывод: сравнительно-сопоставительный анализ понятия «социальная компетентность» позволяет говорить о том, что:
во-первых, существует множество ее определений;
во вторых, рассматриваемое понятие
может быть охарактеризовано только
на междисциплинарном уровне, так
как оно по своей природе
в-третьих, контент-анализ свидетельствует о том, что ключевыми основаниями для постижения ее сущности являются способности, готовность, знания, умения, навыки, опыт деятельности;
в-четвертых, дополняя характеристику
понятия «социальная
Проблемы выявление структуры, уровней социальной компетентности, в рамках рассматриваемой темы отмечают таких основоположников как В.Е Каган, Н.И. Кузьмина, Е.Е. Кутейникова, В.В. Мамаева и др. Так, начальный уровень характеризуется низкой степенью сформированности необходимых для социальной адаптации личностных новообразований. Неустойчивый уровень определяется ситуацией, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально - значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком. При этом могут быть различные сочетания степени сформированности составляющих социальной компетентности. Устойчивый уровень предполагает достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальной компетентности. Исходя из этого, социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Однако приведенные определения исследования, по мнению Л.В. Коломийченко, свидетельствуют о том, что структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.
Социальная компетентность, описываемая, в частности, в работах М. Аргайла, определяется знанием правил и умением действовать по правилам. Введением концепта «правила» в структуру социальной компетентности. Однако трактовка социальной компетентности как знания правил и способности им следовать - не единственная интерпретация. Социальная компетентность проявляется в желании и умении вступать в коммуникативный контакт с другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребностей, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой.
На основании этого можно сделать вывод, что, что социальная компетентность дошкольника – это приобретаемые им компетенции, необходимые для вхождения в общество (познавательные, коммуникативные, общекультурные, физические, ценностно-смысловые, личностные) ценные для его последующей жизни умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умение принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность. Благодаря этому формируется социальный опыт и социальная зрелость, раскрываются скрытые потенциальные возможности.
Информация о работе Теоретические аспекты формирования социальной компетентности дошкольников