Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 15:50, контрольная работа
Семьи учащихся очень разные, по-разному складывают¬ся отношения с родителями. В современных условиях воз¬никло немало проблем, которые усложняют взаимодействие школы и семьи. Существенно изменились и сами семьи (см. хрестоматийный материал), что отражается на харак¬тере и формах взаимодействия школы и семьи и должно учитываться при организации работы с родителями и детьми.
■ использование в воспитательном процессе имеющихся природных, культурных и исторических факторов;
■ воспитание чувства принадлежности к культуре города (села);
■ привлечение учащихся к деятельности по улучшению, преобразованию своего города (села);
■ приобщение школьников к закреплению и развитию традиций в своем городе (селе).
Воспитание гражданина России. Воспитывая россиянина, гражданина своего Отчества, целесообразно сделать акцент:
■ на осознание учащимися причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
■ сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости, национального само? сознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;
■ знание и широкое использование своих гражданских прав и добросовестного выполнения гражданских обязанностей;
■ ответственность за сохранение духовного, промышленного, научного, культурного потенциала России;
■ формирование осознанного отношения к политике государства, с учетом запрета на деятельность в школе политических организаций и пропаганду учителем своих политических взглядов;
■ ориентацию в экономической структуре и политике государства, поиск форм трудовой и предпринимательской деятельности, доступных в зависимости от возраста.
Для решения этих задач необходимы:
■ знакомство с историей своей страны;
■ осмысление, анализ различных точек зрения на судьбу Отечества, формирование у школьников собственной гражданской позиции;
■ использование в оформлении школы государственных атрибутов и символов, проведение в школе государственных праздников;
■ возрождение, сохранение и развитие этнических традиций;
■ знакомство с лучшими образцами культуры, искусства
своего народа, нации;
■ изучение законов своей страны, своих прав и обязанностей;
■ формирование представлений о многообразии и специфике экономических моделей, действующих в нашем обществе, видах собственности;
■ воспитание уважения ко всему тому, что создал народ на протяжении истории Российского государства, к результатам своего собственного труда;
■ правовое просвещение учащихся и освоение действенных средств личной защиты.
Воспитание человека мира. Важно сформировать у школьников ответственность за продолжение жизни на Земле. В воспитании ребенка как человека мира могут быть намечены следующие направления:
■ формирование планетарного, глобального мышления, целостности восприятия окружающего мира и человека как неотъемлемой части и высшей ценности; чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли;
■ формирование экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека;
■ пробуждение интереса к экологическим вопросам, основанного на умении общаться с природой, читать книгу природы, понимать закономерности ее развития;
■ формирование знаний о себе как природном существе, представления целостной картины мира и своего места в нем;
■ воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистического типа отношений между людьми;
■ формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого общества;
■ обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций, различных национальных групп, различных культур;
■ воспитание уважения к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны, внутреннее неприятие любых форм насилия и неуважения к человеку;
■ знакомство с приемами социально-психологической защиты личности в ситуациях социальной напряженности и конфликтов, обучение рефлексии собственного поведения и отношений с другими людьми.
Воспитание творческой индивидуальности. Работа в этом направлении предусматривает реализацию идеи самоценности, уникальности воспитанника в соотношении с интересами и потребностями других людей и создание условий:
■ для «осознания личностью своей неповторимости, самоценности при адекватности самооценки, умении посмотреть на себя со стороны, способности к рефлексии, самодиагностике, самооценке;
■ выработки воспитанниками круга жизненных ценностей, лежащих в гуманистической парадигме, ответственности перед собой и другими за выбор жизненного пути;
■ развития самостоятельности и креативности мышления, формирования когнитивных характеристик, обеспечивающих свободу ориентации в различных жизненных ситуациях;
■ развития и совершенствования индивидуальных каналов и способов восприятия мира, овладения внутренними ресурсами физического, психического, нравственного самосовершенствования;
■ раскрытия творческих задатков и способностей, овладения креативными формами самовыражения во всех сферах бытия».
Задача воспитателя — оказывать помощь ребенку, подростку, старшекласснику в адаптации к школьной среде, в освоении новых социальных ролей в ограниченной для каждого форме; в создании имиджа своего стиля поведения, общения, манеры одеваться, в выборе социально приемлемых способов индивидуальных проявлений; в определении специфических функций в семье, школе, в кругу сверстников.
Формирование творческой индивидуальности невозможно без обеспечения защищенности, устойчивости позиции воспитанника, сохранения его чести и достоинства от посягательств окружающих, без приобретения им умения переживать неудачи, преодолевать препятствия.
Направлениями воспитания творческой индивидуальности могут быть:
■ «проведение комплексной диагностики психофизиологических, социальных, нравственных и других особенностей учащихся, уровня развития личностных сфер;
■ знакомство с многообразием способов самопознания и самодиагностики;
■ введение в учебные программы курсов типа «Познай самого себя», «Твои возможности, Человек», «Человековедение» и др.;
■ проведение тренингов по развитию креативных характеристик мышления, эмоционально-волевой сферы, по самоориентации, саморефлексии и т.д.;
■ занятия по ТРИЗу (теории решения изобретательских задач), развитие различных форм урочной и внеурочной творческой деятельности;
■ создание ситуаций выбора в различных сферах жизнедеятельности с последующим анализом, имитационное моделирование таких ситуаций;
■ знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей, проявивших себя в истории Отечества, в мировой истории как яркие индивидуальности;
■ совместные со сверстниками, учителями, родителями дела, позволяющие предъявить положительные результаты творческой деятельности и приобрести опыт индивидуального, группового, коллективного творчества;
■ включение учащихся в деловую сферу, в самостоятельную предпринимательскую деятельность, связанную с цивилизованным бизнесом».
4. Формирование базовой культуры личности
Содержание воспитания, предложенное О. С. Газманом и А. В. Ивановым, направлено на формирование базовой культуры личности. Культура личности понимается ими как достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. Авторы выделяют следующие направления базовой культуры:
■ культура жизненного самоопределения;
■ культура семейных отношений;
■ экономическая культура и культура труда;
■ политическая, демократическая и правовая культура;
■ интеллектуальная, нравственная культура и культура
■ общения;
■ экологическая культура;
■ художественная культура;
■ физическая культура.
Центральным звеном базовой культуры авторы считают культуру жизненного самоопределения, которая характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья.
В самоопределении главным компонентом является выработка позиции творца, преобразующего себя. Самоопределение предполагает самостоятельность, позиционную определенность, программу действий для ее воплощения.
Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма, его базой, является наличие сфер самоопределения: 1) человек; 2) общество; 3) природа; 4) интегративные продукты человеческой деятельности (ноосфера).
Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью.
Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании человеческого в человеке, самоценности человеческой жизни.
Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение таких ценностей, как Родина, народовластие, демократия, гласность, семья, труд, гражданская собственность и др.
Самоопределение в сфере «Человек и природа» строится через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование собственной личности. Оно включает овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.
Продукты человеческой деятельности (ноосфера) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса, ответственности за последствия его взаимодействия с техникой, гражданское отношение к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, выявление и формирование народных и национальных основ культуры личности х.
Формирование культуры жизненного самоопределения тесно связано с формированием способности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
Постановка перед собой цели — необходимый шаг сознательного движения человека по жизни. На каждом этапе развития возникает активная сфера самореализации. Задачи педагогов — предоставить возможность школьнику для самоутверждение своей личности, уважение своего человеческого достоинства; помочь овладеть такими способами самоутверждения, которые не ущемляли бы интересы других, т. е. научить действовать с соблюдением нравственных законов, принятых в человеческом обществе.
Стратегическое направление педагогической работы — сделать для ребенка престижной сферу нравственного самоутверждения.
Особая область самореализации школьников — развитие творческих способностей. Необходимо помогать ребенку преодолевать сложности в различных видах творческой деятельности.
Даже самые благородные цели человек не может реализовать, если не обладает навыками элементарной психической саморегуляции, способами достижения цели.
Самореабилитация предполагает наличие у человека возможностей защитить себя культурными способами от неопределенности, отстоять свою позицию, восстановить мир; умение решать конфликты без нервных перегрузок, способность снять излишнее напряжение, умение овладеть эмоциями, умение отдыхать, адекватно оценивать себя и других.
Самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация, являясь важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся и основными направлениями педагогической работы.
Глава 9 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
1. Патриотическое воспитание молодёжи
Под патриотизмом понимают любовь к своей Родине, к своему дому, деревне, городу или области, ко всей стране. Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить ее интересам, выполнять конституционные обязанности по защите Родины. Он неразрывно связан с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе. Это естественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям. Фундаментальные основы этого понятия существуют в любой стране мира. Более того, как идея — это необходимое условие существования любого государства.
Героическое в судьбе России должно активно пропагандироваться независимо от того, при каком государственном строе оно проявлялось — при первобытно-общинном, феодальном, капиталистическом или социалистическом.
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе.
Патриотизм функционирует и проявляется через национальное. Необходимо иметь в виду первоначальный смысл понятия «национализм» как приверженность и любовь к своему народу и отличать его от шовинизма, который означает высокомерное превозношение своего народа за счет других и презрительное отношение ко всему чужеродному. Заметим, что в советских словарях «национализм» определяется как «превосходство одной нации над другой» и рассматривается как идеология буржуазии. В этом смысле национализм отождествляется с шовинизмом.