Теория и методика воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 15:50, контрольная работа

Описание работы

Семьи учащихся очень разные, по-разному складывают¬ся отношения с родителями. В современных условиях воз¬никло немало проблем, которые усложняют взаимодействие школы и семьи. Существенно изменились и сами семьи (см. хрестоматийный материал), что отражается на харак¬тере и формах взаимодействия школы и семьи и должно учитываться при организации работы с родителями и детьми.

Файлы: 1 файл

Рожков_Теория и методика воспитания.doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

Безусловно, патриотическое и национальное имеют сферу сближения не только в понятиях, но и явлениях малой родины, среды обитания, детства, семейного, бытового уклада жизни.

Национальная идея осознается с разной степенью глубины, но без нее человек перестает быть полноценной личностью. Поэтому одна из важных задач школы — передать будущим поколениям человеческий опыт в его национальной форме, воспитать людей высоконравственных, образованных, духовно богатых, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы.

Чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Национальные сознание и чувства — особо деликатная область отношений, нуждающаяся в чуткости, выдержанности, уважительном проникновении в образ жизни, верования другого народа. Особая бережность необходима по отношению к народам малочисленным, с обостренным чувством своих национальных прав и интересов. Национальное чувство ведет народ к духовному расцвету. Чем выше чувство национального, чем более человек осознает сущность и историческую роль своего народа, тем более личность — человек, тем ярче ее достоинства. Здоровое чувство принадлежности к собственной нации так же естественно, как любовь ребенка к родителям, родному дому, как его склонность к родному языку.

Школа может утвердиться только на истинной любви к своему народу, если она учит детей чувствовать духовное родство, самобытное лицо, свое «Я» среди других наций

и народов. Это возможно только на основе уважения и бережного отношения к родным корням, связывающим людей в великое историческое единство — народ. Эти корни — в нашей речи, в незримой связи с родной землей, ее судьбой.

Таким образом, необходимо возродить национальную школу, развивать национальное самосознание и тем самым обеспечить будущее своего народа как самобытного, равноправного и достойного участника земного бытия. Это значит, необходимо поддерживать и развивать в отечественном образовании все то прекрасное, что заложено в национальной идее. В этом смысл существования нашей российской школы, ее деятельности в русле духовных образовательных и воспитательных традиций.

В жизни любого народа есть своя, веками устоявшаяся психология восприятия внешнего мира, которая базируется на специфическом жизненном укладе людей. Каждому этносу присущ особый менталитет — свой образ жизни, биологически и социально обусловленная духовность, способ мышления, склад ума, нравственный настрой, мировосприятие. Важно, что все это осваивает каждое новое поколение, вступающее в жизнь.

Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями — связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. Однако в школу нередко приходят учителя, не знающие основ национальной культуры, традиций, обычаев. Это затрудняет их работу, взаимопонимание с детьми и их родителями. Следовательно, речь идет о том, что учителя должны быть носителями национального сознания, любить страну, народ, людей, которых они воспитывают, приобщать детей к истокам родного национального духа и учить восприятию духовных ценностей других народов.

Трудно найти в мире страну, где проживало бы население одной национальности, одной культуры. Во многих государствах, и в первую очередь федеративных, живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Поэтому воспитание в духе патриотизма, уважения и дружбы народов, веротерпимости отражает смысл и цели педагогических действий по достижению согласия между людьми,

развития образования как фактора интеллектуального и социального прогресса российского народа. Невозможно сохранить мир в наше время, если мы не научимся понимать друг друга, уважать культуру, которая отличается от нашей. Цель многокультурного образования — способствовать с помощью школы, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государства, которое характеризуется толерантностью, культурным плюрализмом, равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан, участием всех в принятии решений, касающихся жизни общества, справедливостью, уважением решений большинства и защитой прав меньшинства, свободой выбора человеком своих культурных идентичностей.

Демократия и культура не передаются по наследству — им учатся. Опыт жизни в культурном многообразии приобретается с годами, и важно научить детей тому, что нет хорошей или плохой, высокой или низкой, развитой или неразвитой культуры. Они просто разные, не похожие друг на друга, имеющие свои достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны.

Практика убеждает в том, что педагоги испытывают особые трудности в воспитании детей, когда встречаются с проявлением высокомерия, национального чванства, унижения чужой культуры и др. Напряженность в межнациональных отношениях, конфликты между народами и республиками показали ограниченность наших представлений о нерушимой дружбе народов.

Многие десятилетия перспектива представлялась как сближение, слияние наций и создание безнациональной общности. Подразумевалось, что расцвет наций должно обеспечить именно их слияние. Это делало ненужным формирование культуры межнационального общения молодежи, ибо целью государственной политики были стирание национальных границ, и система воспитания выполняла этот заказ.

Сегодня нуждается в пересмотре тезис: интернационально то, что объединяет, имеет общее основание, поэтому все частное, особенное, национальное отодвигается на второй план. Волевой объединяющий интернационализм долженствования, его постулаты о «слиянии наций», «выравнивании народов», «стирании граней и различий» в какой-то мере спровоцировали межнациональные всплески, процессы национального обособления, безоглядной суверенизации.

Национально-патриотическое воспитание помогает утвер-£ ждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи на-- родов и наций. Истинный патриот уважительно относится к другим культурам, людям других национальностей.

Чем выше уровень национальной культуры, тем выше культура человека вообще, тем бережнее он относится к людям другой национальности.

Первостепенное значение имеют проблемы формирования этики поведения ученика в условиях многонациональной среды, воспитание толерантности и веротерпимости.

 

2. Воспитание культуры  межнационального общении

В ситуации, когда, с одной стороны, все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а с другой — Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза, резко обострились межнациональные отношения. В условиях многонационального государства решение проблем межнациональных отношений приобретает судьбоносное значение. Только учитель, истинный интеллигент, может в каждом конкретном поселке, деревне, городе помочь детям найти правильную позицию, научить межнациональным человеческим взаимоотношениям.

Происшедшие в России и других странах СНГ резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих их народов. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований приводят в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам.

Надо учитывать, что сегодня школьники живут в условиях особо повышенной социальной тревожности, экономического напряжения, когда возникающие столкновения в сфере быта, торговли, общественного транспорта легко переносятся на межнациональные отношения.

Взрыв национальной розни, трагедия противостояния, которые привели к кровопролитию в ряде регионов России и СНГ, побуждают проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины — и не только социально-экономические, но и педагогические.

К конфликтным ситуациям приводят не только разный культурный уровень людей, расхождения во взглядах, потребностях, вкусах, но и элементарная невоспитанность, эгоизм, грубость, вспыльчивость, неуступчивость, нетерпимость, национальная кичливость.

Конфликты последних лет показали, что национальная солидарность нередко выступает как кровнородственная месть, поругание национального достоинства многие люди воспринимают как личное оскорбление. При этом национальная рознь всегда приводит к ненависти, жестокости, ослеплению разума. Психологическая безграмотность, отсутствие культуры общения в стрессовых ситуациях особенно пагубно сказываются в области межнациональных отношений. Национальная рознь коренится в бескультурье людей, низком уровне их воспитанности. Порой любое слово вызывает агрессивную реакцию, особенно когда представителей некоторых народностей суверенных республик называют мигрантами, оккупантами, инородцами, нацменами и т. п.

В сегодняшних условиях возрастает важность формирования культуры межнационального общения подрастающего поколения.

Культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.

Культура межнационального общения — это многофункциональное явление, имеющее интегративную характеристику. Она имеет следующие структурные компоненты:

■ когнитивный — знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики — таких, как долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.; проблем теории и практики межнациональных отношений;

■ мотивационный — желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей;

■ эмоционально-коммуникативный — способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность;

■ поведенческо-деятельностный — владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и веры.

В соответствии с этими компонентами выделяются и главные направления педагогической деятельности.

Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения, по мнению 3. Т. Гасанова, включает ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.

При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения влияют на детей самым различным образом. Раскрыть механизмы этого воздействия и определить обусловленные ими цели и содержание организованного воспитания, по мнению 3.Т. Гасанова, целесообразно по таким параметрам:

■ «отношения народов и стран мира, формирование общечеловеческих чувств сознания и культуры межнационального общения;

■ отношения народов стран Европейского Сообщества и формирование у молодежи чувств и сознания европейства;

■ отношения народов СНГ и формирование у молодежи чувств и сознания принадлежности к Содружеству;

■  отношения народов России и формирование у молодежи российского самосознания, патриотизма и гражданственности;

■ этносоциальные условия национально-территориальных образований (республик, областей, округов) и формирование у молодежи национальных, общенациональных и гражданско-патриотических чувств и сознания;

■ этносоциальные условия национально-культурной автономии и формирование у представителей малочисленных, дисперсно расселенных народов и национальных меньшинств национальных и гражданско-патриотических чувств и сознания»

Межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях.

При организации процесса воспитания у учащихся культуры межнационального общения необходимо предусмотреть осмысление, освоение опыта различных уровней раз-вития межнациональных отношений.

Взаимоотношения народов и стран мира и сложившаяся в человеческом сообществе этносоциальная ситуация оказывают реальное воздействие на формирование у людей общечеловеческих норм культуры поведения. Важно упорядочить влияние на личность этносоциальной среды, сформировать у нее собственный позитивный опыт межнационального общения, способность правильно реагировать на воздействия среды.

В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние.

Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. В этой связи содержание образования должно включать следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденция народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные процессы и глобальные проблемы народов.

Информация о работе Теория и методика воспитания