Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 00:37, курсовая работа
Тема "Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори", является актуальной, так как Монтессори, используя гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре своей педагогической системы, подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована на личность ребенка, и признается уникальной, а также гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития детей дошкольного возраста средствами методики Монтессори.
1.1. Понятие, сущность и особенности методики Монтессори
1.2. Педагогические принципы методики Монтессори
1.3. Стадии процесса развития детской личности по М.Монтессори
Глава 2. Педагогика Монтессори как «альтернативная» система становления личности детей дошкольного возраста
2.1. Суть «альтернативного» подхода к становлению личности детей дошкольного возраста по М.Монтессори
2.2. Роль взрослого в становлении личности дошкольника по методики Монтессори
2.3. Методические рекомендации по развитию личности детей дошкольного возраста по методики Монтессори
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития детей дошкольного возраста средствами методики Монтессори.
1.1. Понятие, сущность и особенности методики Монтессори
1.2. Педагогические принципы методики Монтессори
1.3. Стадии процесса развития детской личности по М.Монтессори
Глава 2. Педагогика Монтессори как «альтернативная» система становления личности детей дошкольного возраста
2.1. Суть «альтернативного» подхода к становлению личности детей дошкольного возраста по М.Монтессори
2.2. Роль взрослого в становлении личности дошкольника по методики Монтессори
2.3. Методические рекомендации по развитию личности детей дошкольного возраста по методики Монтессори
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система М. Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения, которое возникло в Европе и Америке на рубеже XIX-XX вв.
Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870-1952) - психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого ученого-исследователя и страстного подвижника новых гуманистических идей приковывает к себе неослабевающее внимание общественности, причем не только педагогической. Ей посвящены десятки книг и сотни статей на большинстве языков мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное - это отсутствие равнодушия, она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами. Обаятельная, как детство, педагогика Монтессори, ворвавшись в XX в. "негаданным метеоритом среди рассчитанных светил", продолжает собственный путь, вовлекая в свой шлейф все большее количество стран, учителей, детей. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную "Педагогическую антропологию", к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте еще не было. В результате многолетней напряженной творческой деятельности ей удалось создать стройную систему, которая благодаря высокому технологизму может быть перенесена в дошкольное, школьное, семейное воспитание.
Тема "Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори", является актуальной, так как Монтессори, используя гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре своей педагогической системы, подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована на личность ребенка, и признается уникальной, а также гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.
Глава 1. Теоретические основы развития детей дошкольного возраста средствами методики Монтессори.
1.1. Понятие, сущность и особенности методики Монтессори
Главная цель педагогики Монтессори
воспитание свободного и самостоятельного
человека с чувством собственного достоинства.
Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребенок
творит себя сам, в собственной деятельности.
Сознание ребенка впитывает все окружающее
как губка. Образование ребенка происходит
в соответствии с его биологическим ритмом,
индивидуальным темпом.
Прежде всего, подлинный гуманизм воспитательной
и образовательной систем, обращенность
к природе ребенка, отсутствие какого-либо
авторитаризма.
В рамках, определенных педагогом, ребенок
мог выбирать работу, которая нравилась
ему и соответствовала его внутренним
интересам. Он свободно и спонтанно упражнял
свои чувства, более того, испытывал удовольствие
и энтузиазм от подобной деятельности,
потому что поступал не по чьей-то указке,
а по собственному желанию.
Другой доминантой системы Монтессори
является максимально возможная индивидуализация
учебно-воспитательной деятельности,
использование четко продуманной и умело
инструментированной программы развития
каждого ребенка, рассчитанной и на сегодняшний
день, и на много лет вперед, органически
соединяющей в себе и обучение, и воспитание
на основе пробуждения и поддержания детской
активности. Совершенствуя свои умения,
ребенок постепенно приобретал чувство
независимости и уверенности. Вместе с
тем у него пробуждалась любовь к учению
и формировались мотивы для напряженной
самостоятельной познавательной деятельности.
Важной новацией М. Монтессори стало разрушение
традиционной классно-урочной системы
и создание оригинального учебного процесса
для детей от 3 до 12 лет, построенного на
признании за каждым учеником права на
значительную автономию и самостоятельность,
на свой темп работы и специфичные способы
овладения знаниями. Не случайно девизом
школы Монтессори являются слова: "Помоги
мне сделать это самому".
Вера в ребенка - краеугольный камень педагогики
М. Монтессори, наиболее полное выражение
ее гуманистических устремлений. Эта установка
была присуща всем без исключения представителям
свободного воспитания, однако Монтессори
пошла дальше своих "идеологических"
соратников. Она сумела преодолеть присущий
им негативизм по отношению к педагогическим
методикам, якобы мешающим проявлению
спонтанной активности детей. Наоборот,
она сумела разработать до мельчайших
нюансов метод, обеспечивающий максимальное
развитие детской активности. Именно этим
прежде всего и объясняется феномен жизненности
педагогики М. Монтессори, ее успех и популярность
на протяжении многих десятилетий.
М. Монтессори была убеждена в том, что
практически любой ребенок является нормальным
человеком, способным открыть себя в активной
деятельности. Эта деятельность, направленная
на освоение окружающего его мира, на вхождение
в культуру, созданную предшествующими
поколениями, одновременно приводила
к реализации заложенного в формирующейся
личности потенциала, к полноценному физическому
и духовному развитию.
Школа М. Монтессори - открытая система,
далеко вышедшая сегодня за рамки педагогической
теории и методики своей создательницы.
Это - огромный коллективный опыт ее учеников
и последователей, постоянно расширяющийся
и развивающийся, впитывающий в себя множество
новых элементов и особенностей, обусловленных
местом и временем использования, возрастом
детей, конкретными педагогическими задачами,
типом воспитательного учреждения, особенностями
и составом семьи и др.
Родители - главные воспитатели ребенка
от рождения до трех лет, а многие и далее
- до школьного возраста, и кому, как не
им, важно понять принципы свободного
и гуманного воспитания, утвержденные
Марией Монтессори, освоить приемы деятельного
наблюдения и помощи собственному ребенку,
тем более что основы его личности закладываются
именно в этом, совсем раннем возрасте
и то, что сегодня упущено, наверстать
не удается уже никогда. "Этому периоду
(более чем любому другому), - читаем у Монтессори,
- крайне необходимо уделять самое главное
внимание. Если мы будем следовать этим
правилам, ребенок, вместо того чтобы обременять
нас, проявит себя как самое великое и
утешительное чудо природы! Мы окажемся
лицом к ищу с существом, которого больше
не надо обучать как беспомощного, как
пустоту, ожидающую наполнения нашей мудростью;
с существом, чье достоинство растет с
каждым днем; существом, руководимым внутренним
учителем, который следует точному расписанию
в работе построения великого чуда Мира
- Человека. Мы становимся свидетелями
развития человеческой души, появления
Нового Человека, который не будет больше
жертвой событий, а благодаря ясности
видения сможет направить и создать будущее
человечества"
Задачи
воспитания и обучения:
Предоставить каждому ребенку возможность
развивать и утончать моторику, особенно
пальцев и мускул рук. В упражнениях соединять
движения руки с работой интеллекта.
Расширить возможности детей в проявлении
и развитии двигательной активности, тренировке
в овладении своим телом.
Укреплять здоровье детей, реально осуществляя
программу закаливания водой, солнцем,
воздухом, фитотерапией, босохождением.
Упражнять детей в проявлении заботы о
самом себе: одеваться и раздеваться, причесываться,
застегивать и расстегивать одежду, мыть
руки, чистить обувь, стирать, гладить
и прочие самостоятельные действия по
самообслуживанию.
Упражнять детей в проявлении заботы об
окружающей среде: уборка мусора, подметание
пола, накрывание на стол, оранжировка
цветов и уход за ними, уход за животными,
посадка растении и пр.
Предоставить возможность каждому ребенку
индивидуально развивать и утончать свою
сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние,
чувство тепла.
Развивать способность эстетического
восприятия культурной среды, поэтический
и музыкальный слух, чувство цвета, ритма,
формы.
Через развитие сенсомоторики подойти
к упражнениям в развитии речи. Совершенствовать
и расширять активный словарный запас.
Способствовать приобретению ребенком
навыков письма и чтения.
Развивать математическое мышление, навыки
счета и исчислений в десятичной системе.
Развивать умение наблюдать, анализировать,
сравнивать, выделять характерные, существенные
признаки предметов и явлений, группировать
их по этим признакам.
Предоставить возможность детям ощутить
себя частичкой космоса. Воспитывать чувство
ритма жизни, времени, живого и неживого,
четырех стихий: земли, воды, воздуха, огня,
различных явлений природы. Знакомить
с богатствами природы России и других
стран. Поощрять умение удивляться, радоваться
собственным открытиям, самостоятельно
искать ответы на свои вопросы. Предоставить
возможность для развития художественно-творческих
способностей детей: работа кистью, красками,
мелками, карандашами, резанье ножницами,
склеивание, складывание бумаги, работа
с тканью, деревом, природным материалом.
Способствовать развитию музыкального
слуха детей и ритмике их движений.
Создавать сердечную, доброжелательную
атмосферу в группе детей, поддерживать
общий ритм жизни и деловой характер отношений.
Способствовать такому состоянию ребенка,
когда его внутренняя свобода и дисциплина
реально становятся двумя сторонами одной
медали и отражаются в его поведении. Ребенок
учится жить в окружающей его социальной
среде, задача педагога - организовать
для него возможность проявления навыков
и тренировки культурного общения с другими
людьми.
1.2. Педагогические принципы методики Монтессори
Педагогика Монтессори идет "от ребенка",
в центре ее находится ребенок, образование
которого строится с позиций антропологии
и психологии. Предельно серьезно в этой
педагогической системе отношение
к свободе и достоинству человека уже
в детском возрасте. Одно из основных требований
к процессу воспитания - "уважение, с
которым мы должны относиться к духовной
свободе ребенка".
Для Монтессори духовное развитие человека
теснейшим образом было связано с его
психофизическим развитием, она постоянно
подчеркивала важнейшую роль развития
восприятия и органов чувств, двигательной
сферы для развития интеллекта, мыслительных
способностей, общего развития в целом.
Монтессори выдвигала идею о том, что человек
рождается с уже организованной структурой
впитывающего ума, который формируется
опосредованно с помощью особых движущих
сил жизни и под влиянием окружающей ребенка
среды.
В период от 0 до 3 лет малыш впитывает свое
окружение через инстинктивное развитие
чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха.
Через средовое окружение его разум на
уровне бессознательного без устали вбирает
в себя все оптические, акустические, тактильные
впечатления, язык, движения человека,
культуру, религию, отношения к нему людей
(прежде всего, родителей, братьев и сестер).
Ребенок делает максимальное усилие в
своем становлении, как уникального неповторимого
создания природы.
В период от 3 до 6 лет ребенка можно назвать
активным строителем самого себя. Малыш
хочет трогать предметы, которые он видит,
и слышать, как их называют взрослые. Он
хотел бы много и разнообразно двигаться,
работать руками. Он неустанно разговаривает
с другими людьми, пополняя свой словарный
запас (дети 4-6 лет способны воспринять
в неделю до 250 новых слов материнского
языка). Малыш сам хотел бы выбирать вещи
и предмет своей деятельности, сам себя
обслуживать, проявлять независимость
от взрослого.
От 6 до 9 лет ребенок становится на позицию
исследователя по отношению к окружающему
миру. Происходит ориентация на мир посредством
собственной деятельности, создание с
помощью воображения его целостной картины.
Этот период активного становления социальных
отношений между детьми, детьми и взрослыми,
близкими и далекими. Ребенка интересуют
явления окружающего мира, он готов к решению
проблемных задач, способен интегрировать,
сопоставлять и дифференцировать.
Под изменением структуры воспитания
Монтессори подразумевала создание "условий
свободы" в процессе воспитания.
Именно поэтому свободный выбор деятельности
и средств для нее коренным образом отличал
организацию учебного процесса в Монтессори
- группах от традиционной классно-урочной
системы и групповых занятий в обычном
детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной,
самоуправляемой и ответственной личности
является главной целью. Отсюда девиз
образования по Монтессори
"Помоги мне сделать это самому".
"Я сам! " - для педагога это желание
ребенка обязательно для исполнения. Монтессори
полагала, что стремление маленького ребенка
к самостоятельности должно уважаться
взрослыми, подкрепляться и поддерживаться
в процессе воспитания, чтобы вырос самостоятельный
и ответственный человек.
Поверхностный взгляд на педагогику Монтессори
может привести к ложному представлению
о том, что детям предоставлена неограниченная
свобода, определяемая их капризами и
сиюминутными желаниями, дети "делают,
что хотят". На самом деле в педагогике
Монтессори свобода обретает свои границы,
во-первых, в потребностях других детей
и коллектива ("Можно все, что не мешает
остальным", "Каждую вещь или предмет
нужно вернуть на место") и, во-вторых,
в необходимости дела ("Нельзя ничего
не делать", "Начатое дело нужно обязательно
довести до конца"). Только так можно
научиться быть "мастером самого себя",
считала Монтессори. В ее системе свобода
означает: свободу передвижения ребенка
в подготовленной окружающей среде, свободу
выбора места для деятельности, свободу
выбора предметов и дидактического материала
для удовлетворения познавательных интересов,
свободу в определении продолжительности
своей деятельности, свободу выбора уровня
образования, свободу коммуникации и объединения
в работе с другими детьми. В условиях
свободной деятельности ребенок учится
оценивать свои возможности и принимать
решения в связи с выбором материала, места,
партнеров и пр., осознает свою ответственность
за принятое решение, переживает радость
от процесса и результата деятельности,
происходящей по внутреннему, а не по внешнему
побуждению.
Свободная и самостоятельная деятельность
невозможна без умения сосредоточенно
работать продолжительное время; доводить
начатое дело до конца; внимательно наблюдать
за действиями педагога, когда он показывает,
как работать с материалом; слушать
его пояснения, если они необходимы; заниматься
самостоятельно и контролировать свои
ошибки; не мешать другим. Монтессори называла
это "поляризацией внимания". Этот
феномен она открыла в работе с детьми
раннего возраста.
Монтессори пришла к выводу о том, что
большая степень концентрации внимания
порождает активность рук под руководством
ума. Детское "экспериментирование"
- следствие активного исследовательского
обращения с самостоятельно выбранным
предметом, который, в свою очередь, активизирует
внимание, мыслительную деятельность
ребенка и способствует их продолжительному
и эффективному объединению - поляризации.
Благодаря внутренней концентрации на
предмете становится возможным процесс
умственного саморазвития ребенка. Помимо
этого, воспитываются выносливость, усидчивость
и терпение, необходимые для интеллектуальной
деятельности.
Монтессори заметила также, что концентрация
внимания по внутреннему побуждению не
так утомительна для ребенка, как принудительное
побуждение к концентрации внимания извне,
со стороны педагога.
"Чем дальше развивается способность
внутренней концентрации, тем чаще происходит
это спокойное погружение в работу, тем
четче становится новый феномен: дисциплина
детей", - писала М. Монтессори. - В дисциплине
проявляется улучшение способности детей
уметь поступать по своему усмотрению.
Внутренняя дисциплина становится "обратной
стороной свободы".
При создании окружающей обучающей среды
обязательно учитываются физические возможности ребенка.
На легко доступных полках предлагается
множество дидактического материала тщательно
продуманного и обладающего уникальной
возможностью всесторонне развивать обучающегося.
Свойства и качества Монтессори - материала
максимально способствуют поляризации
внимания в процессе упражнений. Происходит
осмысленное проникновение в суть добровольно
выбранной деятельности.
Монтессори - материал представляет собой
конкретное, предметное воплощение обобщенного
знания, некоторый "элемент" человеческого
бытия, лишенный субъективности и несущественных
деталей, обобщающий знание многих и многих
поколений людей о способах овладения
им (по выражению Монтессори - "материализованные
абстракции").
В педагогике Монтессори уделяется особое
внимание активизации процесса синтеза
новых для ребенка сложных действий из
уже известных элементов, преподнесенных
ему в упражнениях с дидактическим материалом.
Монтессори поэтому не учит письму - письмом,
чтению - чтением, рисованию - рисованием,
а предоставляет ребенку возможность
самостоятельно "сложить из элементов"
эти сложные действия, причем каждому
в свое время, в соответствии с наступлением
у него соответствующего сенситивного
периода. Материал Монтессори является
существенной помощью в "абсорбировании"
ребенком окружающей среды.
Педагог создает и поддерживает связь
между ребенком и развивающей предметно-пространственной
средой. Он внимательно наблюдает за детьми,
ни в коем случае не навязывая им свою
помощь, но в случае необходимости помогает
ровно столько, сколько помощи просит
ребенок. Если помощь не требуется, педагог
не вмешивается в процесс деятельности
ребенка, позволяя ему совершать ошибки
и самостоятельно находить их, так как
функция контроля заложена в самом дидактическом
материале.
Для ребенка Монтессори-материалы - это
"ключ к миру", благодаря которому
он приводит в порядок свои хаотичные
представления о нем, структурирует их.
По словам Монтессори, "материал должен
быть помощником и руководителем внутренней
работы ребенка…".
Дидактический материал Монтессори по
своей структуре и предметной логике соответствует
сензитивным периодам развития ребенка.
Монтессори выделяла шесть основных сензитивных
периодов в развитии детей до шести лет:
СП развития движений (0-6 лет). Центральным
пунктом этой фазы является момент первого
шага, то есть начало прямохождения, а
также момент в 2,5-3 года, когда ребенок
испытывает потребность интенсивного
развития мелкой моторики пальцев и мускул
руки. Ближе к 5 годам наблюдается стремление
ребенка к совершенствованию мускульной
системы, овладению своим телом. Ребенок
особенно много бегает, прыгает, лазает,
тренируя свою крупную моторику, напрягая
мышечную систему.
СП развития речи и языка (0-6 лет). Внутри
этого периода несколько наивысших точек:
0-5 месяцев – ребенок ощущает речь, смотрит
на рот говорящего, учится подражать звукам,
начинает располагать звуки последовательно;
1-1,5 года – первое сознательное слово,
лавинообразное нарастание словаря, восприятие
грамматических норм языка;
2,5-3 года – ребенок говорит фразами, разговаривает
сам с собой, чувствует потребность в языке;
3-4 года – ребенок решает с помощью речи
свои проблемы, осваивает буквы как символ
звуков, выстраивает их;
4-4,5 года – время спонтанного письма;
5 лет – ребенок читает без принуждения.
СП сенсорного развития (0-6 лет). Содержание
этого периода составляет множество относительно
коротких периодов, когда актуальным для
ребенка становится развитие отдельных
сторон или проявлений того или иного
органа чувств, и он в разное время становится
наиболее восприимчивым к цвету, форме,
размерам предметов.
СП интереса к маленьким предметам (1-3
года). Период весьма волнительный для
взрослых, т.к ребенок манипулирует пуговицами,
горошинами и т.п. с угрозой для собственного
здоровья. На самом же деле ребенка интересует
проблема целого и части. Разделяя предмет
на мелкие части, а их в свою очередь на
еще меньшие, ребенок ощущает, что мир
делим и состоит из всё более и более мелких
частей.
Монтессори полагала, что в раннем детстве
ребенок способен интуитивно получать
в своем окружении целостные представления.
При этом он неосознанно выбирает только
то, что необходимо для формирования его
личности в данный момент, в переживаемом
им сензитивном периоде.
Нарушение порядка и восстановление его
- сильнейший мотив детских действий, считала
Монтессори, так как ребенку нравится
видеть 4предметы своего окружения на
одном и том же месте, он старается восстановить этот
порядок, если его нарушил. Она оценивает
детскую восприимчивость к порядку как
важнейшую и таинственную сенситивную
фазу в развитии ребенка (в возрасте 2-3
лет). В установлении и поддержании порядка
необходимо идти от естественной детской
потребности в нем.
Кроме порядка важнейшим организационным
принципом в подготовленной дидактической
среде является ограничение. Так, каждый
материал, пособие, вид работы должны быть
представлены в единственном экземпляре,
чтобы не уменьшать интенсивность восприятия
ребенка, окруженного слишком большим
количеством материалов. Единственность
каждого компонента дидактического материала
предназначена также для формирования
навыков бесконфликтного социального
поведения детей, когда проблемная ситуация,
в которой несколько детей желает работать
с одним и тем же материалом, разрешается
совместными поисками цивилизованного
решения: ребенок учится уступать, ждать,
договариваться, сотрудничать.