Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:10, курс лекций
Курс лекций выстроен в логике стандарта от изучения особенностей государственной политики в области начального общего образования, исследования методологического аспекта реализации ФГОС начального общего образования и заканчивается анализом педагогического аспекта реализации ФГОС начального общего образования. Каждая лекция рассчитана на изучение теоретического материала и обсуждение его на семинарских, практических занятиях, лабораторных работах, самостоятельную работу студентов, тематика которой представлена в конце пособия.
Введение
Раздел 1. Государственная политика в области начального общего образования
1. Модернизация системы образования в России
2. Государственный стандарт начального образования нового поколения
3. Основные термины образовательного стандарта второго поколения
4. Проект «Наша новая школа»
5. Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы
Раздел 2. Методологический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Системно - деятельностный подход как основа ФГОС
2. Типология и алгоритм конструирования уроков деятельностной направленности
3. Формирование универсальных учебных действий
4. Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Раздел 3. Педагогический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
2. Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
3. Проектирование развития форм сотрудничества участников образовательного процесса, в том числе учебного сотрудничества
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Заключение
Литература
Психологи утверждают, что способности можно развить, если создать условия, учитывающие возможности ребенка, его пристрастия и интересы. Поэтому малоспособные школьники (вот они, средние!) – это дети, чьи способности еще «спят», не востребованы, не раскрыты. Вот здесь и приходит на выручку педагогу специально продуманная система постепенно усложняющихся заданий, которые дают шанс середняку продвигаться вперед.
Особенность методики дифференцированной работы состоит в том, что она, прежде всего, устраняет причины трудностей в обучении, формирует психические качества, недостаточность развития которых и мешает усвоить учебный материал (например, недостаточный уровень внимания, логического мышления, пространственного восприятия, фонетического слуха и др.)
Еще одно важнейшее положение стандарта второго поколения: «Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы». Это положение может рассматриваться как одна из стратегических линий перспективного развития российского образования и, безусловно, означает необходимость ориентации сегодняшнего процесса обучения на завтрашний день. Здесь необходимо отметить, какой процесс обучения может считаться актуальным, т. е. соответствующим требованиям общества, государства и достижениям психолого-педагогических наук. Актуальный процесс обучения потому и называется так, что изменяет роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность. Поэтому обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы». Именно это заставило отказаться от ориентировки методики обучения на репродуктивные методы. Основную задачу авторы учебников видели в разработке исследовательских и поисковых учебных задач: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, заданий на моделирование и т. п., способствующих тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика. Руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизводить, а предполагает организацию совместных размышлений, поиска, наблюдений (за объектом природы, языковой единицей, математическим объектом и т. д.) самостоятельных построений алгоритмов и т. п.
Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.
- Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
- Развитие внутренней
мотивации – это движение
- Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
Для первоклассника необходимо:
- Создать атмосферу успеха
- Помогать ребёнку учиться легко
- Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях
- Не скупиться на поощрения и похвалу
- Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.
Тема 2.4. Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
В школе система оценки рассматривается как комплексный подход к оценочной деятельности, позволяющий вести оценку достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по следующим критериям:
1. Оценка планируемых предметных результатов.
2. Оценка планируемых метапредметных результатов.
3. Оценка планируемых личностных результатов.
4. Итоговая оценка выпускника
и её использование при
5. Оценка результатов
деятельности образовательного
учреждения по полноте и
Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы начального образования в образовательном учреждении.
В соответствии со Стандартом система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
- закрепляет основные
направления и цели оценочной
деятельности, описание объекта
и содержание оценки, критерии, процедуры
и состав инструментария
- ориентирует образовательный
процесс на духовно-
- обеспечивает комплексный
подход к оценке результатов
освоения основной
- предусматривает оценку
достижений обучающихся (итоговая
оценка обучающихся, освоивших основную
образовательную программу
- позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
К основным результатам начального образования Стандарт относит:
· формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
· воспитание основ умения учиться, то есть способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
· индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Из приведенных выше требований следует, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования выступает:
· как самостоятельный и самоценный элемент содержания, обеспечивающий взаимосвязь между требованиями стандарта и образовательным процессом;
· как средство обеспечения качества образования;
· как регулятор образовательного процесса;
· как фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования.
В основе системы оценивания планируемых результатов младших школьников в школе лежат следующие принципы:
· ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных), при этом оценка личностных результатов должна отвечать этическим принципам охраны прав личности и конфиденциальности, то есть осуществляться в форме, не представляющей угрозы личности, её психологической безопасности и эмоциональному статусу;
· взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса;
· единства критериальной и содержательной базы внутренней и внешней оценки (внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами; внутренняя – самой школой – учениками, педагогами, администрацией);
· участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки и предоставляют возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, а также способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Формы контроля и учета достижений обучающихся на ступени начального общего образования
Обязательные формы и методы контроля |
Иные формы учета достижений | ||
текущая аттестация (оценка предметных и метапредметных результатов) |
итоговая (четверть, год) аттестация (оценка предметных и метапредметных результатов) |
урочная деятельность (оценка личностных результатов) |
внеурочная деятельность (оценка личностных результатов) |
|
|
|
|
|
Оценка планируемых предметных результатов
Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний.
В начальной школе к опорной системе знаний отнесен, прежде всего, понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и учащимся эффективно продвигаться в изучении предмета. Опорная система знаний определяется с учетом значимости знаний для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учетом принципа реалистичности потенциальной возможности их достижения большинством учащихся.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Иными словами объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В зависимости от этапа обучения в образовательной системе «Гармония» используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса.
Предметная стартовая диагностика проводится с целью выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса; выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
План проведения контроля планируемых результатов освоения основной образовательной программы в 1 классе
Предмет |
Сроки |
Входная работа |
|
Диагностическая комплексная работа |
сентябрь |
Текущие работы |
|
Проверка навыка чтения |
Декабрь, май |
Итоговые |
|
Русский язык (диктант) |
апрель |
Русский язык (тест) |
апрель |
Математика (тест) |
апрель |
Информация о работе Теоретические основы организации обучения в начальных классах