Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 13:53, курсовая работа
Цель: проверить сформированность знаний о декоративно-прикладном искусстве.
Задачи исследования
1) раскрыть сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе;
2) определить критерии:
-Знает некоторые разновидности гончарной посуды;
Введение………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о декоративно-прикладном искусстве
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе
1.2. Критерии сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве ………………………………………
Выводы к главе I………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве
2.1. Проверка начального уровня сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве……………………….
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………….
Выводы к главе II
Выводы…………………
Список используемых источников…….…………….
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о декоративно-прикладном искусстве
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе
1.2. Критерии сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве ………………………………………
Выводы к главе I………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве
2.1. Проверка начального уровня сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве……………………….
2.2. Анализ результатов
Выводы к главе II
Выводы…………………
Список используемых источников…….…………….
Приложения……………………………………………………
Введение
Тема художественно-эстетического воспитания человека, развития в нем чувства прекрасного и возвышенного никогда не оставалась без внимания педагогов и исследователей. И научное, и художественное познание мира развивались в тесном взаимодействии.
В разных обществах выдвигались идеи гармоничного развития личности, при этом существенное значение приобретал вопрос о средствах реализации поставленных задач, о методах работы.
Разрабатывались педагогические системы, определялись условия эффективности педагогического процесса. Воспитанию зрелых, психически здоровых, уравновешенных людей способствовала народная мудрость, народная педагогика.
Согласно постановлению Кабмина № 462 от 20 апреля
2011 г целью образования "Искусство"
является формирование и развитие в
учащихся комплекса ключевых, межпредметных
и предметных
компетенций в процессе овладения художественных
ценностей и
способов художественной деятельности
путем получения собственного эстетического
опыта. Согласно данному постановлению,
для достижения указанной цели предусматривается
выполнение следующих
задач:
воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к искусству и действительности, развитие художественных интересов и потребностей;
формирование у учащихся на доступном уровне системы художественных знаний и умений, отражающая целостность и видовую специфику искусства;
развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся, их художественных способностей и мышления, способности к самовыражению и общения.
Недооценка государственной политикой роли духовной культуры, общественного воспитания и образования стало преобладающим деструктивное развитие личности, что проявлялось в отсутствии художественной образованности, растерянности в общении с искусством, неспособности эстетически организовать среду обитания. Современная ситуация характеризуется духовным кризисом общества. Сохранение культуры каждого народа и ее развитие - проблема общества, потому что и в современном обществе именно культурный уклад этноса способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всех сторонах его жизни.
Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как Истина - Добро - Красота, Вера - Надежда - Любовь; и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики. Но и прошлое - это наша связь с народной культурой, культурой нации, национальными традициями, с землей, гармоничные отношения между человеком и природой. В итоге на первый план выдвигаются следующие идеи: культура должна оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности; а индивид, в свою очередь, - испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями.
Эту проблемы в своих работах рассматривают различные ученые. Учитывая важность данного вопроса, многие психологи и педагоги уделяли большое внимание его изучению. В частности о декоративно-пркладном искусстве у школьников младших классов, хорошо раскрыты вопрос у Белошапкиной А.О., Горячевой Н.А, Грибовской А.А, Лыковой И.А, Малышевой А. Н. , Панасюка И.С. , Панкеева И, Семенишиной Н.В., Тихомировой О., Хворостяна А.С. О познаниях школьников в творчестве в раскрыт вопрос у таких ученых как Азарова Г.П., Венгер Н.Ю., Ендовицкая Т.О., Иванова Т.Ф., Комарова Т.С., Крылов Е.К., Полякова А.В. и другие. Сокольникова Н.М. раскрыла широко рассмотрела вопрос о методиках преподавания изобразительного искусства. Соломенникова О.А. раскрывает вопросы о критериях сформированности знаний о народном декоративно-прикладном искусстве а так же о критерии сформированности умений декоративного рисования и лепки. Так же она уделяет большое внимание народному искусству в воспитании детей. Грибовская А.А., Панасюк И.С., Панкеев И. в своих вопросах рассматривают больше о декоративном рисовании и лепке.
В связи с тем, что данный вопрос очень актуален в наше время ученые, которые занимаются исследованием данной темы, преследуют главную цель - приобщение детей к народной культуре. Этот путь наиболее прямой путь решения этой задачи, что предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев, формирование глубокого знания традиций и обычаев у подрастающего поколения.
В учебной работе с третьеклассниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей.
Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка.
Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников. Основное внимание в программе уделено знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
В содержании занятий включены темы, раскрывающие взаимосвязь разных видов народного творчества: домовая резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, набойка, народная игрушка. Необходимо уже на первом этапе знакомства дать детям целостное представление о народной культуре.
Объект исследования: процесс проверки сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве.
Предмет исследования: Критерии сформированности знаний учащихся третьего класса о декоративно-прикладном искусстве.
Цель: проверить сформированность знаний о декоративно-прикладном искусстве.
Задачи исследования
1) раскрыть сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе;
2) определить критерии:
-Знает некоторые
-Знает некоторые
-Знает некоторые инструменты для работы мастеров.
3) выявить начальный уровень сформированности знаний учащихся третьего класса о декоративно-прикладном искусстве;
4) проанализировать результаты
экспериментального
Однако, не смотря на значимость и актуальность данной проблемы, практика свидетельствует о недостаточной разработанности ряда аспектов, связанных как с построением системы эстетического воспитания в целом, так и с недостаточной разработанностью подходов, повышающих эффективность эстетического воспитания, к числу которых относится и использование декоративно-прикладного искусства. Проблема исследования заключается в педагогических условиях использования элементов декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания учащихся начальной школы
Однако, не смотря на значимость и актуальность
данной проблемы, практика свидетельствует
о недостаточной разработанности в практике
обучения. Существуют противоречия между
требованиями формирования художественных
потребностей и развития художественно-эстетической
культуры школьников и отсутствием в настоящее
время системы их осуществления. В общеобразовательных школах
гуманитарного профиля не достаточно
разработаны система и содержание художественно-эстетических
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о декоративно-прикладном искусстве
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.
Но прежде чем рассмотреть, как учащиеся усваивают знания, надо разобраться в том, что такое знание, какие бывают знания, какие знания должен усвоить ученик. Вопрос этот довольно сложный.
Понятие "знание" многозначно и имеет несколько определений. Оно определяется то, как часть сознания, то как нечто общее в отражении предметного разнообразия, то как способ упорядочения действительности, то как некоторый продукт и результат познания, то как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.
"Знания" определяются следующим образом: "проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков".
Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. Знания являются органическим единством чувственного и рационального. Согласно Тищенко П.Д [32] на основе знаний вырабатываются умения и навыки
Во всех этих определениях говорится, главным образом, о научных знаниях. Но кроме научных есть житейские знания, знания личностные, которые известны только одному человеку. Л.М. Фридман [33], проанализировав существующие определения понятия "знание", приводит его определение более общего характера: "Знание - это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения текста, при просмотре кино или телефильма и т.д. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-нибудь"
Функции знаний
Многозначность в определении понятия "знание" обусловлена тем множеством функций, которое реализуется знанием. Так, например, в дидактике знание может выступать и как то, что должно быть усвоено, т.е. в качестве целей обучения, и как результат осуществления дидактического замысла, и как содержание, и как средство педагогического воздействия. Согласно Поляковой А.В. [26] в качестве средства педагогического воздействия знание выступает потому, что, входя в структуру прошлого индивидуального опыта учащегося, оно меняет и преобразует эту структуру и тем самым поднимает обучаемого на новый уровень психического развития. Знание не только формирует новый взгляд на мир, но и меняет отношение к нему. Отсюда вытекает и воспитательное значение всякого знания.
Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей.
С учетом перечисленных выше дидактических функций знания перед учителем стоит несколько задач:
Виды знаний
Согласно научным исследованиям Пидкасистого П.И [25] знания могут быть:
Житейские знания, основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Обыденное знание формируется в повседневном опыте, на основе которого отражаются главным образом внешние стороны и связи с окружающей действительностью. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научных знаний. В то же время сами научные знания вбирают в себя опыт житейского познания.
Научное знание представляет собой систематизированные обобщенные разряды знаний, формирование которых основано не только на опытных, эмпирических, но и на теоретических формах отражения мира и закономерностей его развития. В своих абстрактных формах научное знание не всем и не всегда доступно, поэтому оно предполагает такие изменения формы его презентации, которые обеспечивают адекватность его восприятия, понимания и усвоения, т.е. учебное знание. Таким образом, учебное знание является производным от научного и в отличие от последнего есть познание уже известного или познанного. Пидкасистый П.И [25]