Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:44, реферат

Описание работы

Цель нашего исследования является изучение влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста.
Объект исследования - развитие дошкольников.
Предмет исследования - влияние мультфильмов на развитие дошкольников.
Задачи исследования:
1. подвергнуть глубокому анализу, как отечественные, так и зарубежные мультфильмы;
выявить общее и различное во влиянии на детскую психику; S определить степень вредности и полезности мультфильмов различных способов создания.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 39.38 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Персонажи современных  мультфильмов

Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных  мультфильмов и сериалов. Например, всем известный мультфильм «Том и  Джерри» (реж. У. Ханна, Д. Барберра) (Приложение, рис. 5). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также  пытается отомстить не менее бедному  коту. И наверняка, ребенок будет  делать то же самое, что делают эти  два веселых и милых героя. Раз родители дали такую возможность

- смотреть веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого.  Значит, можно бить и шутить  над теми, кто слабее. Это же  разрешили смотреть родные мама  и папа, которые сказками учат  ребенка различать хорошее и  плохое.

А такие добрые, на первый взгляд, мультфильмы как «Алладин», «Шрек», в которых, казалось бы, не должно быть никакого подвоха со стороны  производителей. Но, присмотревшись внимательно  можно заметить, что образ женщины  здесь представлен ярко. Если в  наших добрых советских мультфильмах половая принадлежность женщины  прикрыта, не выставлена напоказ, их женские  атрибуты в основном выражены через  внутренние качества, духовность, то героини  западных мультфильмов физиологичны, обладают формами прекрасно развитых женщин, очень ярко выражено все то, что должно нравится взрослым мужчинам, а не маленьким детям, и они умело их используют, у них нет целомудрия - того, что отличает продукцию для детей 1 от фильмов для взрослых. А ведь манеры поведения героев копируется детьми. В наших мультфильмах самая большая эротика - сомкнутые руки, поцелуи лишь обозначены, он сокровенен, тогда как западные герои откровенно заигрывают друг с другом, прикасаться к женщине можно как угодно, бесцеремонно, грубо. Например, как в популярном мультфильме Шрек несет свою девушку на плече, заигрывает с ней. Подсознание схватывает такие моменты и в дальнейшем во взрослой жизни мальчик может считать нормой такое поведение по отношению к женщине. С точки зрения психологов (М.В. Ба-шова, М. Аромаштам), эротику, взрослые стереотипы поведения в детских мультиках показывать нельзя. Это раньше положенного срока формирует в ребенке половое влечение, к которому эмоционально и физически ребенок еще не готов. До первого интереса ребенка к противоположному полу, ему необходима сказка, загадка. Только через романтику и робость перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужчиной, только скромная, целомудренная девушка, способна привлекать к себе настоящих мужчин. Детские стыдливость и стеснительность - одни из условий создания крепкой семьи в дальнейшем и продолжения рода в будущем.

В западных мультфильмах редко  встречается образ красивой мамы, с истинно женскими качествами, которая  своим образом будет вдохновлять  девочку ей подражать. Современные  западные мультфильмы своими образами женщин-мам способны на подсознательном  уровне отбить всякое желание у девочек  в дальнейшем иметь детей.

Рассмотрим американский мультик «Вуди и его друзья»(реж. У. Ланс, С. Маркус) (Приложение, рис. 6). Уже  из нескольких просмотренных серий  этого бесконечного мультика можно  вычленить один часто повторяющийся  сюжет: имеется некий человек, который  занят каким-то очень важным для  него делом. Как правило, он занят  чем-то вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.). И  имеется праздный самолюбивый дятел  Вуди, всегда развлекающийся. В результате действия, получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу  в его деле развлечения, терпит сокрушительное поражение, а дятел показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумелыми неудачниками.

Вполне естественно, что  если некоторый ребенок возьмётся  брать пример с этого «героя», то его поведение неизбежно войдёт в противоречие с законом. То есть данный мультик прямо воспитывает  антисоциальную личность. Можно подумать, что это случайность и прокол создателей, но если учесть что такое  поведение встречается в абсолютном большинстве тех мультиков, и  рассмотреть ту социально-психологическую  модель, лежащую в основе любого американского мультика, то такое  содержание будет восприниматься как  закономерное.

В этих мультфильмах показывается нормальное поведение индивида, ищущего  удовлетворения своим сугубо личным стремлениям. Как правило, стремлениям  к единоличному лидерству и силовому превосходству над окружающими. Если на первом плане - превосходство, то социальная приемлемость такого превосходства  оказывается на втором плане.

Отсюда и частый показ  как поведения героического - совершенно антисоциального поведения героев. Проанализировав несколько взятых особо популярных американских мультфильмов. Во всех находится нечто, несущее  откровенно антисоциальное содержание, но подающееся как вполне нормальное и приемлемое. Как считает зарубежный психолог X. Би, что показ такого поведения в мультфильмах ведёт к «сублимации антисоциальных наклонностей индивида».

Данная мультпродукция откровенно учит конкурентному поведению -достижению превосходства над окружающими  и превосходства любым способом и в любом виде.

Герои мультфильмов получают по голове смертельные удары разнообразными предметами, но, всегда продолжают вести  себя, как абсолютно здоровые.В  связи с этим в Америке очень  участились случаи убийств животных малолетними детьми. Эти дети бьют со всей силы молотками и прочими  тяжёлыми предметами своих домашних животных, а потом удивляются, почему их любимые питомцы, после такого обращения не ведут себя так же, как герои мультфильмов.

В американских мультиках, как  правило, даже социальное поведение  некоторых героев мультфильмов представляется как «героическое развлечение». Например, - сериал «Чёрный плащ». Но чаще всего  в тех мультиках описывается  всё что угодно, но только не созидательная  деятельность. Все и вся в этих мультиках развлекаются. Развлекаются самыми разнообразными способами и  методами. Случается даже кого-то убивают. Никогда в этих Западных мультиках  не бывает коллектива. Все взаимоотношения  между персонажами мультфильмов, как правило, конкурентные. Изредка, как нечто необязательное - дружеское. Всегда эти мультики показывают поведение  и стиль жизни завзятого индивидуалиста, живущего во враждебном социальном окружении.

В сюжетно-ролевых играх  дошкольники часто подражают  своим любимым героям. В процессе подражания и идентификации они  усваивают социальные роли, нормы  поведения, ценностные ориентиры, идентификация  подразумевает сильную эмоциональную  связь с персонажем мультфильма, роль которого ребенок принимает, ставя  себя на его место. Но игра в персонажи  будет стереотипна, ребенок будет  копировать жесты, манеру поведения  персонажа, ив игре не будет ни творчества, ни развития, а сам ребенок будет  подвержен опасности копировать биомеханические сооружения. Из-за традиционного подражания складывается неправильное мышление, образ, что способствует конфликту с родителями.

 

Глава II. Отрицательное влияние  мультфильмов на развитие детей дошкольного  возраста

мультфильм дошкольник психика  восприятие

2.1 Последствия просмотра  мультфильма у дошкольников

1.  Развитие восприятия. Как уже говорилось, в дошкольном  детстве, частично и в младшем  школьном возрасте, работа зрительного  восприятия во многом зависит  от кинестетического и осязательного  канала. При просмотре любых мультфильмов, передач, презентаций, фильмов  эти оба канала совершенно  бездействуют. Значит - восприятие не  может полноценно развиваться[18;153].

2.  Накопление опыта  восприятия. В будущем ребенок  будет основываться на прошлом  опыте восприятия, создавая зрительные  образы (представления) и графически (рисунки) в мозгу. Поскольку  «благодаря» просмотру телевизора  основные параметры предмета  отсутствуют, накопленный опыт  не может служить опорой для  создания собственных образов,  ребенок копирует увиденные. Это очень хорошо видно по рисункам детей - если их попросить нарисовать мультяшный персонаж, они постараются в точности передать копию.

3. Развитие мозга. Основное  развитие мозговых структур завершается  к 6-7 годам. У 6-летнего ребенка  достигает 2/3 размеров мозга взрослого  человека, но в нем в 5-7 раз  больше нервных связей между  нейронами. Мозг 6-летнего ребенка  может образовать тысячи дендритных  связей между нейронами. «Неактивированные», то есть неукрепившиеся благодаря  различным видам активной деятельности  нервные связи исчезают к 10-11 годам. В нервных клетках мозга  образуется энзим, который разрушает  все недостаточно миелинизированные  нервные связи («миелин» - жироподобное  изолирующее вещество, повышающее  скорость распространения нервного  импульса). При просмотре любых,  самых «развивающих» фильмов  или передач, дошкольник не  может устанавливать новые связи  потому что:

1)  не работают основные  виды восприятия;

2)  зрительное восприятие  пассивно;

3)  информация не требует  переработки, а сразу же усваивается  (хотя бы за счет агрессивной  атаки быстрой смены кадров);

4)  мозг не успевает  установить связи между объектами,  «выхватывает» их обрывочно;

5)  при повторном просмотре  одного и того же изображения  не поступает новой информации, только подкрепляется полученный  шаблон [18; 155- 157].

4. Обработка информации  в мозгу. Как уже упоминалось,  мозг не может полноценно развиваться,  если его лишать основной информации, поступающей от осязательного  и кинестетического каналов. Эти  импульсы влияют и на построение  зрительного и слухового образов.  Следует учесть, что рассматривая  повторно реальный объект, ребенок  находит все новые и новые  его свойства, мозг каждый раз  устанавливает новую необходимую  связь, раз от раза уровень  понимания повышается, процесс восприятия  активен и влияет на мыслительную  деятельность.

При просмотре мультфильмов ребенок дошкольного возраста не может осмысленно воспринимать увиденное  по-другому, на качественно новом  уровне. Нейроны «простаивают», мыслительные операции не развиваются. Кроме того, за короткий промежуток времени мозг принимает нереальное для обычного рассматривания количество зрительной информации. Он посылает сигналы о  перегрузке в нервную систему, а  та пытается «образумить» организм, вызывая  различные импульсы и нервные  реакции. Крайние проявления заботы нервной системы о бедном перегруженном  мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции [18; 157-159].

5. Пассивное времяпровождение, привычка к «уходу в другую  реальность». Дети привыкают к  пассивным видам деятельности, что  может в отдаленном будущем  вызвать тягу к более опасным  развлечениям. Приучая ребенка получать  удовольствия, ничего не делая,  или испытывать яркие эмоции  в пассивном положении родители  могут спровоцировать его в  старшем возрасте обращаться  к психотропным средствам.

6. Детство — очень краткий,  но самый важный период в  развитии личности. Многие ученые (А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, Л.К. Семенова, Д.Н. Крылов др.) получили  большое количество данных, показывающих, что дошкольные годы - время интенсивного физического и духовного развития способностей человека [14; 318].

7. Сенсорные эталоны. Дошкольное  детство — период накопления  в мозгу сенсорных эталонов. Усваивая  ненастоящие, нарисованные образы, ребенок теряет возможность построить  правильные представления о действительности. К концу дошкольного периода  заканчивается формирование «первого  абриса детского мировоззрения» (Д.Эльконин) [16; 32-33]. Но из карикатурных, рисованных персонажей не может  складываться мировоззрение.

8. Чередование активной  деятельности и осмысления впечатлений.  Для ребенка необходимо получать  впечатления, но не менее необходимо  их тщательно перерабатывать. Чем  лучше переработаны впечатления,  чем больше между ними установлено  связей, тем выше интеллектуальная  деятельность. Очень часто родители  боятся, что ребенку «мало» предоставлено  впечатлений. Но необходимо понимать  и помнить, что для мозга  важнее качество информации, а  не ее количество. Поверхностность  восприятия (много объектов) и снижение  ценности отдельных впечатлений  влияют и на речь и на  мышление [17; 76].

9.  Не правильное поведение  героев мультфильма никем не  наказывается. Персонажа, нарушающего  общепринятые правила, никто не  наказывает. В итоге, у ребенка  дошкольного возраста закрепляется  представление о допустимости  подобных форм поведения, расшатываются  эталоны хорошего и плохого  поступка, допустимого и неприемлемого  поведения.

10. Зомбирование детей  мультфильмами. Ребенок не в  состоянии оторваться от мультика  самостоятельно, без уговоров. Смотрят  любимый мультсериал по нескольку  раз в день. [14; 311]

2.2 Восприятие детей на  разных этапах развития

Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при: самом  дозированном просмотре многие дошкольники  становятся его заложниками. Теле-и  видеопродукция является частью их мира, и компетентность в вопросах мультфильмовов и фильмов для них так же важна, как для взрослых - в вопросах литературы или искусства. Остается лишь узнать, как воспринимают картинку дети на разных этапах развития и в  соответствии с этим извлечь из неизбежных просмотров максимальную пользу,

0-6 месяцев. Чем младше  ребенок, тем больше времени  проводит с ним мама у телевизора. И если его влияние на новорожденного  еще не до конца изучено,  то для мамы он служит своеобразным  «разделителем», возможностью защититься  от полного поглощения заботами  о ребенке, особенно если ей  никто не помогает. Впервые недели  жизни приглушенный звук телевизора  лишь убаюкивает ребенка, но  уже в 2 - 3 месяца он поворачивает  голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя, реагирует  на знакомую заставку. Известно, что связь между зрительным  и осязательным восприятием устанавливается  очень рано. А вот связь слухового  восприятия с визуальным и  ее влияние на развитие младенца  изучены мало. Исследователи продемонстрировали  детям 4 месяцев два мультфильма:  в первом случае звук был  наложен синхронно, а во втором - нет. И дети были гораздо  более заинтересованы «правильным»  мультиком. На вопрос о том,  как воздействуют движущиеся  картинки на младенца, однозначно  ответить нельзя. Очевидно, что на  этом этапе развития чувственное  восприятие целиком зависит от  матери, отца или человека, ухаживающего  за дошкольником.

Информация о работе Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста