Теоретические основы формирования знаний младших школьников о декоративно-прикладном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель: проверить сформированность знаний о декоративно-прикладном искусстве.
Задачи исследования
1) раскрыть сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе;
2) определить критерии:
-Знает некоторые разновидности гончарной посуды;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о декоративно-прикладном искусстве
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе
1.2. Критерии сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве ………………………………………
Выводы к главе I………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве
2.1. Проверка начального уровня сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве……………………….
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………….
Выводы к главе II
Выводы…………………
Список используемых источников…….…………….

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….

Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о декоративно-прикладном искусстве

1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе

1.2. Критерии сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве ………………………………………

Выводы к главе I………………………………………………

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве

2.1. Проверка начального уровня сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве……………………….

2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………….

Выводы к главе II

Выводы…………………

Список используемых источников…….…………….

Приложения…………………………………………………………………

 

 

 

 

Введение

 

Тема художественно-эстетического воспитания человека, развития в нем чувства прекрасного и возвышенного никогда не оставалась без внимания педагогов и исследователей. И научное, и художественное познание мира развивались в тесном взаимодействии.

В разных обществах выдвигались идеи гармоничного развития личности, при этом существенное значение приобретал вопрос о средствах реализации поставленных задач, о методах работы.

Разрабатывались педагогические системы, определялись условия эффективности педагогического процесса. Воспитанию зрелых, психически здоровых, уравновешенных людей способствовала народная мудрость, народная педагогика.

Согласно постановлению Кабмина № 462 от 20 апреля 2011 г целью образования "Искусство" является формирование и развитие в  
учащихся комплекса ключевых, межпредметных и предметных  
компетенций в процессе овладения художественных ценностей и  
способов художественной деятельности путем получения собственного эстетического опыта. Согласно данному постановлению, для достижения указанной цели предусматривается выполнение следующих  
задач:

воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к искусству и действительности, развитие художественных интересов и потребностей;

формирование у учащихся на доступном уровне системы художественных знаний и умений, отражающая целостность и видовую специфику искусства;

развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся, их художественных способностей и мышления, способности к самовыражению и общения.

Недооценка государственной политикой роли духовной культуры, общественного воспитания и образования стало преобладающим деструктивное развитие личности, что проявлялось в отсутствии художественной образованности, растерянности в общении с искусством, неспособности эстетически организовать среду обитания. Современная ситуация характеризуется духовным кризисом общества. Сохранение культуры каждого народа и ее развитие - проблема общества, потому что и в современном обществе именно культурный уклад этноса способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всех сторонах его жизни.

Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как Истина - Добро - Красота, Вера - Надежда - Любовь; и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики. Но и прошлое - это наша связь с народной культурой, культурой нации, национальными традициями, с землей, гармоничные отношения между человеком и природой. В итоге на первый план выдвигаются следующие идеи: культура должна оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности; а индивид, в свою очередь, - испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями.

Эту проблемы в своих работах рассматривают различные ученые. Учитывая важность данного вопроса, многие психологи и педагоги уделяли большое внимание его изучению. В частности о декоративно-пркладном искусстве у школьников младших классов, хорошо раскрыты вопрос у Белошапкиной А.О., Горячевой Н.А, Грибовской А.А, Лыковой И.А, Малышевой А. Н. , Панасюка И.С. , Панкеева И, Семенишиной Н.В., Тихомировой О., Хворостяна А.С. О познаниях школьников в творчестве в раскрыт вопрос у таких ученых как Азарова Г.П., Венгер Н.Ю., Ендовицкая Т.О., Иванова Т.Ф., Комарова Т.С., Крылов Е.К., Полякова А.В. и другие. Сокольникова Н.М. раскрыла широко рассмотрела вопрос о методиках преподавания изобразительного искусства. Соломенникова О.А. раскрывает вопросы о критериях сформированности знаний о народном декоративно-прикладном искусстве а так же о критерии сформированности умений декоративного рисования и лепки. Так же она уделяет большое внимание народному искусству в воспитании детей. Грибовская А.А., Панасюк И.С., Панкеев И. в своих вопросах рассматривают больше о декоративном рисовании и лепке.

В связи с тем, что данный вопрос очень актуален в наше время ученые, которые занимаются исследованием данной темы, преследуют главную цель - приобщение детей к народной культуре. Этот путь наиболее прямой путь решения этой задачи, что предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев, формирование глубокого знания традиций и обычаев у подрастающего поколения.

В учебной работе с третьеклассниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей.

Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка.

Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников. Основное внимание в программе уделено знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

В содержании занятий включены темы, раскрывающие взаимосвязь разных видов народного творчества: домовая резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, набойка, народная игрушка. Необходимо уже на первом этапе знакомства дать детям целостное представление о народной культуре.

Объект исследования: процесс проверки сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве.

Предмет исследования: Критерии сформированности знаний учащихся третьего класса о декоративно-прикладном искусстве.

Цель: проверить сформированность знаний о декоративно-прикладном искусстве.

Задачи исследования

1) раскрыть сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе;

2) определить критерии:

-Знает некоторые разновидности  гончарной посуды;

-Знает некоторые разновидности  орнамента;

-Знает некоторые инструменты  для работы мастеров.

3) выявить начальный уровень сформированности знаний учащихся третьего класса о декоративно-прикладном искусстве;

4) проанализировать результаты  экспериментального исследования.

 

Однако, не смотря на значимость и актуальность данной проблемы, практика свидетельствует о недостаточной разработанности ряда аспектов, связанных как с построением системы эстетического воспитания в целом, так и с недостаточной разработанностью подходов, повышающих эффективность эстетического воспитания, к числу которых относится и использование декоративно-прикладного искусства. Проблема исследования заключается в педагогических условиях использования элементов декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания учащихся начальной школы

Однако, не смотря на значимость и актуальность данной проблемы, практика свидетельствует о недостаточной разработанности в практике обучения. Существуют противоречия между требованиями формирования художественных потребностей и развития художественно-эстетической культуры школьников и отсутствием в настоящее время системы их осуществления. В общеобразовательных школах гуманитарного профиля не достаточно разработаны система и содержание художественно-эстетических дисциплин, направленных на формирование художественных потребностей школьников, а порой отсутствуют конкретные пути, методы и средства их реализации.

 

 

Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о декоративно-прикладном искусстве

 

1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе

 

Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.

Но прежде чем рассмотреть, как учащиеся усваивают знания, надо разобраться в том, что такое знание, какие бывают знания, какие знания должен усвоить ученик. Вопрос этот довольно сложный.

Понятие "знание" многозначно и имеет несколько определений. Оно определяется то, как часть сознания, то как нечто общее в отражении предметного разнообразия, то как способ упорядочения действительности, то как некоторый продукт и результат познания, то как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.

"Знания" определяются следующим образом: "проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков".

Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. Знания являются органическим единством чувственного и рационального. Согласно Тищенко П.Д [32] на основе знаний вырабатываются умения и навыки

Во всех этих определениях говорится, главным образом, о научных знаниях. Но кроме научных есть житейские знания, знания личностные, которые известны только одному человеку. Л.М. Фридман [33], проанализировав существующие определения понятия "знание", приводит его определение более общего характера: "Знание - это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения текста, при просмотре кино или телефильма и т.д. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-нибудь"

Функции знаний

Многозначность в определении понятия "знание" обусловлена тем множеством функций, которое реализуется знанием. Так, например, в дидактике знание может выступать и как то, что должно быть усвоено, т.е. в качестве целей обучения, и как результат осуществления дидактического замысла, и как содержание, и как средство педагогического воздействия. Согласно Поляковой А.В. [26] в качестве средства педагогического воздействия знание выступает потому, что, входя в структуру прошлого индивидуального опыта учащегося, оно меняет и преобразует эту структуру и тем самым поднимает обучаемого на новый уровень психического развития. Знание не только формирует новый взгляд на мир, но и меняет отношение к нему. Отсюда вытекает и воспитательное значение всякого знания.

Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей.

С учетом перечисленных выше дидактических функций знания перед учителем стоит несколько задач:

    • а) перевести знание из его застывших фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;
    • б) преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности учащихся;
    • в) сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.

Виды знаний

Согласно научным исследованиям Пидкасистого П.И [25] знания могут быть:

    • донаучными;
    • житейскими;
    • художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности);
    • научными (эмпирические и теоретические).

Житейские знания, основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Обыденное знание формируется в повседневном опыте, на основе которого отражаются главным образом внешние стороны и связи с окружающей действительностью. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научных знаний. В то же время сами научные знания вбирают в себя опыт житейского познания.

Научное знание представляет собой систематизированные обобщенные разряды знаний, формирование которых основано не только на опытных, эмпирических, но и на теоретических формах отражения мира и закономерностей его развития. В своих абстрактных формах научное знание не всем и не всегда доступно, поэтому оно предполагает такие изменения формы его презентации, которые обеспечивают адекватность его восприятия, понимания и усвоения, т.е. учебное знание. Таким образом, учебное знание является производным от научного и в отличие от последнего есть познание уже известного или познанного. Пидкасистый П.И [25]

Информация о работе Теоретические основы формирования знаний младших школьников о декоративно-прикладном искусстве