Теория и методика воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 15:50, контрольная работа

Описание работы

Семьи учащихся очень разные, по-разному складывают¬ся отношения с родителями. В современных условиях воз¬никло немало проблем, которые усложняют взаимодействие школы и семьи. Существенно изменились и сами семьи (см. хрестоматийный материал), что отражается на харак¬тере и формах взаимодействия школы и семьи и должно учитываться при организации работы с родителями и детьми.

Файлы: 1 файл

Рожков_Теория и методика воспитания.doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

В экономической области учащиеся апробируют свои профессиональные возможности (профессиональные пробы), а также осваивают различные роли в системе рыночных отношений (предприниматель, акционер, организатор, рядовой участник производства и т. п.).

Приоритетной задачей в экономическом воспитании является формирование конкурентоспособной личности, т. е. молодой человек должен овладеть определенным способом поведения в реализации своих притязаний за право занять более значимое для него место в обществе.

К компонентам конкурентоспособной личности относятся экономическая грамотность, профессиональная мобильность, творческая активность, психологическая подготовленность. Ядром конкурентоспособной личности мы считаем мотив преодоления, который определяет активность человека в сложных социальных ситуациях.

Основными направлениями педагогической работы по формированию конкурентоспособной личности являются формирование специальных социальных знаний (экономических, юридических, психологических); включение учащихся в решение социальных проблем; стимулирование социального самотестирования и самоанализа своих потенциалов. Профессиональное самоопределение является частью экономического воспитания и предполагает вхождение человека в определенную сферу трудовой деятельности на основе собственного волеизъявления. Важнейшим средством профессионального самоопределения школьников является профессиональная ориентация, т.е. целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи учащимся в сознательном выборе профессии в соответствии со своими способностями и интересами.

Основу в определении содержания воспитания могут составлять социальные роли, которые должен освоить человек, чтобы реализовать себя в системе общественных отношений. В концепции воспитания Н. М. Таланчука система ролей представлена в табл. 4 через сферы жизнедеятельности личности

Таблица 4

Системно-ролевая модель формирования личности

(по Н. М. Таланчуку)

Сферы

Социальные роли личности

Задачи воспитания и самовоспитания

СЕМЬЯ

Сыновне-дочерняя

Формирование сыновне-дочернего долга

Супружеская

Формирование супружеской культуры

Отцовско-материнская

Формирование педагогической культуры

КОЛЛЕКТИВ

Профессионально-трудовая

Формирование профессиональных знаний и умений

 

Экономическая

Формирование экономической культуры

 

Организаторско-самоуправленческая

Формирование умений самоорганизации и самоуправления

 

Коммуникативная

Формирование культуры общения

 

Экологическая

Формирование экологической культуры

ОБЩЕСТВО

Патриотическая

Воспитание патриотизма

Национально-интернациональная

Воспитание национально-интернациональной культуры

Классово-интерклассовая

Воспитание классово-интерклассовой культуры

Политическая

Воспитание политической культуры

Морально-правовая

Воспитание морально-правовой культуры

МИР

Геосоциальные и интерссциальные

Интерсоциальное воспитание и самовоспитание

Я-СФЕРА

Субъект материальных потребностей

Воспитание культуры материальных потребностей

Субъект духовных потребностей

Воспитание культуры духовных потребностей

Субъект учения и познания

Формирование культуры учения

Субъект самовоспитания

Формирование культуры самовоспитания

Субъект творчества

Формирование творческих способностей

Субъект психических саморегуляций

Воспитание культуры психической саморегуляции

Целеутверждающая

Формирование деловой культуры


Содержательную сторону процесса воспитания по отдельным сферам социализации и самореализации личности предлагают рассматривать авторы петербургской концепции воспитания (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников)1, подчеркивая что для каждого воспитанника складывается индивидуальный маршрут освоения социальных сфер и ролей. Авторы определяют следующие сферы самореализации:

■ семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода;

■ член детского, подросткового, молодежного сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, готовый реализовывать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способный к сотрудничеству в групповых и коллективных формах, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям;

■ ученик, воспитанник школы, гимназии, лицея или другого типа учебно-воспитательного учреждения, знакомый с историей своей школы, со спецификой ее образовательной системы, развивающий ее традиции, активно участвующий в определении перспектив ее развития, владеющий культурой умственного труда;

■ патриот своего города, с любовью к нему относящийся, знающий и поддерживающий его исторические и культурные традиции, прилагающий силы к его развитию и процветанию;

■ россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества, способный интегрироваться в европейскую и мировую культуры, не теряя национальной самобытности;

■ человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы в XXI в., носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира.

С учетом указанных сфер авторами предлагаются направления, содержания и формы воспитания.

Воспитание семьянина. Основной идеей в деле воспитания человека, способного реализовать себя в роли семьянина, может быть идея гармонизации, согласования идей и интересов ребенка, семьи, школы.

«Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно относящихся к своим функциям семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций, возможно, если он:

■ осознает себя представителем определенного пола, носителем мужского или женского начала;

■ понимает и переживает свою значимость как полноправного члена семьи, осваивая и прогнозируя по мере взросления различные семейные роли, совершенствуя умение быть хорошим сыном (дочерью, братом, сестрой, внуком, внучкой) и т. д.;

■ учится принимать близких такими, какие они есть, проявлять терпимость к недостаткам родных людей, любить их;

■ испытывает потребность сохранения семейных отношений, семейных ценностей;

■ знаком с функциональными обязанностями в семье, приобретает опыт заботы о близких, умения самообслуживания, распределения бюджета, проведения свободного времени»,1

Воспитание семьянина возможно только при участии в этой работе семьи учащегося.

Направления и формы работы по воспитанию семьянина многообразны. Прежде всего необходимо изучение воспитательных целей и возможностей, которыми располагают семьи учащихся, в той мере, в которой это позволяют родители, об ожиданиях семьи по отношению к школе, о положительном семейном опыте.

«Важной задачей является повышение информированности школьников в области семейной педагогики: изучение народных традиций семейного воспитания, семейных обрядах, принятых в русской культуре и культуре других народов; знакомство с классической мировой литературой, описывающей семейную проблематику, проблемы любви, ревности, измены, самопожертвования. Важно показать, что в каждой семье проблемы представляются сугубо интимными, неповторимыми, на самом деле переживались в разные эпохи различными людьми, что они разрешимы, но нравственную ответственность за выбор решения несет на себе каждый член семьи».

Обязательным компонентом воспитания семьянина становится изучение истории своего рода. Формы его различны: составление и описание генеалогического древа, создание семейной летописи, альбома, кинохронологии. Поле для творческой деятельности представляет подготовка к празднованию семейных праздников, юбилеев, памятных дат.

Учителя могут продумать и организовать практическую деятельность учащихся по созданию домашнего уюта: вооружение школьников прикладными умениями и навыками, связанными с приготовлением пищи, устройством домашнего интерьера, планированием бюджета, мелким ремонтом, шитьем и вышиванием, разведением домашних растений, содержанием животных и др.

Воспитание семьянина невозможно без формирования сексуальной культуры, нравственности и психологической готовности к вступлению в систему «мужчина—женщина».

Следует обучать детей и их родителей безконфликному, развивающему общению в системе семейных отношений, включающему умение слышать друг друга, откликаться на проблемы друг друга, не спешить давать негативную оценку поведению или высказыванию других. Ребенка и взрослого полезно обучить приемам релаксации, снятия психологической и физической усталости в домашних условиях 1.

Воспитание ученика. Постоянный диалог со школой, педагогами способствует формированию ученика, который:

■ испытывает потребность в знаниях, любит и умеет учиться, способен к самообразованию, обладает культурой информационного взаимодействия с миром;

■ интересуется хотя бы одной из областей человеческой культуры, которую готов изучать углубленно;

■ гордится своим учебным заведением (школой, лицеем, гимназией, колледжем), чувствует личную причастность к нему, знаком с его историей, освоился с особенностями системы обучения, знает права и обязанности, заложенные с уставе, старается им следовать;

■ чувствует себя уютно, комфортно в школьных стенах;

■ является активным членом «школьного братства», предан традициям учебного заведения, заботится о нем, внося реальный вклад в жизнедеятельность учебно-воспитательной системы;

■ умеет быть учеником, уважая опыт и знания старших, стремится передать свои знания и опыт тем, кто нуждается в помощи со стороны более знающего человека.

Для этого необходимо решать следующие задачи:

■ создание имиджа школы, неповторимого облика, обеспечивающего ее привлекательность и популярность среди родителей и учащихся, что потребует пересмотра эстетических возможностей школьной среды, поиска оригинального дизайнерского решения оформления классов, рекреаций, интерьеров, территории вокруг школьного здания, создания и введения в повседневный обиход школьной символики, фирменных элементов одежды, традиционных ритуалов, праздников, хранения и передачи того, что является школьной историей;

■ создание атмосферы познавательного комфорта, что предполагает прежде всего ориентацию на реальные информационные потребности учащихся, их актуальный уровень готовности к познавательной деятельности в предлагаемых школой и учителем вариантах, создание комфортных условий проверки знаний, в каких бы формах она ни проводилась;

■ формирование у ученика знаний и интеллекта, потребности в учебе, круга необходимых умений, навыков, опыта успешной познавательной деятельности, уважения к результатам умственного труда;

■ построение личностно-ориентированного содержания образования, т. е. такой системы знаний, в которых каждому ученику найдется место в силу индувидуально-личностного смысла информации, которая ему предлагается.

Воспитание члена детского подросткового молодежного сообщества. Одна из сфер самореализации современного школьника — это общение и деятельность в среде сверстников, в кругу детского подросткового, молодежного сообщества. Детское сообщество позволяет ребенку:

■ освоить культуру межличностных отношений и совместной деятельности;

■ приобрести опыт реализации своих интересов в групповой и коллективной работе;

■ освоить опыт участия в самоуправленческой деятельности и демократических форм поведения;

■ развить потребность и умения заботиться о других людях;

■ освоить различные социальные роли и позиции;

■ научиться защищать свои права и интересы, а также право и интересы других людей, своего сообщества.

Создание таких сообществ особенно важно для тех подростков, которые не могут реализовать себя в классе, школе, семье. Школьники объединяются в неформальные сообщества на основе собственных интересов. Такие объединения могут возникать на базе школы, класса, учреждений дополнительного образования, общественной политической взрослой организации, в том числе религиозной. Педагогам необходимо взаимодействовать с этими организациями и школьниками сообществ, чтобы способствовать развитию у подростков положительных мотивов деятельности, предупреждать возможные асоциальные действия представителей организаций, регулировать отношения между детьми разных сообществ.

Целесообразно проводить работу в школе по формированию, инициированию различных творческих объединений, клубов, кружков, где дети могли бы реализовывать себя, удовлетворять свои потребности в общении.

Важно, чтобы в любом объединении в результате совместной деятельности складывалась общность целей, имеющих социокультурную ценность; происходило разумное распределение функций; формировались гуманистические, демократические отношения, развивались интерес к людям и забота друг о друге; создавались традиции жизнедеятельности; накапливался опыт совместных дел, взаимодействия с другими организациями, осуществлялась рефлексия по развитию сообщества.

Воспитание жителя города (поселка, деревни). Деятельность педагогов должна быть направлена:

■ на организацию взаимодействия детей с городом (селом), которое формирует их представления об окружающем мире;

■ развитие у воспитанников эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление истории и культуры своего города (села);

■ социальную адаптацию школьников, содействие в освоении и преобразовании социума, формирование образа своего города (села).

Целесообразно проведение воспитательной работы в следующих направлениях:

■ подробный анализ природного, исторического, социокультурного потенциала места, в котором расположена школа;

Информация о работе Теория и методика воспитания