Теоретические основы организации обучения в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:10, курс лекций

Описание работы

Курс лекций выстроен в логике стандарта от изучения особенностей государственной политики в области начального общего образования, исследования методологического аспекта реализации ФГОС начального общего образования и заканчивается анализом педагогического аспекта реализации ФГОС начального общего образования. Каждая лекция рассчитана на изучение теоретического материала и обсуждение его на семинарских, практических занятиях, лабораторных работах, самостоятельную работу студентов, тематика которой представлена в конце пособия.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Государственная политика в области начального общего образования
1. Модернизация системы образования в России
2. Государственный стандарт начального образования нового поколения
3. Основные термины образовательного стандарта второго поколения
4. Проект «Наша новая школа»
5. Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы
Раздел 2. Методологический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Системно - деятельностный подход как основа ФГОС
2. Типология и алгоритм конструирования уроков деятельностной направленности
3. Формирование универсальных учебных действий
4. Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Раздел 3. Педагогический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
2. Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
3. Проектирование развития форм сотрудничества участников образовательного процесса, в том числе учебного сотрудничества
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курс_лекций_по_МДК_ТОО_обучения_в_нач.кл..doc

— 829.50 Кб (Скачать файл)

 

Тексты представлены в сборниках:

1.О.В. Кубасова. Литературное чтение. Тестовым заданиям к учебникам для 1- 4 классов (для оценки результатов навыка чтения и умений работать с текстом и книгой)

2.Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырева. Контрольные работы к учебнику Математика 1, 2, 3, 4 классы (для дифференцированного контроля результатов обучения математике)

3.М.В. Сычева, Л.Д. Мали «Тестовые задания 1 класс» ( для закрепления и проверки усвоения курса)

4.Н.Б.Истомина, О.П.Горина. Тестовые задания по математике 2. 3, 4 классы (для текущей и итоговой проверки знаний и самоконтроля)

5.О.Т. Поглазова. Тестовые задания по окружающему миру 2,3,4 классы. ( для тематического и итогового контроля и самоконтроля за усвоением полученных знаний)

6.М.С Соловейчик , Т.В. Корешкова «Тестовые задания по русскому языку» ( для проверки сформированности предметных и общеучебных умений, для тренировки и самопроверки, для проведения контрольных работ.

7.Е.Л. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. КочуроваПроверочные и тестовые работы по русскому и математике

 

Контрольно-оценочная деятельность во 2-4 классах

Цель: определять уровень освоения системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В основе многих предметных действий лежат те же универсальные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогии, а также поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д. На разных предметах эти действия выполняются с разными объектами: например: с числами и математическими выражениями, со звуками и буквами; словами, словосочетаниями и предложениями; высказываниями и текстами, с объектами живой и неживой природы, с музыкальными и художественными произведениями

 

Количество итоговых контрольных  работ

Предмет

Число контрольных работ по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

       

Контрольное списывание

1

1

   

Диктант

1( что-то одно)

4

4

4

Изложение

     

1

Словарный диктант

 

4

4

4

Тестирование

 

1

2

1

Контрольная  работа

 

4

4

4

Итого

1

14

14

14

Математика

1

13

13

14

Литературное чтение

1

4

8

8

Окружающий мир

1

4

4

4


 

Русский язык

класс

кол-во к.р.

Виды работ

1 ч 

2 ч 

3 ч 

4ч 

11

 

Контрольное списывание. Контрольный диктант.

       

22

 

Контрольное списывание. Контрольный диктант. Контрольный словарный диктант.

       

33

 

Контрольное списывание. Контрольный диктант. Контрольный словарный диктант. Контрольное изложение. Практическая работа (грамматическое задание).

       

44 

 

 

Контрольное списывание. Контрольный диктант. Контрольный словарный диктант. Контрольное изложение. Практическая работа (грамматическое задание).

     

 

 

 

 

Также по предмету предлагаются проводить по усмотрению учителя работы обучающего характера. 

 

Вид работы

Класс

Кол-во

свободный диктант

3,4 кл.

 

письмо по памяти

1-4 кл.

 

грамматические задания (в том числе графический диктант и практическая работа)

1-4 кл.

 

зрительный диктант

2-4 кл.

 

слуховой диктант

1-4 кл.

 

тестовая работа

2-4 кл.

 

списывание

1-4 кл.

 

 

 

 

 

 

 

Объём диктанта и текста для списывания:

классы

четверти

 

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

1 класс 

-

-

-

15 слов 

2 класс 

20-25 слов 

25-30 слов 

30-35 слов 

35-40 слов 

3 класс 

40-45 слов 

45-50 слов 

50-55 слов 

55-60 слов 

4 класс 

60-65 слов 

65-70 слов 

70-75 слов 

75-80 слов


 

Примечание: тексты для диктанта подбираются средней трудности. Каждый текст включает в себя достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа слов диктанта).

Количество слов в словарном диктанте: во 2 классе – 10 слов, в 3 классе – 12 слов, в 4 классе – 15 слов.

Периодичность проведения творческих работ обучающего характера (сочинения и изложения) – примерно один раз в 10 -12 дней.

Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих (с первых уроков 1 класса в виде небольших устных рассказиков, но постепенно перерастает в серьёзную умственную планируемую работу). Сочинения должны быть разнообразными и по источникам материала, и по типам текста, стилю, жанрам, и по тематике, и по степени самостоятельности и творческого вклада.

Изложение имеет целью проверить, как идёт формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов, правильность построения предложений, употребление слов в соответствии с их значением, сохранение авторских особенностей речи.

К оценке за сочинение и изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Такие работы оцениваются одной отметкой – только за содержание; грамотность проверяется, но не оценивается, т.к. на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили всё своё внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

В изложении оцениваются:

- полнота и точность  передачи содержания (полностью, без искажения, без пропусков важных событий, главной части)

- построение текста (ход  изложения, расположение частей, выделение  абзацев)

- построение предложений, соблюдение порядка слов, лексика  текста.

 

Примерное количество творческих работ по русскому языку:

классы

Изложение

Сочинение

 

Четверти

Четверти

 

 

II 

III 

IV 

II 

III 

IV 

-

-

-

-

-

-

-

-

II 

2

1

2

2

1

2

2

3

III 

2

2

3

3

2

2

3

2

IV 

2

3

3

3

2

2

2

2


 

 

В первом классе проводятся уроки по развитию речи в устной форме (не менее 1 в 10 -12 дней).

 

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» - высокий уровень – отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.

«4» - средний уровень – наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3»-ниже среднего уровня – наличие не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному материалу; отдельные нарушение логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» - низкий уровень - наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу, нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса; отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

 

Классификация ошибок и недочётов по русскому языку:

Ошибки

Недочёты

- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

- неправильное написание слов с непроверяемым написанием, круг которых очерчен программой каждого класса;

- отсутствие изученных  знаков препинания в тексте;

- наличие ошибок на  изученные правила по орфографии;

- существенные отступления  от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

- отсутствие главной  части изложения, пропуск важных  событий;

- употребление слов в  несвойственном им значении (в  изложении).

- отсутствие знаков препинания  в конце предложения, если следующее  предложение написано с большой буквы;

- отсутствие «красной»  строки;

- неправильное написание  одного слова (повторная ошибка  в одном и том же слове  считается за 1 ошибку);

- незначительные нарушение  логики событий авторского текста  при написании изложения.


При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:

1. Количество ошибок определяется  после классификации допущенных  ошибок. Если ученик допустил  несколько ошибок на одно орфографическое  или пунктуационное правило, необходимо  первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчёркивать), но засчитывать за одну ошибку. Если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, каждая следующая выносится как самостоятельная.

2. Исправления, допущенные  учеником, ошибкой не считаются  и не влияют на оценку работы.

3. Качество почерка и  аккуратность оформления работы  не влияют на оценку выполнения  работы.

 

Критерии оценок контрольных работ по русскому языку:

Отметка

Диктант (пройденный материал)

Словарный диктант

Списывание

Грамматическое задание

«5»

нет ошибок

без ошибок

за безукоризненно выполненную

без ошибок (или 1 ошибка или 2 недочета в основном задании, но верно выполнено хотя бы 1 дополнительное задание)

«4»

не более 2 ошибок

допущена 1 ошибка

1-2 исправления или 1 ошибка 

1 ошибка (или 2 ошибки и 2 недочета в основном задании, но верно выполнено 1 доп. задание)

«3»

не более 5 ошибок  

допущены 2 ошибки

2-3 ошибки 

не менее половины задания (или полностью основное, но 3 ошибки или 1-2 недочета или верно выполнено 1 доп. задание)

«2»

если допущено 5 и более ошибок

за работу, в которой 3-5 ошибок

4 ошибки и более 

менее половины задания


 

Критерии оценки творческих работ (изложений и сочинений):

Оценка

Критерии

допускается…

«5»  

- за правильное и последовательное  воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы (сочинение);

- богатство словаря;

- правильное речевое оформление;

- не более 1 речевой неточности;  

 «4»  

- правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;  

- не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста;  

 «3»  

- допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонение от темы (сочинение),

- допущены отдельные  нарушения в последовательности  изложения мыслей в построении 2-3 предложений,

- беден словарь;

- имеются речевые неточности;  

- не более 5 недочётов  в содержании и построении текста;

   «2»

- работа не соответствует  теме (сочинение), имеются значительные  отступления от авторского текста (изложение);

- допущено много фактических  неточностей;

- нарушена последовательность  изложения мыслей;

- отсутствует связь между частями текста;

- беден словарь.  

- более 6 речевых недочётов  и ошибок в содержании и  построении текста.

Информация о работе Теоретические основы организации обучения в начальных классах