Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 15:36, курсовая работа
Художественное творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. Именно через развитие творческого потенциала своих способностей, младший школьник сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество.
Введение.
Художественное творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. Именно через развитие творческого потенциала своих способностей, младший школьник сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество.
В современном обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Младший школьник вынужден реагировать на них адекватно, активизируя потенциал своих общих и специальных способностей, развить в себе творческое отношение к решению актуальных проблем наиболее эффективными современными способами. В данной работе рассматривается один из таких современных способов - использование мультимедиа технологий, позволяющий реализовать поставленную цель, развивая художественно-творческие способности ребенка, креативность.
Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями.
Цель исследования состоит в определении влияния мультимедиа технологий на развитие художественно-творческих способностей ребенка.
Объект исследования - развитие и активизация художественно-творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования – мультимедиа технологии как средство развития художественно-творческих способностей младших школьников.
Гипотеза – процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников будет проходить более эффективно, если активизация художественно-творческой деятельности младших школьников происходит вследствие применения мультимедиа технологий.
Задачи исследования:
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости применения мультимедиа технологий с целью развития художественно-творческих способностей младших школьников.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и двух приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Попытка определить содержание художественно
- творческих способностей к изобразительной
деятельности предпринималась неоднократно
разными исследователями. В отличие от
содержания общих способностей к другим видам деятельности,
содержание художественно-творческих
способностей в определенной степени
раскрыты и представлены в психолого-педагогической
литературе. Однако, они не являются бесспорными
уже потому, что различны или по своей
сущности, или по объему, или по структуре.
Можно привести
одну из формулировок, в общих чертах определяющую
сущность творческой деятельности человека,
в которой проявляются художественно-
творческие способности. Художественно-творческая деятельность
- форма деятельности человека, направленная
на создание качественно новых общественных
ценностей.
Проявление художественно - творческих способностей
среди детей младшего школьного возраста
варьирует от крупных и ярких талантов
до, скромных и малозаметных. [8] Но сущность
художественно-творческого процесса одинакова
для всех. Разница определяется в конкретном
материале художественного творчества, в масштабах
достижений и их общественной значимости.
Отмечаемый
парадокс — художественное творчество, являясь высшим
проявлением феномена '"Человек",
менее всего изучено — объясняется также
спецификой его собственной природы: спонтанный
характер художественного творчества делает его неуловимым
для естественнонаучных методов.
В одной
из своих работ Н.П. Саккулина выделяет
две группы способностей к художественно-творческой
деятельности: способность к изображению
и способность к художественному выражению. [19]
Способность к изображению состоит из трех компонентов:
1. Восприятие и связанное с
ним представление. Для того, чтобы
научиться изображать, надо овладеть
особым способом восприятия, т.е.
видеть предмет в целом (воспринимать
содержание и форму в единстве)
2. Овладение средствами
3. Овладение техникой рисунка. Технические умения
и навыки тесно слиты с графическими, являются
их составной частью.
Способность к художественному выражению.
Четкого
выделения компонентов этой способности
Н.П. Саккулина не дает, однако она выделяет
некоторые качества (свойства), составляющие
способность к образному выражению:
1. Эстетическое
восприятие явлений реального мира, т.е.
не просто сенсорное восприятие, необходимое
для изображения, но и эстетическая оценка
воспринимаемого явления, эмоциональный
отклик на него. Способность видеть, чувствовать
выразительность предмета. Именно это
качество создает основу для выражения
в графической форме того, что особенно
поразило, удивило, обрадовало и т.п. [19].
2. Интеллектуальная
активность. Проявляется это качество
в переработке впечатлений, отборе того,
что поразило сознание, чувство, в направленности
ребенка на создание нового, оригинального
художественно-выразительного образа.
Ряд
исследователей, под руководством
Н.А.Ветлугиной считают, что художественно-творческие
способности могут быть представлены
и как специальные задачи обучения деятельности.
Выделенные выше художественно-творческие
способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих
в творчестве, или качество способов действий.
[3,21]
Творчество
всегда индивидуально, поэтому развитие
творческих способностей не возможно
без опоры и учета всех сторон индивидуальности.
Именно на эти развиваемые структуры
индивидуальности необходимо опираться
при формировании художественно-творческих
способностей младших школьников средствами
мультимедиа. При развитии специальных
способностей к изобразительной деятельности
формируются и воспитываются множества
личностных качеств. Это прежде всего
волевое качество, в основе которого лежит
способность к преодолению трудностей.
Особенно интенсивно может тренироваться
такое качество, как стремление к саморазвитию
и самосовершенствованию при “ясной”
и “зримой” результативности таких усилий.[12]
Развитие
художественно-творческих способностей
младших школьников зависит не только
от личностных особенностей учащихся,
но и от психолого-педагогических методов
и способов воздействия на личность. Формирование
и развитие художественно-творческих
способностей школьников средствами мультимедиа,
определяется, прежде всего, наличием
соответствующих задатков и предрасположенностью
к художественно-творческой деятельности.
Изобразительное искусство содержит
в себе уникальные особенности художественно-творческой
и духовно-практической деятельности.
Эти особенности состоят в том, что в процессе
творческой деятельности учащиеся не
только решают свои художественно-творческие способности, но и приобретают
знания о мире, а так же осваивают эмоционально-ценностные
отношения к окружающему миру и к самому
себе.
При обучении
младших школьников основам художественного
искусства посредством мультимедиа, преследуется
цель воспитания высокообразованной и
творческой личности. У школьников формируются
знания о нем и навыки художественного
творчества.
Изучение
педагогического аспекта проблемы развития
художественно-творческих способностей
детей выявило следующую деталь. В процессе
формирования художественно-творческих
знаний и умений необходимо широко применять
современные образовательные технологии
обучения и методы. К методам развития
художественно-творческих способностей
младших школьников, можно отнести следующие:
Каждый из методов соответствует:
Обучение художественному искусству младших школьников средствами мультимедиа, с применением вышеперечисленных методов, позволяет не только поднять уровень их художественно-творческих способностей, но и способствовать духовному обогащению, формированию художественного вкуса, овладению техническими знаниями, развивать у детей трудовые умения и навыки, а также позволяет получить психологическую и практическую подготовку к общественно - полезному труду. [12,20,21]
Младший школьник в процессе развития
своих художественно-творческих способностей
проходит 4 основных этапа, не зависимо
от задатков, данных ему «от природы».
1этап – игра:
На первом этапе для младшего школьника роль – педагог является наставником и великодушным героем, т.е. примером для подражания, одновременно. Ребенок еще окончательно не определился с выбором интересов, его интересует все или ничего. Он пытается определиться в разных видах занятий и увлечений. Но первоначальное увлечение каким- либо видом деятельности может померкнуть из-за столкновения с первыми трудностями. Поэтому девиз педагога на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».
2 этап - индивидуальность.
На этом этапе все еще большую роль для ребенка играют семейные традиции. Например, дети цирковых артистов начинают выступать вместе с родителями, можно сказать с пеленок. Они привыкают к ежедневной работе, минуя этап игры. Но такое положение дел является исключением из общих правил. Большинство детей младшего школьного возраста посещают различные кружки, секции, студии, в которых с детьми индивидуально занимаются профессиональные педагоги. Быстрота успехов ребенка – показатель работы педагога, т.к. взрослые приспосабливаются к их особенностям. На этой стадии школьник проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов, постигая свой талант.
3 этап – рост
мастерства.
На этом этапе младший школьник нуждается
в квалифицированном педагоге, который
становится для него главным судьей. Родители
«уходят» на задний план, их роль сводится
к моральной и материальной поддержке
своего ребенка. Для поддержания желания
трудиться, достигать желаемых результатов,
педагогам необходимо организовывать
конкурсы, выставки или соревнования
для своих подопечных, которые проходят
уже вне дома. Родителям отводится роль
зрителей.