Теоретические аспекты формирования социальной компетентности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретическое обоснование и разработку содержания, организации и технологии по формированию социальной компетентности детей.
Реализация поставленной цели осуществлялась посредством решения следующих задач:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть структуру и содержание понятия «социальная компетентность» по отношения к детям дошкольного возраста.
3. Изучить критерии оценки параметров развития социальной компетентности дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»
1.1. Соотношение категорий «социализация», «социальная компетентность», «социальная компетенция»
1.2. Структура и содержание социальной компетентности дошкольника
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙКОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Особенности психического развития дошкольников
2.2. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников
ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Социальная компетентность дошкольников.docx

— 90.88 Кб (Скачать файл)

Социальная компетентность включает следующие компоненты:

Когнитивный компонент

- представления детей  о труде взрослых, об общественной  значимости труда, о необходимости беречь результаты труда;

- представления о нормах, правилах хжизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»;

- понимание ребенком настроения  партнера по его вербальному  и невербальному признаку;

- понимание ребенком последствия  своих и чужих поступков, их  влияния на эмоциональное состояние других людей;

Эмоциональный компонент:

- отношение ребенка к  эмоциональному состоянию сверстнику  и взрослому эмоционально положительное;

- отношение благородности,  отзывчивости, сочувствия, соучастия;

- отношение ребенка к  сверстнику строится в соответствии  с их желаниями и интересами;

- отношение ребенка к  эмоциональному состоянию сверстнику  и взрослому эмоционально положительное;

- умение самостоятельно  находить решение в конфликтных и проблемных ситуаций;

Поведенческий компонент:

- умение ребенка получать  необходимую информацию, вести простой  диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействуя в системах «ребенок—ребенок» «ребенок-взрослый»;

- умение принимать участие  в коллективных делах, включатся  в совместные трудовые поручения со взрослыми и оказывать помощь;

- умение не ссориться,  спокойно реагировать в конфликтных  ситуациях.

Т. Антонова считает, что  социальная компетентность дошкольника обладает интегративной природой и включает следующие компоненты8:

– мотивационный,  как потребность в общении и одобрении, желание занять  определенное место среди значимых  для ребенка людей –

взрослых и сверстников;

– когнитивный,  или познавательный, – наличие элементарных  представлений об  окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме,  осознание собственной индивидуальности;

– поведенческий,  или собственно  коммуникативный,  − эффективное взаимодействие  со  средой,  способность поступать так,  как принято в культурном обществе;

 – эмоциональный – как умение  обходится со своими  чувствами и эмоциями (понимание,  выражение) и с чувствами и эмоциями других людей.

Перечисленные компоненты социальной компетентности  дошкольника  еще  только формируются,  неустойчивы,  зависят  от  взрослого  и  его  умения  заинтересовать  ребенка  информацией из окружающего  мира,  организовать  с  ним  общение,  помочь  сориентироваться  в  системе  ценностей,  принятых  в  обществе,  выработать  определенные  способы  поведения  и  эмоционального реагирования на окружающую действительность.

Социальная  компетентность  дошкольника формируется в процессе его социализации.  Социализация –  это  двусторонний  процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом  социального  опыта  путем  вхождения в социальную среду, систему социальных связей,  и  ее  приспособление, «адаптацию»  к культурным,  психологическим  и  социологическим факторам (Т. Парсонс, Р. Мертон); с другой стороны,  процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных  связей  за  счет его активной  деятельности,  преодоления негативных  влияний среды,  мешающих  ее  саморазвитию  и самоутверждению (А. Маслоу,  А.  Олпорт, К. Роджерс). Этот процесс можно рассматривать как его «интеграцию» в систему общественных отношений.  На  прохождение процесса  социализации, формирования  социальной  компетентности  ребенка оказывают влияние его индивидуальные особенности (тип личности, в частности, является  ли  она интро-  или экстровертированной,  аутичной  или неаутичной,  а также ее  интеллект), психические состояния (астеническое или стеническое) и типичные настроения, уровень и форма общения и взаимодействия с окружающими.

Но, несмотря на то, что социализация каждого конкретного  человека  имеет  индивидуальные особенности  и проявления,  она   осуществляется по  определенным  правилам,  имеет  свои  механизмы. 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1. Особенности психического  развития дошкольников

 

Все психические процессы – это особая форма предметных действий. По мнению Л.Ф. Обуховой, в  отечественной психологии произошло  изменение представлений о психическом  развитии благодаря выделению в  действии двух частей: ориентировочной  и исполнительной. Исследования А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина позволили представить психическое развитие как процесс отделения ориентировочной части действия от самого действия и обогащения ориентировочной части действия благодаря формированию способов и средств ориентации. Сама ориентация осуществляется в этом возрасте на разных уровнях: материальном (или практически-действенном), перцептивном (с опорой на наглядные предметы) и умственном (без опоры на наглядные предметы, в плане представления). Поэтому, когда говорят о развитии восприятия, имеют в виду развитие способов и средств ориентации.

В дошкольном возрасте ориентировочная  деятельность развивается очень  интенсивно. Ориентация может осуществляться на разных уровнях: материальном (практически-действенном), сенсорно-зрительном и умственном.

В этом возрасте, как показали исследования Л.А. Венгера, идет интенсивное развитие сенсорных эталонов, т. е. цвета, формы, величины, и соотнесение (сравнение) предметов с этими эталонами. Кроме того, происходит усвоение эталонов фонем родного языка. О фонемах Д.Б. Эльконин говорил следующее: «Дети начинают их слышать в категориальном ключе»9.

В общем смысле слова эталоны  – это достижения человеческой культуры, «сетка», через которую мы смотрим  на мир. Когда ребенок начинает осваивать  эталоны, процесс восприятия приобретает  опосредованный характер. Использование  эталонов позволяет осуществить  переход от субъективной оценки воспринимаемого  мира к его объективной характеристике.

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием самосознания. Как уже говорилось выше, оно считается основным новообразованием данного возраста.

Начинает меняться представление  о самом себе, своем «Я». Это  хорошо видно при сравнении ответов  на вопрос: «Ты какой?». Ребенок трех лет отвечает: «Я большой», а семи лет – «Я маленький».

В этом возрасте, говоря о самосознании, следует учитывать осознание  ребенком своего места в системе  общественных отношений. Личное самосознание ребенка характеризуется осознанием своего «Я», выделением самого себя, своего «Я» из мира объектов и окружающих людей, появлением стремления активно  воздействовать на возникающие ситуации и изменять их таким образом, чтобы  удовлетворять свои потребности  и желания.

Во второй половине дошкольного  возраста появляется самооценка, базирующаяся на самооценке раннего детства, которая соответствовала чисто эмоциональной оценке («Я хороший») и рациональной оценке чужого мнения.

Теперь при формировании самооценки ребенок сначала оценивает действия других детей, потом собственные  действия, моральные качества и умения. У него возникает осознание своих  действий и понимание того, что  не все может. Еще новшеством с становлении самооценки является осознание своих переживаний, что приводит к ориентированию в своих эмоциях, от них можно слышать следующие высказывания: «Я рад. Я огорчен. Я спокоен».

Происходит осознание себя во времени, он помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в  будущем. Вот как говорят дети: «Когда я был маленьким. Когда  я вырасту большой».

У ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина. Мальчики стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от обиды и боли, а девочки – аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. В ходе развития ребенок начинает присваивать себе поведенческие формы, интересы и ценности своего пола.

Развивается эмоционально-волевая сфера. По поводу эмоциональной сферы можно отметить, что у дошкольников, как правило, отсутствуют сильные аффективные состояния, их эмоциональность более «спокойная». Однако это не значит, что дети становятся флегматичными, просто меняется структура эмоциональных процессов, увеличивается их состав (преобладают вегетативные, моторные реакции, познавательные процессы – воображение, образное мышление, сложные формы восприятия). При этом сохраняются эмоциональные проявления раннего детства, но эмоции интеллектуализируются, становятся «умными».

Эмоциональному развитию дошкольника, пожалуй, более всего способствует детский коллектив. В ходе совместной деятельности у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание).

 

2.2. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников

 

Обычно  механизмы  социализации  классифицируют следующим образом: традиционный (через  семью  и  ближайшее  окружение);  институциональный (через  различные  институты  общества);  стилизованный (через  субкультуры); межличностный (через  значимых  лиц);  рефлексивный (через переживание и осознание)10

Традиционный  механизм  социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм,  эталонов  поведения,  взглядов,  стереотипов,  которые  характерны  для  его  семьи  и  ближайшего  окружения (соседского,  приятельского  и др.). Это усвоение происходит, как  правило, на неосознанном  уровне  с  помощью  запечатления, некритического  восприятия  окружающей  действительности. 

Институциональный  механизм  социализации функционирует в процессе взаимодействия человека  с  институтами  общества  и  различными  организациями  как специально созданными для его  социализации,  так  и  реализующими  социализирующие функции параллельно  со своими основными функциями. К  ним  относятся  производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации. 

В  процессе  взаимодействия  человека  с  ними происходит  нарастающее  накопление  им  соответствующих  знаний  и  опыта  социально  одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания  выполнения  социальных норм. 

Стилизованный  механизм  социализации  действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой  в  общем  виде  понимается  комплекс  морально-психологических  черт  и  поведенческих  проявлений  типичных  для людей определенного возраста  или определенного профессионального или культурного слоя, который, в целом,  создает определенный  стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. 

Межличностный  механизм  социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно  значимыми для него лицами. 

Рефлексивный  механизм  связан  процессом осмысления  человеком  своего  места  в  системе взаимоотношений  с окружающими, в результате чего  происходит  его  личностное  становление, формирование и изменение.

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности,  зная  механизмы  социального  становления  ребенка, мы может выделить условия, которые  необходимы  для  социального  развития дошкольника,  формирования  у  него  определенного уровня социальной компетентности.

Среди условий наиболее  значимыми являются:

– целенаправленная  деятельность  образовательного учреждения в этом направлении;

– единое  пространство  развития  ребенка  как на  уровне  конкретного учреждения,  так и при включении в него различных субъектов социального окружения,  обеспечивающих  функционирование учреждения как открытой образовательной системы;

– непосредственная  разнообразная  деятельность ребенка – свободная  или специально организованная,  собственная или  совместная  со  значимыми для него людьми, которая рассматривается  как  способ  проявления  активности  и  инициативности  ребенка  в  системе  социальных  отношений,  как  возможность  определить  свое  место среди других людей. Рассмотрим  вышеперечисленные  условия подробнее11

Среди значимых сегодня направлений  в работе  дошкольного  образовательного  учреждения как  воспитательной  организации,  выделяется социальное  воспитание детей. Оно  рассматривается  как  специально  организованная  педагогическая  деятельность,  понимается  как целенаправленный  процесс  формирования  социальных  значимых  качеств  личности  ребенка,  необходимых  ему  для  успешной  социализации.  В рамках социального воспитания создаются предпосылки: 

– для овладения не столько  знаниями, сколько навыками взаимодействия с окружающими, проявляющимися в  виде устойчивых форм социально одобряемого  поведения; 

– для становления базовых  характеристик его личности:  самооценки,  эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок,  а также социально-психологических особенностей  в общении с людьми,  возможность применить все это на практике;

– для активного освоения дошкольниками социального мира (при  наличии  высокой  познавательной активности и интереса к социуму), формирования у них определенного  уровня социальной компетентности. 

Информация о работе Теоретические аспекты формирования социальной компетентности дошкольников