Теоретические аспекты формирования социальной компетентности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретическое обоснование и разработку содержания, организации и технологии по формированию социальной компетентности детей.
Реализация поставленной цели осуществлялась посредством решения следующих задач:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть структуру и содержание понятия «социальная компетентность» по отношения к детям дошкольного возраста.
3. Изучить критерии оценки параметров развития социальной компетентности дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»
1.1. Соотношение категорий «социализация», «социальная компетентность», «социальная компетенция»
1.2. Структура и содержание социальной компетентности дошкольника
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙКОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Особенности психического развития дошкольников
2.2. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников
ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Социальная компетентность дошкольников.docx

— 90.88 Кб (Скачать файл)

Все эти позиции в отношении  этой проблемы в  психолого-педагогической  литературе  изучались учеными  – В. Н. Белкиной, Л. И. Божович, Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, М. И. Лисиной, Т. И. Репиной, Е. О. Смирновой, Л. П. Стрелковой, Д. Б. Элькониным и др.

Составляющими  социального  воспитания  является  взаимодействие 3-х  процессов:  образования детей, организации их  социального опыта  и индивидуальной помощи личности. 

Образование  предполагает  систематическую деятельность  взрослых  по  формированию  у  детей  представлений  и  элементарных  знаний  об окружающей действительности.

Приобретение  ребенком  социального  опыта осуществляется в процессе его участия в жизнедеятельности  формализованных  групп (коллективов). 

Индивидуальная  помощь  предполагает:  помощь  в  приобретении  представлений,  знаний, навыков,  необходимых  для  удовлетворения  дошкольником  своих  позитивных  потребностей  и интересов;  в  осознании им  своих ценностей, установок и умений;  в развитии  самосознания,  самоопределения,  самореализации  и  самоутверждения;  в  развитии чувства причастности  к  семье, группе, социуму.

Социальное  воспитание  дошкольника,  как  составляющая  процесса  социализации,  осуществляется  в  определенном  пространстве  жизнедеятельности  ребенка,  пространстве  его  развития, образования,  которое  включает  в  себя  совокупность  пространственно-предметных (предметно-развивающая  среда),  социальных  факторов (социальное  окружение:  родители,  представители различных  социальных  групп,  общественных организаций);  межличностных  отношений (в процессе формального и неформального взаимодействия).  Как  подтверждает  целый  ряд  исследований (Е. С. Евдокимова, О. Л. Князева, С. А. Козлова, Т.  А.  Куликова  и  др.),  освоение  социального опыта  ребенком  активно  осуществляется  в  процессе  деятельности12. «…Всякая  попытка воспитателя … “внести” в ребенка познание и нравственные  нормы,  минуя собственную деятельность  ребенка по  овладению ими,  подрывает … самые основы  здорового умственного и нравственного развития  ребенка,  воспитания  его личностных  свойств и качеств»13

Поэтому  еще  одним  условием  социального становления  ребенка,  формирования  у  него  социальной  компетентности  является  непосредственная  разнообразная  деятельность  ребенка:  игра, познавательная, изобразительная, предметная деятельность,  труд,  общение,  совместная  деятельность  с  участием  социальных  партнеров  по решению значимых социальных проблем (проекты, акции).

В  таких  видах  деятельности  у  дошкольников формируется  определенный  круг  представлений (знаний)  об  окружающем  мире.  Они  несут  информацию ребенку о жизни в  обществе, взаимоотношениях  между  людьми,  своем  городе,  людях. На особую роль знаний в вопросах социального  становления  дошкольников  указывали Н. Ф. Виноградова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,  Р. И.  Жуковская,  Л.  В.  Компанцева, Т. А. Маркова, Н. В. Мельникова, Д. В. Менджерицкая, Н. Н. Поддьяков, А. А. Усова. Они отмечали,  что дошкольник  способен  осваивать и понимать информацию о социальном мире. Любая информация  об  окружающем  мире  вызывает  у ребенка живой интерес,  заставляет  его эмоционально  реагировать,  вызывает  какое-либо  отношение к фактам  или событиям.  Полученные представления формируют у ребенка определенную  картину мира,  являются  основой  становления его моральных установок, качеств личности. 

Игра дает ребенку доступные  для него способы моделирования  окружающей жизни. А. Н. Леонтьев,  Д. Б.  Эльконин  рассматривали игру  как особую  форму практического проникновения ребенка в мир социальных  отношений.  В игре ребенок естественен, активно действует, искренне  переживает,  придумывает,  творит,  воображает.

Предметная  деятельность,  труд    обогащают социальный  опыт  ребенка. Овладевая трудовыми навыками,  дошкольник  постепенно эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. У ребенка развиваются волевые  качества, формируются  умения прилагать усилия  для  достижения  цели.  В  трудовой  деятельности –  он  активный  преобразователь  окружающего мира. Совместный труд формирует положительные  эмоции,  навыки  взаимодействия, ощущение  собственной  значимости,  нужности окружающим.

В  силу  специфики  возраста  проектная  деятельность  выступает  как  еще  одно  средство  активного  познания  окружающего  мира,  вхождения дошкольника в систему социальных отношений,  непосредственного  тесного  продуктивного взаимодействия  со  взрослыми и сверстниками (Е. С. Евдокимова, Л. С. Киселева, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова, Е. П. Панько и др.). 

Участие в проектах дает ребенку возможность приобретать  и  усваивать  знания,  практические навыки  взаимодействия  с  окружающим  миром, возможность  выражать  свое  отношение  к  освоенному,  замечать  проблемы  и  противоречия  в  окружающей  действительности,  искать  пути  их преодоления.  В  процессе  совместной  деятельности  растет интерес  к  окружающим  людям,  формируются социальные мотивы поведения. В ней  происходит передача социального  опыта, ребенок выступает  как  субъект  деятельности (познавательной, творческой,  коммуникативной  и  др.),  активно участвует в преобразовании окружающего мира, выстраивает  отношения  с  окружающими,  вырабатывает субкультурные нормы и правила. 

Всех взрослых, которые  общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить  на четыре уровня приближенности, характеризующиеся  различными сочетаниями трех факторов:

  • частотой контактов с ребенком;
  • эмоциональной насыщенностью контактов;
  • информативностью.

На первом уровне находятся родители – все три показателя имеют максимальное значение.

Второй уровень занимают воспитатели ДОУ – максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

Третий уровень – взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.

Четвертый уровень – люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.

Ближайшее окружение ребенка  – первый и второй уровень приближенности – в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка со взрослыми и сверстниками.

 

 

ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Представления, умения, навыки

Диагностические методики

Ребёнок и взрослые

  1. Имеет знания об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек.

 

  1. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).
  2. Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых.

 

  1. Имеет представления о культурных традициях своей семьи.

 

 

5.  Узнаёт и называет  разные эмоциональные состояния  взрослого по мимике, жестам, позе.

 

 

6.  Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).

 

  1. Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека.

 

 

8. Имеет представления  о многообразии народов мира, некоторых особенностях внешнего  вида, национальной одежды.

Д/упр. «Выложи цепочку». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?

 

 

Инд. Беседы с детьми: Как  мама заботится о тебе? Где она  работает? Что она рассказывала о  работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?

 

 

Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится мама? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало папу? Что он сказал? Как ты ещё хочешь его порадовать?

 

Инд беседа с ребёнком: Как  вы встречаете Новый год? Другие праздники? Есть ли в вашей семье что-то такое, чего нет в других семьях?

 

Рассматривание ил. с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

 

Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чём это проявляется? И т. д.)

 

Вопросы: Девочку зовут  Оля. Как её будут звать, когда  она вырастет? У Вовы папу зовут  Алексей. Как будет полное имя  Вовы, когда он вырастет?

 

 Инд. Беседа с ребёнком: Как называется наша планета?  Какие страны мира ты знаешь? Воспитатель предлагает показать  на картинке людей разных народов  мира и назвать их.

Ребёнок и сверстники.

  1. Имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях.

 

  1. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.

 

  1. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.

 

 

 

  1. Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений.

 

  1. Понимает, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл.

Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор  предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам.

 

 

Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У  кого кудрявые волосы и т. д.

 

Рассматривание ил. с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребёнок? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

 

 

Наблюдения за ребёнком в  повседневной жизни, сюжетно-ролевые  игры.

 

 

 

 

 

 

Беседа: Зачем человеку выполнять  правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению  ко взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очерёдность?

Отношение ребёнка  к самому себе.

  1. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей.

 

  1. Знает  родословную семьи.

 

 

  1. Знает о назначении некоторых внутренних органов человека и условия их нормального функционирования.

 

  1. Знает правила пользования электроприборами, знает, как оказать первую медицинскую помощь.

 

 

 

  1. Знает элементарные правила дорожного движения.

 

  1. Знает некоторые сведения об истории Волгограда, достопримечательности, главные улицы.

 

  1. Имеет представления о школе, жизни школьника.

 

 

 

 

  1. Проявляет самостоятельность, избегает опёки старших в привычных ситуациях.

 

  1. Владеет элементарным самоконтролем, приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.

 

 

Индивидуальная беседа с  ребёнком.

 

 

 

Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Сколько у них детей? Как звали их мам (пап)? Кем они  были?

 

Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т.д. Зачем человеку …? Как сохранить  их здоровье? Что можно делать и  чего нельзя? И т. д.

 

Вопросы по картинке. Набор  предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать? Если человек тонет, каковы твои действия?

 

Д/И на правила дорожного  движения.

 

 

Рассматривание иллюстраций  о г. Волгограде, вопросы: Как называется город где ты живёшь? Какие знаешь памятники, улицы? И т.д.

 

Беседа: Что делают в школе? Как называются занятия в школе? Как называется школьная сумка? Как  проходит день школьника?

Д/и «Режим дня школьника». Ребёнку предлагается разложить  картинки в нужной последовательности.

 

Наблюдение за ребёнком в  повседневной жизни.

 

 

Ребёнку предлагается построить  сложную постройку по образцу; сложить  поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определённые действия по словесной инструкции педагога (например, подойди к полочке красоты, возьми самую большую поделку, потом зайди в центр экспериментирования, возьми ветродуй и всё это принеси сюда). Анализ: Где допустил ошибки? Что сделал не так?


Уровни освоения.

НИЗКИЙ: Поведение ребёнка  неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет  представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок  испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать  позицию партнёра. Слабо ориентируется  в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто  наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным  сторонам жизни: история города, родословная  семьи, школа и т. д.

СРЕДНИЙ: Поведение и общение  ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.

ВЫСОКИЙ: Поведение и общение  ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет  разными способами культурного  поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно  понимает эмоциональное состояние  людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как показал анализ доступных  литературных психолого-педагогических источников, дошкольный возраст представляет собой важный период с точки зрения подготовки к вхождению в сложную  социальную жизнь, накопления необходимого социального опыта, овладения социальными  эмоциями, представлениями, деятельностью. В этом возрасте у ребенка происходит формирование социальных навыков, усвоение объективно заданных норм, правил человеческого  общества, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, установление начальных отношений  с ведущими сферами бытия и  утверждение себя как социального  субъекта.

Многими исследователями  отмечено, что накопление дошкольником необходимого социального опыта  способствует раскрытию его возрастного  потенциала, успешной подготовке к  обучению в школе, а позднее –  к взрослой жизни. По мере освоения культурных, нравственных правил и  закономерностей общественной жизни  происходит развитие его социальной компетентности, понимаемой как способность  оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с  окружающими. То есть именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя  траектории развития и адаптации  в меняющемся социуме.

Структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты:  
          • мотивационный, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;  
         • когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;

• поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.  
Все структурные компоненты социальной компетентности тесно взаимосвязаны и образуют единую систему внешних (объективных) и внутренних (субъективных) образований.

Реальным механизмом, претворяющим решение задачи по формированию социальной компетентности личности дошкольника, является профессиональная деятельность дошкольного учреждения в этом направлении  в сотрудничестве с другими социальными  институтами: семьей, культурно-просветительными учреждениями, общественными организациями, местными властями и т.д.

Важным средством повышения эффективности формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях открытого дошкольного учреждения является содержание определенных психолого-педагогических и социальных условий, направленных на полноценное использование в образовательном процессе всех имеющихся средств и возможностей, которыми располагают социальные институты общества.

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и  общественных отношений. Человек по природе своей является существом  общественным. Все факты, описывающие  случаи вынужденной изоляции маленьких  детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Базовыми  элементами социальной компетентности старших дошкольников являются: 1) умение организации и самоорганизации, позволяющее ребенку планировать свои действия, достигать поставленной цели и оценивать результат своей деятельности; 2) умение взаимодействовать, сформированное на основе овладения средствами общения и способами взаимодействия, принятыми в обществе; 3) речевые умения, сформированные на основе овладения лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка; 4) умение формулировать оценочные суждения о личностных свойствах другого человека, о своем собственном внутреннем состоянии.

Информация о работе Теоретические аспекты формирования социальной компетентности дошкольников