Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 00:37, курсовая работа
Тема "Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори", является актуальной, так как Монтессори, используя гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре своей педагогической системы, подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована на личность ребенка, и признается уникальной, а также гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития детей дошкольного возраста средствами методики Монтессори.
1.1. Понятие, сущность и особенности методики Монтессори
1.2. Педагогические принципы методики Монтессори
1.3. Стадии процесса развития детской личности по М.Монтессори
Глава 2. Педагогика Монтессори как «альтернативная» система становления личности детей дошкольного возраста
2.1. Суть «альтернативного» подхода к становлению личности детей дошкольного возраста по М.Монтессори
2.2. Роль взрослого в становлении личности дошкольника по методики Монтессори
2.3. Методические рекомендации по развитию личности детей дошкольного возраста по методики Монтессори
Заключение
Список использованной литературы
2.2. Роль взрослого в становлении личности дошкольника по методики Монтессори
Педагогика, с точки зрения М. Монтессори, стремится облегчить жизнь взрослых. Ребенок является объектом воспитания, а результатом реализации подобных педагогический, установок стала постоянная борьба между взрослым и ребенком, нервозность и агрессия детей, их равнодушие к учебе и лень.
Какова же точка зрения М. Монтессори на природу ребенка? Взрослый и ребенок - два кардинально различных по своей природе существа. Взрослый обладает развитой силой воли, умеет владеть собой, работает осознанно и целенаправленно. Цель работы взрослого находится извне, он изменяет и преобразует окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям. У ребенка сила воли и самообладание еще не развиты, он живет в среде, созданной взрослыми, и цель его жизни и работы - в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала. Какие предпосылки имеются у ребенка для выполнения космической задачи строительства самого себя и какие общие законы подразумевает М. Монтессори? По ее мнению, ребенок обладает такими особенностями психического развития, как впитывающее мышление и возрастная сензитивностъ. В его развитии она заметила определенные закономерности, отраженные в предложенной ею возрастной периодизации.
Каковы же в этой связи задачи взрослого? Именно взрослый должен способствовать созданию гармоничных отношений с ребенком. Ему следует уважительно и с пониманием относиться к ребенку. Однако основная задача взрослого - создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка. Среда должна давать детям возможность выбора самостоятельной деятельности. Если такая среда создана, взрослому следует не мешать, а тактично помогать ребенку строить свою личность. Особенно важно помогать и сотрудничать с позиции творения, а не Творца.
В чем состоит, по Монтессори, сущность воспитания? Под воспитанием она понимает помощь психическому развитию ребенка с самого рождения.
«Под воспитанием следует разуметь активное содействие, так называемое нормальному выявлению жизни в ребенке. Ребенок есть тело, которое растет, и душа, которая развивается - у обеих этих форм, физиологической и психической, один и тот же вечный источник - сама жизнь. Мы не должны ни душить, ни коверкать таинственных сил, заложенных в этих двух формах роста; мы должны дожидаться от них проявлений, которые, мы знаем, последуют одно за другим».
Условием и средством помощи саморазвитию является создаваемая педагогом предметно-развивающая среда, называемая подготовленной средой. «Среда, без сомнения, вторичный фактор в жизненных явлениях; она может содействовать, может препятствовать, но она никогда не может создавать - творить».
Другим необходимым условием осуществления подобной помощи является воспитатель или учитель, имеющий специальную профессиональную подготовку и владеющий определенной методикой работы с детьми. При этом прямое воздействие педагога на ребенка ограничивается, так как любая ненужная помощь является, по выражению М. Монтессори, «препятствием при развитии естественных сил» ребенка.
Ведущей педагогической задачей М. Монтессори считает развитие у ребенка независимости и самостоятельности. И здесь М. Монтессори определяет смысл и назначение педагогического содействия и самой помощи взрослого. «Всякая педагогическая мера, мало-мальски пригодная для воспитания маленьких детей, должна облегчать детям вступление на этот путь самостоятельности. Мы должны учить их ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и спускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. Мы должны развивать в детях уменье достигать своих индивидуальных целей и желаний. Все это - этапы воспитания в духе независимости. Обыкновенно мы прислуживаем детям, и это - не только акт угодливости по отношению к ним, но и прямой вред, так как этим можно заглушить их полезную, самостоятельную деятельность. Мы склонны видеть в детях нечто вроде кукол, мы их моем и кормим совершенно так же, как если бы это были куклы... Наш долг по отношению к ребенку... помогать ему овладеть полезными действиями, каких природа требует от него».
Каковы же ожидаемые результаты воспитания и образования детей по «методу М. Монтессори»? Главным результатом является «нормализация», т.е. изменение поведения ребенка от девиантного к нормальному. Нормализованный ребенок развивается в оптимальном для себя темпе, он активен, любознателен и социален.
Впитывающее мышление М.Монтессори отмечает, что ребенок обладает другой формой разума, отличной от разума взрослого и названной ею «впитывающим мышлением».
Какова же роль учителя в Монтессори-педагогике? Он становится коллегой, партнером, старшим товарищем ребенка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной средой.
«Работа новой учительницы состоит в том, чтобы направлять, т. е. давать руководство по применению материала, искать точные слова, облегчать и пояснять каждую работу, предотвращать потери энергии, при необходимости восстанавливать отсутствующее равновесие. Поэтому она предоставляет необходимую помощь, которая дает возможность уверенно и быстро двигаться вперед в интеллектуальном развитии». Образно говоря, учитель не просто следует «на поводу» у ребенка, а находится рядом с ним, внимательно наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство или же отступая на шаг назад и давая ребенку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью.
Учитель (взрослый) только помогает ребенку. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки положи их в беспорядке могут вызвать, по словам Ю.И. Фаусек, только «чувство бессилия перед хаосом мира». М. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько, потому что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим детям. М. Монтессори вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, а предлагает ребенку принять только одно четкое правило: «Взял, поработал, положи на место». Но чтобы работа приносила пользу, учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес
2.3. Методические
рекомендации по развитию
Ребенок впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, бессознательно и неустанно. «Просто в то время, как он живет, ребенок выучивает речь своей расы», - пишет М. Монтессори. Действительно, в раннем детстве ребенок легко овладевает любым языком, перенимая все его грамматические конструкции, особенности интонации и произношения звуков, если постоянно находится в соответствующей языковой среде. Какими бы сложными ни казались нам, например, хинди, суахили или японский языки, дети уже на втором году жизни понимают и говорят на них.
«Не прекрасно ли было бы, - восклицает М. Монтессори, - если бы знания могли проникнуть в наше сознание без особых усилий, а просто в процессе того, что мы живем, как дыхание и питание».
Мышление ребенка М. Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду - чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, - детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.
В процессе развития разум ребенка постепенно трансформируется в разум взрослого. Становясь сознательным существом, «человеком разумным», ребенок теряет уникальную способность мышления естественно и без усилий абсорбировать знания о внешнем мире. «Он бессознательно вбирает в себя все и постепенно переходит от бессознательного к сознательному по пути, полному радости и любви», - пишет М. Монтессори.
Сензитивные периоды. Наиболее полная характеристика сензитивных периодов развития ребенка дана в одном из поздних трудов М. Монтессори - книге «Секрет детства». Голландский ученый Хуго де Фриз открыл периоды повышенной чувствительности и восприимчивости у животных, а М. Монтессори, по ее словам, удалось констатировать такие «сензитивные периоды» в развитии детей и сделать их полезными для целей воспитания.
По Монтессори, сензитивные периоды - это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии, т.е. в детском возрасте живых существ. На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне. Но если у ребенка не было возможности действовать в соответствии с директивами своих периодов особой чувствительности, то он упустил удобный случай естественным образом приобрести определенную способность; и этот случай упущен навсегда.
Сензитивные периоды служат для того, чтобы ребенок имел возможность приобрести необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д. Они проходят безвозвратно, независимо от того, был ли реализован его внутренний потенциал и использованы благоприятные условия для развития определенных психических свойств и процессов. Если попытаться развить некоторую способность ребенка вне рамок соответствующего сензитивного периода, результат может быть достигнут с гораздо большими затратами труда или же не достигнут вообще.
Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.
М. Монтессори призывает не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Это знание он может применить даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками ребенок запоминает не только саму букву, но способ её написания.
Удивительно, но если учитель делает все правильно, и родители ему не очень мешают, у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать «уголек» в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот «уголек» находить.
Не будучи в состоянии повлиять на начало возникновения и длительность сензитивного периода извне, взрослый должен знать о существовании этих периодов; наблюдать и замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного периода, и использовать результаты наблюдений для оценки актуального уровня развития ребенка; предвидеть наступление соответствующего сензитивного периода и подготовить окружающую среду с теми средствами обучения, в которых ребенок объективно нуждается в данный момент.
Сензитивные периоды являются универсальными, т.е. возникают в процессе развития всех детей, независимо от расы, национальности, социального происхождения, геополитических и культурных различий и т. п. Они индивидуальны, так как время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть разными у конкретных детей. Тем не менее, имеются примерные среднестатистические границы различных сензитивных периодов. Протекание каждого сензитивного периода характеризуется медленным началом, этапом максимальной интенсивности и постепенным спадом соответствующей восприимчивости.
Особенность организации педагогического процесса в системе М. Монтессори состоит в том, что центр тяжести активности смещается с учителя на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения учителя, напротив, он активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной конструктивной деятельности, сообразуясь с индивидуальными интересами и побуждениями. Он занимается с материалами, которые сам выбирает, и сам определяет место и длительность работы с ними. Большинство материалов позволяют ребенку работать как одному, так и вдвоем или же вместе с несколькими детьми. Материалы, как уже было сказано, носят автодидактический характер и становятся помощью ребенку в процессе самообучения.
Метод Монтессори основан
на наблюдении за ребенком в естественных
условиях и принятии его таким, каков он
есть. Основная задача метода Монтессори:
подвигнуть ребенка к самовоспитанию,
к самообучению, к саморазвитию. Девиз
метод Монтессори: "Помоги мне сделать
это самому". Ребенок находится в центре
развивающей среды, в которой он "строит"
себя сам. Монтессори выделяла три аспекта
построения ребенком себя:
Каждый ребенок рождается
со своим внутренним потенциалом, своим
темпом развития.
Развитие осуществляется
только в движении: ребенок проявляет
активность внешнюю (движения) и внутреннюю
(наблюдение, анализ увиденного).
Внутреннее развитие
ребенка связано со средой, которая является
стимулом для его активности.