Теоретические аспекты формирования социальной компетентности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретическое обоснование и разработку содержания, организации и технологии по формированию социальной компетентности детей.
Реализация поставленной цели осуществлялась посредством решения следующих задач:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть структуру и содержание понятия «социальная компетентность» по отношения к детям дошкольного возраста.
3. Изучить критерии оценки параметров развития социальной компетентности дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»
1.1. Соотношение категорий «социализация», «социальная компетентность», «социальная компетенция»
1.2. Структура и содержание социальной компетентности дошкольника
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙКОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Особенности психического развития дошкольников
2.2. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников
ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Социальная компетентность дошкольников.docx

— 90.88 Кб (Скачать файл)

Формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является чрезвычайно актуальной ввиду отсутствия преемственных программ и технологий социального развития детей 5-8 лет. В дальнейшей разработке нуждаются вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагогов к решению задач социального развития детей и формирования у них социальной компетентности.  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Антонова,  Т.  Социальная  компетентность ребенка-дошкольника:  показатели  и  методы  выявления / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 54–69.
  2. Арон И.С. Основные факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития / И.С. Арон // Психолог в детском саду. - 2000. - 1. - С. 70 - 75.
  3. Артамонова, Е.Р. Психолого-педагогические основы формирования социальной компетентности в дошкольном возрасте Текст. / Е.Р.Артамонова // Вестник ВГГУ. 2009. - № 22. - С. 224-229.
  4. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека Текст. / А.Г. Асмолов. 3-е изд., исп. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
  5. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания / Н.Л, Белопольская. - М.: Просвещение, 1995.
  6. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения: автореферат. – Ставрополь, 2002. – 18 с.
  7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М.,1995.
  8. Божович, ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
  9. Борисова, О.Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста Текст.: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / О.Ф. Борисова. Челябинск, 2009. - 25 с.
  10. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? Текст. / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. -М.: Знание, 1994. 189 с.
  11. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - Пособие для практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2003.
  12. Власова Е.И. Актуальные проблемы построения компетенции социальной одаренности – К., 1998.
  13. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // В кн.: Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: Просвещение, 1982.
  14. Выготский, JI.C. Вопросы детской психологии Текст. / JI.C. Выготский.- СПб.: СОЮЗ, 1997. 224 с.
  15. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка Текст. / JI.C. Выготский.- М.: Эксмо, 2005. 507 с.
  16. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука Текст.: изб. психол. тр. / П.Я. Гальперин; под ред. А.И. Подольского. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008.-478 с.
  17. Гладилин, И.П. Развитие социальной компетенции одаренных детей / И.Н. Гладилин, М.В. Жирков, О.С. Михно. М.: Коллаж, 2008. -129 с.
  18. Гогоберидзе, А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений / А.Г. Гогоберидзе // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006. — № 1. - С. 10-19
  19. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Текст. / Т.И. Бабаева [и др.]. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
  20. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, JI.A. Петровская, П.В. Растянников. - М.: Издательство МГУ, 1990. - 104 с.
  21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: 2т. Т. 2. / А.В. Запорожец. - М., 1986.
  22. Захарова Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки) С.113-117.
  23. Зеньковский В.В. Психология детства.-Екатеринбург,1995.
  24. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И.А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
  25. Князева О. Новое направление в дошкольном образовании - развитие социальной компетентности дошкольников / О. Князева // Дошкольное образование. - 1998. - № 9. 79-82.
  26. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью  / С. А. Козлова. – М., 1998. – 160 с.
  27. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Журнал "Детский сад от А до Я" - 2004. - № 5.
  28. Коломинский, Я.Л., Панъко, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн. для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. М.: Просвещение, 1988. - 189 с.
  29. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10.
  30. Кон, И.С. Социологическая психология: избр. психол. тр. / И.С. Кон. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 554 с.
  31. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2002. – 544 с.
  32. Мельникова, М. Л. Социальная компетентность дошкольников: оценка достижений в условиях ДОУ / М. Л. Мельникова // Инновационные технологии в педагогике и производстве : сб. материалов XIV всерос. науч.-практ. конференции молодых ученых и специалистов, 25 апреля, г. Екатеринбург. – Екатеринбург. – 2008. – С. 202 – 204.
  33. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002.
  34. Мудрик, A.B. Социализация человека Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / A.B. Мудрик. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006. - 304 с.
  35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000.
  36. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: Владос, 2002.
  37. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности / Н.Д. Никандров // Педагогика. 2007. - № 1. — С.3-14.
  38. Новиков, В.В. Этнопедагогические основы формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Текст.: дис. . кан. пед. наук: 13.00.01 / В.В. Новиков. Смоленск, 2004. - 192 с.
  39. Новикова Л.И. Профессиональный словарик: компетенция и компетентность - одно и то же? // Преподаватель XXI в. – 2005. №1.
  40. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, A.JI. Венгера. М.: Педагогика, 1988. - 136 с.
  41. Парамонова, JI.А. Ребенок 5-6 лет в системе дошкольного образования / JI.A. Парамонова // Психологическая наука и образование. 2005. - №2. - С. 12-17.
  42. Проняева, C.B. Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности / C.B. Проняева // Начальная школа плюс до и после. 2010. - №4. - С. 3-9.
  43. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен; пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
  44. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений / Е.В. Прима [и др.] М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-224 с.
  45. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т.А. Репина. М.: Моск.психол.соц.ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 288 с.
  46. Роджерс, K.P. Становление личности. Взгляд на психотерапию / K.P. Роджерс. М.:Эксмо-Пресс, 2001. - 414 с.
  47. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека  / С. И. Розум. – СПб. : Речь, 2006. – 365 с.
  48. Ромек В.Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога.- 1999. - № 9.
  49. Рототаева Н.А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2002.
  50. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн. - СПб: ПитерКом, 1998.
  51. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция Текст. / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. М.: ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
  52. Солодянкина, O.B. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методическое пособие / О.В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2006. -88 с.
  53. Сулейманов М. С. Контент-анализ понятия «социальная компетентность» / М. С. Сулейманов // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 314-318.
  54. Трубайчук, Л. В. Дошкольное образовательное учреждение как открытая система / JI.B. Трубайчук // Детский сад от А до Я. — 2008. № 5 — С. 6-12.
  55. Элъконин, Д.Б. Детская психология Текст.: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред.'сост. Б.Д. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.

1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М. 1995.

2 Новикова Л.И. Профессиональный словарик: компетенция и компетентность - одно и то же? // Преподаватель XXI в. – 2005. №1.

3 Рототаева Н.А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2002.

4 Власова Е.И. Актуальные проблемы построения компетенции социальной одаренности – К., 1998.

5 Ромек В.Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога.- 1999. - № 9.

6 Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения: автореферат. – Ставрополь, 2002. – 18 с.

7 Сулейманов М. С. Контент-анализ понятия «социальная компетентность»  / М. С. Сулейманов // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 314-318.

8 Антонова,  Т.  Социальная  компетентность ребенка-дошкольника:  показатели  и методы  выявления / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 54–69.

9 Элъконин, Д.Б. Детская психология. -  М., 2004. – С. 126.

10 Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека  / С. И. Розум. – СПб. : Речь, 2006. – 365 с.

11 Захарова Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки) - С.113-117.

12 Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью  / С. А. Козлова. – М., 1998. – 160 с.

13 Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1973. – С. 192–193.


Информация о работе Теоретические аспекты формирования социальной компетентности дошкольников