Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:10, курс лекций
Курс лекций выстроен в логике стандарта от изучения особенностей государственной политики в области начального общего образования, исследования методологического аспекта реализации ФГОС начального общего образования и заканчивается анализом педагогического аспекта реализации ФГОС начального общего образования. Каждая лекция рассчитана на изучение теоретического материала и обсуждение его на семинарских, практических занятиях, лабораторных работах, самостоятельную работу студентов, тематика которой представлена в конце пособия.
Введение
Раздел 1. Государственная политика в области начального общего образования
1. Модернизация системы образования в России
2. Государственный стандарт начального образования нового поколения
3. Основные термины образовательного стандарта второго поколения
4. Проект «Наша новая школа»
5. Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы
Раздел 2. Методологический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Системно - деятельностный подход как основа ФГОС
2. Типология и алгоритм конструирования уроков деятельностной направленности
3. Формирование универсальных учебных действий
4. Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Раздел 3. Педагогический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
2. Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
3. Проектирование развития форм сотрудничества участников образовательного процесса, в том числе учебного сотрудничества
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Заключение
Литература
В начальной школе проверяется не только навык чтения, но и читательские умения. Навык чтения – понимание (сознательность чтения), правильность, способ чтения, темп, выразительность. Под техникой чтения понимают способ, темп чтения и его правильность.
Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить три раза в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце первого полугодия (20-25 декабря), в конце учебного года (апрель или май). Такой подход даёт возможность увидеть степень продвижения ученика в овладении техникой чтения на протяжении трёх основных этапов обучения в течение года и по классам.
Ф.И |
Понима ние |
Способ чтения |
Правиль ность чтения |
Темп чтения |
Выразительность |
Итого в. балл.
| ||||||||
Понимает |
Не понимает |
По слогам |
По слогам и целыми словами |
Целыми словами |
Без оши бок |
С ошиб ками |
Низ ур. |
Средур. |
Высокур. |
Соблюдает паузу |
Логические ударе ния |
Эмоциональ ность |
Темп чтения:
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс | ||||||||
1 пол. |
2 пол. |
1 пол. |
2 пол. |
1 пол. |
2 пол. |
1 пол. |
2 пол. | ||||
вслух |
вслух |
вслух |
вслух |
про себя |
вслух |
про себя |
вслух |
про себя |
вслух |
про себя |
вслух |
- |
25-30 |
30-40 |
45-50 |
70-80 |
50-60 |
85-90 |
65-70 |
100-110 |
70-80 |
115-120 |
80-95 |
Обязательное чтение наизусть:
класс |
стихотворения |
проза |
1 класс |
- | |
2 класс |
- | |
3 класс |
||
4 класс |
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки |
Недочёты |
- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); - неправильная постановка ударений (более 2); - чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов; - непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; - неправильные ответы на вопросы по содержанию; - неумение выделять основную мысль текста; - нарушение при пересказе
последовательности событий - нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста; - монотонность, отсутствие средств выразительности. |
- не более 2 неправильных ударений; - отдельные нарушения смысловых пауз, темпа, чёткости произношения слов; - осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; - неточность при формулировке основной мысли произведения; - нецелесообразность |
Проверочные, самостоятельные работы проводятся по узловым вопросам, составляющим основу начального математического образования:
- усвоение учащимися нумерации чисел в пределах изученного (сотня, тысяча, миллион),
- табличные случаи сложения, вычитания, умножения, деления,
- внетабличное умножение и деление в пределах 100,
- алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения, деления многозначных чисел,
- порядок выполнения действий в выражениях (в 3-4 действия) со скобками или без скобок,
- решение текстовых
- преобразование величин (меры длины, массы, времени),
- вычисление периметра и площади прямоугольника и квадрата.
Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти, полугодия и в конце года.
Класс |
Обязательные контрольные работы |
Возможные виды мониторинга | ||
Самостоятельная работа |
Проверочная работа |
Математический диктант | ||
1 кл. |
- |
- |
- | |
2 кл. |
||||
3 кл. |
||||
4 кл. |
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки по математике:
Ошибки |
Недочёты |
- неверные вычисления
в случае, когда цель задания
– проверка вычислительных - незнание или неправильное
применение алгоритмов письменн - неправильный выбор действий в решении текстовой задачи; - несоответствие пояснительного текста выбранному действию в текстовой задаче, наименование величин вычислительным действиям и полученным результатам; - неправильное определение порядка действий в числовом выражении со скобками или без скобок; - несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. |
- неверные вычисления, когда
цель задания не связана с
проверкой вычислительных - ошибки в записи ответа текстовой задачи (при условии, что по действиям всё было решено верно); - отсутствие ответа в числовом выражении на порядок действий (если оно решено верно); - ошибки в записи - Примечание: - За грамматические ошибки и самостоятельные исправления – баллы не снижаются. |
Окружающий мир
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развёрнутого ответа с большой затратой времени, т.е. проверочные работы тестового характера.
В тестовую работу можно включить во 2 классе – 9-10 заданий, в 3 классе – 12-13 заданий, в 4 классе – не более 15-16 заданий.
Оценочная норма предполагает выставление:
отличной оценки: при 90-100% набранных тестовых баллов,
хорошей – 70-80%,
удовлетворительной – 50-60%.
В 1 классе проводится одна проверочная работа (апрель).
Во 2, 3, 4 классах – по 4 контрольных работ. (По усмотрению учителя можно включить проверочные работы обучающего характера: по одной в каждой четверти во 2, 3, 4 классах.)
Классификация ошибок и недочётов:
Ошибки |
Недочёты |
- неправильное определение
понятия, замена существенной - нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; - ошибки в сравнении
объектов, их классификация на
группы по существенным - незнание фактического
материала, неумение привести - неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических); - ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; - неумение выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы. |
- раскрытие понятия только с помощью наводящих вопросов; - преобладание при описании
объекта несущественных его - неточности при нахождении объекта на карте; - неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие подписей и обозначений; - неточности в определении
назначения прибора, его применение
осуществляется после |
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К ним относятся:
· способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников);
· умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом;
· умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение;
· способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;
· умение практически использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
· готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;
· умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка метапредметных результатовможет проводиться в ходе различных процедур:
· с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий (сборник: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли /Под ред. А.Г. Асмолова – М.: 2008)
· при анализе выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений.
В методическом оснащении образовательной системы «Гармония» такие задания представлены в контрольных и тестовых заданиях по всем учебным предметам.
Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе.
Достижение метапредметных результатов может проявляться и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Информация о работе Теоретические основы организации обучения в начальных классах