Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:10, курс лекций
Курс лекций выстроен в логике стандарта от изучения особенностей государственной политики в области начального общего образования, исследования методологического аспекта реализации ФГОС начального общего образования и заканчивается анализом педагогического аспекта реализации ФГОС начального общего образования. Каждая лекция рассчитана на изучение теоретического материала и обсуждение его на семинарских, практических занятиях, лабораторных работах, самостоятельную работу студентов, тематика которой представлена в конце пособия.
Введение
Раздел 1. Государственная политика в области начального общего образования
1. Модернизация системы образования в России
2. Государственный стандарт начального образования нового поколения
3. Основные термины образовательного стандарта второго поколения
4. Проект «Наша новая школа»
5. Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы
Раздел 2. Методологический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Системно - деятельностный подход как основа ФГОС
2. Типология и алгоритм конструирования уроков деятельностной направленности
3. Формирование универсальных учебных действий
4. Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Раздел 3. Педагогический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
2. Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
3. Проектирование развития форм сотрудничества участников образовательного процесса, в том числе учебного сотрудничества
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Заключение
Литература
Тексты представлены в сборниках:
1.О.В. Кубасова. Литературное чтение. Тестовым заданиям к учебникам для 1- 4 классов (для оценки результатов навыка чтения и умений работать с текстом и книгой)
2.Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырева. Контрольные работы к учебнику Математика 1, 2, 3, 4 классы (для дифференцированного контроля результатов обучения математике)
3.М.В. Сычева, Л.Д. Мали «Тестовые задания 1 класс» ( для закрепления и проверки усвоения курса)
4.Н.Б.Истомина, О.П.Горина. Тестовые задания по математике 2. 3, 4 классы (для текущей и итоговой проверки знаний и самоконтроля)
5.О.Т. Поглазова. Тестовые задания по окружающему миру 2,3,4 классы. ( для тематического и итогового контроля и самоконтроля за усвоением полученных знаний)
6.М.С Соловейчик , Т.В. Корешкова «Тестовые задания по русскому языку» ( для проверки сформированности предметных и общеучебных умений, для тренировки и самопроверки, для проведения контрольных работ.
7.Е.Л. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. КочуроваПроверочные и тестовые работы по русскому и математике
Контрольно-оценочная деятельность во 2-4 классах
Цель: определять уровень освоения системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В основе многих предметных действий лежат те же универсальные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогии, а также поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д. На разных предметах эти действия выполняются с разными объектами: например: с числами и математическими выражениями, со звуками и буквами; словами, словосочетаниями и предложениями; высказываниями и текстами, с объектами живой и неживой природы, с музыкальными и художественными произведениями
Количество итоговых контрольных работ
Предмет |
Число контрольных работ по классам | |||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс | |
Русский язык |
||||
Контрольное списывание |
1 |
1 |
||
Диктант |
1( что-то одно) |
4 |
4 |
4 |
Изложение |
1 | |||
Словарный диктант |
4 |
4 |
4 | |
Тестирование |
1 |
2 |
1 | |
Контрольная работа |
4 |
4 |
4 | |
Итого |
1 |
14 |
14 |
14 |
Математика |
1 |
13 |
13 |
14 |
Литературное чтение |
1 |
4 |
8 |
8 |
Окружающий мир |
1 |
4 |
4 |
4 |
класс |
кол-во к.р. |
Виды работ |
1 ч |
2 ч |
3 ч |
4ч |
11 |
Контрольное списывание. Контрольный диктант. |
|||||
22 |
Контрольное списывание. Контрольный диктант. Контрольный словарный диктант. |
|||||
33 |
Контрольное списывание. Контрольный диктант. Контрольный словарный диктант. Контрольное изложение. Практическая работа (грамматическое задание). |
|||||
44 |
|
Контрольное списывание. Контрольный диктант. Контрольный словарный диктант. Контрольное изложение. Практическая работа (грамматическое задание). |
|
Также по предмету предлагаются проводить по усмотрению учителя работы обучающего характера.
Вид работы |
Класс |
Кол-во |
свободный диктант |
3,4 кл. |
|
письмо по памяти |
1-4 кл. |
|
грамматические задания (в том числе графический диктант и практическая работа) |
1-4 кл. |
|
зрительный диктант |
2-4 кл. |
|
слуховой диктант |
1-4 кл. |
|
тестовая работа |
2-4 кл. |
|
списывание |
1-4 кл. |
Объём диктанта и текста для списывания:
классы |
четверти | |||
1 ч. |
2 ч. |
3 ч. |
4 ч. | |
1 класс |
- |
- |
- |
15 слов |
2 класс |
20-25 слов |
25-30 слов |
30-35 слов |
35-40 слов |
3 класс |
40-45 слов |
45-50 слов |
50-55 слов |
55-60 слов |
4 класс |
60-65 слов |
65-70 слов |
70-75 слов |
75-80 слов |
Примечание: тексты для диктанта подбираются средней трудности. Каждый текст включает в себя достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа слов диктанта).
Количество слов в словарном диктанте: во 2 классе – 10 слов, в 3 классе – 12 слов, в 4 классе – 15 слов.
Периодичность проведения творческих работ обучающего характера (сочинения и изложения) – примерно один раз в 10 -12 дней.
Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих (с первых уроков 1 класса в виде небольших устных рассказиков, но постепенно перерастает в серьёзную умственную планируемую работу). Сочинения должны быть разнообразными и по источникам материала, и по типам текста, стилю, жанрам, и по тематике, и по степени самостоятельности и творческого вклада.
Изложение имеет целью проверить, как идёт формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов, правильность построения предложений, употребление слов в соответствии с их значением, сохранение авторских особенностей речи.
К оценке за сочинение и изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Такие работы оцениваются одной отметкой – только за содержание; грамотность проверяется, но не оценивается, т.к. на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили всё своё внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
В изложении оцениваются:
- полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажения, без пропусков важных событий, главной части)
- построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев)
- построение предложений, соблюдение порядка слов, лексика текста.
Примерное количество творческих работ по русскому языку:
классы |
Изложение |
Сочинение | ||||||
Четверти |
Четверти | |||||||
|
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
II |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
III |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
IV |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
В первом классе проводятся уроки по развитию речи в устной форме (не менее 1 в 10 -12 дней).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» - высокий уровень – отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.
«4» - средний уровень – наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3»-ниже среднего уровня – наличие не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному материалу; отдельные нарушение логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» - низкий уровень - наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу, нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса; отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Классификация ошибок и недочётов по русскому языку:
Ошибки |
Недочёты |
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах; - неправильное написание слов с непроверяемым написанием, круг которых очерчен программой каждого класса; - отсутствие изученных знаков препинания в тексте; - наличие ошибок на
изученные правила по - существенные отступления
от авторского текста при напис - отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий; - употребление слов в несвойственном им значении (в изложении). |
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; - отсутствие «красной» строки; - неправильное написание одного слова (повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку); - незначительные нарушение
логики событий авторского |
При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:
1. Количество ошибок
2. Исправления, допущенные учеником, ошибкой не считаются и не влияют на оценку работы.
3. Качество почерка и
аккуратность оформления
Критерии оценок контрольных работ по русскому языку:
Отметка |
Диктант (пройденный материал) |
Словарный диктант |
Списывание |
Грамматическое задание |
«5» |
нет ошибок |
без ошибок |
за безукоризненно выполненную |
без ошибок (или 1 ошибка или 2 недочета в основном задании, но верно выполнено хотя бы 1 дополнительное задание) |
«4» |
не более 2 ошибок |
допущена 1 ошибка |
1-2 исправления или 1 ошибка |
1 ошибка (или 2 ошибки и 2 недочета в основном задании, но верно выполнено 1 доп. задание) |
«3» |
не более 5 ошибок |
допущены 2 ошибки |
2-3 ошибки |
не менее половины задания (или полностью основное, но 3 ошибки или 1-2 недочета или верно выполнено 1 доп. задание) |
«2» |
если допущено 5 и более ошибок |
за работу, в которой 3-5 ошибок |
4 ошибки и более |
менее половины задания |
Критерии оценки творческих работ (изложений и сочинений):
Оценка |
Критерии |
допускается… |
«5» |
- за правильное и - богатство словаря; - правильное речевое оформление; |
- не более 1 речевой неточности; |
«4» |
- правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; |
- не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста; |
«3» |
- допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонение от темы (сочинение), - допущены отдельные
нарушения в - беден словарь; - имеются речевые неточности; |
- не более 5 недочётов в содержании и построении текста; |
«2» |
- работа не соответствует
теме (сочинение), имеются значительные
отступления от авторского - допущено много фактических неточностей; - нарушена последовательность изложения мыслей; - отсутствует связь между частями текста; - беден словарь. |
- более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста. |
Информация о работе Теоретические основы организации обучения в начальных классах