Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 00:37, курсовая работа
Тема "Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори", является актуальной, так как Монтессори, используя гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре своей педагогической системы, подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована на личность ребенка, и признается уникальной, а также гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития детей дошкольного возраста средствами методики Монтессори.
1.1. Понятие, сущность и особенности методики Монтессори
1.2. Педагогические принципы методики Монтессори
1.3. Стадии процесса развития детской личности по М.Монтессори
Глава 2. Педагогика Монтессори как «альтернативная» система становления личности детей дошкольного возраста
2.1. Суть «альтернативного» подхода к становлению личности детей дошкольного возраста по М.Монтессори
2.2. Роль взрослого в становлении личности дошкольника по методики Монтессори
2.3. Методические рекомендации по развитию личности детей дошкольного возраста по методики Монтессори
Заключение
Список использованной литературы
В 20-х годах ХХ века Л.С. Выготский
теоретически объяснил процесс формирования
спонтанных понятий у человека. Он видел
движение ребенка от зоны его актуального
развития к зоне ближайшего развития,
как путь от наглядной ситуации к абстрагированию.
Зона ближайшего развития характеризует
разницу между тем, на что ребенок способен
самостоятельно, и тем, на что он становится
способен с помощью учителя. Вся развивающая
среда в Монтессори-школе, каждый дидактический
материал устроены таким образом, что
содержат внутри себя прямую цель, работающую
на утончение изолированной способности
ребенка, и в то же время – косвенную, работающую
на зону его ближайшего развития.
Индивидуальная работа и индивидуальный
интерес становятся возможными благодаря
учебным средствам, предназначенным для
индивидуальной работы в группе, которая
по возрасту и опыту является гетерогенной
(разновозрастной и разной по опыту и уровню
развития).
Монтессори считала, что объединение
детей по возрастному признаку неестественно
и непродуктивно для совместной деятельности.
В ее детских садах и школах формируемые
группы включают детей с разницей в возрасте
в три года (например, группа детей 3, 4 и
5-го годов жизни). Смешанные возрастные
группы способствуют развитию ролевой
дистанции, что благотворно сказывается
на нравственном развитии детей. Среди
детей развивается естественная система
взаимопомощи: младшие могут попросить
помощи у старших детей (тем самым не всегда
в затруднительной для ребенка ситуации
требуется помощь педагога). Они подражают
деятельности старших и перенимают у них
образцы поведения. Старшие дети, показывая
работу с материалом младшим или отвечая
на их вопросы, сами лучше усваивают суть
дела, приучаются оказывать помощь, заботиться
о других.
В подобных группах, как и в многодетной
семье, естественнее формируются и развиваются
социальные навыки; работа с материалами
более старших детей становится мощным
источником интереса и мотивации такой
работы для младших. Учитель в этом случае
освобождается от дополнительных усилий,
направленных на возбуждение интереса
к материалу, на активизацию детей к деятельности.
В психологическом плане важно то обстоятельство,
что в разновозрастной группе нет оснований
для сравнения детей друг с другом, что
регулярно происходит в обычной школе,
когда вроде бы одинаковые дети за усвоение
одного и того же материала получают разные
оценки. Отсутствует поэтому повод для
формирования и развития комплекса неполноценности
("У меня не получается, потому что я
еще маленький, вырасту - научусь"). Оценивание
ребенка осуществляется исключительно
в личностном, а не нормативном плане (т.е.
не по сравнению друг с другом и со школьной
программой, а по сравнению с собственными
предыдущими достижениями), что сообразуется
с требованиями гуманной педагогики.
1.3 Стадии процесса развития детской личности по М.Монтессори
По Марии Монтессори, процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии:
Каждая из этих стадий представляет собой отчётливый самостоятельный отрезок развития.
Фаза первой стадии детства (0—6 лет) — важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребёнка. Монтессори понимает первые три года жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребёнка, и называет это «Психический эмбрион». В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребёнок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.
В ходе своего развития ребёнок проходит так называемые «чувствительные», или «сенситивные» периоды. В такие периоды ребёнок особенно чувствителен к определённым возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребёнок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение сенситивного периода ребёнок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям — он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин «нормализация».
Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одним из важнейших сенситивных периодов каждого ребёнка является «усовершенствование чувств». Каждый ребёнок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учёбы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена.
Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребёнка. Так, её математический материал позволяет ребёнку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах.
Глава 2. Педагогика Монтессори как «альтернативная» система становления личности детей дошкольного возраста
2.1. Суть «альтернативного»
подхода к становлению
Педагогика Монтессори как «альтернативная» система включает в себя:
- наличие собственной
- наличие эффективных
- отсутствие классно-урочной
Понятие «система» означает единство и целостность Монтессори - образования на всех его уровнях: философском, психологическом, педагогическом и методическом. Основными отличиями образовательной системы являются неразрывная связь ее составных частей, которые могут быть рассмотрены отдельно лишь в дидактических целях; непротиворечивость ее составных частей снизу доверху.
Философский уровень связан с наличием у М. Монтессори собственного оригинального взгляда на окружающий мир, на его происхождение и развитие, на роль и место в нем человека, в частности ребенка. Она была убеждена в существовании «космического плана» развития Вселенной, где каждый объект и субъект выполняет предназначенную ему функцию. Ребенок кардинально отличается от взрослого, обладает особой формой разума - «впитывающим мышлением» - и строит свою личность во взаимодействии с окружающей его предметной и социальной средой в соответствии с глубоко индивидуальным и присущим только ему «строительным планом».
Психологический уровень связан со взглядом на конкретного человека как индивида, на законы его онтогенеза - движущие силы и механизмы развития. Заслуга М. Монтессори состоит в открытии сензитивных периодов развития ребенка и в предложенной ею возрастной периодизации.
Педагогический уровень предполагает трактовку проблемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе образовательной деятельности. Суть «метода М. Монтессори» - это свободная целесообразная деятельность детей с дидактическими материалами в созданной педагогом развивающей предметно-развивающей среде, по терминологии Монтессори, «подготовленной среде», при ограничении прямого воздействия воспитателя или учителя на детей.
На методическом уровне рассматриваются конкретные приемы и средства воспитания и обучения детей. Система М. Монтессори имеет глубоко продуманную и многократно экспериментально опробованную методику работы с комплексом оригинальных материалов, известных ныне как Монтессори-материалы. Учитель сначала демонстрирует ребенку рациональный способ работы с материалом, а затем дает ему возможность заниматься самостоятельно.
«Непрерывность образования» обусловлена тем, что ребенок 3 лет, по существу, приходит в школу (конечно, не в обычном понимании этого слова), где и продолжает учиться вплоть до 12 лет. Благодаря этому отсутствует кризис перехода из детского сада в начальную школу и связанный с этим стресс. По мере развития ребенка и овладения им новыми знаниями плавно изменяется окружающая его предметно-развивающая среда, организуемая педагогом: в нее вносят новые средства обучения, а материалы, освоенные всеми детьми, убирают. Таким образом, исчезает необходимость подготовки к школе.
Главное, что дает учащимся Монтессори-школа помимо высокого общеобразовательного уровня, - это гуманистическая ориентация и культура автономии; способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность; умение самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, умение учиться.
Термин «образование» также имеет у М. Монтессори свой смысл: образование не есть то, что делает с ребенком государство или учитель. Образование - это процесс самопостроения личности ребенка самим ребенком, исходя из собственного внутреннего потенциала. Монтессори полагала, что с рождения ребенок имеет некую силу внутри себя... и взрослые должны уважать в нем законы творения. Педагог-партнер и помощник ребенка в процессе его образования. По мнению М. Монтессори, необходимо помочь человеческому индивидууму с рождения развить все скрытые энергии, достичь более ясного разума, более сильного характера.
Философские воззрения Монтессори, философские взгляды Монтессори базируются на «Космической теории», представленной ею в ряде поздних работ, в том числе в докладах «Место человека в творении» (Лондон, 1935) и «Космическое воспитание» (Индия, 1945). Согласно этой теории, все в мире - растения, животные, человек – существует и действует в соответствии с космическим планом развития Вселенной. М. Монтессори пишет, что космическая теория признает во всем творении единый план, от которого зависят не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. Жизнь развивается в соответствии с космическим планом, и смысл жизни - не достичь совершенства на бесконечном пути прогресса, а оказать влияние на окружающую среду и достичь в ней определенной цели.
М. Монтессори отмечает, что все живые существа в процессе питания или поисков пищи выполняют «космическую» задачу, которая способствует тому, чтобы сохранить природу в гармоничном состоянии чистоты.
Каково же место человека во Вселенной? Является ли он единственным существом, ведущим паразитический образ жизни? Живет ли человечество только ради поддержания собственного существования? М. Монтессори убеждена в высшем предназначении человечества. Человек выполняет в природе «преобразующую функцию», оставляя на Земле след своего существования. Человек использовал энергию полезных ископаемых, миллионы лет скрытых в недрах Земли; синтезировал новые вещества из уже существующих; построил удивительные архитектурные сооружения; изобрел средства передвижения, помогающие ему в считанные часы пересекать континенты. Человеческий разум стал почти всемогущим. Поэтому вместо того, чтобы паразитировать и получать все блага из окружения, он является самой активной из действующих сил, предназначенной для того, чтобы изменять и совершенствовать окружающую среду.
Вплоть до XX в. человек, как полагает М. Монтессори, не осознавал этого предназначения и выполнял свою космическую задачу бессознательно, как и животные. Однако в настоящее время созданная им «сверхприрода» может легко выйти из-под контроля и привести к мощным экологическим катастрофам. Человечество должно осмыслить свою космическую задачу, осознать свое назначение и понять, что перед лицом опасности социальных потрясений и войн оно должно вырабатывать «Вселенское сознание», найти пути «приспособления» к современным условиям и таким образом создать единое универсальное гармоничное общество.
Выработать «Вселенское сознание» и подготовить новое поколение к жизни в гармоничном обществе можно, считает М. Монтессори, посредством воспитания. Главная задача науки - изучать жизнь человека, поэтому психология как наука приобретает особое значение для познания психических процессов и практического применения результатов исследований в целях помощи людям. «Стратегия воспитания, - считает Монтессори, - должна строиться на законах, управляющих человеческим становлением и развитием, и должна реализовать все потенциальные энергии, дремлющие в человеке. Такое воспитание должно исходить и распространяться из единого центра, космического плана творения».
Сущность воспитания и природы ребенка М. Монтессори неоднократно критиковала современные ей представления о воспитании детей. Одной из работ, в которых достаточно сжато изложена ее позиция по этому вопросу, является статья «Основы моей педагогики», написанная в 1934 г.
Во всех странах стремятся улучшить воспитание детей. Изучением ребенка занимается ряд наук, однако, результаты исследований остаются теорией, не применяются на практике и не приносят пользу детям. Среди педагогов и родителей распространено убеждение в том, что взрослый может и должен сформировать характер ребенка. С позиций М. Монтессори это глубоко неверно. Суть ее критики в адрес различных педагогических взглядов можно кратко сформулировать следующим образом:
- принижение значения детства
как важнейшего периода для
развития личности ребенка; детство
рассматривалось лишь как «
- непонимание своеобразия и особенностей природы ребенка: считалось, что дети должны работать так же сознательно и целенаправленно, как взрослые; в определенные периоды времени они должны достигнуть определенных результатов в обучении;
- авторитарный характер