Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 13:53, курсовая работа
Цель: проверить сформированность знаний о декоративно-прикладном искусстве.
Задачи исследования
1) раскрыть сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе;
2) определить критерии:
-Знает некоторые разновидности гончарной посуды;
Введение………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о декоративно-прикладном искусстве
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе
1.2. Критерии сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве ………………………………………
Выводы к главе I………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве
2.1. Проверка начального уровня сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве……………………….
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………….
Выводы к главе II
Выводы…………………
Список используемых источников…….…………….
Физиологический процесс воображения есть процесс образования новых сочетаний из числа сложившихся нервных временных связей в коре головного. Воображение - это некоторый отход от действительности. Человек воображает то, чего он еще не видел, что еще не существует, чего нет в действительности, но источник воображения в объективной реальности. Воображение одна из форм отражения действительности.
Особенно интересно развиваются представление воображения у детей школьного возраста.
Этому благоприятствует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов, явлений окружающего мира.
У третьеклассников воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания, но среди них есть дети с очень бледными, слабыми представлениями, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать с ими в процессе обучения. С такими детьми нужно много работать. Заика Е.В. [12] в своих работах предоставляет возможность развития воображения с помощью игр.
Образы воображения, возникающие у третьеклассников в процессе творческой деятельности, ещё крайне не устойчивы и легко меняются под влиянием возникающих, иногда случайных ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.
Психология детского возраста отметила важный для деятельности воображения момент, который в психологии получил название закона реального чувства в деятельности фантазии.
Сущность его проста, в его основе лежит фактическое наблюдение.
У третьеклассников воображение развивается на основе специальных знаний и опирается на освоение практических приемов действия в той или иной области творческой деятельности.
Развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение.
На развитие воображения детей, как считает Ендовицкая Т.О. [10], влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы и т.д.
Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.
Чтобы получить доброкачественный материал для творческой деятельности, человеку необходима высокоразвитая наблюдательность. Тищенко П.Д. [32]
Умение целенаправленно и тонко наблюдать - одна из характерных черт людей, создающих новое в той или иной области человеческой деятельности. Большие запасы наблюдений создают богатый материал для деятельности творческого воображения.
Наблюдение дает возможность увидеть не только то, что нужно для осуществления наличного замысла, но и то, что дает толчок к постановке новых проблем, к возникновению новой идеи, нового замысла.
Из чего-то же должна она возникнуть, потому что ни движение, ни течение, ни полет, ни падение, ни огонь, ни даже холод не бывают без своего источника, без движущей силы.
Итак, движущие силы. К ним относится все, что может стать первопричиной, побудительным мотивом, источником энергии для начала творческого процесса. Это эмоции и потребности. А вернее, наоборот: потребности и эмоции, потому что потребности первичны, а эмоции - в зависимости от успешного удовлетворения потребностей (или хотя бы от перспективы удовлетворения) - вторичны. Семенишина Н.В. [27]
Поэтому можно сказать, что творческий человек - это человек, который не только может, но, прежде всего, хочет и, притом, хочет много.
Существует не так уж мало разнообразных и действенных приемов творческого самовозбуждения. Один из таких приемов пробуждения активного желания действовать.
С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей творческие способности ослабевают.
Шпикалова Т.Я [35] раскрывает вопрос о процессе приобщения третьеклассников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.
Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.
В I-IV классах дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно (здесь исключено деление на отдельные виды искусства) и во взаимосвязи с окружающим миром. Программное содержание выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной, которые выступают в адаптированном для детей виде как Изображение, Постройка и Украшение (как характерные черты произведений искусства). Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства работу Мастеров Постройки, Изображения, Украшения, элементы конструктивности, изобразительности, декоративности. На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира. На уроках третьеклассники встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства.
Так, например, Кудрявцев В. [16] считает, что в процессе изучения темы «Изображение и фантазия» третьеклассники осваивают механизм создания фантастических образов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образы русалки - берегини, единорога, птицы Сирина, двуглавого коня и т. д. становятся наглядным примером проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей. В III классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, обои, кованые ограды, фонари, витрины, маски, театральные костюмы.
Грибовская А.А. [9] в своих исследованиях выявила, что дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы.
Античный костюм, краснофигурная и чернофигурная керамика, образцы средневекового литейного искусства, японские фонарики, кимоно - все это становится объектом восприятия школьников. Такое «растекание вширь» при изучении программного материала на первом этапе обучения позволяет сформировать широкий спектр представлений школьников о декоративно-прикладном искусстве как особой деятельности художника в союзе с Мастерами, обогатить их восприятие, расширить познавательный кругозор. Грибовская А.А. [9]
В практической деятельности закрепляются навыки восприятия (учащиеся украшают, например, узорчатыми деталями вырезанные из цветной бумаги силуэты изб, которые ритмически располагают на декоративном панно). Год декоративно-прикладного искусства закономерно подготовлен всем предшествующим ходом обучения, а также особенностями раннего школьного возраста.
К этому времени у учащихся уже сформированы определенные знания, умения и навыки, которые помогают в освоении языка и образного строя декоративно-прикладного искусства.
Вместе с тем это период школьного возраста, которому свойственны начало аналитического мышления, новые, более широкие интересы (в том числе интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, выходить на обобщения, наблюдательность, активность, стремление к деятельности.
Возраст третьеклассника еще несет в себе следы детства, игры, однако в нем уже имеет место направленность на серьезную, ответственную деятельность.
Все это становится реальной основой для углубленного изучения декоративно-прикладного искусства, его специфики как на уровне восприятия, так и в практической учебно-творческой деятельности.
Горячева Н.А. [8]считает что младшие классы это благоприятный возраст для приобщения детей к народному искусству, для формирования у них особого «родственного внимания», к уникальным рукотворным памятникам народной культуры, созданным по высоким законам искусства.
Эта задача, на наш взгляд, сложнее решается в старшем подростковом возрасте, когда под влиянием многих факторов (телерекламы, разнообразной массовой печатной продукции не лучшего качества, наводнившей потребительский рынок) у школьников складывается понимание красоты, идущее вразрез с выверенными временем народными представлениями. При знакомстве с предметами крестьянского бытового искусства необходимо раскрыть учащимся их главное содержание - утилитарно - бытовую функцию, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого.
В зависимости от назначения каждый предмет имеет определенную конструкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходящая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несет в себе двойственность содержания (функция и идея, воплощенная в образной форме предмета).
По словам Леднева B.C [16] задача педагога - в доступной форме донести до сознания учащихся мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объема, линий, цвета; тоном, ритмом, фактурой).
Народное декоративно-прикладное искусство как показала в своих работах Шпикалова Т.Я. [35] развивается на основе преемственности, традиций и является результатом творчества многих поколений.
Оно имеет важное значение для развития культуры, формирования творческих способностей и эстетического вкуса, так как накапливает в себе огромный исторический, духовный, эстетический опыт.
Актуальность данной проблемы особенно значима в деятельности учителей художественно-этнического цикла, ответственных во многом за духовное, нравственное, эмоционально-эстетическое развитие образного мышления учащихся, без чего не мыслима деятельная личность, потребность в которой столь остра в эпоху современных социально-экономических и культурных преобразований.
Согласно Лыковой И.А. [21] Один из видом детского творчества, имеющим огромное значение для развития художественных способностей в онтогенезе, является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация. Практика школ показывает, что наибольшее место в изобразительной деятельности детей отдано лепке и аппликации.
Тогда как основой для этих более сложных видов детского творчества являются движения под музыку и рисование. Благодаря первым развиваются общие движения малыша, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является для ребенка более удобным для самовыражения.
Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается "битва" с развивающимися художественными способностями за аккуратность. Или ребенок усаживается за парту и занимается менее "опасными" занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка важно так же, как и говорить. На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию.
На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов.
Тогда ребенку будет понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым.
Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.
Свободное, непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно- эмоциональное взаимодействие малыша с миром собственных ощущений и представлений, возникающих как бессознательные импульсы на окружающий ребенка мир звуков, цветов, запахов, прикосновений. Отражение этих импульсов в рисунке, танце, речи, фантазиях - это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой. Только дав ребенку возможность при непосредственно-эмоциональном взаимодействии с миром вещей и людей непроизвольно извлечь заложенный природой перспективный потенциал, отразить этот опыт в различных видах индивидуального или совместного со взрослым творчества, можно перебрасывать мостик к более произвольным и регулируемым со стороны и самим ребенком способам воспитания/самовоспитания и обучения/самообучения.
В противном случае, весь этот невостребованный природный арсенал, с которым ребенок появляется на свет, вытесняется глубоко в бессознательное. Отгораживается массой барьеров и появляется на свет в сновидениях, фантазиях, неосознаваемых и неконтролируемых вспышках и затуханиях творческих способностей.
Урок был и остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса. Наибольшей педагогической эффективности достигают те уроки, на которых комплексно решаются проблемы обучения, воспитания и развития детей.