Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 00:37, курсовая работа
Тема "Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори", является актуальной, так как Монтессори, используя гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре своей педагогической системы, подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована на личность ребенка, и признается уникальной, а также гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития детей дошкольного возраста средствами методики Монтессори.
1.1. Понятие, сущность и особенности методики Монтессори
1.2. Педагогические принципы методики Монтессори
1.3. Стадии процесса развития детской личности по М.Монтессори
Глава 2. Педагогика Монтессори как «альтернативная» система становления личности детей дошкольного возраста
2.1. Суть «альтернативного» подхода к становлению личности детей дошкольного возраста по М.Монтессори
2.2. Роль взрослого в становлении личности дошкольника по методики Монтессори
2.3. Методические рекомендации по развитию личности детей дошкольного возраста по методики Монтессори
Заключение
Список использованной литературы
ОКРУЖАЮЩАЯ
СРЕДА. В Монтессори-группе ребенок
учится в основном самостоятельно с помощью
специально разработанной окружающей
среды. Чтобы среда оказывала развивающее
влияние на ребенка, она должна соответствовать
ряду требований:
Красота помещения и его оборудования.
Состав группы детей должен быть разновозрастным
(от 3 до 6-7 лет).
В среде должен быть порядок.
Наличие зон в расположении материала.
Наличие подготовленного педагога (воспитателя).
Разновозрастный подход к комплектованию
группы детей позволяет каждому ребенку
чувствовать себя уверенным, происходит
передача знаний от старших к младшим.
Мария Монтессори как врач понимала,
что для духовного развития ребенка важно научить его
чувствовать. Она раскрыла свой талант
педагога прежде всего в обучении детей
моторике и сенсорике, а также в развитии
у них навыков письма, чтения и счета. В
долгих систематических исследованиях
был накоплен богатый материал, который
подвергся тщательному анализу. Результатом
психолого-педагогической работы, ведущейся
с начала ХХ века, стали Материалы для
развития чувств, представленные здесь
одновременно с другими развивающими
материалами.
Монтессори-материалы
являются составной частью так называемой
педагогической "подготовительной
среды", которая побуждает ребенка проявить
возможности его собственного развития
через самодеятельность, соответствующую
его индивидуальности.
Монтессори-материалы
по уровню ясности, структуре и логической
последовательности соответствуют периодам
наибольшей восприимчивости развития
ребенка. Эти периоды, благоприятные для
обучения определенным видам деятельности,
выявления дарований, воспитания умения
владеть собой и формирования отношения
к миру, могут быть оптимально использованы
с помощью развивающих материалов.
Материалы и их функции
должны рассматриваться во взаимосвязи
с принятым Марией Монтессори видением
ребенка, а именно с его антропологией.
Она видела в формирующемся ребенке мощные
внутренние созидательные силы, которые
выполняют работу по развитию и построению
его собственной личности. При этом материалы
существенно помогают упорядочить постижение
ребенком окружающего мира. В центре внимания
педагога находится ребенок с его индивидуальными
и социально - эмоциональными потребностями,
при этом материалы играют вспомогательную
дидактическую роль.
Материалы Монтессорислужат
прежде всего тому, чтобы способствовать
духовному становлению ребенка через
соответствующее возрасту развитие его
моторики и сенсорики. Ребенок действует
самостоятельно, его внутренние силы освобождены,
чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать
независимым от взрослых. Индивидуальное
и социальное развитие образуют единство
противоположностей. Только оно дает возможность
автономной и независимой личности реализовать
сложное поведение в обществе.
Для
ребенка Монтессори-материалы есть ключ
к миру, благодаря которому он упорядочивает
и учится осознавать свои хаотичные и
необработанные впечатления о мире. При
их помощи ребенок врастает в культуру
и современную цивилизацию. На собственном
опыте учится понимать природу и ориентироваться
в ней. В созданной согласно Монтессори
"подготовительной среде" ребенок
может упражнять все физические и духовные
функции, формировать свою душевную целостность
и всесторонне развиваться. Посредством
упорядочивания подготовительной среды
он учится приводить в систему свой прежний
опыт. Материалы отвечают стремлению к
движению у детей. Маленький ребенок узнает
свое тело, строит схему своего тела, совершенствует
координацию глаз, рук и ног, это способствует
появлению все более точных и гармоничных
движений. Мир постигается в истинном
смысле этого слова. Движения, соединенные
с впечатлениями и чувствами, создают
основу для духовного развития.
Через
самостоятельное обращение с материалом
ребенок приобретает различные навыки.
Он учится ставить цель и находить соответствующие
пути ее достижения. Монтессори - материалы
отвечают спонтанному и ненасытному стремлению
ребенка к движению. Направленная на дидактические
цели моторика влияет на общее, эмоциональное,
речевое и социальное развитие.
Через сильную
притягательность материалов ребенок
приобретает интерес к вещи. Из любопытства
и радости общения с материалом у него
возникает внутренняя мотивация, которая
помогает ему постигать мир. Он стремится
сам во всем разобраться и нуждается лишь
в небольшой помощи педагога, который
наблюдает за его развитием и косвенно
руководит им, насколько это необходимо.
Монтессори - материалы способствуют "поляризации
внимания", направленного к выявлению
глубинной, изнутри идущей связи предметов.
Она происходит в процессе повторения
упражнений. Таким образом достигается
глубокое проникновение в суть добровольно
выбранной деятельности. Чтобы способствовать
независимости ребенка от взрослых, Монтессори
- материалы дают ему возможность контроля
над ошибками. Ребенок должен уметь сам
находить свои ошибки и исправлять их.
Если ошибка возникла, он устраняет ее,
и нарушенный порядок восстанавливается.
Это приучает к точности и деловитости.
Монтессори - материалы - это нечто среднее
между учебными пособиями и развивающими
играми, изготовленными непременно из
натуральных материалов. Дизайн Монтессори
- материалов не менялся со дня создания,
т.е. почти 100 лет. Для изготовления деревянных
материалов применяются ценные сорта
дерева, все материалы изготавливаются
очень качественно, некоторые из них достаточно
сложны в изготовлении. Поэтому стоят
настоящие монтессори - материалы дорого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Свой педагогический
метод, основанный на активном наблюдении
и корнями, уходящий в естественные науки,
Монтессори называла "методом научной
педагогики". Педагогика по Монтессори,
предложенная врачом и ориентированная
первоначально на детей с проблемами в
развитии, в дальнейшем была испробована
автором при воспитании детей, не имевших
ограничений жизнедеятельности, а также
детей, чье развитие опережало развитие
сверстников. Плоды этого воспитания были
прекрасны вне зависимости от того, к каким
детям оно применялось, так как задачей
воспитателя было максимальное раскрытие
потенциальных возможностей личности
при ориентации на общие закономерности,
присущие развитию человека.
Образование по Монтессори
- это процесс, при котором ребенок самостоятельно
выстраивает свою личность, задействуя
потенциал собственной личности. В силу
этого роль педагога здесь сильно отличается
от привычной для нас: учитель не ведет
ребенка, а сам идет за ним. Девизом Монтессори
- педагогики стали слова ребенка, обращенные
к учителю: "Помоги мне сделать это самому".
Педагог, работающий по системе Монтессори,
всегда признает за ребенком стремление
к самостоятельности, и, скажем, никогда
не будет завязывать ему шнурки без его
просьбы и отвечать на вопросы, которых
ему не задавали. "Чем раньше мы начнем
воспитывать в детях стремление самим
добиваться своих целей, тем скорее создадим
сильных, а, следовательно, самостоятельных
и свободных людей", - говорила Мария
Монтессори.
Сегодня педагогика
Марии Монтессори переживает пик популярности
во всем мире. Тысячи педагогов, признавая
педагогическую систему Монтессори уникальной
и необычайно эффективной, работает по
ее педагогическим принципам. Функционируют
тысячи детских дошкольных учреждений
по всему миру, основанных на Монтессори-педагогике.
Данная работа может
оказать помощь родителям и педагогам
в организации учебно-воспитательной
работы с детьми дошкольного возраста,
по приобретению знаний и воспитанию нравственности,
а также подготовке ребенка к взаимопомощи
и сотрудничеству с другими людьми.
ЛИТЕРАТУРА
9. Метод Монтессори // Обруч 1995(№1), с. 21 - 23.
10. Метод М.Монтессори в России // Дошк. воспитание. -1994. № 4. –
С. 3839.
11. http://usp-zt.se-ua.net/page3
12. http://montessori.moy.su/
13. http://www.psylist.net/
14. http://socialpeded.ru/60-
pedagogicheskaya-teoriya-m-
15. Идея Марии Монтессори о «космическом воспитании» и образовательный процесс ХХI века: Материалы Международного конгресса. - Белгород: изд-во БелГУ, 2007. - 236 с.
16. Орлова Д., Большая книга Монтессори: Система раннего развития, которая потрясла мам - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.-185 с.
17. http://tomb-raider6.narod.ru/
18. http://www.psychologos.ru/
19. Коршунова Н. Сад Монтессори: там дети растут // Домовой. 1998. - № 1. - С. 60-64.
20. Личностно-ориентированное образование в вопросах и ответах, 1995.
21. . Пасс Ю. Метод М.Монтессори в России.// Дошкольное воспитание. -1994, N4.
22. Педагогика М.Монтессори. Курс лекций. Интродукция. М., 1992.
23. Педагогика М.Монтессори. Курс лекций. Часть вторая. Московский Монтессори-Центр, 1993.
24. Смирнова Л.В. Мария Монтессори и ее гуманистическая образовательная система/ Сост. Л.В.Смирнова. Волгоград: Перемена, 1996
25. http://www.childpsy.ru/lib/
26. http://sibac.info/index.php/
27. "Чудо Монтессори или учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний. Заметки для родителей". Автор Тимошенко Е.И.
28. "Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей". Автор Хилтунен Е.А.
29. "Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет". Автор Дмитриева В.Г.
30. http://www.umnyedetki.ru/
31. http://www.mamium.ru/blog/
32. http://www.vospitaj.com/blog/