Теоретические основы организации обучения в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:10, курс лекций

Описание работы

Курс лекций выстроен в логике стандарта от изучения особенностей государственной политики в области начального общего образования, исследования методологического аспекта реализации ФГОС начального общего образования и заканчивается анализом педагогического аспекта реализации ФГОС начального общего образования. Каждая лекция рассчитана на изучение теоретического материала и обсуждение его на семинарских, практических занятиях, лабораторных работах, самостоятельную работу студентов, тематика которой представлена в конце пособия.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Государственная политика в области начального общего образования
1. Модернизация системы образования в России
2. Государственный стандарт начального образования нового поколения
3. Основные термины образовательного стандарта второго поколения
4. Проект «Наша новая школа»
5. Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы
Раздел 2. Методологический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Системно - деятельностный подход как основа ФГОС
2. Типология и алгоритм конструирования уроков деятельностной направленности
3. Формирование универсальных учебных действий
4. Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Раздел 3. Педагогический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
2. Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
3. Проектирование развития форм сотрудничества участников образовательного процесса, в том числе учебного сотрудничества
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курс_лекций_по_МДК_ТОО_обучения_в_нач.кл..doc

— 829.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Литературное чтение

В начальной школе проверяется не только навык чтения, но и читательские умения. Навык чтения – понимание (сознательность чтения), правильность, способ чтения, темп, выразительность. Под техникой чтения понимают способ, темп чтения и его правильность.

Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить три раза в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце первого полугодия (20-25 декабря), в конце учебного года (апрель или май). Такой подход даёт возможность увидеть степень продвижения ученика в овладении техникой чтения на протяжении трёх основных этапов обучения в течение года и по классам.

 

 

Ф.И

Понима ние

Способ чтения

Правиль ность чтения

Темп чтения

Выразительность

Итого в. балл.

 

 

Понимает

Не понимает

По слогам

По слогам и целыми словами

Целыми словами

Без оши бок

С ошиб ками

Низ ур.

Средур.

Высокур.

Соблюдает паузу

Логические ударе ния

Эмоциональ ность

 

 

 

 

 Темп чтения:

1 класс 

2 класс 

3 класс

4 класс

1 пол.

2 пол.

1 пол.

2 пол.

1 пол.

2 пол.

1 пол.

2 пол.

вслух

вслух

вслух

вслух

про себя

вслух

про себя

вслух

про себя

вслух

про себя

вслух

-

25-30

30-40

45-50

70-80

50-60

85-90

65-70

100-110

70-80

115-120

 

80-95




 

Обязательное чтение наизусть:

класс

стихотворения

проза

1 класс 

 

-

2 класс 

 

-

3 класс 

   

4 класс 

   

 

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки:

 

Ошибки

Недочёты

- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

- неправильная постановка  ударений (более 2);

- чтение текста без  смысловых пауз, нарушение темпа  и чёткости произношения слов;

- непонимание общего  смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы  на вопросы по содержанию;

- неумение выделять основную  мысль текста;

- нарушение при пересказе  последовательности событий произведения;

- нетвёрдое знание наизусть  подготовленного текста;

- монотонность, отсутствие средств выразительности.

- не более 2 неправильных  ударений;

- отдельные нарушения  смысловых пауз, темпа, чёткости  произношения слов;

- осознание прочитанного  текста за время, немного превышающее  установленное;

- неточность при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования  средств выразительности, а также  недостаточная выразительность  при передаче характера.


 

 

Математика

Проверочные, самостоятельные работы проводятся по узловым вопросам, составляющим основу начального математического образования:

- усвоение учащимися нумерации  чисел в пределах изученного (сотня, тысяча, миллион),

- табличные случаи сложения, вычитания, умножения, деления,

- внетабличное умножение и деление в пределах 100,

- алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения, деления многозначных чисел,

- порядок выполнения действий  в выражениях (в 3-4 действия) со скобками  или без скобок,

- решение текстовых арифметических  задач,

- преобразование величин (меры длины, массы, времени),

- вычисление периметра и площади прямоугольника и квадрата.

 

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти, полугодия и в конце года.

Класс

Обязательные контрольные работы

Возможные виды мониторинга

   

Самостоятельная работа

Проверочная работа

Математический диктант

1 кл.

 

-

-

-

2 кл.

       

3 кл.

       

4 кл.

       

 

 

  

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки по математике:

Ошибки

Недочёты

- неверные вычисления  в случае, когда цель задания  – проверка вычислительных умений  и навыков;

- незнание или неправильное  применение алгоритмов письменного сложения, вычитания, умножения и деления, свойств, правил, зависимостей, лежащих в основе выполнения заданий;

- неправильный выбор действий  в решении текстовой задачи;

- несоответствие пояснительного текста выбранному действию в текстовой задаче, наименование величин вычислительным действиям и полученным результатам;

- неправильное определение  порядка действий в числовом  выражении со скобками или  без скобок;

- несоответствие выполненных  измерений и геометрических построений заданным параметрам.

- неверные вычисления, когда  цель задания не связана с  проверкой вычислительных навыков (в текстовой задаче, в геометрическом  задании) - неправильное списывание  данных;

- ошибки в записи ответа  текстовой задачи (при условии, что по действиям всё было решено верно);

- отсутствие ответа в  числовом выражении на порядок  действий (если оно решено верно);

- ошибки в записи математических  терминов.

- Примечание: - За грамматические  ошибки и самостоятельные исправления – баллы не снижаются.


 

 

Окружающий мир

 

Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развёрнутого ответа с большой затратой времени, т.е. проверочные работы тестового характера.

В тестовую работу можно включить во 2 классе – 9-10 заданий, в 3 классе – 12-13 заданий, в 4 классе – не более 15-16 заданий.

 

Оценочная норма предполагает выставление:

отличной оценки: при 90-100% набранных тестовых баллов,

хорошей – 70-80%,

удовлетворительной – 50-60%. 

 

В 1 классе проводится одна проверочная работа (апрель).

Во 2, 3, 4 классах – по 4 контрольных работ. (По усмотрению учителя можно включить проверочные работы обучающего характера: по одной в каждой четверти во 2, 3, 4 классах.)

 

Классификация ошибок и недочётов:

Ошибки

Недочёты

- неправильное определение  понятия, замена существенной характеристики  понятия несущественной;

- нарушение последовательности  в описании объекта (явления) в  тех случаях, когда она является существенной;

- ошибки в сравнении  объектов, их классификация на  группы по существенным признакам;

- незнание фактического  материала, неумение привести самостоятельные  примеры, подтверждающие высказанное  суждение;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических);

- ошибки при постановке  опыта, приводящие к неправильному  результату;

- неумение выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение  таблицы.

- раскрытие понятия только  с помощью наводящих вопросов;

- преобладание при описании  объекта несущественных его признаков;

- неточности при нахождении  объекта на карте;

- неточности при выполнении  рисунков, схем, таблиц, отсутствие  подписей и обозначений;

- неточности в определении  назначения прибора, его применение  осуществляется после наводящих  вопросов.


 

 

 

Оценка планируемых метапредметных результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

К ним относятся:

· способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

· преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников);

· умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом;

· умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение;

· способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;

· умение практически использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

· готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;

· умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Оценка метапредметных результатовможет проводиться в ходе различных процедур:

· с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий (сборник: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли /Под ред. А.Г. Асмолова – М.: 2008)

· при анализе выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений.

В методическом оснащении образовательной системы «Гармония» такие задания представлены в контрольных и тестовых заданиях по всем учебным предметам.

Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе.

Достижение метапредметных результатов может проявляться и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Информация о работе Теоретические основы организации обучения в начальных классах