Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 13:53, курсовая работа
Цель: проверить сформированность знаний о декоративно-прикладном искусстве.
Задачи исследования
1) раскрыть сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе;
2) определить критерии:
-Знает некоторые разновидности гончарной посуды;
Введение………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о декоративно-прикладном искусстве
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе
1.2. Критерии сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве ………………………………………
Выводы к главе I………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве
2.1. Проверка начального уровня сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве……………………….
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………….
Выводы к главе II
Выводы…………………
Список используемых источников…….…………….
По словам Азарова Г.П. [1] по сравнению с другими учебными дисциплинами уроки трудового обучения в третьем классе имеют свои специфические особенности.
Основная масса учебного времени отводится на практическую работу. Практическая работа имеет четко выраженную общественно полезную направленность: все изготавливаемые детьми изделия находят практическое примение в школе.
Работа режущими инструментами обязывает учителя строго соблюдать правила техники безопасности.
Изготовление общественно полезных вещей требует, каждом уроке постановки четких, конкретных дидактических целей. Различные виды деятельности на уроках технологии требует разностороннего и гибкого использования всех имеющихся в арсенале современного учителя форм, методов и приёмов обучения, связи уроков трудового обучения с другими предметами.
Выводы к главе I
Глава первая посвящена психолого-педагогическим и методическим основам работы по изучению декоративно-прикладного искусства. В ней даётся определение понятия «знания», «декоративно-прикладного искусства».
Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития и воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.
Главным требованием современного образования является развитие самобытности каждого воспитуемого, стимулирование его творческой самореализации и саморазвития.
Проблемы совершенствования гуманитарно-эстетического образования в общеобразовательных школах обуславливает необходимость нового методолога - теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности школьника.
Одним из факторов, оказывающих влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие по декоративно - прикладному искусству.
Отсюда очевидна актуальная необходимость создания системы художественной подготовки учащихся, разработки обучающих технологий, которые обеспечивают развитие будущей творческой личности. Это и определило область научного поиска, а именно, выход на проблему формирования и развития творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.
Заключение
Проведённое исследование подтвердило гипотезу об успешном развитии навыков декоративно - прикладного искусства в учебной деятельности. Дети чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они значительно лучше составляют композиции из бумаги и с использованием пластилина, успешно используют знания полученные на уроках технологии.
Необходимо отметить что, одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с младшими школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.
По опыту работы с детьми младшего школьного возраста можно сделать вывод, что им не сложно заниматься декоративно - прикладным искусством, у них достаточно развита мелкая моторика пальцев рук, координация движений для работы с этим материалом.
Опыт работы показал, что если ребенку интересно, если его увлечь и заинтриговать, помочь вообразить будущее изделие, создать стимул, то он будет заниматься этой деятельностью долго, упорно и порой забывая про время и про то, что изделие может не получиться.
Ребенок натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить его и воображать и творить воображаемое изделие, но для этого его нужно вдохновить, вдохнуть в него искорку какого то замысла, какой то идеи, а в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случая, если это ему интересно.
Список используемой литературы
1. Азарова Г.П. Детское творчество в школе / Г.П. Азарова. - М: Просвещение, 1987. – 256 с.
2. Алексеева Л.А. Тестовый контроль усвоения знаний, умений и навыков / Л.А. Алексеев. – Х: Инжек, 2004. – 183 с.
3. Афонькин С.Д. Вырезаем и складываем / С.Д. Афонькин, В.А. Кошелев. - СПб.: ООО Издательский Дом «Кристалл», 2009. – 171 с.
4. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся / А.С. Белкин. - М: Академия, 1995.-216 с.
5. Белошапкина А.О. Использование народного прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию / А.О. Белошапкина, А.Д. Федосова // Дошкольное воспитание. - 1986. - №1. -С. 14 - 18.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - Х.: Издательская группа «Основа»,1989. – 394 с.
7. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. -1982. - №11. С. 32-38.
8. Горячева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А. Горячева, О.В. Островская. Учебник по изобразительному искусству. М.: Просвещение, 2000. - 175 с.
9. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации / Грибовская А.А. Конспекты занятий. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008. – 87 с.
10. Ендовицкая Т.О. О развитии творческих способностей / Т.О. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. - 1967. - №12. -С. 73-75.
11. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2006. - 231 с.
12. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 1993 . -№2. - С. 54-58.
13. Иванова Т.Ф. Детское творчество / Т.Ф. Иванова. - М: Просвещение, 1987. – 213 с.
14. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 124 с
15. Крылов Е.К. Школа творческой личности /Е.К. Крылов // Дошкольное воспитание. -1992. - №№ 7,8. - С. 11-20.
16. Кудрявцев В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В. Кудрявцев, В. Синельников // Дошкольное воспитание, 1995 - № 9. - С. 52-59, № 10. - С. 62-69.
17. Кудрявцев В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В. Кудрявцев, В. Синельников // Дошкольное воспитание, 1995 - № 10. - С. 62-69.
18. Леднев B.C. Содержание образования. / В.С. Леднев. Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 2002. - 360 с.
19. Литова З.А. Планирование и организация внеклассной работы по трудовому обучению. / З.А. Литова. - М: Просвещение, 1987. – 376 с.
20. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. / С.П. Ломов. - М: Агар, 2009. -210 с.
21. Лыкова И.А. Великая книга о лепке, аппликации, лесных поделках, живых игрушках, вкусных рецептах. / И.А. Лыкова. – К.: Карапуз, 2011. – 189 с.
22. Малышева А. Н. Аппликация в школе./ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. - М: Воронеж, 2006.- 480 с.
23. Панасюк И.С. Клеим, режим, складываем. / И.С. Панасюк. - М: Просвещение, 1987. – 296 с.
24. Панкеев И. Из природных материалов./ И. Панкеев. - М.: Наука, 2001. – 63 с.
25. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие / Пидкасистый П.И., Портнов M.- М.: Рос.пед.агенства, 2005. - 602 с.
26. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников / Л.В. Занкова. - М.: 1978. – 337 с.
27. Семенишина Н.В. Декоративно-прикладное искусство в школе. / Н.В. Семенишина. - М.: Просвещение, 1981. – 208 с.
28. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе./ Н.М. Сокольникова. -М.: Академия, 2008. -365 с.
29. Соломенникова О.А. Критерии сформированности знаний о народном декоративно-прикладном искусстве и критерии сформированности умений декоративного рисования и лепки: Педагогическая диагностика детей перед поступлением в школу / Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 154 с.
30. Соломенникова О.А. Народное искусство в воспитании детей. Методическое пособие / Т.С. Комарова, М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.
31. Тихомирова О. Декоративное рисование в начальных классах // Дошкольное воспитание. 2004. - №1, №2, №3.- С. 35 - 37.
32. Тищенко П.Д. Что значит знать? Онтология познавательного акта. / П.Д. Тищенко, М.: Просвещение, 1991. - 48 с.
33. Фридман Л.М., Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. / Л.М. Фридман, - М.: Провещение, 1997. – 115 с.
34. Хворостян А.С., Декаративно-прикладное искусство. / А.С. Хворостян, - М.: Просвещение, 1981. – 217 с.
35. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на
уроках декоративного рисования: Пособие
для учителей. / Т.Я. Шпилакова, Изд. 3-е.
М.: Просвещение, 2008. -190 с.