Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 13:53, курсовая работа
Цель: проверить сформированность знаний о декоративно-прикладном искусстве.
Задачи исследования
1) раскрыть сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе;
2) определить критерии:
-Знает некоторые разновидности гончарной посуды;
Введение………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы формирования знаний младших школьников о декоративно-прикладном искусстве
1.1. Сущность понятия «знания» в научно-педагогической литературе
1.2. Критерии сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве ………………………………………
Выводы к главе I………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве
2.1. Проверка начального уровня сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве……………………….
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………….
Выводы к главе II
Выводы…………………
Список используемых источников…….…………….
Рисунок 1.2 Формы проявления понимания
Можно привести и другие признаки понимания, на которые ссылаются Сокольникова Н.М. [28] при определении этого понятия:
• способность к узнаванию общего в разных формулировках;
• самостоятельное переформулирование знания в системе разных понятий;
• способность к систематизации, классификации, группировке, квалификации объектов;
• доказательство теорем и обоснование теорий, способность приводить примеры;
• решение нестандартных задач и решение задач нестандартными способами и другие признаки.
1.2 Критерии сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве
Народное декоративно-прикладное искусство в силу своей близости детскому восприятию и творческим проявлениям - действенное средство развития художественно-творческих способностей учащихся, формирования таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, исследователей декоративно- прикладного искусства, справедливо утверждающих, что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда он увлечен каким – то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Соломенникова О.А. писала: «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». [29]. Использование декоративно-прикладного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников способствует их гармоничному развитию, активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать.
Тихомирова О. выделяет три уровня эстетического развития школьников. (Табл. 1.2) [31]
Таблица 1,2 Уровень эстетического развития школьников
Низкий |
отрицательное отношение к красивым изделиям; отсутствие желания заниматься созданием эстетических изделий |
Средний |
желание иметь яркие, броские изделия; интерес к красивым изделиям; интерес к эстетичным изделиям и желание сделать такой же предмет, каким является образец |
Высокий |
наличие потребности создавать красивые изделия; потребность во все проявления прекрасного вносить свое, улучшая различные предметы, поиск красоты в жизни, действительности |
Низкий уровень эстетического развития характеризуется следующими показателями: отрицательное отношение к красивым изделиям; отсутствие желания заниматься созданием эстетических изделий. Показатели способности при этом следующие: учащиеся не различают красивых и некрасивых предметов, не выделяют понятие «красиво». У них слабо выражено умение мастерить. Они имеют понятие о красоте изделия, но не могут объяснить, почему красивы конкретные образцы, имеют слабо выраженное умение творить. Учащиеся имеют понятие о красоте предметов, могут показать какое изделие более красиво, но объясняют, путано, сбивчиво, у них недостаточно сформированы умения для создания красоты.
Для среднего уровня эстетического развития характерны следующие показатели: желание иметь яркие, броские изделия; интерес к красивым изделиям; интерес к эстетичным изделиям и желание сделать такой же предмет, каким является образец. На данном уровне показатели способности следующие: имеют понятие о красоте, в чем заключена красота изделия, но не могут объяснить, как это сделать, т.е. не владеют технологией изготовления изделия и создания красивого предмета; имеют понятие о красоте, могут объяснить, чем красив предмет, а также рассказать о технологии его изготовления, назвать инструменты, с помощью которых предмет изготавливается, могут сами его спроектировать и изготовить, но недостаточно красивым; имеют понятие о красоте, могут объяснить, в чем она заключена и какова технология изготовления, а также могут повторить, создать аналогичные изделия.
Высокий уровень эстетического развития характеризуется следующими показателями: наличие потребности создавать красивые изделия; потребность во все проявления прекрасного вносить свое, улучшая различные предметы, поиск красоты в жизни, действительности. На данном уровне показатели способности следующие: учащиеся могут объяснить, в чем выражена красота предмета и технологию изготовления, используемые материалы и инструменты, способы создавать на основе предложенного свои варианты; изучив предлагаемый образец, могут проанализировать его, предложить технологию, а также самостоятельно изготовить изделие лучше, чем было предложено; создают принципиально новые проекты изделия, основываясь на собственном представлении о красоте, и выбирают оптимальную технологию изготовления предметов.
Переход с одного уровня знаний на другой, более высокий происходит в результате активной деятельности, что приводит к развитию определенных качеств личности. Красота достигается учащимися как при достаточном умении точно выполнять трудовые операции, так и при способности получать качественный результат труда.
Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве.
Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры.
Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.
Панасюк И.С. [23] считает, что одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей и особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей.
Детей учат различным приемам работы с бумагой таким как, аппликация - вырезание правильных контуров по обозначенным линиям их компоновки с последующим наклеиванием на какую либо основу, будь то бумага или другой материал.
Оригами - детей учат складывать из бумаги различные фигуры. Плетение из бумажных полосок. Данные примеры позволяет прививать детям основы пространственного мышления, развивать у них мелкую моторику - готовит руку ребенка к более сложной деятельности, развивает воображение. И конечно, это первоначальный этап, что бы почувствовать интерес к познанию нового, испытывать чувство радости от результатов своей работы.
Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей.
Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.
Иванова Т.Ф. [13] дает свое определение: декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации.
Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего - в его духовном мире.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» согласно Горячевой Н.А. [8] достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» - традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием - народное искусство; и классика - памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца.
Современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей.
Вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.
Афонькин С.Д. [3] в своей работе «Вырезаем и складываем» рассмотрел вопрос о любви детей лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало передать то, что им понравилось, что вызвало у них интерес.
Для того чтобы вылепить, сконструировать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, расположение частей.
Третьеклассники воспроизводят в лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения.
Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов: на прогулке, на специально организованных наблюдениях, из рассказов, из художественной литературы.
В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются.
В этом участвуют зрение, осязание, движение рук. Для умственного развития учащихся большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цвета.
Занимаясь, декоративно-прикладным искусством третьеклассники узнают разные материалы (бумага, глина, картон, пластилин и т.д.), знакомятся с их свойствами, приобретают навыки работы с ними.
Усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (клей, ножницы, карандаш и т.д.) А как известно, овладение этими действиями способствуют умственному развитию детей.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь третьеклассника: усвоение названия форм, название предметов труда, пространственные обозначения. Соломенникова О.А. [30]
Высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций положительно влияют на формирование связной речи.
Педагог также активно включает учащихся в объяснение задания, последовательности его выполнения.
В процессе анализа работ, по исследованиям Хворостяна А.С. [34], в конце занятия дети рассказывают о своих работах, высказывают суждения о поделках одноклассников. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствуют у детей образной, выразительной речи. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.
Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.
Если поставить слишком сложные задачи, то трудности, вызванные отсутствием у третьеклассников необходимых навыков и умений, помешают им не только передать своё отношение, но и правильно и аккуратно выполнить работу. Воспитание заключается ещё в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности.
В процессе создания коллективных работ у детей развиваются умения объединяться, договариваться о выполнение общей работы, стремление помочь друг другу.
В процессе декоративно-прикладной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического воспитания и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Выделения свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета - компонентов эстетического чувства.
Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик - стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. На разных уровнях детского развития эстетического восприятия имеет различное содержание.
Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, ещё не достаточно для создания изделия. Знакомство с предметом, который будет затем выполнен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в трудовой деятельности.
Однако очень важно закончить восприятия целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. . Панкеев И. [24]
Пидкасистый П.И. [25] дает определение воображению - это создание нового в форме образов представлений. Процесс воображения наблюдается в любой человеческой деятельности. Воображение - очень ценное психологическое свойство человека.
Одна из разновидностей воображения - фантазия. Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, человек представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных.